Протокол № 5

21 сентября 1917 г.

Заседание состоялось под председательством архиепископа Харьковского Антония в присутствии 34 членов Отдела, расписной лист коих при сем прилагается, и продолжалось с 5 до 8 часов вечера с перерывом на 10 минут.

Предметом занятий Отдела было обсуждение формулировки 1-го пункта «Положения Предсоборного Совета об единоверии». При этом на ряду с текстом 1-го пункта «Положения» были рассмотрены пять формул определения Единоверия, внесенных на заседании 4 сентября членами Отдела: архиеп[ископом] Антонием Харьковским, епископом Андроником Пермским, епископом Серафимом Челябинским, священником А. Г. Альбицким и А. Г. Куляшевым (формулы занесены в протокол заседания Отдела № 3 от 7 сентября).

Председательствующим архиепископом Антонием предложено было решить голосованием: а) заслушать ли по два оратора со стороны защитников текста 1-го пункта и их оппонентов, прежде чем принять какую-либо формулу; б) исправлять ли формулы частично при постепенном их сравнительном чтении или же в) прямо поставить их в целом на голосование, считая бывшее на предыдущих заседаниях обсуждение вопроса достаточным. Большинством голосов постановлено вносить в формулы частичные поправки при сравнительном чтении их текста.

Так как пять формул вышеупомянутых членов Отдела внесены как поправка 1-го пункта «Положения об единоверии Предсоборного Совета», то председателем предложено было далее собранию решить голосованием: а) принять ли 1-й пункт Положения Предсоборного Совета в целом без всяких поправок или б) допустить исправления его на основании внесенных членами Отдела их формул. Большинством голосом, 18 против 16, решено произвести поправки.

При сравнительном чтении 1-го пункта «Положения об единоверии Предсоборного Совета» и текста означенных выше формул пяти членов Отдела, большинством голосов принята вместо текста 1-го пункта «Положения» формула, предложенная епископом Челябинским Серафимом, со внесением в нее из формулы Высокопреосвященного Антония выражения: «древнерусским» вместо «своим особым» 1-го пункта, при характеристике единоверческого уклада. Таким образом, приято было следующее определение Единоверия: «Единоверцы суть чада Единой Святой Соборной и апостольской Церкви, кои с благословения Церкви при единстве с нею веры и управления отправляют церковные чинопоследования по книгам, изданным при первых пяти русских патриархах, при строгом сохранении древнерусского церковно-бытового уклада».

Представители единоверия во главе с о. прот[оиереем] С. Шлеевым, будучи не согласны с выражением формулы «при единстве управления», принятым большинством, 17 против 14 голосов, и находя нужным дополнить его словами «высшего», остались при особом мнении, которое при сем прилагается. На полях приписка от руки: мнение приложено к докладу в Собор.

Председатель А[рхиепископ] Антоний

Секретарь Отдела М. Смирнов

Делопроизводитель Н. Виноградский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 364. Л. 11–12. Машинопись.