Протокол № 39

16 марта 1918 г.

Заседание происходило в комнате № 5 епархиального дома с 5½ часов до 9 часов вечера, с перерывом в 7 часов 40 минут на 10 минут, под председательством высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Рязанского. Из 112 членов Отдела присутствовали 26 человек, расписавшихся на прилагаемом листе и два посторонних лица, приглашенных Подотделом о пастырской школе — М. И. Савваитский и В. В. Сладкопевцев.

Заседание было посвящено дальнейшему постатейному обсуждению проекта о пастырских школах, представленного Подотделом о пастырской школе.

По открытии заседания высокопреосвященный председатель ставит на обсуждение § 6 проекта:

IV. Условия поступления и курс учения.

6. В Пастырское училище принимаются лица православного исповедания, одобряемые приходскими настоятелями, рекомендуемые приходами, братствами и т. п. церковными организациями на следующих условиях: а) без экзамена поступают — окончившие не менее 6 классов средне-учебных заведений, учительские институты и учительские семинарии, церковно-учительские школы и т. п., б) с поверочными испытаниями по особо установленной программе — имеющие образовательную подготовку в объеме не ниже, Высшего начального училища» (духовные училища, 4 класса гимназии, второклассные школы и другие соответствующие учебные заведения); в) а также диаконы, псаломщики, монахи и иные лица, не имеющие указанного образовательного ценза, но выдержавшие вступительный экзамен по особо-установленной программе.

И. П. Николин предлагает следующую поправку: к пункту 6-му. Отвергнуто выпустить «одобряемые приходскими настоятелями»…

В дальнейшем обсуждении вопроса участвуют протоиерей К. М. Аггеев, высокопреосвященный председатель, П. А. Жадин, В. Н. Самуилов, архимандрит Матфей и архимандрит Вениамин.

И. П. Николин вносит другую поправку, к которой присоединяется и В. Н. Самуилов: В богословски-пастырские учебные заведения с сокращенным курсом принимаются без экзамена кончившие в Высшем начальном училище и выше, и по экзамену диаконы, псаломщики, монахи и иные лица, не имеющие указанного образовательного ценза.

I-ая поправка И. П. Николина ставится на голосование.

I. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку отклонить (7 голосов против 2).

П. А. Жадин заявляет, что он на Соборе будет говорить против всех этих рекомендаций.

Голосуется вторая поправка И. П. Николина, поддержанная В. Н. Самуиловым.

II. ПОСТАНОВЛЕНО: принять означенную поправку (8 голосов против 5).

Архимандрит Вениамин выражает полное недоумение по поводу принятия этой поправки, заявляет, что он на Соборе будет говорить против этого.

Голосуется статья 6-ая в окончательной редакции.

III. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 6-ю в следующей редакции:

«6. В пастырские училища принимаются лица православного исповедания, одобряемые приходскими настоятелями, рекомендуемые приходами, братствами и тому подобными церковными организациями, причем а) без экзамена поступают лица, имеющие образовательную подготовкув объеме высшего начального училища и выше (духовные училища, не менее 4 классов гимназии и другие соответствующие учебные заведения); б) с поверочным экзаменом по особо установленной программе диаконы, псаломщики, монахи и иные лица, не имеющие указанного образовательного ценза».

Оглашается статья 7-ая:

«7. Возраст для приема не ограничен».

Архимандрит Вениамин дает разъяснение по содержанию пункта.

И. П. Николин и В. Н. Самуилов высказываются за принятие предложенной редакции.

Высокопреосвященный председатель предлагает указать самый юный возраст, при котором поступление в училище будет признано возможным.

Протоиерей К. М. Аггеев присоединяется к предложению высокопреосвященного председателя.

В. В. Успенский говорит о неудобствах соединения в одной школе мальчиков и лиц зрелого возраста и предлагает такую редакцию: «В пастырские училища принимаются лица не моложе 18 лет».

В. Н. Самуилов предлагает такую редакцию: «Установление возраста для приема в училище предоставляется епархиальному начальству».

П. А. Жадин указывает возраст в 16 лет.

С. П. Кехгиопуло предлагает указать возраст с таким расчетом, чтобы по окончании школы можно было сейчас же принимать священство.

