Протокол № 5

15 сентября 1917 г.

Заседание состоялось 15 сентября 1917 года в актовом зале Московской духовной семинарии, под председательством высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Рижского в 5 часоввечера и окончилось в 8 ½ часов вечера. На заседании присутствовали 70 членов Отдела по приложенному при сем списку.

Был заслушан журнал 3 заседания Отдела, после чего продолжалось обсуждение вопроса о типе будущей духовной школы.

После речи первого оратора, священника П. С. Кубаевского, по предложению высокопреосвященного председателя, большинством голосов решено время произнесения речей ограничить 10-тью минутами.

Суждения сосредоточились, главным образом, на решении вопроса о том, следует ли отделять пастырскую школу или богословский институт от общеобразовательной духовной школы, или сохранить единую духовную школу.

В защиту отдельной общеобразовательной школы приведены следующие соображения.

1) Территориальное отделение богословских классов в виде пастырской школы от общеобразовательной школы было принято большинством на съездах преподавателей духовных семинарий и училищ и на епархиальных съездах.

2) Во главе каждого учебного заведения обыкновенно ставится лицо с образованием, соответствующим характеру или главной специальности, данного заявления, напр. в военной школе — военной, медицинской доктор, естественно, чтобы и во главе пастырской школы стоял пастырь; но если нераздельно с нею будет существовать и общеобразовательная школа, то это составит для последней большое неудобство. Возглавляемая архимандритом и находящаяся под попечением архиерея, такая общеобразовательная школа ничем не будет отличаться от настоящей духовной семинарии, и она не привлечет учащихся из иной, кроме духовной, среды.

3) С введением выборного начала в духовной школе, при ее единстве, возможно, что начальником ее может быть избрано лицо светское, против чего могут раздаваться протесты подобно тому, как теперь иногда возражают против поставления монахов во главе духовных семинарий и училищ.

4) Разделение духовной школы существует и ныне — на духовную семинарию и училище, но это деление искусственное, разрезающее один живой организм. Тогда как в проекте о христианской гуманитарной гимназии и богословском институте намечается естественное деление духовно-учебных заведений на две школы, из коих каждая имеет свое значение и разные задачи.

5) Возможны, конечно, финансовые затруднения при осуществлении этого проекта, но задача преобразования духовной школы настолько важная, что при решении ее должны отпасть всякие случайные соображения. Нельзя решать этот вопрос и в зависимости от того, как отнесется государство к проектируемым гимназиям, так как это совершенно неизвестно, и по мнению одних больше шансов на пособие из казны будут иметь духовные гимназии, а по мнению других настоящие духовные семинарии или пастырской школы.

6) Духовные училища, с одной стороны, теперь переживают финансовый кризис в виду отказа духовенства содержать их, с другой, — они все менее привлекают учащихся. То же будет и с общеобразовательными классами, если они останутся в составе единой духовной школы. С распространением образования, когда даже в селах появляются гимназии и высшие начальные училища, редко кто повезет своих детей в духовную школу в отдаленный город; между тем, как проектированные гимназии всегда будут иметь свои районы и могут быть открываемы даже на частные средства, как показывает пример рабочих одного Петроградского завода, которые пожелали устроить свое учебное заведение не по типу гимназии или богословской школы, а по примеру Исидоровского епархиального училища.

7) Соединение общеобразовательной школы с богословскими классами не обеспечит лучшей подготовки пастырей и не прекратит уклонения воспитанников будущей единой духовной школы от пастырского служения, так как в этом отношении решающее значение имеет, с одной стороны, воспитание юношества в высоких общехристианских идеалах, а с другой, — материальные условия будущего обеспечения духовенства. Если эти условия не будут улучшены, то даже многие из состоящих уже в священном сане вынуждены будут снять его с себя.

8) Противники разделения школы придают важное значение особому режиму, который может быть при единстве школы, и будет более способствовать подготовке будущих пастырей. Но если даже согласиться с тем, что для подготовки к пастырству действительно требуется особый режим, а не одно только христианское воспитание, которое предполагается дать в христианской гуманитарной гимназии, то в случае соединения общеобразовательной школы с богословской в ней будет преобладать режим, социально требующийся для подготовки к пастырству. Но такой общий режим неприменим к общеобразовательным классам, учащиеся в коих находятся еще в периоде выработки своего миросозерцания и не могут предназначить себя к определенной будущей деятельности. Соответственно возрасту учащихся в этих классах, в них могут быть такие переживания и проявления, которые покажутся нетерпимыми с точки зрения будущего пастырского служения; между тем, как в отдельную пастырскую школу или богословский институт пойдут юноши более или менее сформировавшиеся и свободно определившие себя к пастырскому служению.

Высказывавшиеся за единство духовной школы приводили следующие доводы.

1) Тот minimum необходимого среднего общего образования, который проектируется в отдельной христиански-гуманитарной гимназии, или будет выработан Министерством народного просвещения, вполне можно вместить в 8-летний курс настоящих духовных семинарий и училищ, а остальную часть программ восполнить богословскими предметами, отведя для них старшие классы, а младшие классы оставить для общеобразовательных предметов, как это приблизительно было в Уст[аве] дух[овных] сем[инарий] и училищ 1808 и 1867 г.г.

