Протокол № 4

15 сентября 1917 г.

Четвертое собрание Отдела в Соборной палате, в пятницу.

Заседание открыто в 5 час[ов] вечера под председательством преосвященного Андрея, епископа Уфимского, при участии 110 членов Отдела, записавшихся на особом листе, приложенном к сему протоколу.

По оглашении делопроизводителем протокола предыдущего собрания Отдела от 11 сентября преосвященный председатель заявляет, что одновременно с Отделом о приходе назначены заседания двух других Отделов, на которых ему желательно присутствовать, поэтому он вскоре передаст председательствование в настоящем собрании товарищу председателя В. А. Потулову. Далее преосвященный Андрей сообщает, что в бытность его в гор. Коломне, тамошнее духовенство и миряне заявили ему о своем желании видеть у себя кого-нибудь из членов Собора, которые могли бы время от времени в живой беседе знакомить их с деятельностью Собора и, в частности, с организацией прихода. Ввиду этого было бы желательным, чтобы в праздничные дни члены Собора выезжали в ближайшие к Москве местности для ведения бесед.

А. А. Папков поясняет, что в настоящее время на местах уже могут организовываться приходские общины на основании того временного Положения о православном приходе, которое утверждено Святейшим Синодом 21 июня и распубликовано в «Церковных ведомостях».

В. А. Потулов как докладчик Комиссии по разработке Положения о приходе знакомит собрание с ходом работ Комиссии и оглашает принятый ею текст 1-й главы Положения о православном приходе, состоящий из четырех §§ и приложенный к настоящему протоколу. В прениях возникших по первому же § главы 1-й Положения о приходе приняли участие 24 оратора, внесших ряд поправок в формулу Комиссии и несколько новых формул, определяющих понятие о приходе.

Прот[оиерей] Ф. Д. Филоненко находит совершенно излишними в § 1 слова «по поручению епископа».

И. С. Стахиев предлагает §§ 1 и 2 Положения о приходе выразить в следующей редакции: «§ 1. Понятие о приходе. Церковным приходом в Русской Православной Церкви называется церковная община в составе клира и мирян при храме и состоящая в единении с епархиальным епископом как своим высшим пастырем»; «§ 2. Цель и назначение общины. Назначение православного прихода состоит в том, чтобы православные христиане при посредстве церковного клира имели общение в молитвах, таинствах и христианском учении, взаимно содействуя друг другу в достижении спасения чрез добрую жизнь, дела христианского просвещения и благотворения».

Преосвященный Никандр, епископ Вятский, высказывает желание иметь при обсуждении приходского Положения, принятого Комиссией, печатный текст этого Положения, ознакомившись с которым заблаговременно, можно было бы приготовиться к обсуждению вопроса.

После объяснения делопроизводителя, что текст Положения, выработанный Комиссией, за недостатком времени и переписчиков был приготовлен лишь в нескольких экземплярах, которые вывешены на дверях Соборной палаты и на месте предназначенном для объявлений, преосвященный председатель высказывает свое мнение по поводу § 1, где находит упущение в определении принадлежности прихода Церкви одним словом «Православной», к которому нужно присоединить и слово «Русской» или «Всероссийской». Далее преосвященный Андрей указывает, что приход, по его мнению, не может быть связан с определенной территорией, так как это установление нарушило бы свободу церковного общения и не принесло бы пользы делу устроения прихода. Закончив речь, преосвященный Андрей покидает собрание для участия в занятиях другого Отдела и передает председательствование В. А. Потулову.

Высокопреосвященный архиепископ Серафим как член Комиссии о приходе дополняет сведения, приведенные В. А. Потуловым в его докладе о работах Комиссии. Упоминание в § 1 — о подчинении прихода епископу — имеет глубокие основания, так как приход как церковная община в составе клира и мирян есть часть епархии, часть епископской паствы. Что касается территориальных границ прихода, то здесь нужно иметь в виду, что руководство приходскою жизнью было бы чрезвычайно затруднено, если бы пришлось объединять прихожан, так сказать, в пространстве. Кроме того, это противоречило бы исторически сложившемуся понятию о приходе как определенной известными границами величине, и нет надобности ломать все прежнее, уже налаженное, ради нового порядка. Исключения, конечно, могут быть, но как общее правило экстерриториальность прихода вводить нельзя.

