Протокол № 37

13 марта 1918 г.

в 5 час[ов] вечера

Заседание происходило в комнате № 5 епархиального дома с 5 час[ов] до 9 час[ов] вечера, с перерывом на ¼ часа в 7 час[ов] 50 мин[ут], под председательством высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Рязанского. Из 112 членов Отдела присутствовали 35 человек и один член Собора, не состоящий членом Отдела; лист с собственноручными записями присутствовавших прилагается к этому протоколу. Кроме того присутствовали два посторонних лица, приглашенных Подотделом о пастырской школе, — В. В. Сладкопевцев и С. П. Мансуров.

Заседание было посвящено постатейному обсуждению тезисов, предложенных Подотделом о пастырской школе.

По открытии заседания

1. СЛУШАЛИ: протокол 35-го заседания от 6 марта 1918 года.

I.ПОСТАНОВИЛИ: означенный протокол утвердить.

2. Высокопреосвященный председатель оглашает 1-й пункт тезисов.

I. Цель и задачи.

I. Наличные условия церковно-народной жизни настоятельно требуют создания специальных пастырских учебных заведений, имеющих своею прямою целью подготовление пастырей Православной Церкви и именующихся пастырскими училищами.

Протоиерей К. М. Аггеев предлагает исключить слово «народной».

И. А. Виноградов возражает против начальных слов «наличные условия» и предлагает начало пункта изложить так: «Особенности пастырского служения и необходимость отделения пастырского образования от общего требуют создания…»

И. П. Николин присоединяется к мнению И. А. Виноградова и предлагает для внесения большей определенности добавить, что школа вводится пониженного типа.

Протоиерей К. М. Аггеев возражает против предложения И. П. Николина.

В. В. Богданович предлагает следующую поправку: «Если мы имеем в виду обсуждать в настоящее время проект пастырской школы пониженного типа, то, по-моему, следует нам просто сослаться на §9 уже принятого нами проекта и начать так: «в развитие предположения, заключенного в § 9, предполагается создать особые пастырские школы по след[ующему] плану и т. д. Если же мы имеем в виду этим первым § озаглавить весь отдел о пастырской школе всех типов, в том числе и высшего, то нам удобнее было бы вместо неопределенной фразы «наличные условия» употребить более определенное, например: «недостаточность в настоящее время кандидатов на пастырские должности, имеющих полное богословское образование, вынуждает признание необходимости создать специальные пастырские школы» и т. д.

Затем по содержанию означенного пункта 1-го высказываются В. Н. Самуилов, В. В. Сладкопевцев, С. П. Кехгиопуло и протоиерей К. М. Аггеев.

Архимандрит Матфей предлагает такую редакцию 1-го пункта: «Условия церковной жизни настоятельно требуют создания богословско-пастырских учебных заведений, имеющих своею прямою целью подготовление пастырей Православной Церкви».

Архимандрит Вениамин высказывается по поводу внесенных поправок.

Высокопреосвященный председатель ставит на голосование поправку протоиерея К. М. Аггеева.

I.ПОСТАНОВЛЕНО: принять поправку протоиерея К. М. Аггеева.

2. Голосуется поправка архимандрита Матфея.

II.ПОСТАНОВЛЕНО: принять поправку архимандрита Матфея.

В. В. Богданович и И. А. Виноградов снимают свои поправки. И. П. Николин заявляет, что он снимает свою поправку до нового рассмотрения 1-го пункта.

3. Голосуется 1 пункт в исправленной редакции.

III.ПОСТАНОВЛЕНО: принять пункт 1 в следующей редакции:

«1. Условия церковной жизни настоятельно требуют создания богословско-пастырских учебных заведений, имеющих своею прямою целью подготовление пастырей Православной Церкви».

Оглашается 2-й пункт:

2. Главной задачей пастырского училища является воспитание пастырского духа, — путем развития прежде всего религиозно-молитвенного настроения и усвоения учащимися раскрытого пред ними церковного опыта духовной жизни вообще, чрез укрепление любви и преданности Святой Церкви и желания служить ей в пастырском звании, а также путем изучения богословских и других жизненно-нужных для пастыря знаний, и вообще путем выработки православного мировоззрения.

Протоиерей К. М. Аггеев предлагает исключить этот пункт.

Н. Н. Медведков поддерживает предложение об исключении 2-го пункта.

В. В. Успенский предлагает после слов «воспитание пастырского духа» изложить пункт 2-й так: «чрез развитие в учащихся религиозно-молитвенного настроения и чрез общее духовное возрастание их, а также путем изучения…»

В. В. Богданович предлагает следующую редакцию 2-го пункта: «Задачей пастырского училища является воспитание пастырского духа, развитие рел[игиозно]-молитвенного настроения, усвоение учащимися церковного опыта духовной жизни, укрепление любви и преданности Св. Церкви и желания служить ей в пастырском звании и изучение богословских и др. жизненно нужных для пастыря знаний».

С. П. Мансуров (с разрешения председателя) высказывается по существу вопроса о пастырской школе и предлагает сохранить § 2 в редакции Подотдела.

И. П. Николин предлагает ограничить ораторов сроком в 5 мин[ут].

Архим[андрит] Вениамин и свящ[енник]Н. В. Концевич протестуют против ограничения срока.