Архимандрит Матфей указывает, что придется в каждой епархии создавать две школы: одну для взрослых и другую для мальчиков. Окончившие слишком рано должны поступать на должности низших клириков до наступления канонического возраста.

Г. И. Булгаков высказывается против приема лиц слишком юных.

Г. И. Комиссаров предлагает возраст в 17 лет.

Архимандрит Вениамин присоединяется к предложению архимандрита Матфея и вносит примечание: по педагогическим соображениям желательно устраивать пастырские училищ двух видов отдельно для учащихся зрелого возраста и юношеского.

Самую статью оратор предлагает отложить рассмотрением до решения вопроса о том, сколько лет должно продолжаться обучение в пастырской школе (§ 8).

Предложение архимандрита Вениамина ставится на голосование.

IV. ПОСТАНОВЛЕНО: сначала обсудить статью 8.

Оглашается статья 8:

«8. Курс обучения в пастырском училище трехлетний, а где будет признано нужным и возможным, организуется еще и 4 подготовительный класс».

Архимандрит Вениамин дает объяснения по содержанию статьи.

П. А. Жадин высказывается за то, чтобы курс церковного года был не специальным, а подготовительным, преимущественно для лиц, поступающих из светской школы.

И. П. Николин высказывается за четырехлетний курс и предлагает такую редакцию: «к § 8. Курс обучения в богословско-пастырских учебных заведениях четырехлетний».

В. Н. Самуилов высказывается за принятие статьи в редакции Подотдела.

Высокопреосвященный председатель поддерживает предложение И. П. Николина.

Архимандрит Вениамин предлагает такую редакцию.

«Курс обучения в пастырских училищах трехлетний с подготовительным к нему классом».

Голосуется формула И. П. Николина.

V. ПОСТАНОВЛЕНО: принять означенную формулу (10 голосов против 6).

Голосуется формула архимандрита Вениамина.

VI. ПОСТАНОВЛЕНО: принять означенную формулу (10 голосов против 8).

Высокопреосвященный председатель предлагает согласовать формулу И. П. Николина и архимандрита Вениамина.

Архимандрит Матфей протестует против согласования.

Протоиерей К. М. Аггеев заявляет, что раньше он не совсем ясно понял формулы и голосовал за формулу Николина, а теперь снимает свой голос и передает его за формулу архимандрита Вениамина.

В дальнейшем обсуждении этого вопроса принимают участие архимандрит Матфей, С. П. Кехгиопуло, В. В. Богданович, высокопреосвященный председатель, И. А. Виноградов, архимандрит Вениамин и В. К. Недельский.

И. П. Николин, и архимандрит Вениамин просят вновь переголосовать их предложения.

Вторично голосуется формула И. П. Николина.

VII. ПОСТАНОВЛЕНО: принять означенную формулу (9 голосами против 5, при 1 воздержавшемся).

Вторично голосуется формула архимандрита Вениамина.

VIII. ПОСТАНОВЛЕНО: отклонить предложенную формулу (9 голосами против 6).

Протоиерей К. М. Аггеев заявляет, что он считает этот вопрос очень важным, и просит занести в протокол, что будет по этому поводу говорить на Соборе.

Высокопреосвященный председатель предлагает вновь перейти к 7 статье.

Архимандрит Вениамин вносит новую редакцию:

«Возраст для приема должен быть не менее 15 лет».

Голосуется поправка В. Н. Самуилова.

IX. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку отклонить (10 голосами против 5).

Голосуется поправка архимандрита Вениамина.

X. ПОСТАНОВЛЕНО: принять означенную поправку (8 голосами против 7).

Голосуется поправка В. В. Успенского.

XI. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку отклонить (11 голосами против 4).

Голосуется примечание к этой статье, предложенное архимандритом Вениамином.

XII. ПОСТАНОВЛЕНО: принять означенное примечание.

В 7 часов 40 минут объявляется перерыв на 10 минут.

По возобновлении заседания протоиерей К. М. Аггеев делает внеочередное заявление о том, что он завтра обратится в Соборный Совет за разъяснениями по поводу слухов о том, что удалось получить от большевиков 3 миллиона рублей на содержание духовно-учебных заведений.

XIII. ПОСТАНОВЛЕНО: заявление протоиерея К. М. Аггеева принять к сведению.

Оглашается и ставится на обсуждение 9-ая статья.

