Протокол № 46

6 (19) сентября 1918 г.

1 час дня

В заседании, открывшемся в миссионерском кабинете Епархиального дома под председательством замещающего председателя священника И. А. Артоболевского, присутствовали 11 членов Отдела, собственноручно расписавшиеся на прилагаемом у сего листе.

I. По предложению замещающего председателя о. И. А. Артоболевского заслушан и принят к утверждению, доложенный делопроизводителем Н. И. Кедровым протокол предшествовавшего заседания от 27 августа (8 сентября) за № 45.

II. Предложены вниманию собрания доклад <«Походный требник»>, составленный по поручению Отдела членом Собора и Отдела прот[оиреем] А. А. Хотовицким следующего содержания:

«Мысль и соображения составителя „Походного требника“ можно только приветствовать. Они идут навстречу действительной потребности и повторяют давно уже раздававшиеся, особенно из среды сельского духовенства, голоса и заявления о желательности издания такой книги, которая могла бы обслуживать более или менее все требы, с которыми приходится обычно иметь дело приходскому пастырю вне храма. На деле происходило нечто обратное: круг богослужебных книг все расширялся. В богослужебные книги уже сложившихся типов добавления не привносились, а построялись новые книги, например, „Иерейский молитвослов“, „Избранные песнопения“ и т. д. Все это, умножая молитвенные материалы, затрудняло, однако, и пользование ими, и даже приобретение таких книг для церквей, особенно небогатых, каковых в России и большинство. Да и вообще распределены богослужебные чины по книгам часто очень прихотливым образом, и пастырь, отправляющийся из церкви в приход на требу, должен иногда брать с собой по несколько книг.

И вот, особенно ныне, уже не по соображениям только удобства для пользования, а и по соображениям экономии в деле издательства церковно-богослужеюных книг (вследствие необычайной дороговизны печатного дела, изъятия типографий, нарочито приспособленных к такого рода изданиями, и наряду с этим крайнего обнищания Церкви), надо направить усилия церковников на такую систематизацию и на такое редактирование церковных последований, которые бы давали возможность существенно необходимое иметь в компактном виде, и распределении все в возможно меньшем количество томов. Думается, что только что указанные обстоятельства заставят нас сделать это. Уйти от этой необходимости нельзя и некуда. Чем скорее мы примем эту точку зрения и решимся также просто смотреть на другую не менее настойчиво надвигающуюся необходимость: дать в наших богослужебных книгах права гражданства, по крайней мере, в это переходное и больное время, гражданской печати. Тем лучше: иначе нам грозит опасность оставаться вовсе без книг, если, конечно, не ожидать повального закрытия православных церквей и обращения готовых богослужебных кругов книг церквей упраздненных в пользование остальных церквей и приходов.

