Протокол № 41

20 марта (2 апреля) 1918 г.

[Заседание] началось в 5 час[ов] 30 мин[ут], окончилось в 9 часов вечера.

Под председательством преосвященного Андроника, епископа Пермского и Кунгурского, присутствовали 16 членов Отдела, список которых с их собственноручными подписями при сем прилагается.

I. СЛУШАЛИ: протокол заседания Отдела от 13/26 марта сего года за № 38.

ПОСТАНОВИЛИ: утвердить протокол означенного заседания.

II. СЛУШАЛИ: выработанные проф[ессором] Н. Н. Фиолетовым положения по вопросу об образовательном цензе для священно-церковнослужителей.

Эти положения, представлявшие собой заключительную резолютивную часть доклада по тому же вопросу Н. Н. Фиолетова и приведенные в вышеупомянутом протоколе, были им, согласно постановления в заседании от 13/26 марта, вновь просмотрены с внесением некоторых несущественных изменений и дополнений. Так как в том же заседании было постановлено прения по существу их содержания прекратить, почему предстояло лишь постатейное их голосование (протокол № 38, ст. IV), то преосвященный председатель тотчас поставил вопрос о приемлемости их. Положения под цифрой 1, пункты «а» и «б» были приняты без возражений. В пункте «в» Боголюбов Ф. С., во избежание разнообразия программ, по которым в разных епархиях будут подвергаться экзамену кандидаты на священство, предложил оставить упоминание, что программа эта устанавливается высшей церковной властию; предложение было принято. Им же было предложено присоединить к примечанию, следующему за этим пунктом, 2-е примечание такого содержания: «Лица, прослужившие не менее 10-ти лет в должности псаломщика и в сане диакона, если они имеют образовательный ценз не ниже духовного училища, по рекомендации приходского собрания или окружного съезда духовенства, имеют право на получение сана диакона и священника, не подвергаясь предварительному экзамену». Это примечание было также принято. Прот[оиерей] Рождественский Д. В. указал на ненормальность такого положения, когда совершенно умалчивается об обязательности какого-либо образовательного ценза для протодиакона, после чего в статью под цифрой 2, трактующую об образовательном цензе для диаконов, было вставлено упоминание о протодиаконе, и все пункты этой статьи были приняты без дальнейших возражений. На заседании, после некоторого обмена мнений между свящ[енником] Альбицким А. Г., диаконом Нечаевым М. А., Фиолетовым Н. Н. и преосвященным председателем было окончательно установлено и принято голосованием 3-е положение, относящееся к псаломщикам.

ПОСТАНОВИЛИ: считать принятыми следующие положения об образовательном цензе духовенства:

1. Кандидатами на должность священника могут быть:

а) получившие законченное высшее или среднее богословское образование в духовных академиях и семинариях или заменяющих их духовно-учебных заведениях;

б) окончившие пастырские училища и курсы и получившие общее образование в объеме не меньшем, чем это установлено для получения звания начального учителя;

в) имеющие общее образование в объеме не меньшем требуемого для получения звания начального учителя, по выдержании ими испытания по предметам богословским и церковно-практическим по установленной высшей церковной властию программе в образованных для того епархиальной властью комиссиях.

Примечание 1. В исключительных случаях при наличности особенных трудов или продолжительного практического опыта в деле церковного учительства, свидетельствующих о способностях и познаниях данного лица, епархиальная власть может освобождать его от указанных испытаний.

Примечание 2. Лица, прослужившие не менее 10 лет в должности псаломщика и в сане диакона, если они имеют образовательный ценз не ниже духовного училища, по рекомендации приходского собрания или окружного съезда духовенства, имеют право на получение сана диакона и священника, не подвергаясь предварительному экзамену.

2. К занятиям должности протодиакона и диакона допускаются:

а) прошедшие общеобразовательный курс духовных семинарий или средних учебных заведений, находящихся в ведении Церкви, учительских семинарий и церковно-учительских школ или имеющие свидетельство на звание учителя начальной школы;

б) окончившие курс духовных училищ, второклассных школ, городских четырехклассных и высших начальных училищ по испытании их в богословских и церковно-практических познаниях по установленной высшею церковною властию программе в особых комиссиях.

Примечание. От указанного испытания могут быть освобождены лица, прослушавшие миссионерские или соответствующие им курсы для низших клириков, а также в исключительных случаях те лица, предшествующая церковно-практическая деятельность которых в достаточной степени свидетельствует об их познаниях и опыте.

3. Псаломщиками могут быть:

Прошедшие курс духовных училищ, миссионерских и псаломщических школ. Допускаются к исправлению должности псаломщика окончившие курс городских четырехклассных и высших начальных училищ, второклассных и двухклассных школ по выдержании ими специального испытания в церковном чтении и пении и элементарных богословских познаниях по установленной высшею церковною властию программе.

