Протокол № 4

20 августа (2 сентября) 1918 г.

Лист с собственноручными подписями присутствовавших при сем прилагается.

А. В. Карташев заявляет, что он не увлекается идеей религиозной унии и считает ее практически и психологически невозможной и даже не полезной и вредной. Это, однако, не значит, что нужно отказаться совсем от этой идеи. Вопрос о соединении Церквей должен быть поставлен, и поставить его — дело совести христианской. Дело религиозного соединения христианского человечества, если вообще оно возможно, дело самого (недалекого) отдаленного будущего и может быть осуществимолено не одною какою-либо Церковью, а всеми ими сообща; в настоящее же время, как подготовлением почвы для осуществления этой далекой и прекрасной мысли мечты, должно быть обращено внимание в другую сторону, к непосредственно близкому нам, в сторону земного. В настоящее время глубоко потрясены основные усилиятои европейской культуры. Самое яркое выражение этого потрясения мы имеем в русском большевизме. Пышно расцветши на русской почве, он, однако, вышел не из недр русского народного духа, а есть плод безрелигиозной культуры Запада. То очарование христианством, которым иногда некогда жила Европа, пало, и она ударилась в иную сторону. Удалившись от христианских основ былой культуры, она стоит теперь на пороге апокалипсических событий. Тем не менее работать нужно. Правда, мы разделены, но у нас есть общее и на это общее мы должны ставить вопросы обще-христианской культуры, созидая вновь ее устои. Для начала дела необходима была бы, пожалуй, конференция представителей разных Церквей и религиозных течений. Но конференция такая — будет фальшивой, если ее замкнуть в сферу исключительно и чисто религиозных заданий, но она имеет смысл, если ставить вопрос на почву общей самозащиты. Христиансктво возвестило царство Божие из на землие, оно дало обетование счастьеия здесь и не может в этих обетованиях разочароваться. Но вопросы веры должны быть, так сказать, согласованы всеми Церквами с вопросами культуры тоже обещающей счастье. На этот путь мы и должны выйти. Интернационализм, который с такою силою развалил Россию, есть признак, что вышли из границ узкого национализма и замкнуться в нем не можем. Поэтому нам нужно думать в широком европейском масштабе и в религиозной области. Я думаю, что вопрос об обновлении европейской культуры на христианских основах должен быть близок нашей Церкви и будет худо для нас, если другие отнимут у нас инициативу в этом деле. Я боюсь, что тогда это дело почувствуется нами как чужое и мы не войдем в него с тем одушевлением и авторитетом, какой требуется как в интересах самого дела, так и в наших собственных.

Архиепископ Евдоким: Спасибо вам за Ваше слово. Что касается поднятого вами вопроса, то он у нас уже был затронут. Однако, я думаю, что сейчас мы запоздали с ним. Вам известно, что в настоящее время предположена подобная конференция в Америке. Я должен сказать, что я готовился к этой конференции, но, боясь Синода, я послал запрос в Синод, как мне отнестись к ней. Синод запретил мне принимать в ней непосредственное участие и позвольил только послать «дозорного», иначе говоря, шпиона. Я этой точки зрения на конференцию не разделяю, конечно, и убежден, что нам непременно следовало бы послать на нее особую Комиссию из России.

Прот[оиерей] А. А. Хотовицкий: Напоминает, что в настоящее время собирается вселенская конференция в Упсале.

Высокопреосвященный Евдоким, возвращаясь к конференции в Америке, указывает, что нам уклониться от участия в ней было бы неудобно, так как из Америки посылается особая депутация в разные страны для приглашения на эту конференцию, в том числе такая депутация имеет быть отправлена в Россию для специального приглашения представителей Русской Церкви и, если она еще не прибыла, то только потому, что помешала война.

Проф[ессор] Ф. М. Россейкин. Но поставила ли эта конференция ту задачу, о которой так красноречиво говорил Антон Владимирович.

Проф[ессор] И. П. Соколов. Я думаю, что Антон Владимирович разумел нечто другое, чем американская конференция. Последняя собирается только по церковным делам, а не для обсуждения вопроса о соединении Церквей. На нее имеется в виду послать все то лучшее, что содержится в каждом исповедании. Ее постановления не будут иметь обязательного значения. Конечно, ею можно воспользоваться и для некоторых практических задач, напр., для проведения постановлений о святости воскресного дня, для постановки вопроса о браке, для обсуждения социальных нужд и разрешения их в христианском духе. На почве этих практических задач конференция, может быть, облегчит и ускорит и (возвращение) соединение к в вере и, во всяком случае, создаст атмосферу, благоприятную для дальнейшей работы в этом направлении.

А. В. Карташев. Я в известном смысле утешен тем, что, как видно, не сделал предложения беспочвенного. Я проектирую конференцию ad extra, для культурного строительства. Я думаю, что такую работу нужно поставить на первый план, и что она послужит переходом к работе ad intra. Когда мы сойдемся на внешних задачах, то мы слюбимся на деле и, быть может, эта любовь пойдет и в самые недра. Когда мы обратимся друг к другу, мы разойдемся, когда обратимся к врагу, мы соединимся.

Архимандрит Михаил. Я приветствую идею Антона Владимировича и полагаю, что ее нужно выдвинуть из России и потому именно, что русская, а не иная какая-либо Церковь переживает теперь ужасы.

