Протокол № 32

30 июля (12 августа) 1918 г.

Заседание происходило в соборной палате с 11½ ч[асов] утра до 3 ч[асов] дня.

Под председательством высокопреосвященного архиепископа Тверского Серафима присутствовали расписавшиеся на прилагаемом при сем листе 16 членов Отдела и не принадлежащий к составу Отдела член Собора епископ Старицкий Серафим.

1. Продолжается начатое в предыдущем заседании обсуждение вопроса о возрасте, в каком должно быть разрешаемо пострижение в монашество.

Иеромонах Афанасий предлагает не определять в ст. 6 доклада Отдела возраста для постригаемых, исключив из нее и то неопределенное указание, какое имеется («и иметь гражданское совершеннолетие»). Основание для этого дано самим Собором, который не признал нужным ограничивать каким-либо возрастом пострижение студентов и окончивших духовные академии. Пострижение должно быть разрешаемо всякому взрослому лицу, удовлетворяющему требованиям иноческой жизни, независимо от его лет.

В. Я. Бахметьев присоединяется к сказанному иеромонахом Афанасием и предлагает конец статьи редактировать так: «Постригаемые должны быть благонастроены в иноческой жизни и искренно желать монашеских подвигов».

Архимандрит Кронид повторяет сделанное им в предыдущем заседании предложение о понижении установленного для пострига возраста, для мужчин до 25 и для женщин до 35 лет.

Епископ Старицкий Серафим объясняет, что сущность его возражений на заседании Собора 18 (31) июля против редакции настоящей статьи заключалась в том, что он не мог признать руководственного значения за словами статьи «относительно лет постригаемого… должно руководствоваться церковными правилами и практикой Православной Церкви». Что такое говорят церковные правила и практика Церкви о летах постригаемого? Правила разрешают постригать и в 15, и 16, и 17 лет и в ином возрасте. Гражданские законы, как известно, разрешают пострижение мужчин в 30 и женщин в 40 лет, а в синодальной практике найдутся случаи разрешения пострижения и в 25-летнем возрасте. Поэтому сказать, что относительно лет постригаемого «должно руководиться церковными правилами и практикой Православной Церкви», значит предложить поступать как угодно. Нужно точно определить возраст постригаемого, например, указать, что пострижение не разрешается ранее 25 лет, как предлагает архимандрит Кронид. Этот возраст вполне приемлем, тем более что в синодальном указе 1832 г. разрешено постригать окончивших курс духовных академий и вдовых священников, получивших образование в семинарии, в возрасте ранее 30 лет. Вместе с тем во избежание в будущем столкновений с гражданскою властью, которая несомненно издаст какой-нибудь закон об обязательной всеобщей воинской повинности, в статье следует оговорить, что разрешается постригать только свободных от воинской повинности лиц.

Архимандрит Гурий полагает, что оговорка о воинской повинности будет излишнею в статье, так как и без этой оговорки понятно, что постригать лиц, подлежащих исполнению воинской повинности, как теперь, так и в будущем, нельзя. Так как церковные правила разрешают пострижение в возрасте и меньшем, чем 25 лет, то нет оснований ограничивать возраст постригаемых этими годами. Поэтому лучше опустить в статье слова «с духовным собором и иметь гражданское совершеннолетие».

Высокопреосвященный председатель предлагает исключить из статьи слова «Относительно лет постригаемого и продолжительности искуса должно руководиться церковными правилами и практикой Православной Церкви» как излишние при точном определении лет постригаемого.

Епископ Волоколамский Феодор возражает против этого предложения, указывая, что приведенные слова содержат важное требование руководиться не новою, создаваемою в наши дни практикою, а практикою древней Церкви.

Голосуется предложение высокопреосвященного председателя об исключении из статьи начальных слов «Относительно лет постригаемого и продолжительности искуса должно руководиться правилами и практикою Православной Церкви».

Постановлено: предложение отклонить.

Голосуется предложение архимандрита Гурия об исключении из статьи заключительных слов «с духовным собором и иметь гражданское совершеннолетие».

Постановлено: предложение принять.

Голосуется предложение архимандрита Кронида о замене исключенных слов словами «и находиться в возрасте не менее 25 лет».

Постановлено: предложение принять.

Архимандрит Гурий вносит предложение о включении в статью оговорки, что пострижение разрешается и в возрасте менее 25 лет.

