Протокол № 35

27 февраля (12 марта) 1918 г.

Заседание происходило в Соборной палате под председательством П. Б. Мансурова и архиепископа Кирилла Тамбовского и было открыто в 5 час[ов] 25 м[инут] вечера.

Из членов Отдела в заседании присутствовали 23 человека, список коих при сем прилагается.

Пред началом заседания П. Б. Мансуров обратился к члену Отдела соборному Секретарю В. П. Шеину: есть ли какие-либо сведения о председателе Отдела епископе Митрофане? В. П. Шеин ответил, что сведения есть. Получена депеша с вопросом: «Будут ли занятия Великим Постом?» — послана в ответ депеша, что занятия будут, но депеша не принята, а ответ послан простым письмом, и когда он получится неизвестно.

Тогда П. Б. [Мансуров], ссылаясь на то, что он остался один из товарищей председателя и по убеждениям не может занимать высокого иерархического поста председателя, просит выбрать в заместители кого-либо из епископов, напр[имер] архиепископа Кирилла, под руководством которого Отдел уже привык работать.

По просьбе членов Отдела архиепископ Кирилл согласился быть временным заместителем председателя и занял председательское кресло.

I. Слушали предложение П. Б. Мансурова продолжить обсуждение вопроса о новых епархиях и викариатствах. В прошлом заседании Отдел принципиально решил вопрос об Уральской епархии с отделением для нее от епархии Самарской Новониколаевска. Но Отдел не имел тогда согласия епископа Самарского Михаила. Теперь это согласие получено, но епископ Михаил все же хочет опросить население.

Отдел высказался в этом случае, что он стоит решительно за отделение Уральской и Новониколаевской области в особую епархию и считает вопрос вполне выясненным.

II. Слушали продолжение доклада епископа Серафима о выделении Камчатского викариатства в особую епархию.

К сему ходатайству есть и согласие епископа Владивостокского Евсевия. Причиной выделения главным образом служит дальность расстояния.

Устройство же этой епархии должно быть упрощенное, сообразно условиям жизни.

Член Отдела В. П. Антонинов доложил, что Камчатка может сообщаться с Владивостоком только летом, поэтому местному протоиерею дано было право замещать свободные места. Население там численностью до 30 000 — все алеуты, якуты и т. п., так что там деятельность пастырей главным образом миссионерская, сообщение зимой бывает на собаках и жизнь крайне суровая.

К Камчатке должен быть присоединен Охотский край. Преосвященный Евфимий Якутский сказал, что принцип отдаленности здесь не имеет особого значения, ибо от Якутска до Охотска иногда менее расстояния, чем до некоторых приходов Якутской епархии: они часто бывают на расстоянии 2000 верст; тогда и их придется отрезать. Сообщение Камчатки до Охотска затруднительное, и едва ли сам преосвященный Нестор сможет их часто посещать. Относительно желания самих жителей 5-ти приходов Охотского края, о которых идет речь, тоже ничего не известно, сам я лично не вижу надобности в этой епархии и высказываюсь против.

Против выделения Охотских приходов высказался и представитель от Якутской епархии В. П. Новиков.

На вопрос архиепископа Кирилла о средствах член Собора Антонинов ответил, что средства главным образом получаются из братства Христа Спасителя.

Высокопреосвященный Кирилл сказал, что самого мотивированного мнения епископа Евсевия у нас нет. Епископа Нестора тоже нет, и можно ли нам рассуждать об иной епархии, и может быть нам надо говорить не об епархии, а об епископе миссии среди дальневосточных язычников, как был епископ Урмийской миссии, но это не была епархия.

По вопросу о Чукотском полуострове архиепископ Евдоким Американский заявил, что с их стороны препятствий к выделению его нет, но в каком положении находятся на этом полуострове, неизвестно, может быть, там есть уже и своя епархия.

П. Б. Мансуров выразил ту мысль, что если есть у нас согласие преосвященного Евсевия, то есть ли основание задерживать нам образование этой епархии?

Епископ Евфимий заявил, что если вопрос поднят и о Чукотском крае, то так как часть его принадлежит к нашей епархии — то мы не согласны и эту часть уступать.

