Протокол № 43

28 марта (10 апреля) 1918 г.

Под председательством преосвященного Андроника, епископа Пермского и Кунгурского, присутствовали 13 членов Отдела, список которых с их собственноручными подписями при сем прилагается.

I. СЛУШАЛИ: а) протокол заседания Отдела от 20 марта (2 апреля) сего года за № 41 и б) протокол третьего и последнего соединенного собрания V-го Отдела о благоустроении прихода и XVII-го о правовом и имущественном положении духовенства от 23 марта (5 апреля) за № 42.

ПОСТАНОВИЛИ: утвердить протоколы означенных заседаний и передать список второго из них в V-й Отдел.

II. СЛУШАЛИ: составленный проф[ессором] Н. Н. Фиолетовым, согласно постановления в предыдущем заседании Отдела (проток[ол] № 41 ст. IV), доклад в Священный Собор и о правовом положении православного духовенства, распадающийся на две половины: 1) о правовом положении духовенства в государстве и 2) об участии духовенства в мирской общественной жизни и мирских занятиях.

Означенный доклад, по заслушании, был без прений принят единогласно.

ПОСТАНОВИЛИ: представить в Собор оглашенный проф[ессором] Н. Н. Фиолетовым доклад в следующем изложении:

«I. О правовом положении духовенства в Русском государстве.

Отдел полагает, что нормальное правовое положение духовенства в Русском государстве, соответствующее его положению в церковном обществе, может быть осуществлено лишь проведением в жизнь тех основных начал взаимоотношения Церкви и государства, которые уже приняты Священным Собором. Только правовое государство, предоставляющее Православной Церкви свободу руководствоваться в своей внутренней жизни собственными, определяемыми ее существом, законами, может обеспечить и действительную свободу для православного духовенства в выполнении им обязанностей своего служения.

В согласии с этим, по мнению Отдела, права православного духовенства в Русском государстве нормально должны были бы определяться следующими положениями:

1) Государство признает за православным духовенством то положение, которое усвоено ему церковными правилами.

2) Духовенство признается выполняющим служение публично-правового значения.

3) По всем должностным проступкам, не нарушающим общих уголовных законов, духовенство подсудно суду церковному.

4) При производстве следствия и суда по общеуголовным преступлениям над священно- и церковнослужителями подлежащие церковной власти поставляются в известность и от них требуется заключение (применительно к Уст[аву] угол[овного] судопр[оизводства] ст. 1020–1027). Исполнение по приговорам, присуждающим к наказаниям, не связанным с лишением прав, производится церковною властью в особом порядке, предусмотренном ст. 5 Уст[ава] о нак[азаниях], нал[агаемых] мир[овыми] суд[ьями] и ст. 1029 Уст[ава] угол[овного] судопр[оизводства].

5) Священно- и церковнослужители пользуются всеми правами граждан.

б) Священнослужители и монашествующие пользуется личною неприкосновенностью и правом на особое уважение. Сознательное оскорбление лиц священного и монашеского звания рассматривается, как квалифицированное с точки зрения уголовной ответственности.

7) Священно- и церковнослужители и монашествующие освобождаются от воинской и тех повинностей личных и натуральных, которые несовместимы с их служением по церковным правилам.

Члены Православной Церкви, в особенности те из них, которые будут иметь возможность деятельно участвовать в устроении Русского государства, призываются всячески содействовать государственному признанию и проведении в жизнь этих положений.

II. Об участии духовенства в мирской общественной жизни и занятиях мирскими профессиями.

Независимо от того правового положения в государс<т>ве, которое будет признано за духовенством по государственным законам, его особенное положение в церковном обществе и обязанности его церковного служения ставят его в особое положение и в отношении к участию в мирской государственной и общественной жизни.

Руководствуясь церковными правилами, церковным<и> обычаями и традициями и началами целесообразности для Церкви, Отдел выработал следующий проект, определяющей возможную (и желательную) для духовенства степень участия его в мирской общественной жизни.

1) Участие православного духовенства в общественной деятельности, в частности, в органах общественного самоуправления и в государственных органах народного представительства желательно, как содействующее сближению его с паствой и проведению христианских начал в жизнь гражданскую и общественную.

