Протокол № 32

3 декабря 1917 г.

Заседание происходило в Соборной палате, под председательством преосвященного Митрофана, епископа Астраханского, и было открыто им в 4 ч[аса] 15 м[инут] вечера.

Из 260 членов присутствовали 22 человека.

Преосвященный председатель. Необходимо спешно обсудить письменные поправки, внесенные на соборном заседании в проект положения о Св. Патриархе, протоиерея Э. И. Бекаревича и И. Ф. Иорданского относительно образования патриаршего фонда для дел благотворения, а также новые предложения по содержанию того же проекта: Ф. Г. Гаврилова о местоблюстителе Патриаршего престола, П. Д. Лапина о патриаршей печати, И. М. Громогласова и архимандрита Матфея о ставропигии.

Затем преосвященный председатель огласил означенные поправки и предложения.

Преосвященный Серафим Сердобольский. Всякие сборы в церквах обременяют духовенство. Образование благотворительного фонда, определенного юридическими нормами и вызывающего неизбежную канцелярскую переписку, обременит Патриарха, который при том едва ли пожелает производить расходы без контроля. Лучше пусть будут пожертвования; вообще, следовало бы вопрос о благотворительном фонде оставить без рассмотрения. Для епархиального архиерея обидно и обременительно представлять Патриарху отчеты о благотворительности.

А. М. Панов. Как бы благотворительный фонд вместо облегчения не сделался отягчением для Патриарха. Все будут обращаться к Патриарху с просьбами о пособиях. Лучше было бы часть епархиальных доходов представлять Патриарху на расходы по делам благотворения, без особой регламентации.

Преосвященный председатель. Оживление прихода ожидается от поднятия благотворительности. Вопрос о патриаршем фонде сложный, принципиальный, в него нужно углубиться. Прежде благотворительность была сосредоточена в Церкви, но постепенно она перешла к светским лицам. Без благотворительности не будет жизни в Церкви. И теперь уже начались пожертвования Патриарху. Благотворение из рук Патриарха, именем Христовым, будет особенно дорого. У светских лиц оно было затаскано и унижено. Есть однако опасность: как бы дело патриаршего благотворения не давило местную приходскую благотворительность, не убило бы ее. Нужно сочетать и то и другое: нерв благотворения — у Патриарха, как символ церковного благотворения; контроль же нужно закончить в епархии, тогда и местная благотворительность не будет уничтожена.

И. М. Покровский привел историческую справку о сборах на богадельни (с 1674 года). Богаделенные деньги не парализовали местную благотворительность, в виду наличности «келейной» казны у архиереев и благотворительности при храмах. Архиерей был собственником именно «келейной» казны, а «домовая» казна была собственностью архиерейского дома. Когда архиерей ездил по епархии, диакон оделял нищих. Нужно связать патриаршую благотворительность с благотворительностью архиерейскою и приходскою: известный процент от местных доходов должен поступать к Патриарху. Если Патриарх будет благотворитель, защитник слабых, сирых и бедных, — это возвысит значение Патриаршества.

Л. К. Артамонов. Положение благотворительности теперь настолько изменилось, что является вопрос, куда попали суммы царского благотворения. Они попали к евреям, в городской союз. Теперь Православная Церковь не первенствующая, а самая угнетенная. По обстоятельствам переживаемого времени Церкви предстоит приютить, призреть множество несчастных. Поддерживаю мнение преосвященного председателя относительно особого патриаршего фонда, который заменит царскую благотворительность. Ничего не было хуже устройства светских благотворительных учреждений; для участия в них требовалась даже принадлежность к определенной политической партии. Московское купечество уже обнаружило доверие к Патриарху. Если мы не создадим теперь ясную, надежную организацию Патриаршей благотворительности, Патриарху трудно будет справиться. Это будет особый фонд, который не окажет давления на благотворительность в епархии; он будет обнимать собою всю Россию, все уголки, где епархиальная благотворительность недостаточна. Непременно нужно образовать и организовать патриарший фонд.