А. А. Папков вносит поправки в текст § 1, предложенный Комиссией. По его мнению, нужно или исключить слова: «православной Церкви» или сказать — «Всероссийской Православной Церкви». Слова «в каноническом подчинении» (епископу) заменить словами «в канонической зависимости». Слова, касающиеся приходского священника: «по поручению епископа» — заменить выражением «ближайшее руководство в приходе вверяется приходскому священнику». Необходимо добавить к § 1 примечание, в котором указать, что в двух столицах и в больших губернских городах возможно учреждать и внетерриториальные приходы, именно при домовых храмах, соображаясь при этом с вводимой «приходской книгой» и всем новым приходским уставом. Далее А. А. Папков вносит свою формулу, определяющую понятие о приходе так: «Приход в составе клира и мирян есть особая при храме, на определенной территории пребывающая, церковная, в канонической зависимости от местного епархиального епископа, община, с правами юридического лица». После слова «община» можно добавить: «составляющая часть епархии».

В заключение оратор оглашает свою записку о приходе и обещает представить ее членам Собора в печатном виде.

Высокопреосвященный архиепископ Серафим находит нужным указать, что подобная формула о приходе уже была обсуждаема в Предсоборном совете и там отвергнута.

Председательствующий В. А. Потулов разъясняет, что каждый член Отдела может вносить свои формулы, если пожелает, и просит ораторов, вносящих поправки и формулы, давать их президиуму в письменном изложении.

Л. И. Писарев предлагает несколько изменить формулу о приходе, внесенную Комиссией, и изложить ее в следующей редакции: «Церковным приходом в Православной Церкви называется пребывающая в определенной местности церковная община, в составе клира и мирян, представляющая часть епархии под верховным водительством епископа, имеющая свой храм, вокруг которого она объединяется в вере, любви и надежде Христовой, под руководством поставленного епископом пресвитера».

Н. Н. Москвин оспаривает поправку «русская» Церковь, так как она не подходит под все условия местной церковной жизни. Есть, например, православная Грузинская Церковь и т. д. Устав приходский в этом случае должен быть и кратким, и эластичным. Стремясь к этому, лучше всего не указывать в тексте Положения также и признаков территориальности прихода, так как на местах могут существовать условия, совершенно не сходные с теми, которые имелись в виду составителями устава. Например, на окраинах России, в частности, в Якутской области, существуют целые кочевые приходы, где паства под влиянием жизненных условий часто переходит с места на место.

А. А. Салов находит в проекте Комиссии неудачным выражение «община, имеющая свой храм». Приход не должен быть собственником храма, и это выражение удобнее было бы заменить другим, например: «община при храме». Приведенное в формуле А. А. Пашкова выражение «юридическое лицо» — не церковный термин, и следовало бы заменить его другим более церковным.

М. П. Арашкевич указывает, что понятие о приходе достаточно полно разработано в Предсоборном совете, поэтому § 1 Положения в редакции Комиссии он находит неприемлемым и предлагает принять формулу Предсоборного совета в том виде, как она напечатана в проекте, представленном Святейшим Синодом Всероссийскому Поместному Собору.

Прот[оиерей] Н. В. Цветков высказывается против упоминания, что приходский священник действует по поручению епископа, так как это явилось бы отрицанием выборного начала. Территориальность прихода должна быть сохранена; это дает клиру возможность лучше обслуживать свой приход.

Е. В. Скородумов высказывается против формулы Комиссии о приходе и предлагает следующую: «Церковный приход есть находящееся в канонической зависимости от епископа общество православно верующих, в составе клира и мирян, объединившихся вокруг известного храма для удовлетворения религиозно-нравственных нужд под пастырским руководством священника».

Князь А. Ю. Чагадаев также против формулы Комиссии и вносит такую редакцию: «§ 1. Православный приход, в составе священника-настоятеля, клира и мирян, есть церковная община при храме, находящаяся в канонической зависимости и общении с местным епископом и всею поместною православною церковью»; «§ 2. Назначение прихода состоит в том, чтобы православные христиане могли иметь общение в молитвах, таинствах и христианском учении, взаимно содействуя друг другу в достижении спасения чрез добрую жизнь, дела христианского просвещения и благотворения».

Председательствующий В. А. Потулов по поводу поданной ему одним из членов Отдела записки с вопросом: будет ли рассматриваться юридическая сторона Положения о приходе, объясняет, что в Комиссии этот вопрос еще не был затронут, но что в ближайшее время он будет поставлен на обсуждение Отдела. Далее, ввиду некоторых нареканий на редакционную сторону §§ Положения, принятых Комиссией, председательствующий указывает, что Комиссия в своих формулах главным образом отражала существо дела и нарочито не останавливалась на текстуальной стороне вопроса, полагая предоставить это дело Редакционной Комиссии.