Но я не смею переступать пределов поставленной мне задачи и перегружать записки, и потому возвращаюсь к „Походному Требнику“. Что нам ввести в эту книгу? Что и откуда извлекать? Как все расположить? Заранее надо отказаться от мысли создать в этом направлении и что-либо совершенное: слишком обширен материал, напрашивающийся в эту книгу, особенно, если попытаться ввести в последнюю последования, которые слагаются из подвижных, как, например, октоиха, частей, или пытаться обнять, хотя поверхностно, весь праздничный годичный круг. Имеющаяся пред нами книга — первый в таком роде опыт или проект — показала, что составитель, задавшись как будто и определенной целью, не проявил, однако, строгости и даже последовательности при осуществлении своего намерения. Задачи он не разрешил, и только к кругу уже существующих книг прибавил еще одну. Издание его „Походного требника“ не упразднило бы ни одной из книг, уже имеющихся в круге богослужебных книг. Составитель отошел от типа известного нам Требника, разгрузив за счет некоторых его чинов, употребляемых только в храме, обычный Требник и введя в свой „Походный требник“ то, что представлялось ему потребным для пастыря в походе последнего вне храма. Первое впечатление таково, что составитель, в смысле определения материала, как будто и близок к цели и даже как будто пытается расположить материал в порядке его наибольшей потребности для пастыря, или в порядке однородных требоисправлений. Но приглядимся к оглавлению и видим, к сожалению, что материал очерчен не вполне тщательно, а в смысле систематизации у составителя, видно, ненадолго хватило терпения. Сначала распорядок у него соблюдается как будто строгий, а после накидано без проверки в беспорядке многое, что, правда, пригодно пастырю вне храма при требоисправлениях, но что не всегда согласовано с данным ранее материалом. Очень часты повторения. Вместо того чтобы пойти кропотливым и точным путем строгого подбора материала и точного воспроизведения богослужебных чинов, хотя бы в скелетообразном виде, составитель очень широко пользовался уже готовыми комбинациями молитвословий, например, в книжке „Слово Жизни“, и отсюда получалась неравномерность и опущения. Вот каково содержание разбираемого нами „Походного требника“: молитвы вокруг крещения младенца и крещение младенца с введенным сюда именословом святых (1–68 листы), малое освящение воды (69–82), чины освящения икон (по 102 лис[т]), последование молебных пений: новогоднее, при начале учения, о недужных, в путешествии, по водам плыти, молитвы о врагах, ненавидящих и обидящих нас, в темницах сущих (1 страничка) и затем — на всякое прошение, в начале доброго дела, о мире во время брани, о умножении любви, благодарение о прошении (по 143 лист), тропари Божией Матери и молитвы Бо[жией] Матери (по 154 стр[аницу]), затем по 180 лист тропари вразбивку разным святым и молитвы, затем месяцеслов с 181 по 302 лист (целая треть книги), и неожиданно опять молитвы на разные случаи: обещание воздержания от вина, на Рождество Христово, благословите сыр и яйца, на основание дому и пр[очее] (по 319 лист), на освящение воинских оружий (по 328 лист), затем последование в Неделю Пасхи из Иерейского молитвослова (по 335 лист) и возвращение к Требнику, чин о исповедании (по 348 лист), последование ее и по святом из Иерейского молитвослова (по 366 стр[аницу]), последование Елеосвещения на исход и разлучение души (по 422), панихида полная (по 434), погребение младенческое и мирское и в Пасху (по 473), Шестопсалмие, часы 1, 3, 6, 9 и Обедница (по 496), затем дополнение к „Походному требнику“ из книги „Слово Жизни“: песнопения Литургии, всенощного бдения, воскресной службы: Гл[асы] 1–8, Катавасии: „Отверзу уста моя“, „Крест начертав“ и „Христос рождается“, Песнопения Великого поста, Страстной семидицы и опять пасхальные песнопения (по 518 лист) и вновь переход к молениям: служба во время губительства, бездождия, безведрия, за люди во время брани, на освящение знамен. Таким образом, бросается в глаза некоторая разбросанность составителя. Несомненно, и в таком виде книга „Походного требника“ была бы ценным подспорьем пастырю в его приходском делании, но если говорить не о разрешении только или одобрении такого сборника молитвословий для издания, а и о составлении книги, могущей внести облегчение в общее дело издания богослужебных книг, то, думается, следует построить ее на несколько иных основаниях. 1) Желательно, чтобы книга была удобного для своей цели размера, во всяком случае, не больше данного „Походного требника“. 2) Желательно, чтобы она упразднила необходимость дальнейшего переиздания нынешнего типа требников, чтобы она поглотила последний, привнеся в него все и другое необходимое. 3) Желательно, чтобы материал группировался в книге так, чтобы части единородные были сближены, дабы не было пестрости, неприемлемой в таком издании.

