Протокол № 38

15 марта 1918 г.

Заседание происходило в комнате № 5 епархиального дома с 5 ч[асов] 25 м[инут] до 9 часов вечера с перерывом в 8 ч[асов] на 10 мин[ут], под председательством высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Рязанского. Из 112 членов Отдела присутствовало 30 человек, расписавшихся на прилагаемом листе. Кроме того на заседании были приглашенные Подотделом о пастырской школе В. В. Сладкопевцев и М. И. Савваитский, не состоящие членами Собора.

Заседание было посвящено дальнейшему постатейному чтению тезисов доклада о пастырской школе, выработанных Подотделом.

По открытии заседания высокопреосвященный председатель оглашает 4-й пункт:

III. Науки, главные задачи и методы преподавания их. (учебная сторона).

4. В пастырском училище преподаются богословие, а также и другие науки, необходимые для пастырского служения и духовного руководства, при этом особое внимание должно быть обращено: а) на усвоение главным образом первоисточников православной веры и духовной жизни — Священного Писания и творений Святых Отцов; б) на принятие твердых знаний церковно-богослужебного строя и церковных порядков вообще и в) на приучение учащихся к ревностному и опытному живому проповедничеству.

Архимандрит Вениамин дает разъяснения по содержанию пункта.

Протоиерей К. М. Аггеев вносит следующую поправку:

1. Опустить п. в, имея в виду включить его в 5 §.

2. Вместо слов «привитие твердых знаний» слово изучение.

В. В. Успенский предлагает дополнить, что особое внимание должно быть обращено «на ознакомление учащихся с содержанием церковно-богослужебных книг».

И. П. Николин и высокопреосвященный председатель просят докладчика разъяснить точнее, какие науки предположено преподавать в проектируемом пастырском училище.

Архимандрит Вениамин дает разъяснения по этому вопросу.

И. П. Николин вносит следующую поправку:

добавить: другие науки духовного и светского характера

а) веры и жизни,

б) на ознакомление со смыслом и духом богослужения

в) опытному — опустить.

Архимандрит Матфей вносит следующую редакцию 4-го пункта: В богословско-пастырских учебных заведениях преподаются богословские, а также другие науки, необходимые для пастырского служения; при этом особое внимание должно быть обращено: а) на усвоение главным образом первоисточников Православной веры — Свящ. Писания и Свящ. Предания, б) на надлежащее ознакомление с творениями аскетическими, в) на твердое усвоение смысла Богослужения, самого церковно-богослужебного строя и церковных порядков вообще и г) на приучение учащихся к живому проповедничеству.

Первой голосуется поправка прот[оиерея] К. М. Аггеева: исключить слова «и духовной жизни».

I. ПОСТАНОВЛЕНО: Принять поправку прот[оиерея] К. М. Аггеева. Затем голосуется поправка И. П. Николина: после слов «другие науки» добавить «духовного и светского характера».

II. ПОСТАНОВЛЕНО: Принять поправку И. П. Николина. Голосуется 2-я поправка И. П. Николина: вместо слов «веры и духовной жизни» сказать «веры и жизни».

III. ПОСТАНОВЛЕНО: принять 2-ю поправку И. П. Николина.

Голосуется поправка архим[андрита] Матфея: исключить слова «и духовного руководства».

IV. ПОСТАНОВЛЕНО: Принять поправку архим[андрита] Матфея. Голосуется пункт б) в редакции архим[андрита] Матфея.

V. ПОСТАНОВЛЕНО: Принять пункт б) в редакции архимандрита Матфея.

Голосуется поправка архим[андрита] Матфея: выпустить слово «жизни» и вместо слов «творений Святых отцов» вставить слова «Священного Предания».

VI. ПОСТАНОВЛЕНО: Принять поправку архим[андрита] Матфея. Голосуется поправка В. В. Успенского: в пункте в) добавить «и на ознакомление учащихся с содержанием церковно-богослужебных книг».

VII. ПОСТАНОВЛЕНО: Принять поправку В. В. Успенского.

8. Голосуется поправка И. П. Николина: в пункте в) добавить «на ознакомление учащихся со смыслом и духом богослужения» и исключить слово «опытному».