Постановлено: большинством 8 голосов против 7 предложение принять.

Епископ Старицкий Серафим просит о внесении в протокол его протеста против голосования предложения архимандрита Гурия, аннулирующего ранее проголосованное и принятое предложение архимандрита Кронида.

В. П. Шеин заявляет, что голосование предложения архимандрита Гурия не дает основания к протесту, так как все голосовавшие за и против предложения архимандрита Гурия несомненно имели в виду не уничтожение того общего правила, которое устанавливается в предложении архимандрита Кронида, а лишь исключение из этого правила. Чтобы смысл предложения архимандрита Гурия был ясен, его следует изложить в виде примечания к статье.

Присутствующие присоединяются к мнению В. П. Шеина.

Епископ Старицкий Серафим заявляет, что он берет обратно свой протест.

Высокопреосвященный председатель предлагает, соответственно предложению архимандрита Гурия, дополнить ст. 6 примечанием следующего содержания: «Пострижение в более раннем возрасте допускается лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения епархиального архиерея».

Постановлено: предложение принять.

Голосуется ст. 6 с принятыми поправками.

Постановлено: принять ст. 6 в следующем изложении: «Относительно лет постригаемого и продолжительности искуса должно руководиться церковными правилами и практикой Православной Церкви. Постригаемый должен быть благонастроен в иноческой жизни, всячески испытан со стороны настоятеля и находиться в возрасте не менее 25 лет». «Примечание. Пострижение в более раннем возрасте допускается лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения епархиального архиерея».

II. Оглашается выписка из протокола Священного Собора от 18 (31) июля с. г. о передаче на рассмотрение Отдела о монастырях и монашестве предложений: а) П. Б. Мансурова — о предварении доклада названного Отдела об общем положении для монастырей и монашествующих особым введением, в котором было бы изложено воззрение Собора, согласно основным церковным задачам иночества и требованиям современной церковной жизни, на положение и обязанности русского монашества, и б) епископа Старицкого Серафима — о дополнении того же доклада статьею, заключающей в себе следующее определение монастыря: «Монастырь (или монашеская община) — это общество православно верующих людей, которые по известным правилам этого общества дали обет посвятить свою жизнь Богу и служить к утверждению Церкви примером христианских добродетелей».

Постановлено: отложить рассмотрение предложений П. Б. Мансурова и епископа Старицкого Серафима до следующего заседания.

III. Оглашается выписка из протокола Священного Собора от 26 июля (8 августа) с. г. о принятом Собором постановлении о возвращении в Отдел о монастырях и монашестве статей 60–89 доклада названного Отдела об общем положении о монастырях и монашествующих для согласования с принятыми Собором в изложении епископа Старицкого статьями 60 и 61.

IV. Оглашаются 60[-я] и 61[-я] статьи доклада Отдела об общем положении для монастырей и монашествующих, принятые Священным Собором в изложении епископа Старицкого Серафима.

«Ст. 60. Церковное управление монастырями осуществляется епархиальным преосвященным при содействии епархиального совета и съездов из монашествующих лиц.

Ст. 61. Для управления монастырями при епархиальном совете учреждается особый стол, которым ведает лицо в монашеском звании с образованием не ниже среднего.

Примечание. Круг дел, подлежащий ведению монастырского стола, и способы обсуждения и решения дел в епархиальном совете определяются особою инструкциею, утвержденною высшим церковным управлением».

По поводу текста ст. 61 преосвященный Старицкий Серафим заявляет, что в этом тексте после слов «стол, которым ведает» пропущены имевшиеся им в виду при внесении поправки в заседании Собора 26 июля (8 августа) слова «на правах члена совета», существенно изменяющие положение ведающего монастырским столом.

Постановлено: внести пропущенные слова в текст ст. 61, согласно указанию преосвященного Старицкого Серафима.

V. Оглашаются ст. 62–71 доклада Отдела (раздел о монастырском церковном управлении).

Высокопреосвященный председатель предлагает ст. 62–66 и 70 исключить из доклада как отпадающие за отклонением Собором предположения Отдела об учреждении епархиальных монашеских советов при епископе, в статье 67 опустить слова в середине статьи: «благочинные назначаются епископом членами епархиального монашеского совета в числе членов по назначению от епископа» — и в конце «из монашествующих лиц» и слова «при благочинных должны состоять» исправить на «при благочинных могут быть» и в статье 69 опустить слова «производимых благочинными» и «по окончании следствия или дознания все дело должно быть прочтено обвиняемой и п<од>писано ею по листам».