V.Управление и устав.

«9. Пастырское училище находится в ведении Высшей Церковной властии под ближайшим духовным руководством, отеческим попечением и начальственным наблюдением епархиального архиерея, более всех заинтересовавшегося в воспитании непосредственных помощников и соработников его; а потому он особливо заботится о подыскании и привлечении в училище религиозно-одушевленных и опытно-педагогических руководителей его».

Архимандрит Вениамин дает объяснения по существу предложенной статьи.

Протоиерей К. М. Аггеев высказывается по существу против предложенной статьи и предлагает заменить ее такой редакцией:

«§ 9 читается так: Пастырское училище находится под ближайшим духовным руководством и начальственным наблюдением епархиального архиерея. Высшая Церковная власть ведает пастырскими училищами чрез центральный надшкольный орган — Учебный комитет, в состав которого входит по назначению Священного Синода член-ревизор дел специального наблюдения и руководства учебно-воспитательной стороною их».

В. К. Недельский и Н. И. Знамировский высказываются за принятие статьи в редакции Подотдела.

В. В. Успенский, не возражая по существу статьи, указывает на то, что статья изложена слишком условным канцелярским языком, как то не серьезно, и предлагает редактировать ее иначе.

В. В. Сладкопевцев с разрешения председательствующего указывает на неудобство сосредоточения управления всеми пастырскими училищами в Учебном комитете, в виду слишком большого разнообразия местных условий.

Протоиерей К. М. Аггеев дает разъяснения по существу предложенной им редакции обсуждаемой статьи.

В. В. Богданович предлагает вместо слов «более всех заинтересованного» сказать: … «архипастыря, на коем прежде всего лежит забота о подготовке непосредственных».

Архимандрит Матфей находит, что статьи 9 и 10 должны быть отнесены к богословско-пастырской школе и предлагает в начале статьи вместо «Пастырские Училища» сказать: «Богословско-Пастырские учебные заведения находятся»… Оратор высказывается против включения упоминания об Учебном комитете.

И. А. Виноградов поддерживает формулу протоиерея К. М. Аггеева.

В. А. Рождественский высказывается за сокращение статьи в редакции Подотдела.

И. П. Николин находит, что статья изложена слишком длинно, в ней много лишних слов и предлагает выпустить слова «отеческим попечением» и опустить конец статьи после слов «епархиального архиерея».

Архимандрит Вениамин высказывает свое заключение по поводу внесенных предложений.

Ставится на голосование поправка архимандрита Матфея.

ПОСТАНОВЛЕНО: принять означенную поправку (9 голосами против 6).

Голосуется предложение протоиерея К. М. Аггеева в части, говорящей об управлении пастырскими школами через Учебный комитет.

XIV. ПОСТАНОВЛЕНО: принять означенное предложение в указанной части (7 голосами против 5).

Голосуется предложение протоиерея К. М. Аггеева в части, говорящей о члене ревизоре по пастырским школам.

XV. ПОСТАНОВЛЕНО: указанное предложение в указанной части отклонить.

Голосуется предложение И. П. Николина об исключении слов «отеческим попечением».

XVI. ПОСТАНОВЛЕНО: отклонить означенное предложение (8 голосами против 7).

Ставится на голосование поправка В. В. Богдановича.

XVII. ПОСТАНОВЛЕНО: принять означенную поправку. (Большинством всех против одного).

Голосуется предложение И. П. Николина: опустить конец статьи.

XVIII. ПОСТАНОВЛЕНО: отклонить упомянутое предложение.

Голосуется статья 9-ая в окончательной редакции.

ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 9 в такой редакции:

V.Управление и устав.

«9. Богословско-пастырские учебные заведения находятся в ведении Высшей Церковной властии под ближайшим духовным руководством, отеческим попечением и начальственным наблюдением епархиального архипастыря, на коем, прежде всего, лежит забота как о воспитании непосредственных помощников и соработников его, — пастырей, так и о подыскании и привлечении в училище религиозно-одушевленных и педагогически-опытных руководителей его».

В виду позднего времени обсуждение дальнейших статей проекта отложено до следующего заседания.

Председатель Архиепископ Иоанн

Члены: В. Самуилов

Делопроизводитель М. Преферансов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 386. Л. 146–150. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.