Протокол № 40

30 июня (13 июля ) 1918 г.,

в Епархиальном доме,

в 11 час[ов] утра

Заседание открылось под председательством высокопреосвященного Сергия, митрополита Владимирского. Присутствовали члены Отдела: епископ Якутский Евфимий, прот[оиерей] П. Е. Крутиков, И. С. Стахиев, А. И. Синебрюхов, Н. Н. Фиолетов, Ф. Г. Гаврилов и А. П. Косьминский. Кроме того присутствовали члены Собора: Г. А. Ольховский и П. Т. Кладинов.

1. По открытии заседания оглашен был протокол предыдущего заседания.

2. По предложению председателя, митрополита Сергия Отдел вошел в суждение о необходимости дополнения Устава о церковных наказаниях ст.ст. определений Священного Собора о мероприятиях к прекращению нестроений в церковной жизни. При этом председатель заметил, что статьи означенного определения не могут войти в полном виде в Устав о наказаниях, так как в них административная область смешана с чисто судебной.

По обмене мнений Отдел постановил внести в Устав о наказаниях следующие статьи, предложенные председателем, вытекающие из Соборного определения о мероприятиях к прекращению нестроений в церковной жизни:

Ст. []Виновный в противлении законной церковной власти и обращении при сем за содействием к власти гражданской подвергается: епископ, пресвитер и диакон — извержению сана, клирик — исключению из клира, монашествующий — сверх того лишению монашества, мирянин — отлучению от Церкви впредь до раскаяния.

Ст. [] Виновный в содействии проведению в жизнь распоряжений гражданской власти, враждебных Церкви подвергается: епископ, пресвитер и диакон — извержению из сана, клирик — исключению из клира, монашествующий — сверх того лишению монашества, мирянин — отлучению от Церкви впредь до раскаяния.

После этого председатель обратил внимание членов Отдела на Соборное постановление о лицах, обращающихся к гражданской власти за расторжением браков.

По выслушании заявления произошел обмен мнениями с указанием различных случаев квалификации преступления.

Н. Н. Фиолетов и Ф. Г. Гаврилов указали, что кроме случаев, когда получивший гражданский развод не вступает в брак, есть случаи, когда он по получении развода вступает в гражданский брак, а также обращается за разводом к гражданской власти, заведомо зная, что брак его не может быть расторгнут церковной властью.

Председатель, митрополит Сергий и А. П. Косьминский указали, что обращение за разводом к гражданской власти часто вызывается желанием получить поскорее развод и виновные здесь могут быть осуждаемы лишь в легкомыслии.

И. С. Стахиев, указывая, что в случаях обращения за разводом к гражданской власти, тяжесть проступка может быть весьма различна, предложил детальнее продумать и проредактировать статьи Устава по этому предмету.

Отдел отложил обсуждение статей до следующего заседания.

После этого Отдел приступил к чтению Устава о церковных наказаниях и принял статьи в следующей редакции:

Ст. <94> Виновный в составлении сообщества против начальствующих духовных лиц и учреждений, а равно и других клириков, имеющего целью соглашение не признавать за ними их власти и достоинства, подлежит исключению из клира с лишением священнослужителя сана и монашества.

Ст. 95. Виновный в злонамеренном неоказании должного почитания епископу или в неупоминании имени его во время церковной службы подлежит: в первый раз — запрещению в священнослужении сроком до одного года, а во второй раз — лишению сана и монашества и исключению из клира.

Ст. 96. Виновный в неподчинении вошедшему в законную силу приговору духовного суда подлежит отлучению от Церкви.

Ст. 97. Виновный в священнодействии в состоянии запрещения подлежит исключению из клира с лишением сана.

Ст. 98. Виновный в сослужении с заведомо запрещенным в священнослужении лицом подлежит исключению из клира с лишением сана.

По прочтению следующей статьи И. С. Стахиев указал на необходимость определить размер денежного взыскания на виновного в совершении без крайней нужды треб в чужом приходе, так как это представляется необходимым и при определении подсудности.

Н. Н. Фиолетов, возражая против этого, указал, что в настоящее время определить меру денежного взыскания невозможно, так как самая ценность денег стала слишком условна.

Ф. Г. Гаврилов указал, что данная статья необходима в предупреждение таких случаев, чтобы лишенный сана не мог поехать в другую епархию и там служить, несмотря на запрещение. Кроме того, эта статья имеет в виду и такие случаи, когда священник служит в чужом приходе с корыстною целью. В последнем случае можно определить и денежное взыскание, не прибегая к определенной сумме, а в форме не свыше как в двойном размере против обычного вознаграждения.

Председатель ставит на голосование предложение И. С. Стахиева об определении размера денежного взыскания.

Большинством голосов предложение о назначении определенной суммы отвергается.

Далее председатель ставит на голосование предложение Ф. Г. Гаврилова об определении взыскания в такой форме: не свыше как в двойном размере против обычного вознаграждения.

Большинством голосов (7 против 3) предложение принимается Отделом.

После этого статья принимается в следующей редакции:

Ст. 99. Виновный в совершении богослужения в чужой епархии без разрешения местного архиерея, а равно в совершении без крайней нужды требы в чужом приходе без согласия местного причта и с корыстною целью подлежит: в первый раз — денежному взысканию не свыше как в двойном размере против обычного вознаграждения за совершенное требоисправление, во второй раз — запрещению в священнослужении на время до 1 года с назначением клиросного послушания, в третий раз — лишению сана с исключением из клира.

Ст. 100. Диакон или псаломщик, виновный в злонамеренном неоказании должного почитания священнику или в унижении его пред прихожанами, подлежит в первый раз — клиросному послушанию на срок до 3-х месяцев при кафедральном соборе, а во второй раз — диакон запрещению в священнослужении на срок до 3-х месяцев, а псаломщик увольнению от должности в заштат, а в третий раз — диакон увольнению от должности.