Архимандрит Гурий предлагает заменить во всех статьях, подлежащих рассмотрению Отдела, слово «епископ» словом «архиерей» и согласно принятой Собором поправке слова «епархиальный монашеский съезд» словами «епархиальное монашеское собрание» и оставить ст. 70, исправив в ней слова «где… не могут быть устроены епархиальные монашеские советы» на «где… не может быть учрежден монастырский стол при епархиальном совете».

Епископ Старицкий Серафим высказывает мнение, что поверка монастырской денежной отчетности и пр., о которой говорится в ст. 71, могла бы быть без ущерба для дела поручена епархиальным ревизионным комиссиям с участием или без участия монашествующих.

Епископ Вологодский Александр полагает, что вследствие недостатка в грамотных монахах не во всех епархиях возможно будет образовать особые монашеские поверочные комиссии и что целесообразнее поверку монастырского хозяйства и пр. поручить монастырскому столу при епархиальном совете.

Высокопреосвященный председатель разъясняет, что особые монашеские поверочные комиссии являются единственным средством производства действительной ревизии монастырей в хозяйственной отношении. Эти комиссии имеют возможность производить обозрение документов и всего относящегося к ревизии на местах и обладают близким знанием прошлой и настоящей хозяйственной деятельности монастырей. Епархиальные же ревизионные комиссии не могут объезжать монастырей и не могут претендовать на знакомство с их хозяйственной деятельностью. Если дело ревизии монастырского хозяйства и пр. будет поручено этим комиссиям, то оно сведется к чисто канцелярской работе, подобной поверке приходо-расходных книг в казначейской части консисторий.

Епископ Старицкий Серафим находит, что разницы между епархиальными ревизионными и монашескими поверочными комиссиями в отношении возможности производить ревизию на местах нет. Ездить с этою целью в монастыри могут одинаково и те и другие. Если епархиальная комиссия находится при епархиальном совете, в отдалении от ревизуемых монастырей, то и монашеские комиссии предполагаются в статье существующими при монашеском совете, в таком же отдалении от монастырей. Что же касается успешности ревизии, то и в этом отношении епархиальные комиссии должны иметь преимущество пред монашескими, которые пришлось бы во многих местах составлять из малограмотных монахов.

Епископ Волоколамский Феодор замечает, что для образования монашеских поверочных комиссий потребуется не более 2 монашествующих, а такое количество грамотных найдется в каждой епархии. Ссылка на недостаток в епархии грамотных иноков говорит не только против монашеских поверочных комиссий, но и против института монашеских благочинных и даже против учреждения монастырского стола при епархиальном совете, предложенного преосвященным Старицким.

Иеромонах Афанасий предлагает изложить ст. 71 следующим образом: «Для производства ежегодной поверки денежной монастырской отчетности, денежных сумм монастырей и состояния монастырского хозяйства епархиальное монашеское собрание избирает особую комиссию из монашествующих лиц».

Постановлено: исключить из доклада ст. 62, 63, 64, 65, 66 и 70 и принять статьи 67, 68, 69 и 71 в следующем изложении:

«Ст. 67. В каждой епархии должен быть один или несколько благочинных, избираемых епархиальным архиереем из монашествующих лиц. При благочинном могут быть помощники, избираемые епархиальным архиереем.

Ст. 68. Производство следствий по делам, касающимся монашествующих, должно быть поручаемо особому следователю из монашествующих, избираемому на три года епархиальным монашеским собранием, которое намечает 2-3 кандидатов и представляете их на усмотрение епархиального архиерея.

Ст. 69. В дознаниях и следствиях над настоятельницами должны участвовать одна монахиня и настоятельница другого монастыря по назначению епархиального архиерея.

Ст. 71. Для производства ежегодной поверки денежной монастырской наличности, денежных сумм монастырей и состояния монастырского хозяйства епархиальный архиерей назначает особую комиссию из монашествующих лиц».

По поводу принятого Отделом изложения ст. 71 преосвященные Вологодский и Старицкий просят о внесении в протокол их особого мнения, что вследствие передачи управления монастырями в ведение епархиального совета ревизия монастырской денежной отчетности, монастырских сумм и хозяйственной деятельности монастырей не может быть передана органу, независимому от епархиального совета.