2) Принятие на себя отдельных «мирских попечений» возможно для лиц духовного сана: а) во исполнение поручения церковной власти или с ее благословения — ради защиты интересов церковных и приходских, или в осуществление заповеди любви и христианской благотворительности, б) по необходимым нуждам своим, близких и пасомых. В частности, допустимо в этих случаях представительство и ведение дела на суде или в государственно-административных учреждениях, принятие на себя опеки, попечительство, поручительство.

3) По нужде (материальной) с благословения епархиального архиерея для православного духовенства возможно принимать на себя некоторые мирские занятия и профессии, не противоречащие правилам Церкви, церковному обычаю и преданию и задачам пастырского и церковного служения.

Несовместимо с участием в клире: а) принятие на себя штатных административных должностей по государственному и общественному управлению, кроме исключительных случаев непременно с разрешения епархиального архиерея; б) занятие, как промыслом, торговлей, комиссионерством, службой в качестве приказчиков и управляющих торговыми и промышленными предприятиями; в) состояние в качестве присяжных и частных поверенных и ходатаев по делам; г) всякого рода занятия, унижающие и порочащие звание священно- и церковнослужителя.

Примечание 1. Для лиц, не состоящих на действительной службе в клире, запрещаются только занятия, порочащие духовное звание.

Примечание 2. Участие членов клира в кооперативах допускается с благословения епархиального архиерея.

4) Священнослужители, оставаясь в сане, могут поступать во все высшие светские учебные заведения на все их факультеты, кроме тех, прохождение курса которых, по указанию высшей церковной власти, несовместимо с требованиями, предъявляемыми по правилам церковным к лицам священного сана относительно их личной жизни.

Примечание. Священнослужители и псаломщики, проходящие курс светских учебных заведений, могут сохранять за собой должность не иначе, как с разрешения в каждом отдельном случае епархиального начальства».

III. СЛУШАЛИ: [1)] заявление проф[ессора] Н. Н. Фиолетова, что: А) выработанное Отделом законодательное предположение об образовательном цензе православного духовенства он признал за лучшее представить в Собор в виде особого доклада; Б) относящееся к псаломщикам во 2-м примечании к статье 1-й (проток[ол] № 41, ст. II) он нашел нужным выделить в особое примечание под буквой «б» к статье 2-й и В) по поводу этих примечаний он заявляет особое мнение, не разделяя их и полагая, что специальное указание на право диаконов и псаломщиков, прослуживших 10 лет в этих должностях, в случае рекомендации приходских собраний или окружных съездов духовенства, на получение сана священника и диакона без каких-либо испытаний, противоречит общим началам, положенным в основу данного проекта; 2) самый доклад в Собор об образовательном цензе православного духовенства, составленный с означенным изменением в изложении примечаний и с упоминанием об особом по содержанию их мнении.

По заслушании проекта доклада, преосвященный председатель и члены Отдела епископ Олонецкий Иоанникий, А. В. Новосельский заявили, что они присоединяются к особому мнению Н. Н. Фиолетова и просили занести о сем в протокол настоящего заседания и в самый доклад.

ПОСТАНОВИЛИ: представить в Собор доклад проф[ессора] Н. Н. Фиолетова об образовательном цензе православного духовенства в следующем изложении:

