Протокол № 54

25 июля 1918 г.

Заседание происходило в актовом зале Скорбященской гимназии под председательством высокопреосвященного Митрофана, архиепископа Астраханского и было открыто им в 6 ч[асов] 15 м[инут] вечера.

В заседании участвовали 26 лиц, лист с собственноручными подписями которых при сем прилагается.

В заседании продолжалось обсуждение вопроса о численном составе будущих Соборов.

Высокопреосвященный председатель предложил руководствоваться составом настоящего Собора. Но так как в настоящий Собор вошли 62 члена Предсоборного Совета, то теперь они вероятно отпадут.

Епископ Серафим Старицкий выразил ту мысль, что зато в состав Собора должны войти члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета.

Генерал Л. К. Артамонов заметил, что такой Предсоборный Совет, вероятно, нужен будет и при будущих Соборах. Он подготавливает и разрабатывает материал для Собора. Вряд ли работы Собора были бы так продуктивны, как теперь, если бы Предсоборный Совет не исполнил вперед колоссальной подготовительной работы.

Епископ Симон сказал, что когда Собор не собирался целые века, то нужны были большие подготовительные работы не только Синода, но и посторонних членов. Но теперь начинается новая эра, соборность уже глубоко заложена, и Священный Синод и Высший Церковный Совет будут достаточны для подготовки материалов. Вообще же надо всячески хлопотать о сокращении Членов Собора, ибо при большом числе участников работы не могут быть так продуктивны, как при более малом числе членов.

Епископ Серафим Старицкий заявил, что настоящий Собор чрезвычайный, его справедливо сравнивают с Учредительным собранием, для будущих же Соборов вряд ли столько будет работы, сколько для настоящего. Потому он находит Предсоборный Совет для будущих Соборов излишним.

М. И. Арефьев говорит, что, вероятно, для будущих Соборов достаточно будет и органов высшего церковного управления. Эти органы могут приглашать себе в помощь и специалистов, но зачем же их вводить в Собор с правом решающего голоса.

Архиепископ Митрофан выражал ту мысль, что работы Предсоборного Совета для Отдела управления не только не помогли, но тормозили его дела, так как Предсоборный Совет именно шел против патриаршества. Но, конечно, сведущие лица для Собора желательны, и внес предложение — разделить всех членов Собора на выборных (по 6-ти от каждой епархии) и кооптированных и предоставить Собору широкое право кооптации.

Генерал Артамонов соглашается с предложением председателя.

Епископ Симон не согласился с этим предложением, потому что поздно кооптировать, когда Собор уже начал действовать. На настоящий Собор не были приглашены многие миссионеры и общественные деятели, и может быть Собор понес чрез это большой нравственный урон. Наше дело теперь не переписать только нынешний Устав, а разобраться и преднаметить разные группы членов будущих Соборов.

М. И. Арефьев заметил, что никто не может лишать Собор нрава кооптации.

Архиепископ Митрофан, возражая епископу Симону, сказал, что Собор может начать свою деятельность с настоящим выборным составом, а там кооптировать кого найдет нужным, но разумеется это право кооптации не должно быть безграничным. Итак, надо различать членов Соборов по группам (выборные и кооптированные) и рассуждать о каждой группе отдельно. Посему одних членов мы можем исчислить теперь, а других предоставим самим будущим Соборам.

ПОСТАНОВИЛИ: принять предложение преосвященного председателя и признать основным ядром будущих Соборов лиц, выборных от епархий, в количестве шести лиц: епископ, два клирика и 3 мирянина.

II. Разбирали далее состав членов настоящего Собора в отношении к составу будущих Соборов.

При обсуждении были высказаны те мысли одними, что допустить представительство только от самостоятельных епархий, а другими и от полусамостоятельных, третьи, допуская представительство от полусамостоятельных епархий, высказывались за то, что от последних должно быть меньшее представительство, чем от первых.