VI. Архимандрит Гурий обращает внимание собрания на положение, создавшееся для Отдела с принятием Собором статей 60 и 61 доклада в изложении епископа Старицкого. Отдел с самого начала своего существования усвоил и проводит в своей работе тот принцип, что монастырями управляет епископ. Этот принцип основан на канонах, и Отдел не может от него отказаться. Между тем с принятием Собором указанных статей в новом изложении принцип управления монастырями епископом нарушается, так как в управление монастырями вводится белое духовенство и миряне в лице епархиального совета. Отделу необходимо войти в суждение по этому предмету и восстановить в том или ином виде этот принцип. Например, Отдел мог бы внести в доклад разъяснительную статью приблизительно такого содержания: «Дела специально-монашеского характера рассматриваются заведующим монастырским столом с двумя монашествующими лицами по избранию епархиального монашеского собрания и представляются на непосредственное распоряжение епархиального архиерея». Основание для включения в доклад такой статьи дано принятым Собором примечанием к ст. 61, в котором предусматривается определение «круга дел, подлежащих ведению монастырского стола», особою инструкциею, т. е. предполагается, что не все дела о монастырях и монашествующих будут подлежать ведению монастырского стола.

Епископ Старицкий Серафим находит возможным сделать предлагаемое архимандритом Гурием разъяснение об особом порядке рассмотрения специально-монашеских дел, но не в докладе, а в инструкции, упоминающейся в примечании к ст. 61.

В. П. Шеин полагает, что ввиду постановления Собора о передаче в Отдел статей 60–89 доклада для взаимного их согласования Отдел может не связывать себя новым текстом статей 60 и 61 и, пересмотрев этот текст, изменить в нем то, что найдет нужным, ибо то, что принято Собором, принято им не окончательно. Отдел только что исправил текст поправки к ст. 61, согласно заявлению присутствующего преосвященного автора поправки. Ничто не мешает идти и далее тем же путем. Пересмотрев ст. 60 и 61, Отдел мог бы установить, чтобы при епископе состояло особое лицо из монашествующих для заведования монастырским столом и чтобы для этого лица была составлена особая инструкция, в которой было бы определенно указано, какие дела имеют поступать в епархиальный совет и какие прямо к архиерею. Установив такой порядок управления монастырями как общее правило, Отдел мог бы сделать затем исключение из этого правила для епархий, где имеется большое количество монастырей и где епархиальные советы несомненно не смогут оправиться с монашескими делами, каковы Московская, Новгородская, Владимирская и другие епархии, внеся в доклад такую статью: «В епархиях с большим количеством монастырей при епископе учреждаются монашеские советы. Определение епархий, в которых учреждаются монашеские советы, принадлежит высшему церковному управлению». Главное основание, по которому Собор отклонил предположение Отдела об учреждении епархиальных монашеских советов, это было сомнение в возможности осуществления этого предположения при недостатке в большинстве епархий нужных для того людей и средств. В отношении епархий со значительным количеством монастырей такого сомнения не может быть.

Епископ Старицкий Серафим заявляет протест как против предложения В. П. Шеина об учреждении в некоторых епархиях монашеских советов, определенно отвергнутых Собором, так и вообще против пересмотра Отделом по существу статей, переданных в него лишь для редакционной обработки.

Епископ Волоколамский Феодор находит, что заявленный протест не имеет оснований, так как для Отдела не закрыта возможность пересмотра переданных в Отдел статей по существу. Поправки преосвященного Старицкого были приняты Собором первоначально взамен статей 60–71, а между тем Отдел обсуждал ст. 62–71 и в этом обсуждении принимал участие сам преосвященный Старицкий. Сделано это было, потому что после принятия означенных поправок Собор постановил передать в Отдел как эти поправки, так и все последующие статьи до 89-й для взаимного согласования.

Епископ Вологодский Александр заявляет, что хотя в заседании Собора он голосовал против поправок преосвященного Старицкого к статьям 60 и 61, но после ясного постановления Собора о передаче в Отдел ст. 60–89 только для редакционной работы он всецело присоединяется к протесту преосвященного Старицкого.

Оглашаются постановления Священного Собора, касающиеся 60–89[-й] статей.

В. П. Шеин дает заключение, что из текста оглашенных постановлений ясно следует, что Отдел имеет право пересматривать переданные в него статьи по существу.