«Одно из основных требований, предъявляемых к пастырю и завещанием апостольским (2 Тим. IV, 1, 2; II, 24, 25) каноническим правом (58 пр[авило] Ап[остольское], Трул[льского Собора правило] 19, Сард[икийского Собора правило] 11, Лаод[икийского Собора правило] 19, Карф[агенского Собора правила] 71, 121 и 123) и самым существом его служения, — быть „учительным”. Из этих требований с неизбежностью вытекает необходимость для него самого разумения Слова Божия, достаточной осведомленности в вопросах веры и благочестия, а вместе с тем и достаточного общего развития и образования. В особенности в настоящее время, при настоящем положении Церкви, когда он сам должен отстаивать свои права, своими силами противостоять веяниям сего „века лукавого, необходимо для пастыря быть в курсе современных течений общественной мысли, проникающих ныне и в глубокие массы народные, уметь разобраться в них, защитить и обосновать свою веру. На достаточной высоте должны стоять и другие, младшие члены клира, на которых также и наш Собор возложил, в известном смысле, „бремя учительства”. Как ни трудно в наши дни служение духовенства, как ни тяжелы те условия, в которых протекает это служение, и как ни затруднительно при этом найти людей, идущих на этот подвиг, все же понижать требования степени развития и образования именно в настоящих условиях не представляется возможным. С другой стороны, и безусловное требование такого формального ценза, как окончание установленного типа духовно-учебных заведений, представляется в настоящий момент и практически затруднительным и едва ли целесообразным. В силу этого Отделом предположено открыть доступ в к[л]ир как лицам прошедшим различные специальные курсы (пастырские, миссионерские, псаломщические), так и лицам, выдержавши<м> испытание по установленной программе в специальных комиссиях, если они имеют предварительное достаточное общее образование. Наконец, Отдел счел возможным предоставить епархиальной власти в отдельных исключительных случаях освобождать от испытаний лиц, обнаруживших достаточные познания в особых трудах, в церковно-учительной и церковно-общественной деятельности.

Ввиду вышеизложенного, Отделом приняты следующие положения:

1) Кандидатами на должность священника могут быть:

а) получившие законченное высшее или среднее богословское образование в духовных академиях и семинариях или заменяющих их духовно-учебных заведениях;

б) окончившие пастырские училища и курсы и получившие общее образование в объеме не меньшем, чем это установлено для получения звания начального учителя;

в) имеющие общее образование в объеме не меньшем требуемого для получения звания начального учителя, по выдержании ими испытания по предметам богословским и церковно-практическим по установленной высшей церковной властью программе в образованных для того епархиальной властью комиссиях.

Примечание 1. В исключительных случаях, при наличности особенных трудов или продолжительного практического опыта в деле церковного учительства, свидетельствующих о способностях и познаниях данного лица, епархиальная власть может освобождать от указанных испытаний.

Примечание 2. Лица, прослужившие не менее 10 лет в сане диакона, если они имеют образовательный ценз не ниже духовного училища, по рекомендации приходского собрания или окружного съезда духовенства, имеют право на получение сана священника, не подвергаясь предварительному экзамену.

2) К занятию должности протодиакона и диакона допускаются:

а) прошедшие общеобразовательный курс духовных семинарий и других средне-учебных заведений, находящихся в ведении Церкви, учительских семинарий и церковно-учительских школ или имеющие свидетельство на звание учителя начальной школы, второклассных школ, городских четырехклассных и высших начальных училищ, по испытании их в богословских и церковно-практических познаниях по установленной высшей церковной властью программе в особых комиссиях.

Примечание. От указанных испытаний могут быть освобождены:

а) лица, прослушавшие миссионерские или соответствующие им курс<ы> для низших клириков, а также в исключительных случаях те лица, предшествующая церковно-практическая деятельность которых в достаточной степени свидетельствует об их познаниях и опыте;

б) псаломщики, прослужившие в этой должности не менее 10 лет и имеющие образовательный ценз не ниже духовного училища, если они рекомендованы приходскими собраниями или окружными съездами духовенства.

3) Псаломщиками могут быть лица, прошедшие курс духовных училищ, миссионерских и псаломщических школ.

4) К исправлению должности псаломщика, кроме того, допускаются окончившие курс городских четырехклассных и высших начальных училищ, второклассных и двухклассных школ, по выдержании ими особого испытания в церковном пении и чтении и элементарных богословских познаниях по установленной высшей церковной властью программе.

Примечание. Епархиальная власть может допускать к исполнению обязанностей псаломщиков и лиц, не удовлетворяющих вышеуказанным требованиям, если они по своему продолжительному участию в церковном чтении и пении, по своей миссионерской или церковно-общественной деятельности окажутся, по ее убеждению, в достаточной степени к этому подготовленными.

