Протокол № 37

6 (19) марта 1918 г.

Заседание происходило в актовом зале Московской Духовной Семинарии под председательством высокопреосвященного Кирилла, архиепископа Тамбовского, и было открыто им в 6½ часов вечера.

В заседании присутствовали 24 человека, список коих при сем прилагается.

В заседании продолжалось обсуждение вопроса о новых епархиях и викариатствах.

Докладчиком выступает Серафим, епископ Челябинский.

I. Обсуждали вопрос об открытии архиерейской-викариатской кафедры в г. Мензелинске, о чем ходатайствует епископ Андрей Уфимский. При этом владыка Андрей просит епископа назначить на свободное настоятельское место при Соборе г. Мензелинска и указывает двух кандидатов — архимандрита Гавриила Абалымова (смотрителя Вольск[ого] духовн[ого] училища) или архимандрита Феодорита (бывшего ректора Ардонской семинарии).

Желание иметь епископа в г. Мензелинске мотивируется тем, что г. Мензелинск удален от г. Уфы, в состав его населения входит много крещенных татар и т. п.

Дело вызывало недоумения в том отношении, что удобно ли ставить епископа на настоятельское место при Соборе.

Справки по этому вопросу давали архиепископ Американский Евдоким и Павел Борисович Мансуров.

Архиепископ Евдоким сообщил, что в Америке есть Сиро-Арабский епископ Бруклинский, который состоит настоятелем Сиро-Арабского собора.

П. Б. Мансуров заявил, что в Константинополе есть такие епископы, стоящие во главе некоторых приходов. Они называются хорепископы или [пропуск в документе].

А. В. Васильев заявил: учреждение таких викариатств не представляет чего-либо нового, ибо в Петроградской епархии есть епископы, живущие в своих городах. Я думаю, что епископ Андрей ходатайствует не о том только, чтобы эти епископы были настоятелями собора, но и управляли всеми этими уездами. Новость только в материальном отношении, так как епископ становится как бы в положение настоятеля собора. Но, вероятно, там есть еще и другие священники. Вопрос только в требоисправлении. Конечно, епископа нужно будет от этого освободить, между тем как соборный протоиерей от этого не был свободен. Зато в праздничные дни епископ будет совершать службу в соборе и тем понесет как бы свою очередь в соборном служении. Что же касается материальной стороны, то, мне кажется, она должна отступить на второе место. Я видел главу автокефальной церкви — Черногорского митрополита. Он жил в очень маленьком доме и ходил пешком и ездил верхом и, вероятно, вообще жил беднее, чем мензелинский протоиерей.

Архиепископ Кирилл в разъяснение слов Афанасия Васильевича сказал: мы не об епископе толкуем. У нас принципиально решено: желательно в каждом уездном городе иметь своего епископа. Но, назначая епископа к собору, — не посадим ли мы его на плечи, как тяжелое бремя, тех немногих членов причта собора, которые там есть. Они будут нести и все требоисправление и давать большую часть дохода епископу и может быть нанимать еще священника для ранней обедни. Не будут ли эти члены какими-то илотами, и не придется ли им отвечать за весь уезд.

Епископ Серафим. Это не ходатайство всего православного населения Мензелинска, а только прихожан Николаевского собора в г. Мензелинске, в числе 1400 человек, и вместе с тем они заявляют, что средства дать на содержание епископа они не могут, так как население города бедное — крестьяне и мещане.

Епископ Тихон сказал, что и староста и члены причта всегда волнуются при архиерейской службе. Ждут не дождутся, когда он уйдет, чтобы исправлять требы.

Архимандрит Гурий указал, что при епископе придется иметь хоть одного иподиакона и хоть какую-нибудь канцелярию — и все это, при вероятном лишении казенного содержания, не ухудшит ли еще более положение православного духовенства. Наконец, для миссионерских целей епископу придется часто и далеко разъезжать — а где же на это средства? Далее, оба указанные кандидата, насколько известно ему (архиепископу Гурию), не знают татарского языка, и понадобится переводчик. В конце концов за неимением средств содержания придется подобные викариатства закрывать. Надо обождать, во что выльется жизнь прихода, тогда уже и открывать новые епархии.

В. А. Демидов. При епископе должен быть какой-нибудь орган (вроде консистории), и это надо иметь в виду.

Архиепископ Евдоким. Я хочу сказать в объяснение вызванных недоумений. Отцы и братия. Со многим нам придется скоро проститься. Например, у Нью-Йоркского епископа нет ни одного иподиакона, но благолепие службы не теряется. В Нью-Йорке и в Сербии епископа облачают священнослужители. Далее, епископ и маленького города не должен совершать треб, его дело — специально миссионерское. В таких случаях епископа в чреде при соборе заменяет обычный иеромонах, содержание которого не дорого и берется из церковного ящика. И если вы боитесь грядущей нужды и горя, то и идите им навстречу. А как вы рассуждаете — это рассуждения теоретиков.