Высокопреосвященный председатель ставит на голосование вопрос, имеет ли право Отдел пересматривать переданные в него статьи по существу.

Постановлено (большинством 11 против 2): признать, что Отдел имеет право пересматривать переданные в него статьи по существу.

Преосвященные Вологодский и Старицкий покидают заседание.

Архимандрит Гурий предлагает ввиду принятия Собором ст. 60 и 61 в изложении епископа Старицкого держаться рамок этих статей и не вводить противоречащего их смыслу института монашеских советов. Для целей Отдела было бы достаточно установить, чтобы в некоторых епархиях, где число монастырей очень значительно, монастырский стол при епархиальном совете, установленный ст. 61, был организован таким образом, чтобы в его работах по специально-монашеским делам имели возможность принимать участие представители монашества.

Архимандрит Алексий высказывается за принятие предложенной В. П. Шеиным статьи с добавлением последних ее слов словами «по представлению епархиального архиерея».

Оглашается поправка, внесенная архимандритом Алексием в заседании Священного Собора 26 июля (8 августа) с. г. к ст. 60–66:

«Для управления монастырями при епархиальных советах учреждаются монастырские отделы. Заведует монастырским отделом в епархии лицо в монашеском звании не ниже среднего образования.

Для коллективного обсуждения сложных, касающихся монастырей и монашествующих дел приглашаются (приблизительно один раз в месяц) избранные на монашеском собрании и назначенные епархиальным архиереем монашествующие члены монастырского отдела в количестве, определяемом епархиальным архиереем.

Члены епархиального совета из белого духовенства и мирян могут участвовать в обсуждении таких монастырских дел, которыми затрагиваются интересы церковноприходской жизни, и каждый раз по особому распоряжению епархиального архиерея».

Епископ Якутский Евфимий высказывается за принятие предложения архимандрита Гурия, ибо оно смягчает принятые Собором поправки к ст. 60 и 61 и в то же время не нарушает данной Собором Отделу директивы — руководствоваться при согласовании переданных в Отдел статей этими поправками.

Голосуется предложение архимандрита Гурия.

Постановлено: дополнить ст. 61 в принятой Собором редакции 2-м примечанием в следующем изложении: «Дела специально-монашеского характера рассматриваются заведующим монастырским столом с двумя монашествующими лицами по избранию епархиального монашеского собрания и представляются на непосредственное разрешение епархиального архиерея».

VII. Оглашаются ст. 72–89 доклада Отдела (разделы а) об епархиальном монашеском съезде, б) об отношении органов епархиального монастырского управления к церковно-епархиальным советам и к епархиальным съездам духовенства и мирян, в) о всероссийском монашеском съезде и г) о всероссийском монашеском совете при Священном Синоде).

Архимандрит Гурий предлагает: 1) в ст. 73, в п. «б» слова «монашеским советом» заменить словом «архиереем», 2) в ст. 76, в п. «в» опустить слова «поверочной комиссии» и последующие слова «и других представителей» дополнить словами «от монашества», 3) заголовок к статьям 78–81 заменить следующим: «Участие монашествующих в епархиальных собраниях духовенства и мирян», 4) ст. 78 исключить, 5) в ст. 83 п. «в» соединить с п. «б» в таком изложении: «монашествующие по назначению епархиального архиерея и выборные представители от каждой епархии, те и другие в количестве, определяемом высшею церковною властью», 6) дополнить ту же статью пунктом «г» следующего содержания: «20 иноков, посылаемых Иноческим всероссийским церковно-просветительным братством», 7) п. «д» той же статьи изложить так: «некоторые из опытных в духовной жизни и наиболее полезных для дела иноков по приглашению Святейшего Патриарха» и 8) в п. «б» статьи 85 опустить заключительные слова «членов всероссийского монашеского совета при высшей церковной власти».

Иеромонах Афанасий предлагает: 1) в ст. 80 слова «могут принимать участие лишь по приглашению съездов с благословения епархиального епископа» заменить словами «участвуют в количестве по определению епархиального совета» и 2) в ст. 84 вместо слов «Председателем съезда состоит председатель всероссийского монашеского совета при высшей церковной власти» читать: «Председателем всероссийского монашеского собрания состоит Святейший Патриарх или лицо по его назначению».

Постановлено: ст. 78 опустить; остальные статьи и заголовки разделов принять в следующей редакции:

Епархиальное монашеское собрание

72. Епархиальное монашеское собрание представителей мужских и женских монастырей созывается не менее одного раза в год.