VIII. ПОСТАНОВЛЕНО: Принять поправку И. П. Николина.

Архимандрит Вениамин просит внести в протокол заявление, что он, архимандрит Вениамин, на Соборе везде будет отстаивать слова «духовная жизнь».

9. Голосуется поправка архимандрита Матфея: начальные слова «В пастырском училище» заменить словами «В богословско-пастырских учебных заведениях».

IX. ПОСТАНОВЛЕНО: Принять поправку архим[андрита] Матфея.

10. Голосуется 4-й пункт в окончательной редакции.

X. ПОСТАНОВЛЕНО: Принять 4-й пункт в такой редакции.

4. В богословско-пастырских учебных заведениях преподаются богословские, а также и другие науки духовного и светского характера, необходимые для пастырского служения; при этом особое внимание должно быть обращено: а) на усвоение главным образом первоисточников православной веры — Священного Писания и священного Предания, б) на надлежащее ознакомление с творениями Святых Отцов, в) на ознакомление учащихся со смыслом и духом богослужения и с содержанием церковно-богослужебных книг и г) на приучение учащихся к ревностному и живому проповедничеству».

Ставится на обсуждение 5-й пункт.

5. В соответствие с основными задачами пастырского училища (п.п. 2 и 4) при организации учебного плана и преподавания наук должно руководиться следующими принципами: а) стремлением привить любовь к преподаваемым наукам; б) возможным ограничением многопредметности и перегруженности учебного материала и в) введением в широком размере обязательных и планомерных практических занятий, г) кроме того, в частности, преподавание Слова Божия выделяется из ряда других предметов, для чего должен быть выработан особый метод усвоения его, сообразно священной высоте Божественного Откровения и благодатно-спасительному назначению его.

Архимандрит Вениамин дает разъяснения по содержанию пункта.

В. В. Успенский вносит следующую поправку:

1. Первую строчку опустить и ввести в пункт г.

2. В пункте а) вставить: «развить у учащихся самодеятельность и привить…

В. В. Сладкопевцев, с разрешения председателя, высказывается по содержанию пункта.

В. К. Недельский вносит такую поправку: § 5 отнести к декларативной части, если же это невозможно, то п. в) редактировать так: введением в широких размерах планомерных практических занятий с тщательным применением к индивидуальности учащихся.

Архим[андрит] Матфей предлагает поправку: начало пункта изложить так: В соответствии с основными задачами богословско-пастырских учебных заведений и далее… пункт б) исключить, в п. в) исключить «обязательных и»

Епископ Пермский Андроник возражает архимандриту Матфею и отмечает, что на рассмотрение Собора следовало бы внести не такое большое количество пунктов (16), а всего пунктов 5—6.

Затем Г. И. Булгаков, Каэлас и В. В. Богданович высказываются по вопросу о практических занятиях.

И. П. Николин выражает опасение, что в погоне за изучением первоисточников будут забыты основы науки.

Архимандрит Вениамин вносит поправку:

Начало пункта изложить так: в соответствии с современными педагогическими требованиями и…

И. П. Николин предлагает разделы а) и в) заменить следующими:

а) предоставлением свободы преподавателю в распределении учебного материала

в) повышением самодеятельности учеников посредством практических занятий.

Председательствующий ставит на голосование предложение В. К. Недельского об отнесении пункта 5 к декларативной части.

XI. ПОСТАНОВЛЕНО:означенное предложение отклонить.

Голосуется поправка В. В. Успенского.

XII. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку В. В. Успенского принять.

Голосуется поправка архимандрита Вениамина.

XIII. ПОСТАНОВЛЕНО: принять означенную поправку.

Голосуется поправка архимандрита Матфея.

XIV. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку архимандрита Матфея отклонить.

Голосуется вторая часть поправки В. К. Недельского относительно пункта в).

XV. ПОСТАНОВЛЕНО: принять означенную поправку.

Архимандрит Вениамин просит занести в протокол, что В. К. Недельский высказался за необходимость практических занятий.

