Протокол № 38

8 (21) марта 1918 г.

Заседание происходило в Соборной палате с 7-ми до 9-ти часов вечера под председательством архиепископа Тамбовского Кирилла. Присутствовали 26 членов Отдела, лист с подписями которых при сем прилагается.

Председатель сообщает, что в Отдел поступило прошение и представление члена Собора и Отдела приват-доцента Московского университета А. А. Каэлас о разделении Рижской епархии на две самостоятельные епархии, и высказывает мнение, что Отдел уже принял решение относительно Рижской епархии на заседании 2 марта и пересматривать это решение нет оснований, а проситель мог бы отстаивать свой взгляд на пленарном заседании Собора.

Серафим, епископ Челябинский, читает прошение и представление А. А. Каэлас.

А. А. Каэлас защищает проект разделения Рижской епархии на две самостоятельные епархии — для эстов и для латышей. На заседании Отдела 2 марта он не был по недоразумению, поняв слова митрополита Арсения, что 2-го заседания Собора не будет в том смысле, что в этот день вообще занятий на Соборе не будет. Отстаивая независимость Ревельской епархии, он является выразителем взгляда православного эстонского населения и епископа Платона. Самостоятельной епархии добиваются и латыши. Член Собора Маршан был в Латвии, и 22 января здесь было собрание представителей латышских приходов, на котором было единогласно постановлено, чтобы ими управлял Рижский епископ, знающий латышский язык. Самостоятельности эстонской епархии требуют и политические обстоятельства. Эстония объявлена независимою республикой, а 17-е пр[авило] IV Всел[енского] Соб[ора] требует, чтобы церковное деление сообразовалось с гражданским. Эстонцы могли бы отделиться, так сказать, революционным путем, но они были вполне корректны и не желают порывать связи со своею матерью Церковью Русской, проектируя подчиненность своего епископа митрополиту Петроградскому, на что тот, по-видимому, согласен. Даже в политическом отношении эстонцы не хотят терять связей с Россией и объявили себя независимыми только для того, чтобы предотвратить поглощение Эстонии Германиею. И эстонцы, и латыши не требуют даже, чтобы их епископами были непременно местные уроженцы, а хотят лишь, чтобы они знали язык своей паствы. Русского населения в крае немного, да и оно, вероятно, выселится, так что сохранять русскую епархию нет нужды.

Архиепископ Иоанн возражает, что русское население края также нуждается в русском епископе, как эстонцы в эстонском. Русская Рижская епархия существует, и упразднять ее нет оснований. И эстонская, и латышская православные Церкви — дочери одной матери, Церкви Русской, и свое духовное содержание они получили от нее и отделяться от нее не должны. Таков был взгляд и самих эстонцев и латышей, высказанный ими на съездах, в том числе и на том, на котором был избран А. А. Каэлас на Собор.

Председатель заявляет, что все доводы в пользу независимости Эстонской Церкви были приняты Отделом во внимание, что поэтому нет оснований перерешать вопросы и ставить на голосование вопрос о переходе к дальнейшим делам.

ПОСТАНОВЛЕНО: не перерешая постановления относительно Рижской епархии, принятого Отделом 2 марта, прошение и представление А. А. Каэлас приложить к протоколу заседания.

Серафим, епископ Челябинский, докладывает прошение жителей города Пятигорска и его окрестностей о сохранении пятигорского викариатства и о возвращении в Пятигорск Арсения, ныне епископа Таганрогского, указывает, что в прошении не говорится ни о согласии местного правящего епископа, ни о средствах на содержание епископа Пятигорского.

ПОСТАНОВЛЕНО: просить Соборный Совет запросить недостающие сведения от епископа Владикавказского.

Серафим, епископ Челябинский, докладывает прошение церковных старост, представителей приходов и православных граждан г. Царицына об открытии здесь самостоятельной епископской кафедры и о назначении на нее Гермогена, епископа Тобольского, и заявляет, что ни отзыва местного епископа, ни определенных данных о содержании будущей кафедры при прошении нет.

ПОСТАНОВЛЕНО: запросить в спешном порядке подробный отзыв местного епископа через Соборный Совет.

Серафим, епископ Челябинский, докладывает записку члена Собора настоятеля Сербского подворья архимандрита Михаила о необходимости назначения сербского епископа в Америку.

Архимандрит Михаил, в дополнение к записке, выясняет настоятельность нужды проживающих в Америке сербов в епископе. После несчастья, постигшего Сербию в 1915 году, сербы рассеялись по всем странам света, но всего больше переселилось их в Америку. Здесь они чувствуют необходимость иметь своего духовного, а вместе с тем и национального вождя, чтобы под его руководством сохранить на чужбине и свою веру и свою народность, подобно тому, как сохранили они и в веки турецкого ига благодаря своей иерархии. Если эта потребность не будет удовлетворена в ближайшем же времени, то православию в Америке грозит серьезная опасность, опасность разделения на две враждующие друг с другом Церкви. Попытки подобного рода были, но сербская и церковная и гражданская власть употребили все силы, чтобы помешать их успеху. Сербский епископ, назначенный по воле Собора, сохранит единство церковное в Америке, если он будет находиться в канонической зависимости от русского архиепископа. Внешние условия для назначения епископа на лицо. В Америке живет много богатых сербов, и кроме того сербское правительство готово дать нужные средства. Жить сербский епископ мог бы в Чикаго или в Сан-Франциско, где найдется для него удобное помещение.

