Протокол № 45

27 августа (8 сентября) 1918 г.

В заседании под председательством замещающего председателя священника И. А. Артоболевского в миссионерском кабинете Епархиального дома присутствовало 15 членов Отдела, собственноручно расписавшихся на прилагаемом листе.

I. По предложению замещающего председателя о. И. А. Артоболевского заслушан и принят к утверждению доложенный делопроизводителем Н. И. Кедровым протокол предшествовавшего заседании от 30 июля (12 августа) за № 44.

II. Доложены им же следующие текущие бумаги:

а) Составленный по поручению Отдела членом Собора и заместителем секретаря Отдела иеромонахом Афанасием прилагаемый у сего «Отзыв о составленном бывшим смотрителем Глазовского духовного училища г[осподином] Жилиным „Общем Акафеисте Божией Матери“».

б) Прилагаемый у сего в подлиннике доклад члена Собора свящ[енника] Н. Сироткина «О возврате к национальным началам в деле возрождения и облагораживанию русского иконописного творчества».

в) Доклад члена Отдела иеромонаха Афанасия следующего содержания: Настоятельница одного женского монастыря просила меня представить в Богослужебный отдел рукописный «Акафист Всемогущему Богу в нашествие напастей» на предмет исходатайствования разрешения на напечатание его. Этот умилительный акафист келейно употребляется уже многими и производит глубокое впечатление, в особенности соответствует его содержание переживаемым ныне тяжелым обстоятельством. Творение этого акафиста приписывается святителю Тихону Воронежскому. По словам одного почтенного протоиерея, от которого получена настоящая рукопись акафиста, подлинник его находится у некоторой престарелой дамы, по-видимому, родственницы св. Тихона, к которой по наследству перешла рукопись святителя.

«Акафист Всемогущему Богу в нашествие напастей» обнаруживает в составителе его знатока Свящ[енного] Писания, прочувствовавшего его всем сердцем. От акафиста веет какой-то отрадой и помазанностью, которая ударяет по сокровенным струнам сердца, и неудивительно, что он по сердцу пришелся многим. Поэтому с своей стороны я полгал бы возможным, по исправлении некоторых грамматических неправильностей, вкравшихся в рукопись, по всей вероятности при переписке, разрешить настоящий акафист к напечатанию, о чем и предоставить Священному Синоду. Но во избежание засорения нашего богослужения акафистами, употребление которых в общественном богослужении Церковным уставом не предусмотрено, разрешение к напечатанию может быть дано под условием, что акафист предназначается не для богослужебного, а только для домашнего употребления. О чем должно быть отмечено и на обложке акафиста.

г) Сданный Его Святейшеством при резолюции от 15 августа в Отдел листок, составленный П. Мочульским, под заглавием «К вопросу реформе церковной жизни».

д) Представленный членами Отдела проф[ессором] Б.А. Тураевым и иеромонахом Афанасием исправленный и дополненный ими текст «Службы всем святым в земле Российской просившим».

е) Сданный при отношении канцелярии Собора от 26 июля (13 августа) за № 3326 составленный дочерью протоиерея Е. Лебедевой «Канон молебный в скорби и обстоянии».

ж) Выписку из протокола Священного Собора от 7 (20) июля за № 131 следующего содержания: «28. Секретарь оглашает выписку из постановления Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 6 (19) июня за № 158 с заключением по поводу предположений Отдела о богослужении, проповедничестве и храме касательно издания полного церковного месяцеслова всех служб русским святым и в честь иконы Божией Матери, лицевых святцев, и по отдельным епархиям список местных святых, с установлением порядка возношения имени их за богослужением, и постановления Соборного Совета предложить Собору передать это постановление в Отдел о богослужении, проповедничестве и храме. 29. Постановлено: постановление Соборного Совета утвердить».

Справка. а) По заявлению ознакомившихся с содержанием представленного г[осподином] Мочульским Его Святейшеству печатного листка под заглавием «К вопросу о реформах церковной жизни», последний касается предметов, подлежавших уже в свое время обсуждению Отдела, и по которым Отделом вынесено уже то или иное решение, б) по заявлению проф[ессора] Б. А. Тураева представленный дочерью протоиерея Е. Лебедевой «Канон молебный в скорби и обстоянии» ныне уже частно введен в богослужебное употребление, а потому, по его мнению, не встречается препятствий к напечатанию и обращению для общенародного употребления, в) поставленный по предложению члена Отдела А. В. Васильева на голосование вопрос о пополнении представленного проф[ессором] Б. А. Тураевым и иеромонахом Афанасием текста «Службы всем святым в земле Российской просиявшим», включением в оный упоминания о просветителях Руси св. Кирилле и Мефодии, был отклонен большинством голосов, г) по сообщению, переданному чрез делопроизводителя Отдела Н. И. Кедрова, причинившегося на заседании Отдела В. Т. Георгиевского, на рассмотрение которого передан был по распоряжению замещающего председателя епископа Симона доклад свящ[енника] Н. Сироткина «О возвращении к национальным началам в деле возрождения церковной живописи», доклад этот не дает никаких новых данных для решения означенного вопроса и представляет собою лишь сокращение изложенного по сему предмету в учебнике Н. Покровского.