73. Участниками епархиального монашеского собрания состоят: а) настоятели и настоятельницы всех монастырей епархии, б) выборные представители от монастырей епархии в количестве, определяемом по местным условиям епархиальным архиереем, в) член епархиального совета от монашествующих (с правом решающего голоса) и г) некоторые из опытных в духовной жизни и наиболее полезных для дела иноков по приглашению епархиального архиерея.

74. В выборах представителей от монастыря на епархиальное монашеское собрание участвуют только манатейные монахи.

75. Председателем епархиального монашеского собрания состоит епархиальный архиерей. Из своей среды собрание избирает помощников председателя и секретарей.

76. Епархиальное монашеское собрание имеет предметом своих занятий: а) обсуждение общих вопросов, касающихся жизни и деятельности монашествующих и монастыр<ей> епархии, в том числе вопросов, касающихся объединения монастырей епархии в целях их духовной и материальной взаимопомощи, б) рассмотрение донесений монастырских властей о состоянии и нуждах монастырей и в) выборы члена епархиального совета от монашествующих и других представителей от монашества.

77. Исполнение постановлений епархиального монашеского собрания лежит на обязанности епархиального совета.

Участие монашествующих в епархиальных собраниях духовенства и мирян

79. На чрезвычайных епархиальных собраниях духовенства и мирян участвуют с правом решающего голоса член епархиального совета из монашествующих, настоятели и настоятельницы монастырей по положению и избранные в обителях, по одному от каждого монастыря, монашествующие лица.

80. На обычных епархиальных собраниях духовенства и мирян представители монастырей участвуют в количестве по определению епархиального совета.

81. Возникающие на епархиальных собраниях духовенства и мирян вопросы об обложении монастырей денежными взносами на ту или иную общеепархиальную нужду, а равно и все другие вопросы, касающиеся монастырей и монашества, передаются на обсуждение и решение местных епархиальных монашеских собраний.

Всероссийское монашеское собрание

82. Для объединения всех православных русских монастырей пред каждым созывом Священного Собора Православной Российской Церкви и в другое время по усмотрению высмей церковкой власти в Свято-Троицкой лавре созываются всероссийские монашеские собрания.

83. В состав всероссийского монашеского собрания входят: а) епископы по желанию, б) монашествующие по назначению епархиального архиерея и выборные представители от каждой епархии, те и другие в количестве, определяемом высшей церковной властью, в) настоятели (или наместники) лавр и наиболее выдающихся обителей, г) 20 иноков, посылаемых Иноческим всероссийским церковно-просветительным братством, и д) некоторые из опытных в духовной жизни и наиболее полезных для дела иноков по приглашению Святейшего Патриарха.

84. Председателем всероссийского монашеского собрания состоит Святейший Патриарх или лицо по его назначению. Из своей среды собрание выбирает помощников председателя и секретарей.

85. Всероссийское монашеское собрание имеет предметом своим занятий: а) обсуждение общих вопросов, касающихся жизни и деятельности всех русских монастырей, и 6) выборы представителей на Церковный Собор.

Всероссийский монашеский совет при Священном Синоде

86. При Священном Синоде учреждается всероссийский монашеский совет как вспомогательный и совещательный орган по высшему церковному управлению монастырями.

87. Всероссийский монашеский совет состоит из председателя и трех членов, избираемых всероссийским монашеским собранием на три года.

88. Председателем всероссийского монашеского совета состоит епископ-монах, один из членов Священного Синода, по назначению последнего. Совет избирает из своей среды помощника председателя в сане игумена или архимандрита и секретаря.

89. Всероссийский монашеский совет имеет предметом своих занятий: а) обсуждение общих вопросов, касающихся монастырей и монашества, б) заключения по делам монастырей, восходящим на утверждение высшей церковной власти, в) заключения по делам, касающимся отношений монастырей к другим церковным и гражданским учреждениям, г) подготовление материалов для занятий всероссийских монашеских собраний, д) исполнение постановлений всероссийского монашеского собрания и е) составление отчетов об общем состоянии монастырей Православной Русской Церкви и их деятельности.

Председатель Отдела о монастырях и монашестве Архиепископ Серафим

Делопроизводитель Н. Туберозов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 370. Л. 184–193 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 373. Л. 399–408 об. Машинопись. Копия.