Примечание. Епархиальная власть может допускать к исправлению обязанностей псаломщиков и лиц, не удовлетворяющих этим требованиям, но по своему предшествующему участию в церковно-общественной жизни, миссионерской деятельности, в церковном чтении и пении и достаточно к этому подготовленных.

III. СЛУШАЛИ: доклад профессора Фиолетова по вопросу о возрасте кандидатов на священно-церковнослужительские должности. Руководствуясь, с одной стороны, древними каноническими указаниями, по которым от принимающих священство требуется 30-тилетний возраст (14 пр[авило] Трулл[ьского Собора], 11 [правило] Неок[есарийского Собора]), от принимающих сан диакона — 25-летний (14 [правило] Трулл[ьского Собора], 11 [правило] Неок[есарийского Собора], 16 [правило] Карф[агенского Собора]), к исправлению же обязанностей псаломщика могут быть допускаемы лица не моложе 18 лет (123 Новелл[а] Юстин[иана]), считаясь, с другой стороны, с требованиями времени, вынуждающими поставлять во священники и диаконы лиц, удовлетворяющих другим требованиям, ранее достижения указанных возрастов, докладчик предлагает принять следующие предложения.

1) От поставляемых на должность священника требуется возраст не менее 30 лет.

От этого требования освобождаются:

а) лица, окончившие курс высших и средних духовно-учебных заведений и специальных училищ, предназначенных для подготовки пастырей;

б) в исключительных случаях, по усмотрению епархиальной власти, лица, занимавшие различные церковные должности или деятельно участвующие в церковно-общественной жизни в течение не менее 5 лет, если они достигли 25-летнего возраста.

2) От поставляемых в диаконы требуется возраст не менее 25 лет.

Ранее этого возраста могут быть поставляемы:

а) лица, окончившие курс высших или средних духовно-учебных заведений;

б) занимавшие церковные должности или участвующие в церковно-практической деятельности не менее 3 лет, если они достигли 21 года.

3) В должности штатного псаломщика утверждаются лица, имеющие не менее 21 года.

Примечание. К исполнению должности псаломщика допускаются лица не моложе 18 лет.

При обсуждении этих положений сначала преосвященный председатель, потом Боголюбов Ф. С., преосвященный Серафим, епископ Челябинский, Пальмин А. И. указывали на неудобство устанавливать правила и тут же узаконять отступления от них, на то, что если мы не можем ни отменить формально древних канонов, ни в точности исполнять их, то лучше было бы не повторять их, что поступать так — значит лишь давать лишний повод к обвинениям и нареканиям на Собор со стороны старообрядцев, почему позванные ораторы полагали бы за лучшее вовсе опустить регламентирование возраста для кандидатов на священно-церковнослужительские должности, оставив в силе современную церковную практику. Протоиерей Рождественский Д. В., высказываясь против поставления в священники и диаконы слишком молодых лиц, находил, что возрастн<о>й ценз следовало бы даже предпочитать образовательному. Зибарев Ф. Г. настаивал на том, чтобы прежде посвящения в диаконы и священники ищущий сана непременно хотя бы один год пробыл предварительно псаломщиком. Преосвященный председатель разъяснил, что во всех случаях, когда возможно, это исполняется и ныне, и отступления приходится делать только в силу необходимости. Фиолетов Н. Н., объяснив, что предлагал свой доклад только во исполнение просьбы председателя осветить этот вопрос, заявил, что он не настаивает непременно на принятии проектируемых им положений и, с своей стороны, тоже находил бы возможным возрастного ценза точно не регламентировать.

ПОСТАНОВИЛИ: возрастного ценза для ищущих священно-церковнослужительских должностей особо не указывать, оставив в силе современную церковную практику.

IV. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о надобности поспешить представлением в Священный Собор разработанного ныне Отделом проекта правового положения духовенства.

ПОСТАНОВИЛИ: просить избранного ранее докладчиком от Отдела проф[ессора] Н. Н. Фиолетова изготовить в возможно непродолжительном времени доклад на Собор о правовом положении духовенства, для предварительного заслушания его в одном из следующих заседаний Отдела.

V. СЛУШАЛИ: оглашенный преосвященным председателем проект члена Отдела преосвященного Иоанникия, епископа Олонецкого и Петрозаводского, по вопросу о материальном обеспечении епархиальных и викарных епископов следующего содержания:

1. Епархиальные епископы и их помощники-викарии содержатся на средства Высшего Церковного Управления и управляемой ими епархии.

2. Высшее Церковное Управление назначает и дает епископам определенное жалованье — епархиальным от 6.000 до 7.500 р. и викарным от 4.000 до 5.000 рублей.

3. Епархия дает епископам: а) приличную квартиру с крестовой церковию при ней и канцелярией; б) средства на содержание квартиры, выезда и необходимой прислуги; в) столовые и г) путевое довольство при поездках по епархии.