2) Соображения в пользу отдельного существования пастырской школы не настолько бесспорны, чтобы ради них производить такое разделение единой школы. Нет никакой уверенности в том, что из будущей пастырской школы будет выходить большее количество посвящающих себя пастырскому служению, чем из нынешних духовных семинарий, или что в эту школу будут поступать по искреннему расположению к пастырству. Если кто не пожелает перейти в богословские классы, по окончании общеобразовательных, то что заставит его поступить в пастырскую школу из духовной гимназии, открывающей доступ в университет. Возможно также, что и в пастырскую школу многие пойдут не по призванию, а имея в виду добывание средств к жизни.

3) Учреждение отдельных пастырских школ мотивируется тем, что из воспитанников настоящих духовных семинарий мало выходит пастырей и много идет в светские учебные заведения. Но по статистическим сведениям на епархиальной службе остается в общем до 60 %, а число уходящих из семинарий в светские учебные заведения не превышает 7 %, в том числе из первых классов 3 % и из 5 и 6 классов 4 %. Против сохранения единства школы выставляется то, что она не освободится от сословного характера и что в ней останется вредная для дела двойственности задач. Но сословность и в настоящих духовных семинариях и училищах уже отменена законом 12 июля 1913 года. По статистическим сведениям, за последние годы, в одних духовных семинариях обучалось иносословных воспитанников от 17 до 20 %, а в иных, как напр. Донской,— 33 %, в Холмской — 67 %, в Благовещенской — 50 %, в Тобольской — 62 %,В общем и теперь духовная школа общедоступна. Двойственность же задач единой духовной школы представляется лишь с точки зрения тех, которые желают, чтобы из нее был свободный выход в высшие светские учебные заведения. Но в сущности и при единстве школы остается одна задача ее подготовлять к пастырству, а давать общее образование, благодаря которому можно поступить в университет и другие заведения, это дело второстепенное.

4) При суждении о разделении единой духовной школы, для чего, как видно, не имеется бесспорных оснований, следует непременно иметь в виду неизбежное последствие такой ломки. До настоящего времени наши учебные заведения существовали в церкви и пользовались пособиями из казны как имеющие специальное назначение готовить к пастырству. Если из нашей школы будут выделены духовные гимназии или другие заведения, не имеющие указанного назначения, то они отойдут к Министерству народного просвещения и государство откажет в воспособлении таким заведениям. Вместе с гимназиями могут быть отобраны и прекрасно оборудованные здания духовных семинарий, после чего будущая пастырская школа останется без зданий. Правда, есть предположение обратить под пастырские школы здания духовных училищ, но тогда придется менять лучшее на худшее, так как семинарские здания лучше училищных. А так как здания семинарий строились на средства духовно-учебного капитала, а училищные — на епархиальные средства, то придется производить сложные взаимные расчеты или последних совсем могут не уступить.

5) Объединение общеобразовательной и богословской школы безусловно необходимо для того, чтобы она в целом существовала в Церкви и для Церкви, так как последней нужны прежде всего просвещенные пастыри, особенно в настоящее время. Нельзя отрывать от пастырской школы ее фундамент общеобразовательную школу. При выборном начале в духовной школе, обеспечивающем лучший педагогический и административный состав ее, последний будет больше вникать и разузнавать влечение учащихся и без всякого принуждения предуготовлять к пастырству. В то же время непосредственная связь пастырской школы с общеобразовательною ценна по тому благотворному влиянию, какое она может оказывать на учеников общеобразовательных классов.

6) Сторонники коренной перестройки духовных семинарий и училищ исходят из недостатков их, забывая, что наша духовная школа доселе не была сама собой, и не зная какой она была бы, если бы личный состав ее мог свободно проявлять свои силы и порывы, которым администрация не позволяла воплощаться в жизнь. Теперь условия существования духовной школы изменились, и нужно дать ей расправить свои силы. Поэтому нужно повременить с уничтожением старого, которое пока хорошо.

Между двумя радикально противоположными взглядами на единство или разделение школы был предложен компромисс в том смысле, что разделение школы признается пока в принципе, как идеал, а при настоящих конкретных условиях жизни, можно ограничиться одной школою с младшими общеобразовательными и старшими богословскими классами.

Высказано было также мнение, что дело не в отделении общеобразовательной школы от пастырской и не во внешней ломке, а сущность реформы должна заключаться во внутреннем преобразовании настоящих духовных семинарий и училищ — в улучшении преподавания и воспитания.

Наконец, не касаясь определенно вопроса о том, быть ли единой или раздельной духовной школе, один из ораторов заявил, что духовная школа будет жизненна и сможет существовать при настоящих тяжелых условиях жизни, если младшие классы ее будут построены по типу учительских школ. Без учительства не может быть пастырства; никакая пастырская школа не будет иметь настоящего значения, если в народных школах будут неверующие учителя.

Председатель Архиепископ Иоанн

Члены: В. Самуилов

Делопроизводитель К. Мильский.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 386. Л. 34–37. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.