Постановили: а) согласно отзыву члена Отдела иеромонаха Афанасия, составленный бывшим смотрителем Глазовского духовного училища Жилиным «Общий акафист Божией Матери» признать неудовлетворительным, о чем, с приложением копии отзыва, и сообщить составителю; б) доклад свящ[енника] Н. Сироткина «О возвращении к национальным началась в церковной живописи» и печатный листок г[осподина] Мочульского, как не содержащие в себе никакого нового материала для суждения в Отделе, приложить к делам; в) исправленный и дополненный членами Отдела Б. А. Тураевым и иеромонахом Афанасием текст «Службы всем русским святым» представить на благовоззрение и дальнейшее распоряжение Священного Синода, с просьбой а) при печатании его в Цветной Триоди пред означенной службой после службы на Неделю всех святых впредь печатать 51-ю главу Типикона «О святом посте святых Апостолов Петра и Павла» и б) ныне же означенную службу отпечатать особой брошюрой и озаботиться рассылкой ее по церквам; г) также представить на благовоззрение Священного Синода доложенный членом Отдела иеромонахом Афанасием «Акафист Всемогущему Богу в нашествие напастей» с заключением Отдела о том, что означенный Акафист может быть разрешен к напечатанию, но с обозначением на обложке, что он предназначается не для богослужебного, а только лишь для домашнего употребления; д) составленный дочерью прот[оирея] Екатериной Лебедевой «Канон молебный <певаемый> в скорби и обстоянии», согласно заключению проф[ессора] Б. А. Тураева, признать благополезным для общего употребления, о чем и представить на благовоззрение Священного Синода; е) просить Соборный Совет: ныне же утвердить избранную Отделом комиссию в составе иеромонаха Афанасия, проф[ессора] И. А. Карабинова, Б. А. Тураева, С. С. Глаголева со включением в оную личного секретаря Его Святейшества архимандрита Неофита, известного своими агиологическими работами, и с поручением последнему, как постоянно проживающему в Москве, председательство его в означенной комиссии по изданию точного православного месяцеслова служб всем русским святым и лицевых святцев; ж) просить члена Собора проф[ессора] С. С. Глаголева принять возможные меры к изданию хотя бы небольшого церковного календаря на 1919 г. и з) ходатайствовать пред высшим церковным управлением об отпуске средств, необходимых для работ вышеуказанной комиссии и для издания церковного календаря 1919 г.

III. В заседании Отдела был продолжен поставленный на обсуждение в предшествовавшем заседании вопрос о веществе для таинства Евхаристии, ввиду трудности добывания в настоящее время пшеничной муки и виноградного красного вина, потребных для совершения сего таинства, причем, после краткого обмена мнениями по сему вопросу, в котором принимали участие иеромонах Афанасий, священник И. А. Артоболевский, прот[оиерей] Кудрявцев, А. В. Васильев, Л. К. Артамонов, по голосовании вопроса было постановлено: представить на благовоззрение и дальнейшее распоряжение Священного Синода те практические мероприятия, которые были указаны на предшествовавшем заседании Отдела, и доложить Совещанию Епископов, что Отдел с своей стороны находит возможным в случае крайней нужды и невозможности достать пшеничной муки и красного виноградного вина разрешить совершение таинства Евхаристии а) на просфорах, изготовленных не только из пшеничной, но и тщательно просеянной ржаной муки, и б) на других сортах (как красного, так и белого) сладких виноградных вин, на виноградном соку, изюмном вине (согласно примеру Церкви Абиссинской), а равно и на ягодичных соках или винах (вишневом, смородиновом, черничном) и просить Совещание Епископов поставить вопрос о веществе для Евхаристии на обсуждение и издать соответствующее распоряжение.

IV. Согласно предложению некоторых членов Отдела (о. Артоболевский), Отдел после краткого обмена мнениями постановил: просить Священный Синод ныне же сделать распоряжение о недопустимости, согласно 169 ст[атье] Номоканона при Большом требнике, пения «Со святыми упокой» и возглашения поминовения живых и усопших заупокойной ектенией за воскресными и праздничными литургийным богослужением, а равно и о том, чтобы в прочие дни за каждой Литургией произносилась одна лишь общая ектения для всех поименованных имен, а не несколько отдельных ектений, как это практикуется в настоящее время, особо для каждого поминаемого лица

V. По предложению члена Отдела Л. К. Артамонова и после краткого обмена мнениями постановлено: просить Соборный Совет сделать распоряжение о напечатании для всеобщего постоянного употребления верующих на русском языке отдельными брошюрами текст Литургии и неизменяемых частей всенощного бдения.

VI. Было заслушано внесенное членом Отдела В. К. Недельским предложение о желательности выработать однообразную формулу диаконского возгласа на совершаемой архиереем Литургии, который следует за поминовением совершающего Литургию епископа: «О преосвященных митрополитах…», причем, по его мнению, этот возглас необходимо дополнить упоминанием обо всем причте церковном как элементе церковного общества, имеющим важное значение в православном богослужении и потому поминаемом, наприм[ер], в Великой ектении.

Постановили: принять предложение члена Отдела В. К. Недельского и просить Священный Синод дополнить диаконский возглас на совершаемой архиереем Литургии, который следует за поминовением совершающего Литургию епископа «О преосвященных митрополитах», упоминанием обо всем притче церковном.

Собрание было закрыто замещающим председателя в 8 час[ов] 30 мин[ут] вечера.

Замещающий председателя Свящ. И. Артоболевский

Делопроизводитель: Николай Кедров

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 601–604. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы. Пометы в тексте.