Итак, достижимо ли это? Мы убеждены, что да. Нам думается, что было бы ошибкой остановиться на том, на чем остановился составитель „Походного требника“. Что же именно сделать? Оставить в Требнике то деление на две части, которое и сейчас есть. В первую часть внести все, что намечено составителем „Походного требника“ и что вообще нужно пастырю бывает и вне храма. Во вторую — то, что им удалено из „Походного требника“ и что по нынешнему Требнику совершается в храме или вне храма. В этом случае на первых порах, может быть, казалось бы и несколько необычным отделение, например, браковенчания от других таинств или иерейского погребения от погребений других, но это неважно. Не будет ли тогда первая часть очень перегружена? Но если исключить тот огромный — на треть всей книги — месяцеслов, который составитель почему-то ввел полностью в свой „Походный требник“, но который вовсе не необходим, ибо общие тропари, кондаки и песнопения главнейших праздников и святых имеются, а для краткого календарного, так сказать, перечня годичного достаточно было бы всего несколько страниц, то уже опросталось бы место для массы другого материала. Затем, я не вижу надобности вводить в Требник и все Последование ко святому причащению. Иное дело — ввести после чина причащения больного послепричастные молитвы. Конечно, и с выбором тропарей и кондаков святым можно быть не так щедрым. Лучше в книге оставить несколько пробельных листов для внесения туда после от руки или путем наклейки песнопений в честь местных святых, чем перегружать книгу. Не представляется для нас необходимым давать в Требнике и собрание молитв Пресвятой Богородице пред различными написаниями Ее икон. Разве нельзя ограничиться двумя-тремя наиболее распространенными молитвами? Не представляется для нас необходимой в Требнике и большая панихида. Алфавит имен святых, помещенный мелким церковным или гражданским шрифтом, займет тоже не 33 листа, а 4-5 страничек. В чине о исповедании, мы полагали бы уместным исключение или перенесение во 2-ю часть тех подробностей, которые носят более инструктивный характер и сейчас обычно остаются без всякого приложения. Затем, следует ли последование св. Пасхи вводить в том виде, в каком оно введено составителем, если кроме него имеются здесь еще песнопения пасхальные, в приложенном к той же книге „Слове жизни“? Целый год носить с собою этот чин для того, чтобы в течение одной семидицы иметь его под рукой? А если вводить, то надо добавить и слово св. И[оанна] Златоуста. Если в одних чинах приведены полностью Евангелие и Апостолы, что, конечно, весьма важно, то надо это провести во всех чинах. У составителя „Походного требника“ этого не имеется. Вы видите, что за счет таких сокращений объем 1-й части Требника может быть весьма сжат, и в Требнике освободится место для привнесения других необходимых пастырю последований.

Суммируя все сказанное, мы должны сказать: 1) Рассматриваемая нами книга „Походный требник“ в объеме того материала, какой в нее введен, при непременной, однако, более тщательной, чем у составителя, систематизации в распорядке его, была бы несомненным и желательным подспорьем для приходского пастыря в его работе по приходу. И если бы нашлась возможность издать ее, то издание нашло бы для себя немалый спрос. 2) Но гораздо более желательным, особенно при нынешних обстоятельствах — дороговизне издания, обнищании церквей и недостаче прежних изданий Требника и иных богослужебных книг, — было бы издание такого Требника, который бы давал возможность с удобством пользоваться им и как Походным требником, и не требовал бы в наличности в приходе еще и другого нынешнего типа Требника. 3) Издание такого Требника может быть достигнуто путем распределения содержания нынешних требников на две части чрез внесение в первую часть чинопоследования походного вне храма — порядка, и во вторую — остального материала. 4) В предносящемся нашему сознанию виде такой Требник вмещал бы в себе:

Часть I.

1. Последование Крещения и меры указания со всеми чинами и молитвами предваряющими его.

2. Последование о исповедании (инструкц[ионную?] часть исключить).

3. Елеосвящение.

4. Причащение больного. На исход души. Егда долго стражет. Разлучение души.

5. Погребение мирян и младенцев, на Св. Пасху.

6. Малое освящение воды.

7. Освящение икон, дома, крестиков.

8. Молебные пения: Новый год, пред учением отроков, о недужных, о путешествии, на всякое прошение, благодарение, призывание помощи в начале всякого доброго дела, о умножении любви, о в темнице сущих, во время губительства, безведрия, бездождия, против супостатов, на освящение знамен и др.

9. Молитвы Господу, Богородице, служба Кресту, тропари общие святым бесплотным силам, Предтече, Апостолам и пр[очее].

