Протокол № 36

2 (15) марта 1918 г.

Заседание происходило в помещении читальни Московской духовной семинарии с 12-ти до 2-х часов дня под председательством архиепископа Тамбовского Кирилла.

Серафим, епископ Челябинский, читает прошение представителей Рижской епархии о разделении на две самостоятельных епархии — Рижскую и Ревельскую.

Иоанн, бывший архиепископ Рижский, высказывается за, помимо учрежденного викариатства для эстов, другого — для латышей, причем правящим епископом должен оставаться русский епископ в Риге в целях удовлетворения духовных нужд немногочисленного русского населения края.

Председатель указывает на затруднительность окончательного решения вопроса в виду неопределенности политического положения края.

А. В. Васильев напоминает, что епархиальный съезд в Риге в 1907 году высказался в том же смысле, как и архиепископ Иоанн. Хотя Рига в руках немцев, однако здесь есть и православное русское население и православные храмы, монастырь. Можно думать, что пребывание здесь русского епископа не встретит противодействия со стороны германской власти. Есть известия, что когда немцы взяли Ригу, Вильгельм просил православного священника отслужить молебен. С политическим подчинением национальное чувство сказывается особенно сильно, и нужно поддержать русских людей, попавших под чужую власть и предотвратить поглощение их другими национальностями.

П. Б. Мансуров указывает на затруднительность сохранения в Риге кафедры русской епархии. Монастырь перевели из Риги в Новгородскую епархию, и он, вероятно, останется здесь, а храм монастыря превращен в костел. Соборный храм превращен в кирку. Большинство русского населения, вероятно, выселится, а выселившиеся чиновники и вообще интеллигенция не вернутся. Так будет обстоять дело и в Ревеле, и в Юрьеве, где при всех обстоятельствах университет не останется русским. Русская церковная власть была недостаточно энергична, не просвещая существующих в течении веков так называемых полуверцев, до сих пор остающихся полуязычниками и относящихся к статуе Николая Чудотворца как к идолу. Быть может для русского населения достаточно викариатства.

Прот[оиерей] А. П. Рождественский. Нужно воспользоваться переходным временем и сделать все, чего требуют интересы православия. Для эстов уже учреждено викариатство и викарием назначен природный эстонец преосвященный Платон (Кульбуш). Нужно учредить викариатство и для латышей, назначив туда латыша, напр[имер] преосвященного Иоанна (Поммера), епископа Старицкого. Но не нужно забывать и о русском населении, которого очень немного в крае, тем более, что граница будет проведена немцами и под их властью окажутся коренные русские люди, живущие у Чудовского и Псковского озер, составившие древнерусские песни и обычаи.

Л. К. Артамонов высказывает опасение, что эсты и латыши не удовлетворятся викариатством, а пожелают иметь самостоятельные епархии. Для русского же населения можно бы поставить викария подчиненного Псковскому епископу. Этот викарий должен поддерживать и объединять русское население края. Вильгельм настолько умен, что не станет поднимать религиозного преследования и противодействовать назначению русского епископа в завоеванную область. Граница между Россией и Германией пройдет к юго-западу от Пскова у станций Либенгоф и Анненполь. Но до того времени, пока немцы очистят местность до этой линии, может пройти несколько лет, и потеря их для церковного дела будет невознаградима. Не нужно забывать и того, что немцы из наших военнопленных подготовили десятки тысяч пропагандистов протестантства, которые будут действовать и внутри России и в особенности на западных окраинах. Нужно воспользоваться тем, что пропуск пока свободен, и послать теперь же защитников православия в занятые немцами области.

Архиепископ Иоанн высказывается за необходимость объединения латышского и эстонского викариатств под властью русского епископа, с кафедрой если не в Риге, то в Юрьеве.

А. В. Васильев допускает возможность именования латышского и эстонского архиереев просто епископами, а не викариями, но с подчинением русскому архиепископу. Подчинять же русское население викарию другой — Псковской епархии было бы неудобно потому, что это отзывало бы вилетизмом — разделением церковного управления по народностям и создало бы запутанность отношений.

Председатель указывает на возможность решения вопроса в другом направлении. Эстонского викария можно подчинить Петроградскому епископу, а латышского — Полоцкому.

А. В. Васильев, архиепископ Иоанн, архиепископ Евдоким и А. Н. Артамонов высказываются в пользу сохранения Рижской архиепископии.

ПОСТАНОВИЛИ: признать желательным наименовать эстонского викария Ревельским и Юрьевским, в возможно скором времени учредить латышское викариатство с титулом Либавского и Венденского, назначив туда природного латыша, и принять меры к скорейшему замещению рижской кафедры.

Серафим, епископ Челябинский, докладывает ходатайство представителей г. Кашина об учреждении Кашинского викариатства и указывает, что архиепископ Тверской Серафим уже входил в Св. Синод с подобным ходатайством, что средства на содержание викария имеются и что в Кашине есть и помещение для викария (Дмитриевский монастырь) и духовная семинария. Благодаря же недавнему прославлению мощей св. Анны Кашинской, Кашин приобретает значение важного религиозного центра.

ПОСТАНОВЛЕНО: признать желательным открытия Кашинского викариатства.

Серафим, епископ Челябинский, докладывает прошение о переводе викарного епископа в г. Чистополь и указывает, что прошение подано всего за одною подписью и что обычно епископ Чистопольский состоит ректором Казанской духовной академии.

ПОСТАНОВЛЕНО: прошение оставить без последствий.

Серафим, епископ Челябинский, докладывает представление Андрея, епископа Уфимского Поместному Собору о разрешении в принципе учреждения уездного епископа в г. Бакалах Уфимской губернии для чуваш, населяющих Уфимскую епархию, и указывает, что ни о помещении для викария, ни о средствах на его содержание в представлении не говорится.

ПОСТАНОВЛЕНО: запросить епископа Уфимского Андрея о средствах на содержание и о помещении для испрашиваемого им викарного епископа в г. Бакалах.

Серафим, епископ Челябинский, докладывает телеграмму из г. Карса от члена Собора Политова, ходатайствующего, по уполномочию от съезда общественных деятелей, о перенесении епископской кафедры из г. Эривани в г. Карс с предоставлением местному населению права избрания епископа, и выясняет, что с переходом Карса под власть турок на эту область может заявить свои права Константинопольский Патриарх.

ПОСТАНОВЛЕНО: переслать телеграмму для отзыва епископу Феофилакту.

Председатель А[рхиепископ] Кирилл

Делопроизводитель С. Голощапов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 220. Л. 491–493. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.