Протокол № 33

17 (30) июля 1918 г.

33-е заседание Отдела о духовных академиях состоялось 17 (30) июля 1918 г. в Скорбященском монастыре под председательством проф[ессора] И. В. Попова, в присутствии членов Отдела: ректора Казанской духовной академии епископа Анатолия и проф[ессоров]: архим[андрита] Гурия, В. А. Керенского, С. С. Глаголева, И. П. Соколова, А. И. Бриллиантова, прот[оиерея] П. И. Лепорского, П. Н. Жуковича и Ф. М. Россейкина (росписной лист при сем прилагается).

Началось заседание в 7 часов вечера.

I. Оглашается постановление Соборного Совета, от 24 мая (6 июня) 1918 г.: «Ввиду назначения нового, более близкого срока возобновления соборных занятий выработанный Отделом о духовных академиях проект устава православных духовных академий в высшее церковное управление не препровождать».

II. Председательствующий, указывая, что, согласно 102-му пар[аграфу] Соборного устава, всякий доклад до тех пор, пока Собор в общем собрании не приступит к его рассмотрению, может быть взят обратно в Отдел, — предлагает обсудить вопрос: не найдут ли члены Отдела нужным внести в представленные Собору доклады (об основных началах преобразования духовных академий и устав Православных духовных академий) какие-либо изменения или дополнения.

Происходит обмен мнениями, из коего выясняется, что в настоящее время создались обстоятельства, приводящие к мысли о необходимости пересмотреть некоторые параграфы устава.

Отдел о духовных академиях, предполагая, что Собор примет представленный Отделом о духовно-учебных заведениях проект образования новых семинарий с семилетним общеобразовательным и трехлетним специально-богословским курсом, 1) внес в устав параграфы, коими разрешалось кончившим полный курс семинарии поступать (хотя и с экзаменами) прямо на третий курс академии, 2) полагая, что, благодаря этому, состав слушателей на первых курсах академии будет состоять из кончивших общеобразовательные классы семинарий или светские учебные заведения, т. е. из лиц, недостаточно подготовленных к слушанию специальных курсов богословских наук, признал необходимым ввести обширный общеобязательный курс. Но предположения Отдела не оправдались. Собор отверг проект, представленный Отделом о духовно-учебных заведениях, и постановил оставить семинарии в прежнем учебном строе. Вместе с тем Святейшим Патриархом и Священным Синодом 12 (25) июня с. г. постановлено принимать на первый курс академии кончивших общеобразовательный курс семинарий и средние учебные заведения по сдаче поверочных испытаний по предметам, определяемым Советом академии. Этим Собор и высшее церковное управление обеспечили академиям контингент слушателей из лиц, прошедших курс богословских наук.

Ввиду указанных обстоятельств, были внесены предложения: 1) пересмотреть те параграфы устава, которые трактуют об условиях приема в академию (преосвященный Анатолий), 2) изменить учебный план устава в сторону усиления специализации, о чем и внести особый пункт в представленный Собору доклад об основных началах преобразования духовных академий (прот[оиерей] П. И. Лепорский, И. П. Соколов, А. И. Бриллиантов).

Кроме того, проф[ессорами]: прот[оиереем] П. И. Лепорским, А. И. Бриллиантовым и И. П. Соколовым было сообщено, что Петроградской духовной академией в скором времени будут представлены замечания по поводу некоторых статей устава.

После обмена мнениями председательствующий ставит на голосование два вопроса: 1) Желает ли Отдел вообще пересматривать устав и 2) желает ли пересматривать весь устав (часть третье чтение) или только те части его, которые вызывают возражения или не соответствуют принятому Собором постановлению о духовных семинариях.

ПОСТАНОВЛЕНО: пересмотреть те параграфы устава, которые вызывают возражения или не соответствуют определениям Собора о духовно-учебных заведениях.

III. Следующий поставленный на обсуждение вопрос о порядке дальнейших занятий Отдела решается в том смысле, что Отдел должен сначала докончить рассмотрение проекта Высшей Церковно-Богословской школы, потом обсудить, согласно постановлению Собора от …[1] июля, вопрос о материальном положении академий и уже после этого приступить к пересмотру вызывающих возражения и сомнения частей устава.

IV. Председательствующий оглашает 10-й раздел II части проекта (о преподавании философии и педагогики).

С. С. Глаголев обращает внимание собрания на то, что логика, которая обычно выделяется в особый предмет, в целях наилучшего ее усвоения, в проекте соединена с философией. Кроме того, С. С. Глаголев высказывает недоумение по поводу слов: «изучение основных типов философских систем… в связи с изучением основ гносеологии».

V. Оглашается 10-й раздел II части проекта (о преподавании психологии и педагогики).

Особенное внимание собрания обращает наименование психологии: «психология… на основах православно-христианского опыта».

И. В. Попов говорит, что, очевидно, психология в школе проекта будет преподаваться не сполна, а только в той части, которая имеет отношение к религиозному опыту.

С. С. Глаголев указывает, что в проекте говорится не о религиозной психологии вообще, а о психологии православно-религиозной. Психология религиозного опыта как отдел психологии вообще разработана на Западе (напр[имер], книга Джемса «Многообразие религиозного опыта»). Но психологии православно-христианского опыта не существует, и открывать кафедру несуществующей науки по меньшей мере неудобно.

VI. Оглашается 11-й раздел II ч[асти] проекта (о преподавании истории сектантства и обзора инославных исповеданий).

И. П. Соколов говорит, что эти два предмета имеют слишком большой материал, чтобы его соединять в руках одного профессора, (да еще) при шести лекционных часах. Сделанный в уставе 1910 г. опыт такого соединения признан был неудачным при пересмотре устава в 1911 г., и история русского сектантства была сделана самостоятельным предметом.

В. А. Керенский говорит, что ни христианской догматики, ни христианской этики нельзя знать, не познакомившись предварительно с историей западных исповеданий. Важность этого предмета заставляет выделить его в самостоятельную кафедру.

И. В. Попов указывает, что большим недочетом проекта, который преследует практическую цель — подготовку пастырей, является то, что в нем совершенно отсутствуют история и обличение раскола.

VII. Оглашаются 12-й и 13-й разделы II части проекта (о преподавании древних и новых языков, а также церковно-славянского языка с палеографией) и последний раздел, в коем содержится таблица распрделения предметов и примерные штаты школы.

По содержанию оглашенного в настоящем заседании суждений высказано не было.

VIII. Собрание поручает И. В. Попову обобщить высказанные в Отделе суждения о школе проекта, чтобы потом на основании этого резюме был выработан ряд тезисов для голосования в следующем заседании Отдела.

IX. Заседание закрывается в 9 час[ов] вечера.

Председательствующий И. Попов

Делопроизводитель Н. Соловьев

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 380. Л. 121–122 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 599. Л. 34–35 об. Машинопись. Копия. Подписи отсутствуют.


[1] Дата пропущена.