П. И. Астров, как член содокладчик Комиссии, дополняя объяснение председательствующего, указывает, что Комиссия представила на обсуждение Отдела свою работу, так сказать, в черновом виде. Вопрос о территориальности прихода вызвал разномыслие. Нужно ли говорить, что такое приход с нашей русской православной точки зрения. Это мудрое деление Святой Руси на мелкие единицы, во главе которых поставлены не чиновники, а пастыри духовные при храме, и это великое наследие наших дедов и отцов надо сберечь, заботясь лишь о том, чтобы жизнь церковная здесь не замирала, а процветала. Никто не говорит о прикреплении паствы к приходу и никто не желает стеснять верующих в праве принадлежать даже к нескольким приходам, но связь прихода с землей должна быть сохранена.

Проф[ессор] Н. М. Абрамов просит включить в определение прихода как признак объединения общность молитвы, удовлетворения духовных нужд и принятие Св. Таин.

Н. Ф. Миклашевский указывает на невозможность выработать устав, предусматривающий все явления приходской жизни до мелочей, и находит возможным принять предлагаемый проект как нормальный устав, а приходским собраниям предоставить право самим приспособлять устав к местным условиям.

Диакон И. В. Запорожченко вносит новую формулу следующего содержания: «§ 1. Православным приходом называется общество православных христиан, объединяющихся около своего приходского храма для совершения своего вечного спасения под руководством законно поставленного приходского пастыря. § 2. Каждый приход имеет свои определенные территориальные границы и пользуется правами юридического лица».

Д. И. Волков (не член Отдела) указывает, что Отдел имеет пред собою достаточно полное определение понятия о приходе в резолюции, принятой Всероссийским съездом духовенства и мирян от 8 июня, и нет надобности вновь разбираться с сырым материалом, имея готовый, обдуманный и уже напечатанный.

Председательствующий В. А. Потулов разъясняет, что Комиссия использовала все представленные в ее распоряжение материалы, в том числе и резолюцию Всероссийского съезда, о котором говорить Д. И. Волков, и в заключение предлагает следовать докладу Комиссии.

Прот[оиерей] А. Ф. Преображенский высказывается за оставление в тексте § 1 понятия о подчинении прихода епископу, ибо приход есть составная часть епархии, возглавляемой епископом. Ссылается на пример Древней Церкви, где руководительство епископа считалось настолько обязательным, что Таинство Св. Евхаристии совершалось только в присутствии епископа. Признак территориальности прихода точно так же должен быть сохранен.

Преосвященный Серафим епископ Челябинский, поддерживая мысль предыдущего оратора, убеждает не страшиться подчиненности клира епископу, видя в этом не полицейское подчинение, а чисто каноническое, моральное. Древние приходы с пресвитерами во главе были в полном подчинении епископа, точно так же и современный приход должен состоять в ведении епископа. Понятие о приходе, по мнению преосвященного Серафима, может быть выражено достаточно полно в формуле следующего содержания: «Православный приход есть церковное учреждение, состоящее в ведении епископа для удовлетворения религиозно-нравственных нужд определенного в числе собрания православных христиан, под пастырским руководством священника и при назначенном для этого церковною властью храме».

Свящ[енник] М. Ф. Голунов (не член Отдела) высказывается против ограничения прихода территорией и приводит в пример единоверческие приходы в Уральской области.

Г. А. Моцок поддерживает территориальность прихода как его основу в смысле финансовом. Приходу придется нести большие расходы, напр[имер], на ремонт храма, школ, приютов и др. учреждений. Возможно, что когда дело коснется материальной жертвы, появятся дезертиры; из своих приходов будут уходить в другие под предлогом, например, что там батюшка лучше.

Председательствующий В. А. Потулов приводит на справку, что вопрос об установлении границ прихода вызвал споры и в Комиссии докладчиков, причем против территориальности высказались главным образом представители городов. Духовенство и деревенская Россия, судя по имеющимся материалам, несочувственно относятся к отмене приходских границ. По мнению Комиссии, нельзя в этом случае интересы городов как желание меньшинства поставить выше интересов всей остальной православной России.

Заседание закрыто в 8½ час[ов] вечера. В списке невысказавшихся ораторов остались: свящ[енник] Ник. Мих. Сироткин, Игорь Иванович Беликов, проф[ессор] Н. Д. Кузнецов (докладчик), свящ[енник] Серг. Антон. Мельницкий и Феод. Григ. Андреев.

Председательствующий товарищ председателя В. Потулов

Делопроизводитель Мих. Шергин

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 269. Л. 13–17 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.