Протокол № 43

25 июля (7 августа) 1918 г.

Под председательством замещающего председателя преосвященного Симона, епископа Охтенского, в заседании в зале гимназии при Скорбященском монастыре присутствовало 39 членов Отдела, собственноручно расписавшихся на прилагаемом у сего листе.

I. По предложению замещающего председателя преосвященного Симона, епископа Охтенского, делопроизводителем Отдела Н. И. Кедровым был оглашен и принят без изменений протокол предшествовавшего заседания Отдела от 23 июля (5 августа) за № 42.

II. Делопроизводителем доложено было отношение соборной канцелярии на имя замещающего председателя епископа Охтенского от 23 июля (5 августа) за № 3436 следующего содержания: «На повестку одного из ближайших заседаний Собора будет поставлен доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме „Общие положения о порядке прославления святых Русской Православной Церкви к местному почитанию“. Ввиду того, что докладчики — преосвященный Феодосий, епископ Смоленский и Н. И. Знамировский — до сего времени на Собор не прибыли, канцелярия Собора, во исполнение распоряжения высокопреосвященного председательствующего на Соборе, просит Вас назначить заседание Отдела для избрания новых докладчиков (Уст[ав] Соб[ора] ст[атьи] 77 и 78)». После краткого обмена мнениями по содержанию изложенного отношения соборной канцелярии, Отдел постановил: ввиду того, что вышеуказанный доклад предполагается к внесению на Собор в самое ближайшее время, вопрос об избрании новых докладчиков разрешить в настоящем же заседании Отдела, а так как по данной делопроизводителем Отдела Н. И. Кедровым справке выяснилось, что члены Отдела иеромонах Афанасий и проф[ессор] Б. А. Тураев принимали самое живое участие в составлении доклада, то и предложить им быть заместителями ранее избранных Отделом докладчиков. Означенное предложение, как принятое вышеупомянутыми членами Собора иеромонахом Афанасием и Б. А. Тураевым, утвердить и ныне же довести о том до сведения соборной канцелярии.

III. По предложению замещающего председателя епископа Симона, член Собора и Отдела проф[ессор] И. А. Карабинов предложил вниманию собрания доклад историко-литургического характера по порученной ему (в заседании 12 июля) Отделом разработке вопроса о веществах для таинства Св. Евхаристии. По выслушании означенного доклада, по предложению замещающего председателя, собрание постановило благодарить докладчика за его обстоятельную работу.

IV. Замещающим председателя епископом Симоном предложено было собранию высказаться по вопросам, развиваемым в докладе И. А. Карабинова. До перерыва заседания, объявленного в 1 ч[ас] 30 м[инут] дня, по предложению председательствующего высказывались по вопросу следующие ораторы — члены Собора: замещающий председателя епископ Симон, епископ Палладий, Богданович, Виноградов, Н. И. Остроумов, прот[оиерей] Кудрявцев, свящ[енник] Голунов, иеромонах Афанасий, проф[ессор] И. А. Карабинов, прот[оиерей] Филоненко, А. В. Васильев, свящ[енник] Мухин, Малыгин, прот[оиерей] Артоболевский, Сапин, причем некоторые из перечисленных ораторов выступали от 2 до 4 раз. Сущность высказанных ораторами мнений по предмету вопроса сводится к следующим общим положениям: а) на основании строго научной историко-литургической справки докладчиком прежде всего было установлено, что веществом, необходимым для совершения св. таинства Евхаристии, признавалось всегда вино, приготовленное из грозд винограда, и чистый пшеничный хлеб, хотя относительно последнего докладчик неоднократно делал оговорку, что, по недостатку времени, он не мог исследовать вопрос об евхаристическом хлебе с такою же подробностью, как о вине. Ввиду создавшихся и могущих создаться временных затруднений в покупке красного виноградного вина и пшеничного хлеба для Евхаристии, докладчик, с своей стороны, не находил в исторических, канонических справках препятствий к тому, чтобы вином для таинства Евхаристии служил и всякий другой, кроме красного, сорт чистого беспримесного виноградного вина, а с другой стороны, чтобы количество просфор для таинства могло ограничиваться от 3 до 1, что уже существует и ныне в практике греко-восточной Церкви, где для Евхаристии употребляется одна большая просфора с пятью печатями на оной, средняя часть которой служит для приготовления агнца, боковые же — в честь Богородицы, святых и за живых и за умерших, б) некоторые ораторы стояли на мысли о том, чтобы одна лишь просфора, необходимая для Евхаристического агнца, приготовлялась из чистой пшеничной муки, все же остальные могли бы быть приготовляемы и из ржаной муки за недостатком или трудностью добыть муку пшеничную. Вино же для таинства Евхаристии беспримесное, чисто виноградное, замечали они, не употребляется, как показывает анализ церковного вина, и в благоприятное для производства и торговли оным время. В настоящее же время оно может употребляться в смешении одного сорта (белое с красным) с другим (Богданович), в) указывали на возможную и допустимую необходимость понижения сорта муки для приготовления просфор (Виноградов), на широкое привлечение к участию в принесении проскомидийных даров хлеба и вина самих прихожан, к чему в настоящее время, с открывающимся широким участием приходов в церковной жизни, является полная возможность; на необходимость взаимопомощи в этом деле и допущении дележа веществами для таинства Евхаристии между церквами наиболее богатыми и беднейшими, ссылаясь в этом случае на поучительные примеры жителей г. Перми и Белева (прот[оиерей] Кудрявцев и епископ Палладий), г) отмечали возможность приготовления евхаристического вина из изюма (в Уральской обл[асти] свящ[енник] Голунов), а хлеба из всех сортов муки до ржаной включительно, ибо смысл св. таинства Евхаристии не в цвете веществ, необходимых для оного, а в единении между собою верующих (Остроумов), д) указывая на пример священномученника Патриарха Гермогена, разрешившего в Смутное время совершение Евхаристии на вишневом соку, допускали возможность приготовления такого рода евхаристического вина, так равно также и приготовление из изюма, смородины; отмечали возможность совершения Евхаристии на виноградном соке, лимонадах, употребление ржаных из чисто просеянной муки просфор, употребление вина фруктового, как наиболее дешевого и доступного по цене приобретения (прот[оиерей] Филоненко, Артамонов, Васильев), е) высказывались за необходимость строгой экономии церковного вина, допуская оное для употребления исключительно лишь при совершении Евхаристии, во всех же прочих случаях, когда вино должно иметь место за церковным богослужением (как, например, при совершении таинства Брака, Елеосвящения, при потреблении Святых Даров, вместо теплоты Великим постом) и замену оного другими напитками, как, например, медом или даже простой водой (о. Артоболевский); употребление ячменной муки для просфор вместо пшеничной, употребление так называемых сухих, приготовленных в порошках виноградных вин или изюма, растертого в порошок, с подбавкою к оному виноградного сока, настаивали также на необходимости, ввиду могущей возникнуть к тому потребности совершения Литургии на запасных или Преждеосвященных Дарах, которые нередко древние подвижники — пустынники уносили собою в пустыни и пещеры, где и причащались оными; для такой <ситуации> намечали и особый чин, несколько отличный от Литургии Преждеосвященных Даров.

