Протокол № 39

26 июня (9 июля) 1918 г.,

в Епархиальном доме,

в 11 часов утра

Заседание открылось под председательством высокопреосвященного Сергия, митрополита Владимирского. Присутствовали члены Отдела: высокопреосвященный архиепископ Иоаким, преосвященный Евфимий, епископ Якутский, прот[оиерей] П. Е. Крутиков, И. С. Стахиев, Н. Н. Фиолетов, А. В. Васильев, Ф. Г. Гаврилов. Кроме того присутствовали прот[оиерей] А. Ф. Преображенский, В. П. Шеин и прот[оиерей] И. В. Знаменский.

По предложению председателя, Отдел приступил к продолжению рассмотрения проекта «Устава о церковных наказаниях», из какового проекта в предшествовавший срок занятий Священного Собора уже было рассмотрено 78 статей и принято по новой нумерации 75 статей. Оглашаются статьи 79, 80, 81, 82, 83, 84, предусматривающие церковно-наказуемые преступления против брака.

По обмене мнений, статьи 79 и 80 принимаются Отделом под номерами 76 и 77 в следующей редакции:

в) Против брака.

ст. 76. Виновный во вступлении в брак с лицом, принужденным к сему насилием или угрозами или приведением для сего в состояние беспамятства или кратковременного умоисступления или введенным в обман относительно личности другого брачущагося, или заведомо сумасшедшим (ст.ст. 1550, 1551 и 1581 Улож[ения о] нак[азаниях]), подлежит: мирянин — отлучению от Св. Причастия на срок до 10 лет, духовные лица — исключению из клира с лишением священнослужителей сана и монашества.

Ст. 77. Виновный во вступлении в новый брак при существовании прежнего (ст. 1554 Улож[ения о] нак[азаниях]) или с лицом, заведомо состоящим в браке (ст. 1555 Улож[ения о] нак[азаниях]) подлежит: мирянин — отлучению от св. Причастия до 8 лет, духовные лица — исключению из клира с лишением сана.

Далее прочитывается ст. 81 (78), согласно коей, виновный во вступлении в брак в недозволенных степенях родства и свойства (ст. 1559 Улож[ения о] нак[азаниях]) подлежит: мирянин — отлучению от Св. Причастия на срок до 7 лет, духовные лица — исключению из клира с лишением сана и монашества.

По поводу этой статьи: В. П. Шеин заметил, что редакция статьи возбуждает сомнения. Когда статья упоминает о духовных лицах, то она, очевидно, предусматривает браки, совершенные до посвящения. Приравнение священнослужителей черного и белого духовенства по наказанию за такие, совершенные в недозволенных степенях родства и свойства браки, — может быть признано справедливым, но этого отнюдь нельзя сказать о простых монахах. В монашествующие может пойти и лицо, совершившее ранее в миру какое-либо преступление, например, убийство, а затем отбывшее наказание и покаявшееся. Неужели же следует извергать из монашества человека, о котором окажется, что в прежней его мирской жизни он совершил не убийство или иное страшное преступление, а вступил в давно прекратившийся ныне смертью или разводом брак, не удовлетворивший в то время всем правилам касательно степеней родства и свойства. Преступление монашествующего в такой случае заключается в сокрытии события недозволенного брака, если перед вступлением в монашество он не исповедовался в том на духу. Это сокрытие надо ясно выразить в статье и за него, по мнению В. П. Шеина, статьей 78 предусмотрено слишком строгое наказание. В. П. Шеин полагал, что лишать такое лицо монашества не следует, а что на виновного монаха должно быть наложено такое же наказание как и на мирянина в отношении отлучения от Св. Причастия и еще может быть добавлено особое монастырское взыскание. Вообще же В. П. Шеин высказал тот взгляд, что сроки епитимии устанавливаются рассматриваемым проектом слишком длительные, например, 10, 8, 7 лет. Для настоящего времени их следовало бы сократить: нужно, чтобы люди почаще приобщались Св. Таин, а не избегали этого.

И. С. Стахиев заметил, что пример В. П. Шеина об убийстве, совершенном лицом до принятия монашества не совсем подходит к настоящему случаю, ибо, если бы убийство это открылось после вступления в монашество, то монах был бы передан светским властям и препровожден в консисторию для снятия монашества. Рассматриваемая статья несомненно говорит о том случае, когда монах скрыл событие недозволенности имевшегося ранее брака. За это сокрытие он и должен понести наказание, однако, степень наказания может быть уменьшена и само лишение монашества не необходимо. Что же касается того обстоятельства, что ст. 78 не упоминает особой оговоркой о наказуемости для монахов именно факта «скрытия» недозволенности их прежнего брака, то следует иметь в виду, что никакой уголовный кодекс не в состоянии предусмотреть все разновидности правонарушений. Бесконечные перечисления только стесняют суд при применении закона. Закон многого должен коснуться в более общих понятиях, предоставив отдельные случаи суду.