И. М. Покровский. Патриархи имели право на выморочные имущества и на одну десятую долю тех имуществ, наследники которых не поминали усопших предков. Петр I в 1704 году отменил это.

Единогласно принято предложение преосвященного председателя о необходимости, в принципе, объединения благотворительного церковного дела около Патриарха.

Преосвященный председатель. Следует организовать патриаршую благотворительность, согласно предложению И. Ф. Иорданского, так: Патриарх имеет верховное попечение о делах благотворения, содействует более широкому и планомерному развитию их в Церкви, для чего имеет в своем распоряжении особый патриарший фонд на дела благотворения.

Преосвященный Серафим Сердобольский. Преосвященный Василий Черниговский в прошлом году представил Синоду проект учреждения Высшего благотворительного совета.

Преосвященный председатель предложил такую редакцию: при Патриархе, под его председательством, учреждается для дел благотворения Высший благотворительный совет, который руководствуется особым уставом; благотворительный фонд при Патриархе составляется из доброхотных пожертвований, из нарочитых сборов по церквам и иными способами, сообразно с условиями церковной жизни.

Высокопреосвященный Евдоким. После умерших духовных лиц остается много выморочных имуществ, которые следовало бы передавать в патриарший фонд.

Преосвященный председатель. Можно сказать так: к патриаршему фонду могут принадлежать выморочные имущества, как недвижимые, так и движимые, в том числе и капиталы, духовных и светских лиц православного вероисповедания.

Л. К. Артамонов. При возможном в настоящее время отпадении целых приходов от православия, выморочными явятся имущества опустевших церквей.

И. М. Покровский. В истории были случаи переселения целых приходов, а храмы оставались; запустелые церковные земли передавались в Патриарший казенный приказ.

Предложенная преосвященным председателем редакция статьи о Высшем благотворительном совете и о патриаршем фонде принята, а также принято предложение протоиерея Э. И. Бекаревича следующего содержания: «В день интронизации, в данном случае 21 ноября, по всем российским церквам и монастырям производится особый сбор под названием “Патриаршей лепты”, каковой сбор и является средствами для благотворительности Патриарха».

Преосвященный председатель. Поправка И. Ф. Иорданского об отчетах архиереев излишня — благотворительность только налаживается.

Высокопреосвященный Евдоким. Архиереи непременно должны осведомлять Патриарха о своей благотворительной деятельности, иначе будет бесконтрольность. Благотворительность следует сосредоточить в центре, у Патриарха.

Преосвященный Серафим Сердобольский. Отчетность — дело громоздкое, сложное, все ею мучаются — и Синодальная, и епархиальные канцелярии. Отчетностью убивается настоящее живое церковное дело. Все эти тарелки, кружки для сборов — это тяжело. Многие сгоряча увлекаются новизною дела, а впоследствии может наступить охлаждение, поэтому нужно пока воздержаться от широких проектов и юридических формальностей, в дальнейшем же опыт укажет, как организовать благотворительность.

Преосвященный председатель. Если признать необходимым представление архиереями отчетов, то они должны представляться непосредственно Патриарху, чтобы не подчинять архиереев Высшему Церковному или благотворительному совету.

Л. К. Артамонов. Никто не даст денег, если не будет отчетов. Копии отчетов нужно представлять Патриарху.

Преосвященный председатель. Вы возбуждаете новый вопрос.

ПОСТАНОВЛЕНО: отчеты от архиереев по епархиям Патриарху не представлять.

Преосвященный председатель. Перейдем к рассмотрению предложения Ф. Г. Гаврилова о местоблюстителе Патриаршего престола. Прежде местоблюстителю Патриаршего престола принадлежало все то, что принадлежало и Патриарху.

С. П. Руднев. Предложение Ф. Г. Гаврилова не своевременно и идет в разрез с принятою на Соборе статьею 12 Положения о Св. Патриархе.