V. По возобновлении после краткого перерыва заседания слово вновь взял замещающий председателя епископ Симон, который сгруппировал все ранее высказанные суждения по вопросу о веществе для таинства Евхаристии, хлебе и вине, и указал, что все ранее высказанные чисто практические суждения по вопросу о том, как ныне приобретать установленные канонами вещества для святого таинства Евхаристии, вполне приемлемы, едва ли могут быть оспариваемы, и Священный Собор должен согласиться с ними, дозволить проведение их в жизнь. По вопросу же о том, как поступать в том случае, когда возможно будет встретиться с фактом полной невозможности приобретения пшеничного хлеба и виноградного вина, преосвященный заметил, что крайне грустным и тяжелым явлением было бы в данном случае хотя бы и временное прекращение служения Литургии. Практический выход из создавшегося положения замещающий председателя епископ Симон указывал, ссылаясь на пример священномученника Гермогена, в возможности разрешения служения Литургии на просфорах, приготовленных из ржаной муки и ягодном вине. Причем высказал такого рода суждения. Преосвященный развил несколько иной взгляд на 3-е и 4-е правила св. апост[олов], чем докладчик проф[ессор] Карабинов; ссылаясь на 33-е прав[ило] VI Вс[еленского] Соб[ора], владыка указывал, что кара 3-го правила налагается на тех, кто вообще не приносят при таинстве Евхаристии пития, напоминающего собою кровь Христа и по молитве и благословению прелагающегося вместе с водой в Пречистую Кровь Спасителя Христа. Мы, православные, говорил епископ Симон, исповедуем во Христе два вещества — божеское и человеческое, причем полное человечество, состоящее из души и тела, из коего при распятии истекли кровь и вода. Если мы приносим в Евхаристии одну воду, то мы еретики, заслуживающие кару 3-го правила. Если же в Евхаристии приносим не только воду, но и другую часть пития, означающую собою Кровь Пречистую, то не подлежим осуждению апостольского правила. Что же мы должны приносить вместо виноградного вина, если его не будет? Христос Спаситель, уча о таинстве Евхаристии, говорил, что тело его есть истинное брашно и кровь его есть истинное питие. Да позволено будет мне сказать, и да не поставит мне Господь греха в моем суждении, если изложу его так: истинное брашно, настоящий квасный хлеб, из чего бы он ни был приготовлен, и истинное питие, соединенное с брожением, из чего бы ни было приготовлено (из смородины, вишни ли и т. п.) могут изобразить собой Пречистое Тело и Живоносную Кровь Христа Спасителя и по благословению священнодействующего, по снисхождению нашей немощи, по тесноте настоящих земных условий и обстоятельств могут приложиться в оные. Православная Церковь чужда материализации таинств. В других таинствах (Крещение, Миропомазание, Елеосвящение) по нужде бывает изменение веществ таинств, почему же нельзя в случае крайней необходимости сделать это вышеупомянутое изменение веществ Евхаристии?

По кратком обмене мнениями было постановлено: а) признать заслуживающими полного одобрения все указываемые в настоящем заседании Отдела практические мероприятия, направляемые к изысканию тех или иных способов для приобретения хлеба и вина для таинства Евхаристии, и стремиться с разрешения высшей церковной власти проводить их в жизнь там, где обнаружится к тому необходимость;

б) иметь продоложение суждения по вопросу о веществе для таинства Евхаристии, хлебе и вине в одном из следующих заседаний Отдела и просить проф[ессора] И. А. Карабинова пополнить к этому заседанию предложенный им доклад наиболее подробными историко-литургическими справками, особенно по вопросу об евхаристическом хлебе, так как последний вопрос, по заявлению самого докладчика, за недостатком времени недостаточно им разработан в предложенном докладе.

Собрание закрыто замещающим председателя епископом Симоном в 2 ч[аса] 50 мин[ут] дня.

Замещающий председателя епископ Симон

Секретарь

Делопроизводитель: Николай Кедров

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 571–574. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы. Пометы в тексте.

Запись к протоколу № 43