По поводу 2-го примечания к п. 1 и примечания «б» к п. 2 проф[ессор] Н. Н. Фиолетов заявил особое мнение, полагая, что специальное указание на право диаконов и псаломщиков, прослуживших 10 лет в этих должностях, в случае рекомендации приходских собраний или окружных съездов духовенства, на получение сана священника и диакона без каких-либо испытаний противоречит общим началам, положенным в основу данного проекта. К этому присоединились: председатель епископ Пермский Андроник и члены Отдела епископ Олонецкий Иоанникий и А. В. Новосельский».

IV. СЛУШАЛИ: представленный, согласно постановления в предыдущем заседании (проток[ол] № 41, ст. V), доклад комиссии в составе епископа Олонецкого Иоанникия, протоиерея А. Г. Альбицкого, диакона М. А. Нечаева и псаломщика А. И. Пальмина, о материальном обеспечении епархиальных и викарных архиереев (доклад при сем прилагается).

По прочтении доклада, единогласно было решено тотчас перейти к постатейному его обсуждению. Статья 1-я и примечание к ней были приняты без прений, причем, так как кроме епископов есть архиепископы, было постановлено во всем вообще докладе слово «епископы» заменить словом «архиереи». По поводу ст. 2-й преосвященный председатель и прот[оиерей] Кузьмин П. В. предлагают понизить жалованье епископам: епархиальному до 6 тысяч, викарному до 4-х. Преосвященный Иоанникий объясняет, что цифры 7500 и 5000 руб. были приняты главным образом по настоянию мирян (проф[ессора] Л. И. Писарева и проф[ессора] И. М. Покровского), приглашенных, на основании постановления в проток[оле] за № 41, ст. V, к участию в работах комиссии, причем кроме других соображений ими имелось в виду и то, что некоторые епископы теперь получают больше, между тем разницы в окладах по разным причинам вводить не следует. После этого ст. 2 и примечание к ней были приняты в изложении комиссии. Без прений были приняты также ст. 3-я и четыре к ней примечания с следующими лишь редакционными поправками: 1) в ст. 3-й пункты «б» и «в» изложить так: «б) приличную квартиру с крестовой церковью при ней и в) средства на содержание канцелярии, квартиры» и т. д.; 2) в средине 2-го примечания переставить упоминание о крестовой церкви, изложив так: «¼ часть на ремонт и содержание крестовой церкви, помещений домового штата, певчих и канцелярии; если же монастыри…» и т. д. По поводу ст. 4-й преосвященный председатель предложил опустить назначение денег на суточное довольствие епископам во время поездок по епархии, так как обычно архиерея кормят бесплатно. Но члены комиссии возражали, указывая на то, что 1) во время передвижений по железным дорогам и на пароходах приходится платить, и притом — дорого; 2) в селах, правда, предлагает угощение, но архиерею приходится раздавать бедноте, при виде острой нужды, во всяком случае больше, чем сколько он будет получать на суточное довольствие; указание на последнее посему решено удержать. Далее: ввиду неопределенности выражений в пунктах «б» и «А» признано за лучшее изложить их так: «б) свите его домового штата, не свыше 2-х лиц, от 5 до 10 р.» и «А) по грунтовым дорогам — архиереям со свитой по действительной стоимости не свыше, чем на 6 лошадей»; в конце статьи вместо «прочим лицам» изменено: «лицам свиты». На вопрос, почему указана двойная стоимость дорожных билетов, комиссией разъяснено, что имеются в виду не указываемые особо расходы по сборам на поездку и мелкие дорожные. В ст. 5-й приняты без изменений все ее пункты и примечание к ней, лишь к последним словам под пунктом «б» решено прибавить слова «мужских и женских». По прочтении ст. 6-й, преосвященный председатель первоначально настаивал на уменьшении пенсионных окладов епископам, но когда защищавшими их было предложено изменить примечание в том смысле, чтобы для повышенных пенсионных окладов с жалованья архиереев делались не 5%-ные, а вообще соответственные отчисления на общих основаниях, то преосвященный председатель отказался от своих возражений, и ст. 6-ая в изложении Комиссии и примечание к ней с указанным изменением были приняты.