Архиепископ Кирилл сказал, что в виду невозможности территории и средств, что сам Нестор давно уже там не был, то оставить дело так, как оно есть.

Священник Нежинцев заявил, что он против этой епархии, что там населения не так-то много, например на Караимском полуострове, где бывают только рыболовы, и внес предложение оставить вопрос об этой епархии до следующего собрания.

Архиепископ Кирилл, признав, что вопрос достаточно выяснен, поставил на голосование: нужно ли открывать Камчатскую епархию.

По голосовании вопрос решен был отрицательно.

III. Слушали продолжение доклада епископа Серафима, Устюжское викариатство.

При этом был заслушан доклад священника о. Николая Богословского, где указано количество населения, духовно-учебные заведения, но ничего не упомянуто о средствах.

Преосвященный Александр Вологодский сообщил, что вся северо-восточная часть Вологодской епархии можно сказать отлила к Устьсысольску и Устюгу, и вопрос об оставлении здесь епископии возникал давно. Обсуждался он на епархиальном съезде, и только один Никольский благочиннический округ пожелал остаться в Вологде.

В виду мнения и согласия епископа Вологодского Александра, сведений о населении и школах, архиепископ Кирилл признал, что, по-видимому, все условия для открытия епархии там имеются, а что касается средств, то это должны уже выяснять на месте, а потому нет оснований не решить этот вопрос положительно хотя бы в принципе.

По голосовании решено открыть Устюжскую епархию.

IV. Далее поставлен был вопрос о Челябинском викариатстве.

К сему епископ Серафим Челябинский заявил, что там более 600 000 православных, и с инославными 1 300 000 всего 343 прихода, есть полное епархиальное училище и мужское духовное. Епископ, его дом и канцелярия главным образом содержались на местные средства. Не раз вопрос этот обсуждался на съездах. На содержание епископа дают тамошние монастыри, а также приходы, путем обложения. Имеется для епископа пожертвованный дом в 16 комнат, в два этажа, где можно, значит, устроить и правительственные учреждения при епископе, имеется чудный крестовый храм с роскошной утварью. Но главные основания — это то, что духовная жизнь в Челябинске замирает, поездки в епархиальный город за миром и антиминсами (за 1000 в[ерст]) — очень затруднительны; там масса раскольников, а на заводах, среди рабочих, стало распространяться прямо-таки безобразие. Все это заставило давно уже думать об оставлении Челябинской епархии.

Со стороны местного епископа Оренбургского Мефодия имеется письменное согласие.

Правда, на майском епархиальном съезде в Оренбурге вопрос этот не был решен, но это объясняется тем, что Оренбургское духовенство не желало терять свечной доход, вообще духовенство Оренбурга относилось с презрением к Челябинскому, держало его в черном теле и даже до последних лет не позволяло в Челябинске открывать полное епархиальное женское училище, хотя это было и дозволено Синодом, а в Челябинске было только 4 класса. Храмы в Челябинске богаты, имеют громадные капиталы, и конечно отпустить эти приходы из епархии было не желательно. Есть еще причины, о которых бы я просил разрешения мне здесь не говорить.

Д. А. Несмеянов горячо возражал против отделения этого викариатства, так как это грозит крахом всей епархии. Если выделить указанные уезды, то будет большое материальное понижение. На Майском съезде — жаль, что не было на нем владыки Серафима, — только два-три представителя Челябинска высказались за отделение, остальное большинство их высказалось против. Мотив был тот, что время трудное, всякие потрясения опасны и надо с отделением подождать. Оренбургское духовенство давно готово к отделению Челябинска, но оно хочет это сделать постепенно. Если отделятся эти три главных уезда, то епархию ожидает крах, не на что будет содержать епархиальные учреждения. До Оренбурга окружным путем 1000 верст, прямых — 800 верст, но и окружным путем мы ездили не более 1-х суток.