А. В. Карташев. Я подозреваю, что начинания в области конференции могут иметь характер интриги со стороны папы и, может быть, Упсальская конференция именно эту задачу и преследует. В данном случае наше участие в названной конференции было бы служением этой интригие и, конечно, было бы для нас неполезно.

Прот[оиерей] А. А. Хотовицкий. Мне думается, что к последнему дню Собора, необходимо было бы привязать нечто и о религиозном соединении. Нужно было бы выработать и послать декларацию в этом смысле на конференцию и вообще, как-нибудь выразить отношение к ней и ее идее со стороны нашего Собора.

Архим[андрит] Евдоким.? Я с удовольствием приветствую мысль о. протоиерея и думаю, что она должна быть приведена в исполнение. Если епископальная церковь стремилась к Собору с […] ибо было бы очень странно уклониться от соответственного […], причем можно было бы связать идею, для которой собирается конференция, с мыслями, которые развил здесь Антон Владимирович. Но как практически осуществить эти мысли. Лично я думаю, что всемирная конференция непременно затронет этот вопрос.

Прот[оиерей] А. А. Хотовицкий. Мне кажется, что было бы очень хорошо, если бы речь Антона Владимировича была послана в Америку и напечатана там. Она проложила бы широкие пути и к религиозному единению. Мне также думается, что, не рассчитывая на скорое религиозное единение, мы должны подойти с этой задачею путем практического строительства в области культуры.

Архиепископ Евдоким. Мы позорно […]ращаемся от еди[…] Церкви, благодаря несчастным указаниям Синода. Они забрасывают своими письмами Россию. Митрополит Антоний три письма получил от Гарднера. Они с нетерпением ждут ответа. Я просил бы составить здесь же меморандум и послать его в Америку.

А. В. Карташев. […] у нас обращения от имени Собора можно было бы предложить вниманию и других соборам. Я желал бы, чтобы этот вопрос взялась разработать соборная группа, которая бы действовала от себя, не обременяя Высшее Церковное Управление […] ответственностью. Хорошо было бы, если бы и в других соборных Отделах определилась заинтересованность этими вопросами, чтобы в эту группу вошли представители многих Отделов.

Э. М. Витошинский. Я думаю, что обращение к Церквам должно идти не от группы, хотя бы и соборных, а от Собора. Тогда оно будет иметь должный авторитет.

Архиеп[ископ] Иларион. Антон Владимирович намечает особый метод достижения единения Церкви: он предлагает им забыть, что они разделены, и заняться общей борьбой с надвигающимся неверием. Я весьма сомневаюсь в осуществимости этого метода. Нельзя человеку отделить ¼ своей души, а о ¾ ее забыть. Мы не можем объединиться с апологетами до объединения с Римом, который в 1054 г. постигла смерть кровная вследствие отпадения от мистического единения с целою Церковью. Это разделение является исходным пунктом всех последующих религиозных разделений и истины всех основ. Пока пропасть, произведенная отпадением Рима, не заполнена, не может быть достигнуто объединение их с какою другою Церковью. Если я буду на конференции иметь рядом протестанта и другого отщепенца от церковного единения, то едва ли я буду желать только во имя той идеи, для которой собралась конференция, чтобы эти отщепенцы обратили кого-нибудь в свою веру. Метод Антона Владимировича желателен. Он забывает о личности человека, и прежде чем примем этот метод, нам нужно не один раз подумать.

Архиеп[ископ] Евдоким. Я также, как Антон Владимирович, […] мнения, что церковное единение может начаться от периферий. А затем, что касается дальнейшей мысли Антона Владимировича об основании общества для целей достижения сближения людей разных исповеданий, то я также нахожу, что наши заседания должны закончиться образованием такого общества, наиболее полномочного и солидного, вышедшего из состава Собора и находящегося под освещающим авторитетом Церкви.

Э. М. Витошинский. Этому обществу или комиссии можно дать название междусоборной.

Архиепископ Евдоким. Нам нужно создать свою конференцию […], то там упредили нас католики. Католики на приглашение их непременного […] согласия в ней принять участие и туда уже забрался […]. Не игнорируя конференции […] мы должны сознать необходимость другой конференции где-нибудь на Востоке — в Константинополе, в Иерусалиме. Мы, православные, сами разделены между собою. Может быть, в положении нашей религии мы достигли бы соединения друг с другом и осветили бы вопрос всеобщего единения христианского мира более широко.

Ф. М. Россейкин. Антон Владимирович высказал свои мысли очень холодно. Мне хотелось бы, чтобы эти пространные мысли были разработаны более обстоятельно. Мне казалось бы, что было бы очень полезно попросить Антона Владимировича составить по этому вопросу особый доклад, в котором бы он развил более подробно свои идеи и показал, как практически приступить к деловой работе и проведению этих идей в жизнь. Этот доклад мог бы быть прочитан в нашем Отделе в присутствии других Отделов, и здесь же можно было образовать группу.

А. В. Карташев. Я не берусь взять на себя труд по составлению доклада. Я признаю свое бессилие и свою неосведомленность в области поднятого мною вопроса. Мне хотелось бы только знать, принимается ли Отделом этот вопрос.

Архиепископ Евдоким. Угодно ли Отделу принять идеи Антона Владимировича в программу своих работ.

ПОСТАНОВЛЕНО: предложенные А. В. Карташевым идеи принять в программу работ Отдела.

Председатель Отдела

Делопроизводитель

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 495. Л. 28–31; 32–35. Машинопись. Копия. Подписи отсутствуют.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 495. Л. 24–27. Рукопись. Черновик.