Евдоким, архиепископ Северо-Американский, подробно излагает историю вопроса о назначении в Америку Сербского епископа и горячо поддерживает ходатайства архимандрита Михаила. Назначить сербского епископа нужно было бы давным-давно, и дальнейшее промедление неизменно поведет к разделу православной Церкви в Америке и к соблазнительной и вредной для интересов православия взаимной вражде разделившихся частей. Не так давно в Америку хотели приехать епископ Битольский Варнава в качестве епископа, независимого от русской церковной власти, и если бы не удалось предотвратить его приезд, разделение совершилось бы. Но всегда могут повториться подобные попытки, и если бы сербы были более грубы, они давно отделились бы. А между тем, Американская Церковь и без того страдает. Она подверглась хищническому набегу арабского митрополита Германа, который величается своею зависимостью от Патриарха, а не от неканонического, по его словам, русского Синода, всячески бесчинствует, ставит кого попало в клирики, служит с епископами и с лишенными сана.

Серафим, епископ Челябинский. Из ходатайства архим[андрита] Михаила не видно, о каком епископе идет речь — о викарии или о самостоятельном. Если о викарии, то вопрос о викариатстве в Америке уже рассматривался в Отделе о миссии, и там постановлено, чтобы новых викариатств не открывать, так как американская миссия и без того бедствует; надеяться на помощь со стороны государства нельзя. Я получил письмо от архиепископа Американского Филиппа, который пишет, что миссия нищенствует и что если ее не поддержать, то придется закрывать викариатства. За тем сербское население Америки должно находиться в экономической зависимости от сербской митрополии. Не выяснен и вопрос о средствах и помещении. У нас нет обязательства сербского правительства принять на себя содержание епископа. Поэтому я высказываюсь против удовлетворения ходатайства.

П. Б. Мансуров. Я жил в Сербии и вынес впечатление, что сербы имеют такие особенности церковной жизни, которые вряд ли может выполнить духовенство русское. Укажу для примера на обряд «слава» или «прэно имя», имеющий очень важное значение и в религиозной и национальной жизни сербов, но совершенно незнакомой духовенству русскому. С этой точки зрения сербский епископ нужен, но нужно выяснить, какого именно епископа желают сербы. Если викария, действующего от имени русского правящего епископа, то затруднений не усматривается, а если епископа, действующего самостоятельно, то возникает вопрос о разделе территории, так как иначе мы стали бы в противоречие с основными канонами.

Архимандрит Михаил заявляет, что нельзя останавливаться пред материальными препятствиями, когда идет вопрос о важнейших интересах народа. Да и эти препятствия на самом деле не существуют, и представитель Сербской Церкви может дать ручательство, что сербы дадут содержание своему епископу.

Евдоким, архиепископ Северо-Американский. Возражения пр[еосвященного] Серафима висят на воздухе. Ни один сербский приход не получает пособия от миссии. Есть много очень богатых сербских приходов. Когда служишь в них, оплачивают дорогу и предлагают довольно крупные суммы. Сербская Церковь не может иметь притязаний на подчинение всех живущих в Америке сербов, так как кроме Церкви Сербского Королевства существует еще несколько сербских Церквей. Русские епископы не в силах удовлетворить духовные нужды сербов. Есть семьи, где по нескольку человек не крещены.

А. В. Васильев. Мне кажется, нужно идти навстречу ходатайству, поддерживаемому и нашим архиепископом и митрополитом сербским Димитрием. Помимо праздника славы, который можно назвать именинами рода, у них есть ряд и других особенностей церковной жизни, которыми они чрезвычайно дорожат. Напр[имер], они любят давать детям имена, не встречающиеся в наших святцах. Как будто никаких препятствий к выполнению ходатайства нет. Содержание и помещение сербскому епископу обеспечено. Нельзя считать препятствием и вопрос о территории. Этот вопрос нужно бы поставить тогда, если бы сербы и русские жили сплошными поселениями. На самом деле и те и другие рассеяны. Да сербы и не требуют епископа, независимого от русского архиепископа. Будет хуже, если явится епископ Варнава и объявит себя самостоятельным, явится двоеначалие, а вместе с ним и вражда.

Председатель ставит вопрос о порядке назначения сербского епископа.

Евдоким, архиепископ Северо-Американский. Порядок назначения зависит от того, кто будет назначен. Если будет назначено лицо, зависимое от Церкви Сербского Королевства, напр[имер] архим[андрит] Михаил, то необходимы предварительные сношения с м[итрополитом] Димитрием, а если кто-либо из русской миссии, то сношения эти не нужны.

Председатель ставит вопрос о наименовании сербского епископа.

П. Б. Мансуров предлагает именовать его епископом-помощником в виду того, что такой титул существует и в Константинопольском патриархате.

Архим[андрит] Михаил высказывается против такого наименования как слишком неопределенного и являющегося переводом латинского термина «коадъютор». По его мнению, лучше упомянуть, что сербский епископ находится в каноническом подчинении русскому архиепископу.

П. Б. Мансуров. Но ведь и самостоятельные епископы могут находиться в каноническом подчинении своему митрополиту.

Проф[ессор] Н. Д. Лапин предлагает более мягкий термин, чем «подчинение» — «зависимость».

Единогласно ПОСТАНОВЛЕНО:

Признать желательным назначение сербского епископа в Америку, находящегося в канонической зависимости от архиепископа русского, а вопрос о более точном определении этой зависимости рассмотреть на ближайшем заседании.

Следующее заседание назначено 9 марта в 7 часов вечера.

Делопроизводитель С. Троицкий

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 220. Л. 501–504. Машинопись. Подлинник. Подпись — автограф.