Епископ Павел. Каноны и предвидели эту нужду и горе, и Лаодикийск[ого Собора] прав[ило] 57 и Сардикийск[ого Собора] 6 — запрещают ставить епископов к малому городу. Надо собрать сведения с мест, а ставить человека в положение чуть ли не ходить с рукой и может быть служить в дырявом саккосе — не следует.

Генерал Артамонов. Обсуждался ли этот вопрос на епархиальном съезде?

Архиепископ Кирилл. Нет, не обсуждался.

Генерал Артамонов. Тогда надо бы собрать сведения с места — даст ли что-нибудь епархия на содержание епископа. Если мы надеемся, что средства церковные к нам вернутся, то мы можем на них рассчитывать, а если нет, то надо обсудить, чтобы не идти против Лаодик[ийского] Собора 57-го прав[ила] — можно ли ставить епископа в скромные рамки первохристианской жизни, может быть лучше обождать, но все же совсем отстраняться от этого вопроса нельзя.

Н. Ф. Миклашевский. Мне кажется, что другие священники Мензелинского собора протестовать не будут.

Граф Апраксин. На эти условия согласиться трудно, но если бы владыка Андрей указал и другие условия, то мы бы были в более легком положении — ну, например, если бы епископ Андрей нам сказал, что причт не сократится и при епископе, — и я знаю, что во многих городах уже назрел вопрос об увеличении причта. Конечно, новые члены причта всегда встречают противодействие со стороны старых, но тем не менее, во многих местах нужны и новые члены и новые приходы. Мы к тому же не имеем сведений, каков доход соборного протоиерея. Может быть он будет и достаточным для епископа. Далее, епархиальному архиерею придется поработать, чтобы найти частные средства, чтобы несколько облегчить положение викарного нового епископа. Мы будем в тупике до тех пор, пока не выяснится с места, сколько дохода в том или другом городе, сколько нужно на содержание епископа, его канцелярии и что может сделать епархиальный архиерей, чтобы извлечь какие-нибудь средства в своей епархии.

А. В. Васильев. Мы должны исходить из данных епископа Андрея. По-видимому, других средств, кроме соборных доходов, нет, и епископ должен стать на место протоиерея. Причт, очевидно, не увеличится, но и доход, вероятно, не убавится, ибо архиерейская служба всегда больше привлекает народа, прибавится для них только работа. Если, впрочем, у них была небольшая паства, то, может быть, они и одни управятся, но если паства большая, то придется прибегнуть к средству, указанному архиепископом Евдокимом. Зато облегчился бы труд епархиального епископа, которому очень тяжело в такой большой епархии. Конечно, вероятно, полного блеска архиерейского служения уже там быть не может. Указывают на иподиаконов, но во всей Черногории только один диакон — протодиакон. Там часто в монастыре один только настоятель без монахов или один-два монаха, много 10 монахов. Но все же при потере внешнего блеска суть-то архиерейского служения и миссионерская деятельность не пропадет даром, и мне кажется, опыт сделать бы надо.

Н. Ф. Спасский заявил, что надо бы Отделу выяснить вопрос о средствах, а то может быть и протоиерею-то там едва хватало, и может быть, преосвященному Андрею придется просить особых пособий для Мензелинского епископа.

Комиссаров. В январе 15-го числа был в Уфе епархиальный съезд, но по дальности и неудобству зимнего пути представителей от г. Мензелинска было мало, почему, вероятно, преосвященный Андрей и не решился поднять этого вопроса. Если будет съезд весною, когда можно будет приехать и из Мензелинского уезда, то возможно, что владыка Андрей поднимет и этот вопрос. Но раз он просит устроить в Мензелинске епископию, то, вероятно, найдет для нее и средства, а ему важно принципиальное решение Собора. Конечно, решить нам вопрос трудно сейчас, но я просил бы не ставить над ним креста.

Архиепископ Михаил. Конечно, идеально желательно иметь епископа в каждом городе, но материальная сторона очень важна, и ею пренебрегать не следует.

Епископ Тихон. Положение епископа при Соборе будет тяжело и материально и нравственно. При таких условиях, несомненно, не следует пренебрегать и внешним блеском епископского служения, чтобы епископ был епископом.

П. Б. Мансуров. Мы стоим пред очень важным вопросом, но уклоняться от него мы не имеем нравственного права. Правило Лаодикийского Собора имеет в виду нечто другое. Я долго жил на востоке, и там ставили епископа, по желанию жителей, например, в местность с 15 000 жителей, а потом иногда и закрывали мелкие кафедры за недостатком средств. А в Мензелинске 150 000 тысяч жителей. Поставив туда епископа, мы едва ли бы сделали что-либо худое. Ведь ходатайствует сам епархиальный архиерей, который знает, что делает. При соборе жил семейный протоиерей, а архиерей будет одинокий. Отстранить этот вопрос мы не имеем права. Мы должны сказать, что мы это разделяем и сочувствуем, но что дело требует дополнительных сведений.