Н. Н. Фиолетов высказал по рассматриваемой ст[атье] тот взгляд, что следует не забывать отделения церковной и государственной стороны вопроса. Отправление виновного к светским властям, и от них в консисторию для лишения сана и монашества — это все — преходящие явления. Прочитанные же статьи вызывают, действительно, необходимость выделить вопрос о монахах в особую статью, или отчетливее о них упомянуть. К мнению о необходимости смягчения для монаха наказания, предусмотренного ст. 78, Н. Н. Фиолетов присоединяется.

Высокопреосвященнейший Сергий, соглашаясь с тем, что по ст. 78 монахи не должны быть лишаемы монашества, предложил налагать на виновных в сокрытии события прежнего брака, совершенного в недозволенных степенях кровного или духовного родства и свойства, такое же наказание как на мирян в отношении срока отлучения от Св. Причастия и, кроме того, подвергать монахов лишению на тот же срок права ношения мантии и клобука. В отношении же длительности самого срока епитимии высокопреосвященный Сергий указал, что статьи рассматриваемого проекта дают свободу суду применяться к обстоятельствам дела и вовсе не заставляют суд налагать епитимию отлучения от Причастия всегда в наивысшей мере. Статья 78 поэтому и употребляет выражение «до» 7 лет, а не именно 7 лет. Мнение высокопреосвященнейшего владыки было принято Отделом и ст. 78 (81) получила, в соответствии с бывшими суждениями, следующую редакцию:

ст. 78: Виновный во вступлении в брак в недозволенных степенях кровного, или духовного родства и свойства (ст. 1559 Улож[ения о] нак[азаниях]) подлежит: мирянин и монах — отлучению от Св. Причастия на срок до 7 лет, причем монах, кроме того, лишению права ношения мантии и клобука на тот же срок, священнослужители же — исключению из клира с лишением сана и монашества. Св. Вас[илия] Вел[икого правила] 67, 68, 75, 76, 78, VI Всел[енского собора правила] 53, 54, Неок[есарийского Собора правило] 2, Номок[анон] при Требн[ике] 29.

Засим Отделом была принята ст. 79 (82):

ст. 79: Виновный во вступлении в четвертый и последующий браки, а также в брак с иноверцами (ст. 1564 Улож[ения о] нак[азаниях]), подлежит: мирянин — отлучению от Св. Причастия на срок до 7 лет, церковнослужитель — исключению из клира. Неок[есарийского] соб[ора правило] 3, Вас[илия] Вел[икого правило] 80, IV Всел[енского] соб[ора правило] 14, VI Всел[енского собора правило] 72.

Далее были прочитаны ст. 83 и 84, согласно коим: 1) виновный во вступлении в брак с родителем воспринятого им младенца подлежал мирянин церковному покаянию на срок до 4 лет, а духовные лица — увольнению из клира с лишением сана и монашества (ст. 83) и 2) виновный во вступлении в брак без согласия родителей подвергался: мирянин — отлучению от Св. Причастия на срок до 3 лет, а церковнослужитель — клиросному послушанию на срок до 1 года (ст. 84).

По поводу означенных статей членами Отдела было высказано то мнение, что ст. 83 является излишней, ибо в статью 78 уже включено воспрещение вступления в брак при наличности предусмотренного канонами (VI Всел[енского] соб[ора правило] 53) «духовного» родства, ст. же 84 представляется практически не имеющей ныне значения. Поэтому упомянутые статьи были Отделом исключены. После этого были оглашены статьи 85 и 86 (по прежней нумерации), касавшиеся преступлений против союза семейного. Ст. 85-я после обмена мнений была принята под № 80 в следующем виде:

г) против союза семейного.

ст. 80: Виновный в нанесении супругу или детям увечья, ран, тяжких побоев или иных истязаний и мучений (ст.ст. 1583, 1477—1496 Улож[ения о] нак[азаниях]) подлежит: мирянин — отлучению от св. Причащения на срок до 7 лет, духовные лица — исключению из клира с лишением священнослужителей сана и монашества.

Ст. же 86, устанавливавшая наказания родителям за принуждение детей своих к браку, к пострижению в монашество и произнесению монастырских обетов, — была Отделом исключена.