В 8 часов объявляется перерыв на 10 минут.

В. В. Сладкопевцев предлагает членам Собора бесплатные уроки выразительного чтения, по желанию — группами.

После перерыва оглашается 5 пункт в окончательной редакции.

XVI. ПОСТАНОВЛЕНО: принять пункт 5 в следующей редакции:

В пастырском училище преподаются богословские, а также и другие науки, необходимые в деле пастырского служения и духовного руководства; при этом особое внимание должно быть обращено: а) на усвоение главным образом первоисточников православной веры — Священного Писания и Священного Предания; б) на надлежащее ознакомление с аскетическими творениями св. отцов; в) на раскрытие духа и смысла богослужения и усвоение содержания богослужебных книг; г) на основательное изучение церковно-богослужебного строя и церковных порядков вообще и д) на приучение учащихся к ревностному живому проповедничеству.

Оглашается пункт 6-й:

IV. IV. Условия поступления и курс учения.

6. В пастырское училище принимаются лица православного исповедания, одобряемые приходскими настоятелями, рекомендуемые приходами, братствами и т. п. церковными организациями на следующих условиях: а) без экзамена поступают — окончившие не менее 6 классов средне-учебных заведений, учительские институты и учительские семинарии, церковно-учительскую школу и т. п., б) с поверочными испытаниями по особо установленной программе — имеющую образовательную подготовку в объеме не ниже «Высшего начального училища» (духовные училища, 4 класса гимназии, второклассные школы и другие соответствующие учебные заведения); в) а также диаконы, псаломщики, монахи и иные лица, не имеющие указанного образовательного ценза, но выдержавшие вступительный экзамен по особо установленной программе.

Архимандрит Вениамин дает объяснение по содержанию тезиса.

В. Н. Самуилов вносит следующую поправку:

а) без экзамена: успешно окончившие курс в одном из учебных заведений не ниже высшего начального училища и б) диаконы, псаломщики, монахи и иные лица, не имеющие указанного образовательного ценза, а также домашнего образования, но выдержавшие вступительный экзамен по особо установленной программе.

В. В. Богданович предлагает в докладе оттенить ту мысль, что, в виду массы различных в разных епархиях местных условий, следовало бы предоставить большую свободу на местах в решении поставленного вопроса. Кроме того, оратор отмечает, что проект предполагает пастырскую школу пониженного типа, и что этим самым предрешается необходимость разработки вопроса о пастырской школе повышенного типа.

Прот[оиерей] К. М. Аггеев доказывает, что предполагается создать школу безусловно пониженного типа. Кроме того, оратор высказывается против представления различных одобрительных свидетельств и предлагает всякое упоминание об одобрении исключить, так как это, в громадном большинстве, сведется к обычной формальности.

Н. И. Знамировский высказывается в пользу принятия статьи, предложенной Подотделом о пастырской школе.

Г. И. Булгаков поддерживает предложение Н. И. Знамировского.

А. В. Новосельский предлагает § 15 присоединить к рассматриваемой статье.

В. В. Сладкопевцев, (с разрешения председателя), предлагает сказать, что надо принимать окончивших 4 класса и выше.

Н. Г. Малыгин предлагает не стесняться названием школы — пониженного или повышенного типа, но необходимо дать в этой школе место детям крестьян.

М. И. Савваитский (с разрешения председателя) считает необходимым существование пастырских школ повышенного типа, но не повсюду: окраины и места с инородческим населением нуждаются в школах пониженного типа. Оратор считает ошибкой преобразование Ардонской, Благовещенской и Якутской семинарий в полные духовные семинарии. Что касается воспитанников пастырских училищ, то они, конечно, в образовательном отношении стоят ниже семинаристов, но зато отличаются удивительной любовью к Церкви и усердием в работе.

В виду позднего времени, дальнейшее обсуждение § 6 отложено до следующего заседания.

Председатель Архиепископ Иоанн

Члены: Ив[ан] Николин

В. Самуилов

Делопроизводитель М. Преферансов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 386. Л. 142–145 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.