Примечание I. Размер епархиальных средств на содержание епархиального и викарных епископов исчисляется на епархиальных собраниях по каждой статье особо, применительно к местным условиям жизни, и утверждается высшею церковною властию.

Примечание II. Суточное довольство должно быть не менее 10–15 рублей за каждый проведенный в пути день.

Примечание III. Прогонные деньги исчисляются: а) по грунтовым дорогам на 4 лошади, по действительной стоимости, б) по железной дороге и на пароходе — в размере двойной стоимости билетов 1-го класса.

4. Штат архиерейской свиты: ключарь, духовник, протодиакон, диакон, два иподиакона, чтец и пономарь, — обслуживающие крестовую церковь, — получают средства на свое содержание, при готовых квартирах, от епархии — в размере не меньшем штатных членов клира кафедрального собора.

Примечание. При поездках по епархии все, кто едет из свиты, получают: А) прогонные деньги а) по грунтовым дорогам на две лошади по действительной стоимости и б) по железной дороге и на пароходе — в размере двойной стоимости билетов 2-го класса и Б) суточные от 5 до 10 рублей в день.

5. Архиерейский хор, обслуживающий крестовую церковь и кафедральный собор, получает содержание от половины до трех четвертей от епархии и от одной четверти до половины из средств кафедрального собора.

Примечание. Кафедральные соборы, имеющие приходы или же совершающие крестные ходы по епархии, платят на содержание хора не менее половины.

6. Средства на содержание епархиальных и викарных епископов могут поступать в Высшее Церковное Управление следующие: а) ½ настоятельской части от всех штатных монастырей (вторая половина поступает на содержание настоятеля, и последний будет получать вместо ⅓ части — всего лишь 1/6 часть); б) 1/10 часть доходов монастырей общежительных; в) 1/10 часть кружечных и кошельковых от всех церквей епархии; г) гербовый сбор со всякого рода бумаг, поступающих на имя епископов и их канцелярий и д) средства, поименованные в п.п. «б» и «в» ст. 3-й, от тех епархий, где епископы состоят настоятелями монастырей и, как таковые, пользуются готовой квартирой, содержанием, прислугой и выездом от монастырей, а не от епархии.

Примечание. Принимая во внимание недостаток средств на содержание епархиальных и викарных епископов, а также нужду в открытии новых епархий и епископий, необходимо назначать епархиальных и викарных епископов настоятелями монастырей и иногда даже не одного монастыря, а двух-трех.

Справка. В заседании Отдела от 11 октября 1917 года было постановлено образовать особый подотдел об архиерейском содержании, поручив организацию его Т. <Н>. Нечаеву (Проток[ол] № 14, п. IV). Но, за отвлечением внимания к другим, производимым в порядке спешности, работам, этот подотдел своевременно не составился, и вопрос был отнесен в последнюю очередь.

По заслушании изложенного доклада преосвященный председатель высказал суждение, что указанные в нем цифры слишком высоки, и что их можно было бы понизить. С этим не согласились диакон М. А. Нечаев, Ф. С. Боголюбов, А. И. Пальмин, полагавшие, напротив, что для всех епископов назначить нужно содержание не менее 7.000 рублей (Пальмин — не менее 9.000 рублей). Ораторы возражали лишь против чиновничьего разграничения «жалованья», «столовых», «квартирных», предлагая назначать средства вообще на «содержание» епископов. Как на основание к повышению суммы, ассигнуемой на епископское содержание, указывали на расходы по представительству, в особенности на благотворения, иногда безусловно обязательные в положении епископа. Зибарев Ф. Г. предлагал особо ассигновывать для последней цели в личное распоряжение епископа известную сумму. Священник Альбицкий А. Г. указал на необходимость предварительных сметных исчислений расходов по содержанию архиерейского дома, штатов его и штатов крестовой церкви, канцелярии епископа и т. п., чего в проекте нет, почему о. Альбицкий находил необходимым передать проект в спешном порядке для более точной разработки и необходимых дополнений в особую комиссию, с приглашением в состав ее преосвященного председателя и других епископов. Преосвященный председатель, соглашаясь с предложением о разработке вопроса в комиссии, просил, однако, освободить его от участия в ней и вообще эту комиссию составить не из епископов, исключая лишь преосвященного Иоанникия, участие которого необходимо для осведомительной цели, а из клириков и мирян. С последним согласились А. И. Пальмин и другие члены Отдела.

ПОСТАНОВИЛИ: избрать комиссию в составе преосвященного Олонецкого Иоанникия, священника А. Г. Альбицкого, диакона М. А. Нечаева и псаломщика А. И. Пальмина, с тем, чтобы эта комиссия, пригласив в помощь себе мирян или вообще членов Собора по своему усмотрению, разработала вопрос о содержании епископов и представила соответствующий доклад к следующему заседанию.

Председатель Отдела Епископ Андроник

Скрепил: делопроизводитель М. Струженцов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 438. Л. 34–39 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.