М. А. Семенов внес предложение сказать вообще: предоставляется право представительства на Соборах всем существующим самостоятельным, а равно и имеющим ко времени будущего Собора образоваться в самостоятельные епархиям.

Генерал Артамонов говорил, что необходимо допустить представительство и от полусамостоятельных епархий, потому что все они имеют свою особую физиономию, например, казаки Уральские ничего не имеют общего с жителями Самарской губернии и т. п.

Граф Д. А. Олсуфьев высказался против принципа представительства локального, местного, которое должно менее всего быть допущено в делах церковных.

Высокопреосвященный председатель возразил, что каждая епархия есть Церковь и как таковая должна иметь свое представительство.

По обсуждении, по голосованию было ПРИНЯТО: распространить право представительства на полусамостоятельные епархии.

III. Обсуждали вопрос: в каком количестве должно допустить представительство от епархий и полусамостоятельных викариатств?

Генерал Артамонов предложил, чтобы от полусамостоятельной епархии были только два представителя: один клирик и один мирянин.

Епископ Симон предложил, чтобы общее представительство от епархий было то же, но если в епархии есть полусамостоятельное викариатство, то общее число представителей делится в этой епархии, а иначе будет несправедливость в том, что часто от маленьких епархий будет двойное или полуторное представительство, а от больших епархий — одно.

Епископ Серафим возражал, что часто правящий епископ никакого понятия не имеет о людях, живущих в полусамостоятельных викариатствах — например, что общего у Самары с Уральскими казаками, — а потому и полусамостоятельные епархии должны иметь полное представительство, по крайней мере — епископа, клирика и мирянина.

Епископ Палладий поддерживал мысль епископа Серафима, потому что полусамостоятельный епископ так же заботится о своей пастве, как и самостоятельный и будет странно, если поставленные им клирики будут иметь избирательное право на Соборе, а поставивший их епископ этого права не имеет.

Председатель. огласил предложения:

1) предоставить полусамостоятельным епархиям представительство — епископ, клирик и два мирянина;

2) три члена — епископ клирик и мирянин.

По голосовании второе предложение принято, а первое отклонено.

IV. Обсуждали о представительстве от монашества. На настоящем Соборе участвовали наместники 4-х лавр и 4-х знаменитых монастырей (Оптиной пустыни, Саровской пустыни, Соловецкого и Валаамского монастырей).

Сперва обсуждали вопрос о наместниках лавр.

Высказались за наместников лавр — епископ Симон, епископ Палладий, Л. К. Артамонов, архиепископ Митрофан.

По голосовании ПОСТАНОВИЛИ: в числе членов Собора признать наместников 4-х лавр.

V. Рассматривали вопрос о настоятелях известных монастырей.

ПОСТАНОВИЛИ: признать в числе членов Собора и настоятелей знаменитых монастырей.

VI. Обсуждали вопрос о представительстве от женских монастырей.

За участие на Соборах игумений ради пользы церковной высказался епископ Симон. Мы, говорил он, должны ценить здесь не пол или личность, а самую обитель, и хотя неканонично участие мирян на Соборе, но в данный момент это необходимо и мы их допустили, так должны действовать и в этом случае.

За необходимость привлечения на Собор представительства от женских монастырей высказался и прот[оиерей] Чельцов. В женских монастырях много народу, туда стекаются толпы и служба и проповедь там постановлены в достаточной степени.

Архимандрит Гурий возражал против этого участия, так как исторически на Соборах монахи участвовали всегда, но монахинь мы там не видим и мы ввели бы новшество, какого еще нигде в Поместных Церквах нет.

Генерал Л. К. Артамонов не согласился с архимандритом Гурием. В Древней Церкви в Византии положение женщины было иное, чем у нас в России. В России женские монастыри играют громадную роль, и мы не имеем права препятствовать им быть на Соборе. Женщина в России сейчас в религиозном отношении имеет большое значение. Мы признали за ней право быть штатным псаломщиком. Каким же образом мы можем не допустить игумений на Собор только потому, что это когда-то не было в Византии?