ПОСТАНОВИЛИ: принять и в возможно непродолжительном времени внести в Священный Собор проект о материальном обеспечении епархиальных и викарных архиереев в следующем изложении:

«Выработав представленный Священному Собору от 28 марта (10 апреля) сего года доклад о материальном обеспечении православного духовенства чрез приходское самообложение, XVII-й Отдел нашел необходимым войти особо в обсуждение вопроса об обеспечении содержанием епископов. По предварительной разработке этого вопроса в комиссии, Отделом был принят в двух последних заседаниях следующий, представляемый на рассмотрение Священного Собора проект материального обеспечения епархиальных и викарных архиереев:

1. Епархиальные архиереи и их викарий содержатся на средства Высшего Церковного Управления.

Примечание. В епархиях, где имеются достаточно обеспеченные доходами монастыри, архиереи состоят настоятелями монастырей и пользуются содержанием и доходами, какие присвоены настоятелям этих монастырей.

2. Высшее Церковное Управление дает определенное жалованье архиереям: епархиальным 7500 р. и викарным 5000 руб.

Примечание. Архиерей-настоятель монастыря, получающий от последнего денежное довольство менее установленного, недостающее дополучает от Высшего Церковного Управления.

3. Епархия дает: I) архиереям а) столовые, б) приличную квартиру с крестовой церковью при ней и в) средства на содержание канцелярии, квартиры, необходимой прислуги и выезда и II) содержит а) домовый штат (ключаря, духовника, протодиакона, 2-х иподиаконов, чтеца и пономаря, и б) хор певчих.

Примечание 1. Размер епархиальных средств на содержание епархиального и викарного архиереев исчисляется на епархиальных собраниях по каждой статье особо, применительно к местным условиям жизни, и утверждается высшею церковною властию.

Примечание 2. Там, где архиереи и домовый штат их с хором полностию содержатся на счет монастырей, коими они управляют, епархия платит половину причитающегося с нее взноса по сей статье в центральную казну Высшего Церковного Управления и ¼ часть на ремонт и содержание крестовой церкви, помещений домового штата, певчих и канцелярии; если же монастыри не могут полностию содержать домового штата с хором на свои средства, то епархия платит монастырю ½ причитающаяся с нее сбора на этот предмет и ¼ часть — в пользу Высшего Церковного Управления.

Примечание 3. Домовый штат архиереев, живущих не при монастыре и не при монастырском подворье, числится в штате кафедрального собора и, если последний бесприходный, вместе со штатом его обслуживает и кафедральный собор и крестовую церковь; если же кафедральный собор имеет приход, то штат последнего обслуживает кафедральной собор, а домовый штат епископа — крестовую церковь, получая на свое содержание денежное и квартирное довольство от епархии в размере, установленном для прочих членов соборного клира.

Примечание 4-е. Архиерейский хор, обслуживающий крестовую церковь и бесприходный кафедральный собор, ¾ на свое содержание получает от епархии и ¼ от кафедрального собора; если же кафедральный собор имеет приход или чтимые святыни, привлекающие к себе многочисленных богомольцев, или крестные ходы по селам епархии, то на содержание хора поступает ½ от епархии и ½ от кафедрального собора.

4. Во всех епархиях суточное довольство и прогонные деньги, при поездках по епархии, платятся из средств епархии: I) суточные: а) архиерею — от 10–15 р. и б) свите его домового штата не свыше двух лиц — от 5–10 р. и II) прогонные — А) по грунтовым дорогам — архиерею со свитой по действительной стоимости не свыше, чем на шесть лошадей; Б) по железной дороге и на пароходе по двойной стоимости билета а) архиерею — 1-го класса и б) лицам его свиты — 2-го класса.

Примечание. Желательно, чтоб поездки по епархиям приурочивались а) к освящению храмов, б) возведению в сан протоиерея настоятелей соборов и благочинных округа, в сан игумена (игумении) или архимандрита настоятелей монастырей, в) к хиротонии настоятелей церквей и г) к другим потребностям и нуждам тех или других церквей епархии.