Правда, Челябинск может содержать епископа, но представители этого уезда на съезде говорили, что это ляжет тяжелым бременем на Церковь. Далее, от нас отходят три женских монастыря, и у нас почти ничего не остается. Если есть согласие епископа Мефодия, то нам также известно, что епископ Мефодий хочет от нас уйти; значит, ему до разделения епархии нет особенного дела.

Я выступаю здесь не лично, а как представитель епархиального съезда и по поручению владыки Мефодия. Я протестую против выделения Челябинска. Если в епархии жизнь замирает, то почему-то она цветет при епископе Феодосии, который заглядывал в самый глухой переселенческий приход. Значит, замирание жизни не от обширности епархии, а от чего-то другого. На что я могу согласиться, по полномочию епархиального съезда, то это на то, чтобы Челябинское викариатство было полусамостоятельным.

В ответ на это заявление г. Несмеянова епископ Серафим сказал, что Д. А. Несмеянов менее знает материальное положение Оренбургской епархии, чем я, так как средства этой епархии проходили чрез мои руки. Оренбург знали у нас только чиновники, а народ тяготел к Екатеринбургу. Там брали утвари, там и свечи, в Оренбурге мы ничего не покупали. Многие же церкви прямо все выписывали из Москвы. Даже вино церковное не покупали в Оренбурге. Будто бы в Челябинске не открывали 6 классов епархиального училища по недостатку средств — неверно, ибо средства всегда были. Далее, в Оренбурге останутся чудные здания — завод свечной, семинария, епархиальное училище и т. д. Далее, нынешнее епархиальное начальство (консистория) так разделило благочиния, что их оказалось больше в Оренбургском уезде, хотя они были и малоприходны, а Челябинских меньше, хотя это были и малоприходные. Это сделано было потому, что Челябинское духовенство считалось красным, свободомыслящим, вот и сделали так, что наши всегда на съездах оставались в меньшинстве. Далее, 9/10 приходов на опросную анкету ответили, что надо выделиться в особую епархию. Наконец, обстоятельства сложились так, что все наши депутаты на съезде оказались получившими награды дважды — стали диаконами, священниками, скуфейные — в камилавках и т. п., и вот те, которые прежде кричали о необходимости выделения, теперь стали против этого.

Что касается объединения епархии, то все они в сложности не беднее Челябинского викариатства; там в Оренбургском уезде есть чудные богатые приходы. Затем надо сказать, что богатое Оренбургское духовенство стало возить своих детей в восьмиклассное епархиальное училище.

Д. А. Несмеянов возражал, что свечи покупали там, где они дешевле: в Оренбурге, Самаре и т. п. Был одно время у нас в Оренбурге центральный завод свечной, который отпускал свечи даже на Самарскую епархию. Далее представители Челябинска заявили, что они с нас взыщут все, что платили на училища, консисторию и т. д. От нас отделилась Уральская область, и до сих пор мы с ней не можем расплатиться; в последнее время они взяли свечей на 74 000 и не хотят платить. Если разделяли округа благочиннические на более мелкие, то это обсуждалось ведь на епархиальном съезде. Далее, степная часть Верхне-Уральска высказалась решительно против отделения от Оренбурга. Конечно, у нас есть и богатые приходы, хлеба у нас много, но надо бы принять во внимание количество приходов и материальное обеспечение. У нас всего 720 приходов, от нас отходят 343 прихода, да протоиерей Бабин и епископ Дионисий хлопочут об отделении. На это они не имеют полномочий от своего епископа и действуют на свой страх.

Священник Нежинцев возражал г. Несмеянову и отстаивал самостоятельность Челябинского викариатства. На это есть согласие епископа Мефодия, сам г. Несмеянов говорит, что сама Оренбургская епархия давно готова дать самостоятельность Челябинску.

Архиепископ Кирилл замечает, что возражение против выделения — только материального характера, а нам, конечно, нужно решить вопрос и принципиально и с материальной стороны. Если в Оренбурге семинария и женское училище рассчитаны на всю епархию, то четырем уездам их содержать не под силу. То-то будет и с консисторией. С этой стороны только и придется рассуждать о назревшей епархии Челябинской и из экономики внешней решать вопрос об экономике идейной, церковной.

