Протокол № 5

1 (14) февраля [1918 г.],

в Епархиальном доме (ком[ната] № 1)

Заседание происходило под председательством прот[оиерея] А. П. Рождественского, в присутствии прот[оиерея] П. Н. Лахо[с]тского, П. И. Астрова, С. Н. Булгакова, А. А. Салова и <В>. Г. Рубцова. К концу заседания прибыл преосвященный Челябинский Серафим. Заседание продолжалось с 11¾ час[асов] утра до 1¾ час[а] дня и предметом свои» занятий имело следующее:

1) Председатель сообщил, что П. И. Астров не имел возможности к настоящему заседанию заготовить порученного ему проекта подробной инструкции приходскому духовенству по проведению в жизнь соборного постановления о декрете народных комиссаров об отделении Церкви от государства (согласно постановлению Комиссии 30 января 1918 г., протокол заседания п. 3) и предложил перенести срок представления и обсуждения означенного проекта на следующее заседание Комиссии, имеющее быть 3 февраля, в субботу, и при этом выразил пожелание, чтобы при составлении этого проекта имелся в виду и был освещен и тот факт, что большевистская власть отбирает у консисторий и причтов метрические книги и бланки.

Предложение председателя было принято.

2) Председателем сообщено о тех изменениях, которые сделаны на Епископском Совещании в проекте дополнения к соборному постановлению (о декрете народных комиссаров об отделении Церкви от государства) по поводу декрета о гражданском браке, каковой проект был представлен С. Н. Булгаковым и принят Комиссией на предыдущем заседании (протокол 30 января, п. 2).

По обмене мнений, в котором принял участие и преосвященный Челябинский Серафим, проект дополнения в некоторых частях перередактирован (проект прилагается к сему протоколу в новой редакции).

ПОСТАНОВЛЕНО: в исправленной редакции огласить проект дополнения на Священном Соборе.

и 3) Прот[оиерей] П. Н. Лахо[с]тский и П. И. Астров сообщили Комиссии сведения по делу о захвате большевиками синодальных типографий и книжных складов.

По обмене мнений признано настоятельно нужным ответить на то новое проявление большевистской злобы к Православной Церкви определенным актом Священного Собора и найти пути к наиболее широкому распространению сего акта в православном народе.

Председатель Комиссии Протоиерей А. Рождественский

Делопроизводитель Н. Гринякин

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 550. Л. 14–14 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 552. Л. 6–6 об. Машинопись. Копия. Подписи отсутствуют.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 56. Л. 5–5 об. Машинопись. Копия. Подписи отсутствуют.

10

Проект соборного постановления по поводу декретов о расторжении браков и о гражданском браке (в редакции Комиссии от 1 (14) февраля 1918 г.)

[1 (14) февраля 1918 г.]

Советом рабочих комиссаров распубликованы декреты о расторжении браков и о гражданском браке (газета Временного рабочего и крестьянского правительства. 1917 г. №№ 36 и 37). В этих постановлениях, изданных не только без сношения с церковной властью, но и с полным пренебрежением к требованиям христианской веры, вводится расторжение брака чрез местные судебные учреждения только по одной просьбе обоих супругов или даже одного из них и тем открыто попирается святыня брака, который может лишь в определенных, исключительных случаях быть расторгнут церковной властью, но по общему правилу является нерасторжимым, согласно учению Спасителя (Матф. 19, 9). Между тем, по смыслу этих новых постановлений, разведенные получают возможность вступать в новые гражданские браки, заключаемые простой записью в Управе, причем число вступлений в брак не ограничивается и открывается возможность многократного бракосочетания. В заботах о спасении своих чад и о сохранении чистоты Христовой веры и жизни по ней Православная Церковь в лице Священного Собора Всероссийской Церкви почитает необходимым разъяснить верным ее чадам, что пред лицом Христова учения и законов Церкви декреты эти не имеют никакой действительной силы. А посему: 1) совершающие расторжение церковного брака простым заявлением у светской власти являются повинны в поругании таинства Брака; 2) вступающие на основании такого развода в новые браки являются повинны в многоженстве и прелюбодеянии. Такие браки не только никогда не получат церковного освящения, но составляют тяжкий грех, за который, по канонам церковным, налагается епитимия и временное отлучение от святых таинств, даже при условии раскаяния и прекращения незаконного сожительства (прав[ило] VI Всел[енского] Соб[ора] 87, правило Вас[илия] Вел[икого] 77); 3) со времен св. апостолов законным и спасительным только тот брак признавался, который совершался в Церкви и освящался молитвами и благословением священническим (Ефес. V, 31–32; 1 Кор. VII, 39; Игн[атия] Богон[осца] посл[ание] к Поликарпу, стр. 310; Св. Златоуст[ого], т. 3, 205–206).

Брак же бессвященнословный, заключенный вне Церкви, по законам только гражданским, Церковью Христовой всегда считался беззаконным сожительством, блудом (читай Кормч[ую] кн[игу] лл. 336, 522 и др. в житии Василия Нового — мытарство 17-е). Отсюда, одна только запись о браке в гражданских учреждениях (или так называемый гражданский брак) не может заменить законного брака, совершенного в Церкви по учению Христа, св. апостолов и св. отец, и верующие непременно, если верят в Бога, если желают себе спасения, должны, после записи в гражданских учреждениях прибегать к Церкви и в ней только одной, если не будет законных препятствий, освящать и заключать супружеские союзы.

Посему чада Православной Церкви ныне предваряются, да не вступают они на этот широкий путь, ведущий к погибели, но да памятуют, что они навлекают на себя этим гнев Божий и церковное осуждение.

С подлинным верно: Н. Гринякин

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 550. Л. 15–16. Машинопись. Заверенная копия.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 552. Л. 7–7 об. Машинопись.