10. Молитвы на разные случаи, из Требника и добавочные, как, например, при обещании трезвенности.

11. Дополнение: Шестопсалмие. Часы: 1, 3, 6, 9 и Обедница. Избранные песнопения из всенощной. Песнопения воскресной службы. Стихиры, тропари, кондаки, ирмосы.

12. Месяцеслов.

13. Именослов.

Часть II.

1. Последование венчания.

2. Погребение иереев

3. Освящение воды св. Богоявлений

4. Основание храма.

5. Чин освящения храма.

6. Чин освящения: свящ[енных] сосудов, одежд и пр[очее]

7. Чины освящения кладбища (хотя и вне храма, можно очень редко).

5) Эти две части должны быть изданы так, чтобы желающие могли пользоваться той или иной частью отдельно или, при желании, могли бы их переплести в одну книгу. 6) Ввиду технических неудобств печатания церковною печатью можно было бы испросить разрешения первый опыт такого издания совершить в частной типографии печатью гражданской, как уже изданы, например, молитвословы».

Справка. В заседании Отдела от 8 марта (протокол № 28), между прочим, заслушана была выписка из протоколов Соборного Совета от 22 января 1918 г. за № 67, при которой препровождены в Отдел представление преосвященного Финляндского (ныне митрополита Владимирского) Сергия от 17 марта 1917 г. с относящимися к нему прошением священника церкви Синодального Преображенского подворья Никитина об издании на средства священного Синода составленного о. Никитиным сборника церковных чинопоследований и молитвословий под названием «Походный требник».

Заслушав означенную бумагу, Отдел постановил: поручить комиссии из членов Собора и Отдела прот[оирея] А. А. Хотовицкого, священников П. Ратьковского и Л. Е. Иваницкого с предоставлением им права приглашать к занятиям и других членов Отдела по их усмотрению: а) рассмотреть представленный свящ[енником] Никитиным «Походный требник» и дать о нем отзыв, б) признавая вообще благополезность издания книги, подобной представленному о. Никитиным Требнику, просить означенную комиссию сделать указания, какими другими молитвословиями и чинами мо<гл>о бы, по мнению комиссии, быть пополнено такое компактное и необходимое для практического употребления в пастырском обиходе издание. По заслушании изложенного доклада протоирея А. А. Хотовицкого и после краткого обмена мнениями (в котором приняли участие члены Отдела иером[онах] Афанасий, прот[оиерей] Альбицкий, свящ[енник] Артоболевский, Аксенов, проф[ессор] Б. А. Тураев) постановлено: представить на благоусмотрение Священного Синода, что VII Отдел Священного Собора (о богослужении, проповедничестве и храме) признает: 1) существенно необходимым новое компактное издание на средства Священного Синода Требника с разделением его на две части и с дополнением и перегруппировкою имеющего быть изложенным в означенной богослужебной книге материала так, чтобы первая часть предполагаемого издания могла обслуживать отправление треб на приходе вне храма, а вторая заключала в себе чинопоследования, совершаемые священнослужителями в самом храме; 2) дело составления означенного Требника поручить комиссии, об учреждении которой Отдел ходатайствует пред Священным Собором в представленном им на благоусмотрение последнего доклада № 47 по вопросу об упорядочении богослужения в п. 15 и 21, из которых в последнем говорится: «В отношении к Требнику комиссия, кроме исправления отдельных выражений в молитвах и замене малопонятных речений более понятными, должна еще заняться составлением некоторых новых чинопоследованний, вызываемых потребностями современной жизни, а также составить особый чин на погребение диаконов. В книгу молебных пений должны быть внесены: новосоставленный чин молебного пения при открытии Всероссийского Церковного Собора и особое новогоднее молебствие».

Собрание закрыто замещающим председателя в 2 ч[аса] 10 мин[ут] дня.

Замещающий председателя Симон, епископ Единоверческий Охтенский

Делопроизводитель: Николай Кедров

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 617–622. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы. Пометы в тексте.