Епископ Серафим заявил, что придется считаться с семинарией, а епархиальное училище у нас есть свое, и девочек наших там учится мало.

Д. А. Несмеянов сказал, что детей не возили в Оренбург единственно по военному времени.

Архиепископ Кирилл заметил: значит, вопрос об епархии зависит теперь только из-за семинарии.

П. Б. Мансуров предлагает какую-нибудь меру, чтобы облегчить это выделение, напр[имер] делать взносы два-три года в Оренбургскую епархию из Челябинска.

Архиепископ Кирилл замечает, что все-таки будет зависимость в управлении и по многим вопросам (напр. судебным) придется обращаться в Оренбург.

В. П. Антонинов сказал, что надо принять во внимание то, что мы накануне реформы духовно-учебного дела. Семинарии будут всесословные, значит, и вопрос о семинарии не должен тормозить дело.

Архиепископ Кирилл говорил, что из всех речей выяснилось, что в Оренбургской епархии давно назрел вопрос о выделении викариатства. Близость Челябинска к Екатеринбургу заставляет его и покупать свечи и учить детей там, а не в Оренбурге. Епископ Оренбургский как будто, по соображениям пастырского характера, соглашается на выделение, но встанет вопрос об экономическом положении епархии, уцелеет ли она, или же должна быть присоединена к другой. Но вот Олонецкая епархия из 300 приходов, в которых иногда 50-100 душ. Также боялись некогда за Пермскую епархию при выделении из нее Екатеринбургской. Но и та и другая епархия существуют, живет и Олонецкая епархия, не умирает и умирать не желает. Значит, епархии и в таком, по-видимому бедном положении, существуют, и из-за материальных соображений это дело тормозить не стоит. Вопрос один: можно ли нам решить этот вопрос без согласия епархиального съезда?

Д. А. Несмеянов, указывая на тяжелое положение настоящего времени, просит отложить решение и вновь вопрос обсудить на епархиальном съезде, а то ведь может быть сейчас и завод свечной занят, отняты училища и т. п.

Епископ Серафим говорит, что для Челябинской епархии не важны заводы и т. п., она и так просуществует.

Архиепископ Кирилл спросил собрание: считает ли оно вопрос довольно выясненным, или продолжать прения?

Члены собрания нашли вопрос выясненным.

Тогда архиепископ Кирилл заявил, что мы можем решить вопрос принципиально, а епископа Мефодия еще раз запросить и по получении его совершенно определенного ответа передать дело в Священный Собор.

Епископ Серафим сказал, что епископ, конечно, спросит епархиальный Совет, а тогда ответ, несомненно, будет против.

Архиепископ Вениамин Симбирский заметил, что г. Несмеянов все время имеет в виду материальные нужды, а надо ведь принимать во внимание духовные нужды.

В. А. Демидов заявляет, что на епископа епархиального будут влиять две борющиеся стороны. Если дело пойдет на епархиальный съезд, то решение здесь — дело случая, смотря по количеству представителей борющихся сторон.

Епископ Олонецкий Иоанникий вполне с этим соглашается и считает вопрос вполне выясненным.

П. Б. Мансуров заявил, что Отдел подошел вплотную к вопросу о сношении с епископом. Конечно, это очень важно, но и вопрос об епархиях очень важный для жизни Церкви, и иногда придется действовать против согласия епархиального епископа.

Архиепископ Евдоким просит председателя проголосовать вопрос: нужно ли еще раз запрашивать епископа Мефодия?

По голосовании оказалось, что почти все считают вопрос вполне выясненным, запрос излишним.

Архиепископ Кирилл спросил, считает ли Отдел вопрос о Челябинской епархии решенным, на что члены Отдела ответили положительно.

При этом Д. А. Несмеянов заявил, что он остается при особом, высказанном им мнении, которое он и считает долгом довести до сведения Священного Собора.

После сего архиепископ Кирилл объявил заседание закрытым, назначив следующее собрание на четверг 1 (14) марта в здании духовной семинарии в 12 часов дня.

Председатель Архиепископ Кирилл

Делопроизводитель С. Голощапов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 220. Л. 483–487 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.