Отделение второе.

Преступления против пастырской службы

а) по нарушению обязанностей, возлагаемых принадлежностью к клиру.

Ст. 101. Священнослужитель, ни разу в год не бывший на исповеди, подлежит запрещению в священнослужении до одного года, с назначением клиросного послушания.

Ст. 102. Священнослужитель, виновный в публичном нарушении постов, подлежит в первый раз клиросному послушанию на срок до 3-х месяцев, во второй раз — запрещению в священнослужении на тот же срок с назначением клиросного послушания, а в случае дальнейшего упорства — лишению сана.

Ст. 103. Виновный в оказании неуважения к храму Божию и священным предметам и обрядам, произнесением неблагочинных слов или совершением неприличествующих действий подлежит: в первый раз — выговору со внесением в послужной список, во второй раз — клиросному послушанию на срок до 3-х месяцев, в третий раз священнослужитель — запрещению в священнослужении на срок до 6-ти месяцев с увольнением от должности, церковнослужитель — исключению из клира.

Ст. 104. Священнослужитель, виновный в зазорном и соблазнительном образе жизни или в предосудительных играх, подлежит: в первый раз — запрещению в священнослужении, на срок до 3-х месяцев, с назначением клиросного послушания, во второй раз — запрещению в священнослужении на тот же срок с увольнением от должности, в третий раз — лишению сана с оставлением в клире.

Ст. 105. Виновный в допущении бесстыдных и срамных публичных ругательств и других поступков и слов, неприличных для служителя Церкви и могущих произвести соблазн, хотя и не составляющих прямого преступления, подлежит: в первый раз клиросному послушанию на срок до 3-х месяцев, во второй раз — священнослужитель запрещению в священнослужении на тот же срок, а прочие клирики — клиросному послушанию до одного года, в третий раз — увольнению от должности.

Ст. 106. Священнослужитель, виновный в ношении светской одежды без уважительной к тому причины и не смотря на увещание подлежит: в первый раз клиросному послушанию на срок до 3-х месяцев, во второй раз — запрещению в священнослужении на тот же срок с назначением клиросного послушания, в третий раз — запрещению в священнослужении на срок до одного года, с увольнением от должности.

Ст. 107. Священнослужитель, виновный в причинении кому-либо вне Церкви обиды на словах или письме, в зависимости от поводов, ее вызвавших, места ее учинения и других обстоятельств, при которых она нанесена, подлежит денежному взысканию до 100 руб. или клиросному послушанию на срок до 2-х месяцев.

Виновный в причинении таковой же обиды в Церкви подлежит клиросному послушанию на срок до 6-ти месяцев.

Виновный в причинении обиды на словах во время богослужения подлежит клиросному послушанию на срок от двух месяцев до одного года.

Ст. 108. Священнослужитель, виновный в клевете на частных лиц, подлежит клиросному послушанию на срок до трех месяцев.

Ст. 109. Священнослужитель, виновный в причинении кому-либо вне Церкви обиды действием, подлежит клиросному послушанию на срок до шести месяцев.

Виновный в причинении таковой же обиды в Церкви подлежит запрещению в священнослужении на срок от двух месяцев до одного года, с увольнением от должности.

Виновный в причинении обиды действием или нанесении кому-либо удара рукою или орудием во время богослужения подлежит лишению сана с оставлением в клире на низших должностях.

Церковнослужитель, виновный в совершении деяния, описанного в третьей части сей статьи, подлежит исключению из клира.

Ст. 110. Священнослужитель, виновный в том, что своим отношением к посторонним женщинам дал повод к соблазну, хотя и не изобличенный в нарушении целомудрия или святости брака, подлежит запрещению в священнослужении на срок до трех месяцев, с назначением клиросного послушания.

Ст. 111. Священнослужитель, виновный во вступлении во второй брак после прекращения первого, подлежит увольнению из клира с лишением сана.

Ст. 112. Священнослужитель, виновный в продолжении сожительства с женою, уличенною в прелюбодеянии, подлежит запрещению в священнослужении впредь до возбуждения им дела о разводе.

Ст. 113. Священнослужитель, издательская деятельность которого или деятельность, выражающаяся в печатном или устном слове, будет признана церковным судом причиняющей вред Церкви, подлежит запрещению в означенной деятельности.

Ст. 114. Священнослужитель, виновный в непрекращении означенной в предшествующей статье деятельности, подлежит: в первый раз — запрещению в священнослужении с увольнением от должности на срок до одного года, а при дальнейшем упорстве — лишению сана с увольнением из клира.

Ст. 115. Священнослужитель, виновный в занятии мирскими делами из корыстных целей, подлежит лишению сана и увольнению из клира.

Ст. 116. Виновный во взимании процентов с должника в виде промысла подлежит: в первый раз священнослужитель запрещению в священнослужении, на срок не менее 3-х месяцев, с увольнением от должности, церковнослужитель — клиросному послушанию на срок до 3-х месяцев, во второй раз священнослужитель лишению сана с оставлением в клире на низшей должности, церковнослужитель — увольнению из клира, в третий раз — исключению из клира.

Ст. 117. Виновный в краже, мошенничестве, присвоении и растрате вверенного имущества, ростовщичестве, мздоимстве и лихоимстве подлежит исключению из клира с лишением священнослужителей сана и монашества.

Заседание закрылось в 2 часа 40 мин[ут] пополудни.

Председатель Митрополит Сергий

Делопроизводитель Е. Панов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 259. Л. 7–10 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 587. Л. 20–23 об. Машинопись. Копия. Заверение делопроизводителя.