Н. Н. Фиолетовым в связи с прочитанными статьями, касавшимися правонарушений против союза семейного, было выражено то мнение, что подотделение г) второго отдела, второй главы, теперь стало содержать только одну статью 80, между тем, несомненно, найдутся и другие преступные деяния, которыми и г) должен был бы быть пополнен. Например — преступлениями детей по отношению к родителям: непослушанием, жестоким обращением и т. д.

Высокопреосвященнейший Сергий на это заметил, что некоторые из указанных преступлений детей уже включены в другие отделения, например, в ст. 54, 55, где и предусмотрены как отягчающие вину обстоятельства; что же касается других возможных правонарушений этой области, то разбираемый проект, конечно, может в настоящем виде представляться еще неполным. Поэтому было бы весьма желательно, если бы Н. Н. Фиолетов и другие члены Отдела о тех преступлениях, которые они усмотрят, написали бы записочки, коими и можно было бы дополнить проект при последующих чтениях.

Далее, Отдел рассмотрел преступления против трезвости.

Высокопреосвященнейший Сергий и И. С. Стахиев полагали, что ст. 87 (по новой нумерации 81) должна быть дополнена особым пунктом, касающимся монахов. Ст. 81 и 82 были приняты сообразно бывшим суждениям, в следующей редакции:

д. Против трезвости.

ст. 81. Виновный в нетрезвом образе жизни подлежит: мирянин — отлучению от Св. Причастия на срок не менее 2 лет, священнослужитель: в первый раз — запрещению в священнослужении на срок до 3 месяцев с назначением клиросного послушания, во второй раз — запрещению в священнослужении на срок до 1 года с отрешением от места и низведением в причетники, церковнослужитель: в первый раз — клиросному послушанию на срок до 3 месяцев, во второй раз — увольнению от должности и клиросному послушанию на срок до 1 года, монах: в первый раз — трудному послушанию по усмотрению настоятеля на срок до 3 месяцев, во второй раз — лишению права ношения мантии и клобука на срок до 1 года, в третий раз — лишению монашества. Духовные лица, виновные в продолжении нетрезвого образа жизни после двукратной за означенное деяние судимости, а равно в появлении в публичном месте в состоянии явного опьянения (ст. 42 Уст[ава о] нак[азаниях], по зак[ону] 10 июля 1915 г. № 204 ст. 1604 отд. 7) хотя бы и в первый раз, подлежит увольнению из клира с лишением священнослужителей сана и монашества. (П[равила] арх[иепископа] Сергия ст. 339 п. 4, 337 п. 5, 336 отд. II п. 1, 334 п. 4, 331 п. 9, 332 п. 6.)

ст. 82. Указанным в предшествующей статье взысканиям подлежат виновные в курении опиума и злоупотреблении морфием, кокаином, эфиром или другими алкалоидами и одурманивающими веществами.

После этого Отдел перешел к обсуждению преступлений против иерархического порядка и постановил принять ст. 83 и 84 (89 и 90 по прежней нумерации):

Глава третья:

Особенные церковные преступления духовных лиц.

Отделение первое.

Преступления против иерархического порядка

ст. 83. Виновный в рукоположении и принятии рукоположения за деньги, личную услугу, из родственных или дружественных расчетов или иных личных или корыстных побуждений, подлежит отлучению от Церкви.

Виновный в каком-либо посредническом участии в описанных деяниях подлежит: духовное лицо — исключению из клира с лишением сана и монашества, мирянин — отлучению от Св. Причастия до 10 лет.

Апост[ольские правила] 29, 30, Халк[идонского Собора правило] 2, VII Всел[енского собора правила] 4, 5, 19, VI Всел[енского собора правила] 22, 23, Вас[илия] Вел[икого правило] 90.

Ст. 84. Виновный в искательстве перед мирскими начальниками для получения через них епископского или священного сана подлежит лишению сана.

Ст. 85 (91), согласно коей епископ, виновный в совершении рукоположения и священнодействия в пределах чужой епархии без согласия местного архиерея, подлежит лишению сана с оставлением в монастыре и тому же наказанию подлежит пребывающий на покое епископ за священнодействие без разрешения местного епископа, вызвала подробный обмен мнений. Некоторые члены Отдела полагали, что слова «с оставлением в монастыре» должны быть исключены как излишние. Кроме того, вторая половина статьи, говорящая о священнодействии епископа, пребывающего на покое, вызвала некоторые сомнения в том отношении, что статья эта может поставить пребывающего на покое епископа в крайне тягостное положение в совершении священнослужения даже в пределах отведенного ему монастыря. Однако, Отдел принял и вторую часть изложенной статьи, признав за этой статьей лишь то несомненное значение: 1) что пребывающий на покое епископ должен получить от правящего епископа общее разрешение на священнодействие в пределах определенного монастыря или храма, 2) что на каждое отдельное богослужение в этих монастыре или храме епископ, конечно, не должен испрашивать особого разрешения у правящего владыки и 3) что статьей предусматривается как церковно наказуемый поступок — священнодействие «Против воли» местного епископа.

