Протокол № 5

18 сентября 1917 г.

При узаконенном кворуме собрание открылось под председательством Андрея, епископа Уфимского, в 10¼ часов утра. Так как в предыдущем заседании не были выслушаны все записавшиеся ораторы, то председатель не нашел нужным огласить протокол предыдущего заседания и предложил записавшимся ранее ораторам выступить с своими речами.

Свящ[енник] Сироткин защищал территориальность прихода, указывая на то, что теперь должны умножаться всякие приходские учреждения и что духовенство, вероятно, будет содержаться прихожанами. Ввиду этого нужно вести точнее исчисление прихожан, которые должны подвергнуть себя самообложению на означенные выше расходы.

Андреев Ф. Г. выражает несогласие с редакцией 1-го § положения о приходе и предлагает свою: «Церковным приходом в Русской Православной Церкви называется живущая при храме на определенной местности община в составе клира и мирян и состоящая в полном каноническом единении с своим епископом как с своим высшим пастырем». Не удовлетворяет его также и 2-й §, где идет речь о необходимости разрешения высшей церковной власти для открытия прихода, и он предлагает такую редакцию этого §: «открытие нового прихода совершается по просьбе населения и утверждается высшим церковным начальством управлением при соблюдении правил и узаконений, сюда относящихся».

Тихомиров К. Н. выражает недовольство тем, что в 1-м § мало сказано о значении священника в приходе и предлагает добавить к этому § слова: «под пастырским благодатно-таинственным воздействием и руководством священника».

Кузнецов Н. Д., пригласивши собрание к особенной внимательности в деле определения понятия о приходе, возражает против приведенного и рекомендованного еп[ископом] Серафимом Челябинским мнения о приходе проф[ессора] Алмазова. По этому определению, приход есть «церковное учреждение», но этим выставляется на вид только одна сторона его — божественное происхождение, тогда как Церковь, а след[овательно], и приход заключает в себе и общественную, человеческую сторону (слова Христа, сказанные после исповедания ап[остолом] Петром божества Христа Спасителя, выдвигают на вид и необходимость для основания Церкви и человеческой деятельности). Между тем, понятие о приходе как «учреждении» наводит нас на мысль о тех благотворительных «учреждениях», где призреваемые не имеют права голоса в решении вопросов, относящихся к жизни учреждения, и где все состоит в воле смотрителя… Лучше всего дать бы такое определение понятия о приходе: «православным приходом называется живущая на определенном месте, объединенная около своего храма церковная община в составе клира и мирян, составляющая часть епархии, находящаяся в каноническом отношении с своим епархиальным епископом, под ближайшим руководством поставленного им священника». Далее Н. Д. Кузнецов высказывается за территориальность прихода, так как невозможно быть деятельным прихожанином, находясь в очень далеком расстоянии от приходского храма, и, кроме того, нельзя предоставить приписку к известному приходу свободе каждого: некоторые храмы могут остаться совсем без прихожан.

Высокопр[еосвященный] Серафим, архиеп[ископ] Тверской, сообщает историю попыток дать определение прихода и защищает формулу, предложенную Комиссией, в особенности оттеняя ее православие, так как она ставит архипастыря на его настоящее место — руководителя паствы ко спасению души и отца верующих. Попутно архиепископ Серафим критикует попытки некоторых канонистов, «последователей немецкого канониста Зома», которые мало думают о главной цели прихода — душеспасении, особенно настаивая только на том, чтобы приход имел полную самостоятельность и не подчинялся епископу. Затем высокопр[еосвященный] Серафим предлагает и некоторое изменение для принятой в Комиссии формулы и читает свой вариант этой формулы: «приходом в Православной Церкви называется церковная община, в составе клира и мирян, ограниченная определенной местностью и составляющая часть епархии, а потому канонически подчиненная епископу как своему высшему пастырю, имеющая назначенный церковною властью храм и доверенная ближайшему пастырскому руководству настоятеля при содействии прочих священнослужителей».

Затем А. И. Надеждин и А. И. Июдин указывают на необходимость предоставить мирянам большее участие в жизни прихода, причем относительно территориальности прихода замечают, что она в селах уже вошла в жизнь и что признание ее не мешает человеку быть прихожанином и далекого от него прихода, членом которого он может записаться по своему желанию.

Москвин Н. Н. настаивает на принятии такого определения прихода, которое бы подходило ко всем приходам России, а таким определением может быть то, в котором нет упоминания о территориальных границах прихода: сибирские приходы, напр[имер], не могут иметь территориальных границ, так как сибирские народцы часто меняют места жительства. Кроме того, и определение «русский» должно быть изъято из 1-го §. Можно еще принять термин «российский», но только тогда, когда и Грузия войдет в состав Российской Церкви. Нужно также опустить выражение «по поручению епископа», так как духовенство может быть выборным, а не назначенным епископом.