5. Средства на содержание епархиальных и викарных архиереев поступают в Высшее Церковное Управление следующие: а) ½ настоятельского содержания от всех штатных монастырей, получаемого настоятелями в настоящее время от разных источников;

б) 1/6 часть из тех же источников, какие идут на содержание настоятелей в штатных монастырях, от монастырей общежительных мужских и женских;

в) 5% из сумм кружечных и кошельковых от всех монастырей, церквей и молитвенных домов епархии, равно и часовен, в коих бывают празднества;

г) рублевый сбор со всякого рода частных просительных бумаг, поступающих на имя архиереев и их канцелярий, и д) от епархиальных собраний суммы, указанные в примечании 2-м к ст. 3-й.

Примечание. Принимая во внимание недостаточность средств на содержание епархиальных и викарных архиереев, а так же нужду в открытии новых епархий и епископий, необходимо назначать, по возможности, всех епархиальных и викарных архиереев настоятелями монастырей, где они и жили бы, если не встретится к тому препятствий.

6. Всем архиереям, прослужившим Св. Церкви 30 лет в разного рода должностях, из коих не менее 10 лет в сане епископа, назначается, по выходе на покой, пенсия — епархиальным 5000 р. и викарным 3000 р., прослужившим же менее 10 лет в сане епископа пенсия назначается — епархиальным архиереям 4000 р. и викарным 2500 руб.

Примечание. Все архиереи вносят в пенсионный капитал соответственное %-ное отчисление на общих основаниях с получаемого ими оклада жалованья, т. е. епархиальные — с 7500 р. и викарные — с 5000 руб.».

V. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о надобности избрать докладчика для внесения на Собор вышеизложенного доклада о материальном обеспечении архиереев.

ПОСТАНОВИЛИ: избрать таким докладчиком протоиерея А. Г. Альбицкого (на что последний выразил согласие).

VI. СЛУШАЛИ: заявление священника С. А. Сабинина от имени комиссии по рассмотрению поступивших и поступающих в Отдел бумаг, что комиссия не нашла в этих бумагах ничего, что требовало бы особого обсуждения. (Прилагается соответствующий письменный о сем доклад).

Справка. Означенная комиссия в составе священ[ника] Сабинина С. А., диак[она] Нечаева М. А., псал[омщика] Пальмина А. И. и мирянина Новоселъского А. В. была избрана в заседании Отдела от 16 февраля (1 марта) с. г. (прот[окол] № 33, ст. II).

ПОСТАНОВИЛИ: принять к сведению и занести о сем в протокол настоящего заседания.

VII. СЛУШАЛИ заявление преосвященного председателя, что ныне Отдел выполнил все постановленные им себе задачи, а именно: по долгом обсуждении 1) вынес постановление о разделе местных средств содержания духовенства, в начале сего 1918 г<о>да еще раз подтвержденное им; 2) разработал проекты обеспечения духовенства постоянным содержанием — сначала из средств Государственного казначейства, потом 3) чрез приходское самообложение, составил законодательные предположения 4) о правовом положении духовенства в Русском государстве, об его участии в мирской общественной жизни и занятиях мирскими профессиями, 5) об образовательном цензе духовенства, наконец, 6) о материальном обеспечении епархиальных и викарных архиереев; объявляя об осуществлении полностию всей программы работ Отдела, он считает долгом благодарить членов Отдела за понесенные ими труды и особенно делопроизводителя М. И. Струженцова — за составление всегда подробных протоколов и журналов заседаний и вообще за исполнительность.

ПОСТАНОВИЛИ: соглашаясь с высказанным преосв[ященным] председателем Отдела, благодарить преосвященного председателя за его мудрое руководство работами Отдела. и настойчивость в осуществлении намеченного плана, соединявшуюся, однако, с терпением и предоставлением каждому полной свободы высказывать свои мнения, и пропеть ему ис-полла-эти-дестота (что и было исполнено).

VIII. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о том, следует ли собираться для заслушания только и утверждения протокола настоящего заседания, когда он будет составлен.

ПОСТАНОВИЛИ: предоставить утверждение протокола настоящего заседания преосвященному председателю и считать занятия Отдела оконченными.

Председатель Отдела Епископ Андроник

Делопроизводитель Михаил Струженцов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 438. Л. 41–47 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы. Карандашные подчеркивания в тексте документа и на полях.