ст. 85. Епископ, виновный в совершении рукоположения и священнодействии в пределах чужой епархии без согласия местного архиерея, подлежит лишению сана. Апост[ольское правило] 35, Ант[иохийского Собора правила] 12, 22, III Всел[енского] Соб[ора] Тому же наказанию подлежит пребывающий на покое епископ за священнодействие без разрешения местного епископа.

Засим были приняты ст. 86, 87, 88, 89 и 90 (92, 93, 94, 95, 96 прежней нумерации) в следующей редакции:

ст. 86. Епископ, виновный в заведомо вторичном рукоположении священнослужителя, над которым уже было раз правильно совершено рукоположение, подлежит исключению из клира с лишением сана и монашества.

Тому же наказанию подлежит и священнослужитель, над которым заведомо для него было вторично совершено рукоположение. Ап[остольское правило] 68.

ст. 87. Епископ, виновный в рукоположении при заведомой для него наличности канонических к тому препятствий, подлежит исключению из клира с лишением сана. Ап[остольское правило] 16.

ст. 88. Епископ, виновный в рукоположении лица без назначения ему места службы, подлежит выговору со внесением в послужной список. IV Всел[енского Собора правило] 6.

ст. 89. Епископ, виновный в определении на службу членов клира или настоятеля монастыря без соблюдения предписанных на то правил, подлежит запрещению в священнослужении с увольнением от должности. Карф[агенского собора правило] 54, IV Всел[енского Собора правило] 20, Трул[льского собора правила] 17, 18, Ап[остольские правила] 12, 82.

ст. 90. Виновный в сокрытии при рукоположении канонических препятствий к посвящению подлежит лишению сана. П[равила] арх[иепископа] Сергия ст. 333 п. 3.

После этого были прочитаны статьи 97, 98, 99 и 100 (по прежней нумерации).

Согласно ст. 97, виновный в непринятии должности священнослужителя, подвергался запрещению в священнослужении до вступления в должность и тому же наказанию подлежал низведенный в псаломщики священнослужитель за неявку к месту службы без уважительных на то причин. Относительно возможности случаев применения в жизни второй части этой статьи некоторыми членами Отдела было высказано сомнение, однако, Отдел принял статью в прочитанной редакции, имея в виду, что священнослужитель может быть низведен в псаломщики и без запрещения в священнослужении, и к тому же таким священнослужителем может оказаться и диакон.

Ст. 99, устанавливавшая клиросное послушание до 3 месяцев за неявку в срок из отпуска, была исключена и таким образом, прочитанные статьи были приняты со следующей нумерацией.

Ст. 91. Виновный в непринятии должности священнослужителя, на которую он рукоположен, подлежит запрещению в священнослужении до вступления в должность. Ап[остольское правило] 36, Ант[иохийское правило] 17, Карф[агенское правило] 40.

Тому же наказанию подлежит низведенный в псаломщики священнослужитель за неявку к месту службы без уважительных на то причин.

Ст. 92. Виновный в самовольном вступлении в отправление должности или самовольном оставлении таковой подлежит: священнослужитель — запрещению в священнослужении на срок до 6 месяцев с отрешением от должности и определением в причетники, церковнослужитель — клиросному послушанию на срок на 6 месяцев.

Ст. 93. Виновный в добровольном сложении с себя священнического сана подлежит отлучению от Св. Причастия на срок до 7 лет. Апост[остольское правило] 62.

Закрывая заседание, и, предназначая для следующего — продолжение чтения проекта церковно-карательного Устава, председатель, высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Владимирский полагал, что Отделу для его будущей работы необходимо иметь в виду все состоявшиеся уже постановления и предписания Священного Собора, относящиеся к упомянутому уставу и долженствующие поэтому быть в него внесенными. Следующее заседание назначается на 30 июня (13 июля) в 11 часов утра.

Председатель М[итрополит] Сергий

Делопроизводитель В. Шафранов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 259. Л. 1–6. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы. Рукописная правка.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 587. Л. 9–19. Машинопись. Копия. Заверение делопроизводителя.