Епископ Серафим Челябинский говорит, что так как приход как церковная организация есть церковное установление, то необходимо сначала определить именно церковную природу прихода. Но, называя вместе с проф[ессором] Алмазовым приход «учреждением», преосвященный мыслит его не как богадельню для призреваемых, а как живой организм, и отводит активную роль и мирянам. Затем преосв[ященный] говорит против названия прихода «общиной» как термина светского и пахнущего лютеранством. И в Ев[ангелии] от Матфея 16, 18, несомненно, всякий усмотрит определение Церкви как «учреждения божественной воли», а не общины. Церковь именуется учреждением у св. отцов (Афан[асий] Вел[икий], т. 2-й, письма), да и Н. Д. Кузнецов, восстающий против термина «учреждение», в журналах Предсоборного присутствия говорит, что Церковь представляет собою институт или учреждение (IV, 128 и 132). Но если о Церкви можно говорить как об учреждении, то и о приходе как составляющем часть поместной Церкви, епархии, епископии можно говорить также как об «учреждении» или «установлении». В предложенной преосвященным в прошлом заседании формуле имеются поэтому все родовые признаки православного прихода.

Епископ Андрей говорит, что прибегать в определении понятия о приходе к букве канонов едва ли полезно — нужно усвоить себе самый дух, каким проникнуты эти каноны, а дух этот — дух истинной заботливости о нуждах верующих. Руководясь этою основною целию всех канонов, нам нельзя очень строго держаться раз установившихся границ приходов, а приходится делать переводы прихожан не только из одного прихода в другой, но даже и в другую епархию переводить целые села. Вообще насильно удержать прихожан на известной приходской территории теперь невозможно и потому лучше упоминание о территориальности прихода исключить из 1-го §.

Папков А. А., отстаивая в общем редакцию подкомиссии, находит однако неподходящими термины «подчиненная» и «по поручению епископа». Затем, признавая вообще территориальность прихода, он находит нужным присоединить к 1-му § примечание о том, что на большие города, как Петроград и Москва, признак территориальности не простирается. Попутно А. А. критикует поправки, внесенные к формуле подкомиссии, в особенности указывая на неосновательность опасений расширения народовластия в деле управления прихода, если ему будут предоставлены права юридического лица: при полном внутреннем единении с епископом прихожанам и желания не придет узурпировать принадлежащие епископу права.

Свящ[енник] Н. Пятс делает предложение назвать приход «обществом верующих» и при составлении определения понятия о приходе связать принцип территориальности с принципом продолжительности пребывания известного лица в приходе и рекомендует при этом принять к сведению устав православных приходов в Финляндии. К этому о. Пятс присоединяет просьбу о сокращении прений, так как вопрос довольно выяснен.

Астров П. И. приглашает теперь же проголосовать положение о территориальности прихода: раз Отдел примет этот пункт, то Комиссия может продолжать дело составления приходского устава. И признак территориальности прихода должен быть выдвинут вперед — иначе приходская жизнь сложится неправильно. Что касается предложения А. А. Папкова сделать к 1-му § примечание о праве домовых церквей иметь приходы, то о домовых церквах должно быть сказано не в примечании, а в особом положении.

Прот[оиерей] Цветков Н. В. также требует внесения признака территориальности. Если кому-либо придется приписаться к новому приходу, на территории которого он поселится, это не может помешать человеку обнаруживать свою любовь и к тому храму, в котором он младенцем получил крещение.

Потулов В. А. находит нужным для Комиссии, чтобы теперь был проголосован весь 1-й §. Что касается столичных приходов, то в положении можно сказать, что вопрос о них остается открытым. А для приходов России вообще — необходимо ввести признак территориальности.

Свящ[енник] В. Н. Егоров, наоборот, считает введение этого признака не только не необходимыми, но и вредным для развития приходской жизни: насильно заставить человека работать в не нравящемся ему приходе нельзя. Поэтому он предлагает такую формулу: «приход есть входящая в состав епархии православно-церковная община, группирующаяся возле храма на началах канонического самоуправления, связанная единством религиозно-нравственных, благотворительных, просветительных и материальных обязанностей и интересов под каноническим руководством епископа чрез поставленного им настоятеля храма».

После этого за введение признака территориальности высказываются П. И. Писарев, А. В. Васильев, И. И. Беликов, и затем преосв[ященный] Андрей предлагает прекратить запись новых ораторов, на что собрание выражает полное согласие.

Из ранее записавшихся ораторов свящ[енник] Чернявский просит Отдел не забыть упомянуть о праве иметь свои приходы церквам учебных заведений, которым очень трудно содержаться на средства, отпускаемые от казны.

Г[осподин] Сапин предлагает перейти к баллотировке положений о приходе, высказываясь при этом против введения термина «община».

Г[осподин] Моцок стоит за территориальность прихода, так как иначе население каждого прихода будет постоянно меняться и все будут отказываться от обязанностей, какие налагает на каждого прихожанина приходская жизнь.

Прот[оиерей] Ильин в качестве мотива для введения признака территориальности указывает на то, что эта привязанность к своему приходу, даже очень бедному заставит человека внимательнее отнестись к нуждам прихода и поработать в деле его улучшения.

Собрание закончилось в 2 часа 10 минут по полудни.

На прилагаемом при сем листе имеются подписи 117 членов Отдела.

Товарищ председателя отдела В. Потулов

Делопроизводитель Н. Розанов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 269. Л. 21–25. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.