Епископ Серафим. Уездный протоиерей живет не одним доходом, а состоит и благочинным и законоучителем и т. д. У меня, например, протоиерей получает 6000 рублей, но не от собора, а от законоучительства и других духовных должностей. Архиепископ Евдоким указывает на Америку и миссионерские цели, но сам же он ходатайствовал, что требуется пособие золотом 1 200 000 рублей, дабы поставить на должную высоту миссию и американских епископов. Без пособий же один из миссионерских епископов Америки целый месяц не мог переменить нижнюю одежду (рубашку) и страдал от паразитов. Преосвященный Андрей намечает пять нищих архиереев, но надо бы все же опросить всю епархию и добиться, что она даст на содержание этих епископов.

Архимандрит Гурий. Внешняя обстановка очень важная для русского человека. Трудно жить епископу в доме, где живут женатые священники и диаконы. Кто будет ему готовить, убирать комнаты и т. п.?

Епископ Тихон заявляет, что это может вызвать протест и возмущение среди самого духовенства, потому что всюду в уездных соборах можно будет заменять протоиереев архиереями, а протоиереи теряют настоятельство при соборах.

Н. Ф. Миклашевский заявил, что вопрос не ясен может быть только для нас, но преосвященному Андрею он может быть и ясен, и нам бы надо не отклонять это дело, а только спросить дополнительных сведений.

Архиепископ Кирилл, резюмируя мнения, сказал: Нами высказано принципиально, что желательны епископы в каждом уездном городе. Преосвященный Андрей как бы предлагает практическое разрешение этого вопроса. Если так, то дело казалось бы легко: где освободится протоиерейское место при Соборе — ставить туда епископа. Но, как выяснилось, этих данных мало, нужны дополнительные сведения. Принципиально препятствий к занятию епископом протоиерейского места нет; оказывается, это есть в Америке и Константинополе. Но это вносит практические осложнения, например, это будет бременем для причта, доходы их едва ли возрастут, а дело прибавится. Если вызвать иеромонаха, то надо выяснить, на какие средства его содержать. Далее, архиерею нужны будут миссионерские поездки и канцелярия, а равно и содержание ему квартиры и прислуги будет сложнее и дороже, чем семейному протоиерею. Вообще выясняется, что епископу протоиерейских средств, вероятно, будет мало и откуда-то надо к этому добавить пособие. Может быть, у владыки Андрея это и выяснено, но, к сожалению, это он скрыл от нас. Конечно, нам нет оснований совсем отклонять это дело, но требуются дополнительные сведения от епископа Андрея: как заместить епископа в чреде соборного служения, как организовать канцелярию, миссионерскую деятельность и т. п., и чтобы он выяснил, какие средства сейчас у причта Мензелинского собора. Надо также принять во внимание то, что само епархиальное духовенство может возмутиться, ибо тогда будет возможность заменять всех соборных протоиереев епископами, а протоиереи уже не будут настоятелями.

По поводу последних слов А. В. Васильев, испросив разрешение, сказал: что последнее основание — это суетная мечта, иногда и священники тяготятся своим положением. В свою очередь, и высокое положение епископа для него не всегда заманчиво. Архиерей при всей высоте живет часто в тяжелых условиях. Архиерей не может ходить пешком, далек от духовенства и паствы, он в одиночестве, здесь, на Соборе, епископы живут по два-три в одной комнате, ходят пешком и ездят на трамвае, а в епархии этого почему-то нельзя. Вот преосвященный Андрей и идет навстречу этому сближению епископов с паствою.

Генерал Артамонов решительно протестовал против слов А. В. Васильева. Мы, говорил он, возлагаем содержание епископа на плечи священников, которые должны будут добывать ему содержание, а у них отниматься хлеб.

Епископ Тихон. Ставить в такое положение епископов неудобно. Пусть епископ Андрей представит другие источники дохода, а не протоиерейский доход, так как едва ли согласится на это епархиальный съезд.

Новиков. Здесь вопрос вот о чем — возможно ли, чтобы один город содержал епископа на целый уезд, иное дело было бы, если бы ставить епископа только к одному городу.

Архиепископ Кирилл ставит на голосование вопрос принципиально. Возможно ли на протоиерейскую уездную вакансию назначить викарного епископа?

По голосовании выяснилось: 4 за, а 19 против, и положение было отвергнуто.

Согласно принятому Отделом решению, архиепископ Кирилл заявил, что преосвященному Андрею будет объявлено, что Собор принципиально высказался против таких назначений, и потому епископ Уфимский должен изыскать другие средства для викарного епископа г. Мензелинска.

После чего заседание было закрыто в 9 часов вечера.

Председатель Архиепископ Кирилл

Делопроизводитель С. Голощапов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 220. Л. 495–499 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.