И. М. Покровский. В комиссии по выработке проекта означенного Положения и в Отделе вопрос о местоблюстителе был решен отрицательно, но я стою за местоблюстительство, которое всегда существовало.

Протоиерей П. И. Соколов. Были возражения, что местоблюстительство практически неудобно, если, например, местоблюститель живет далеко. Оно хорошо при продолжительном вдовстве Патриаршего престола, а на короткое время не нужно.

ПОСТАНОВЛЕНО оставить предложение Ф. Г. Гаврилова без рассмотрения.

Преосвященный председатель. Рассмотрим предложение П. Д. Лапина о патриаршей печати. Она должна быть большая и малая.

И. М. Покровский. Нельзя запечатывать конверты печатью с изображением Пресвятой Богородицы.

ПОСТАНОВЛЕНО, чтобы Патриарх имел особую печать двух видов: большую и малую.

Преосвященный председатель. Подлежащий обсуждению вопрос о ставропигии поставлен широко И. М. Громогласовым, а в частности, относительно Киево-Печерской лавры, архимандритом Матфеем. Ставропигия не всегда совмещается с настоятельством.

Архимандрит Матфей огласил историческую справку о ставропигии Киево-Печерской лавры.

И. М. Покровский. Киево-Печерская лавра находилась в ведении Киевского митрополита, а право ставропигии принадлежало Константинопольскому Патриарху. После присоединения Малороссии право ставропигии перешло в 1690 году к Московскому Патриарху как преемнику Константинопольского Патриарха.

Архимандрит Матфей. Права ставропигии давали все восточные Патриархи, а не только Константинопольский.

Преосвященный председатель. Нужно решить общий вопрос о ставропигии, а потом о Киево-Печерской лавре.

Архимандрит Матфей. Вопрос о Киево-Печерской лавре стоит совершенно особо. Ставропигия там не соединялась с настоятельством. Была полная зависимость от Патриарха, а не от митрополита. Грамоты Патриархов выдавались с 1150 года и до 1688 года.

Преосвященный председатель. Нужно сначала обсудить предложение И. М. Громогласова — более общее, о восстановлении за Патриархом права ставропигии.

Преосвященный Серафим Сердобольский. Предложение И. М. Громогласова непонятно. Исторические справки убеждают в том, что путь исторических изысканий приведет нас очень далеко. Нужен метод более практический, а именно — поставить себе вопрос: усложнит ли право ставропигии обязанности Патриарха или нет. В старину у Патриарха было много обязанностей, путавших церковную жизнь и мешавших ей. Мы дали Патриарху также много обязанностей (Синод, Совет, благотворение, посещение епархий и пр.). Право ставропигии еще более увеличит эти обязанности. Если право ставропигии — украшение Патриаршего титула, то это излишне, наш Патриарх в этом не нуждается. Если оно нужно для увеличения средств, то это можно сделать другим способом. Управлять Патриарху 10-ю или 15-ю монастырями будет очень трудно, а монастырям от того — не польза, а вред. Даже епархиальный архиерей не может быть фактическим настоятелем монастыря (например, наши митрополиты и архиепископ Волынский), монастырь же за тысячу верст будет тяготою для Патриарха: Мой взгляд такой: чем меньше архиереи будут управлять монастырями, тем лучше.

Преосвященный председатель заявил, что обсуждение вопроса о ставропигии не может быть продолжено в настоящем заседании, так как назначенное для него время истекло и Соборная палата должна быть занята другим собранием.

Согласно предложению преосвященного председателя, в виду предстоящего отъезда его, отсутствия из Москвы заместителя его — преосвященного Гермогена и неудобства, для второго заместителя П. Б. Мансурова как мирянина председательствовать в заседаниях по стоящему на очереди чисто иерархическому вопросу о митрополичьих округах, — избран третьим заместителем преосвященный Сергий, митрополит Владимирский, после чего преосвященный председатель объявил заседание закрытым.

Председатель Епископ Митрофан

Делопроизводитель С. Голощапов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 220. Л. 455–458 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.