В. А. Рождественский предлагает или совсем исключить § 2, или просто указать, что пастыри подготовляются по тем путям, которые указаны Божественным Откровением.

Архимандрит Матфей предлагает следующую редакцию 2-го пункта: «Главной задачей богословско-пастырских учебных заведений является воспитание пастырского духа, а также изучение богословских и других жизненно нужных для пастырей знаний».

В. В. Сладкопевцев (с разрешения председателя) высказывается за сохранение 2-й статьи в редакции Подотдела.

Протоиерей К. М. Аггеев поддерживает редакцию, предложенную архимандритом Матфеем.

И. П. Николин предлагает такую формулу: «Училище пастырства имеет задачей дажеть гармоническое объединение богословской образованности и православно-церковного воспитания кандидатам священства, которые желают подготовиться к достойному прохождению пастырского служения».

Архимандрит Матфей и С. П. Мансуров высказываются по существу 2 §.

Архимандрит Вениамин возражает ораторам, выступавшим против статьи 2-й, и вносит следующую редакцию: «Главной задачей пастырских училищ — воспитание пастырского духа путем развития прежде всего молитвенного настроения, усвоение духовного опыта вообще, а также изучение богословских и других жизненно нужных для пастырей знаний».

Архимандрит Матфей высказывается против формулы, предложенной архимандритом Вениамином.

Высокопреосвященный председатель ставит внесенные поправки на голосование.

Протоиерей К. М. Аггеев отказывается от своей поправки об исключении этой статьи.

В первую очередь ставится поправка архимандрита Вениамина.

Протоиерей К. М. Аггеев просит поставить на голосование вопрос о том, можно ли голосовать по формуле, предложенной архим[андритом] Вениамином.

IV. ПОСТАНОВЛЕНО: можно.

Архимандрит Вениамин просит Отдел в своем постановлении подчеркнуть, что главное в пастырской школе воспитание.

V. ПОСТАНОВЛЕНО: в тезисах отметить, что в пастырской школе воспитание играет главную роль.

Голосуется формула И. П. Николина.

VI. ПОСТАНОВЛЕНО: формулу И. П. Николина отклонить.

Затем ставится на голосование формула архимандрита Матфея.

VII. ПОСТАНОВЛЕНО: принять означенную формулу.

Голосуется формула архимандрита Вениамина.

VIII. ПОСТАНОВЛЕНО: принять формулу архимандрита Вениамина.

Голосуется формула В. В. Богдановича.

IX. ПОСТАНОВЛЕНО: отклонить означенную формулу.

В. В. Успенский снимает свою поправку.

Затем в 7 час[ов] 50 мин[ут] объявляется перерыв на ¼ часа.

После перерыва оглашается статья 2-я в окончательной редакции.

X. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 2-ю в следующей редакции: «Главной задачей пастырских училищ является воспитание в учащихся пастырского духа, а также усвоение ими богословских и других жизненно нужных для пастыря знаний».

Протоиерей К. М. Аггеев предлагает новую редакцию 3-го пункта.

Архимандрит Вениамин высказывается против внесения этого нового пункта.

Высокопреосвященный председатель ставит на голосование вопрос о том, сейчас ли обсуждать пункт 3-й в редакции прот[оиерея] Аггеева, или отложить.

XI. ПОСТАНОВЛЕНО: обсуждение означенной редакции 3-го пункта отложить.

Председательствующий оглашает 3-й пункт в редакции, предложенной Подотделом:

II. Строй жизни (воспитательная сторона).

3. Внутренний и внешний строй жизни пастырского училища основывается на строго церковных началах, применительно к «Уставу училищ пастырства», выработанному Учебным комитетом в 1916 году и утвержденному Святейшим Синодом.

Архимандрит Вениамин дает разъяснения по существу доклада и предлагает прослушать устав Житомирского училища, в виду желания многих членов Отдела ознакомиться с этим уставом.

XII. ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложение архимандрита Вениамина.

Затем оглашается упомянутый устав.

И. П. Николин предлагает слова: «применительно» и т. д. опустить, а вместо этого поместить из оглашенного устава те пункты, которые относятся ко внутреннему и внешнему строю жизни в училищах.

Прот[оиерей] К. М. Аггеев и В. В. Богданович поддерживают редакцию Подотдела.

Г. И. Булгаков предлагает совершенно опустить этот пункт.

В. А. Рождественский предлагает выработать новый устав, на основании дальнейшего 10 пункта.

С. П. Кехгиопуло указывает, что этот устав разрабатывался применительно к монастырскому уставу и училище помещалось в монастыре; оратор находит невозможным вводить такой устав для будущих пастырей и предъявлять к ним те же требования, что и к монахам.

Архимандрит Матфей предлагает такую формулу: «Внутренний и внешний строй жизни богословско-пастырских учебных заведений организуется на церковных началах, на основе которых вырабатывается воспитательная сторона устава».

Г. И. Булгаков предлагает в формуле архимандрита Матфея добавить в конце в скобках: § 10.

XIII. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 3 в редакции, предложенной архим[андритом] Матфеем с добавкой Г. И. Булгакова.

Заседание закрывается в 9 час[ов] вечера.

ПредседательАрхиепископ Иоанн

Члены: В. Самуилов

Делопроизводитель М. Преферансов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 386. Л. 138–141 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.