Граф Д. А. Олсуфьев поддерживал Л. К, Артамонова, указывая, что, если есть что в религии сильное, глубокое и хорошее, то это главным образом идет от женщины. В древности на женщину был такой низкий взгляд, что допускалось многоженство, но теперь, если бы допустить женщин на Собор, мы бы имели очень ценные голоса.

Архиепископ Митрофан возражал с канонической точки зрения. «Жена да не учит» — сказано в Апостольских посланиях, и она с церковного амвона говорить не может. А кафедра Собора есть кафедра учительства по преимуществу, и женщина здесь учить не должна, и предлагаем это новшество не вводить самим, а передать на предварительное рассмотрение Священного Синода.

Архимандрит Владимир заметил, что нам все же надо голосовать этот вопрос в Отделе, а его всегда может кассировать и Священный Собор и Совещание Епископов.

Архимандрит Гурий настаивал на канонической точке зрения о недопустимости женщин участвовать в деле соборного церковного управления.

Граф Д. А. Олсуфьев указывает, что движение в эту сторону уже есть: женщина допущена в приходский совет, в старосты и псаломщики церковные, и мы только можем сказать: желательно допустить их или нет, а там, в дальнейшем уже будет определить форму их участия: число, право голоса и т. п.

Архимандрит Владимир, возражая, архимандриту Гурию, говорил, что хотя участие мирян на Соборе неканонично, но мы себе не можем представить настоящего Собора без мирян. У нас есть орган, который может сказать: каноничен этот Собор или нет — и если Епископское Совещание не сказало этого, то мы не в праве уже возражать и обсуждать. Здесь не может быть речи о большей или меньшей каноничности. Если Собор хоть немножко неканоничен, он все равно не авторитетен. Раз Епископское Совещание не указало неканоничности этого Собора, то у нас связана и воля, и чувство.

Генерал Артамонов, также возражая архимандриту Гурию, указал, что в Византии мирян представлял на Соборах император. А ведь бывало, что в дела Церкви вмешивались и императрицы. Мы же вводим на Собор не женщину, а существо бесполое, ангела — монахиню.

Епископ Симон говорил, что Церковь не вся запечатлена, что она живая и может жить и развиваться. Мы, старообрядцы, может быть потому и живучи, что верим в эту жизнь Церкви. Мало ли что было: апостол запрещает мужчине быть в Церкви с покрытой головой, а мы, епископы, носим митры. Далее, каноны запрещают непосвященному чтецу читать на церковном амвоне, а на Соборе мы допустили на этот амвон людей совсем непосвященных. Мало ли что еще есть у нас, и я всей душою стою против тех, которые стоят за букву канонов, а дух Церкви убивают.

Список ораторов исчерпан.

Высокопреосвященный председатель огласил предложения:

1) Допустить женщин на Собор с полным голосом.

2) Допустить ее с совещательным голосом.

3) Передать этот вопрос на рассмотрение того Отдела, который решал вопрос о праве женщины в Церкви.

По постановке вопроса высокопреосвященный председатель высказался в том смысле, что каноническая точка зрения не уяснена, и предложил:

4) решить вопрос: уяснена ли для нас эта каноническая точка зрения об участии женщин на Соборе или передать в специальный Отдел.

По голосовании ПОСТАНОВИЛИ: передать этот вопрос в специальный Отдел.

VII. Обсуждали вопрос о пополнении числа настоятелей.

Высказано было желание пополнить представителями монастырей, известных высокой жизнью иноков.

ПОСТАНОВИЛИ: на Соборе участвуют настоятели монастырей: Соловецкого, Валаамского, Оптинского, Саровского, Глинского, Ново-Афонского, Иннокентиевского (Сибирского).

Следующее заседание назначается на пятницу 27 июля в том же помещении в 6 ч[асов] вечера.

Председатель Архиепископ Митрофан

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 221. Л. 101–104 об. Машинопись. Подлинник. Подпись — автограф.