Протокол № 31

23 июля (5 августа) 1918 г.

Заседание происходило с 11 ч[асов] утра до 1½ ч[аса] дня в епархиальном доме в помещении библиотеки.

Под председательством высокопреосвященного Серафима, архиепископа Тверского, присутствовали расписавшиеся на прилагаемом при сем листе 9 членов Отдела, 1 не принадлежащий к составу Отдела член Собора и по особому приглашению 4 настоятельницы московских женских монастырей.

I. Оглашается протокол частного совещания членов Отдела 25 июня (8 июля) 1918 г.

Постановлено: утвердить принятые в означенном совещании постановления.

II. Оглашаются: а) выписка из протокола Священного Собора от 7 (20) июля с. г. об утверждении постановления Соборного Совета о передаче на рассмотрение Отделов о монастырях и монашестве и о духовных академиях препровожденного из канцелярии Священного Синода представления преосвященного Волоколамского Феодора и архимандрита Гурия с приложением составленного ими проекта высшей церковно-богословской школы и б) утвержденное Отделом постановление частного совещания членов Отдела 25 июня (8 июля) с. г. по содержанию названного проекта.

Постановлено: предоставить Священному Собору отзыв Отдела о проекте высшей церковно-богословской школы в изложении частного совещания членов Отдела 25 июня (8 июля) с. г.

III. Высокопреосвященный председатель оглашает положение о причтах при женских монастырях, составленное особою комиссиею, образованною частным совещанием членов Отдела, 25 июня (8 июля) с. г.:

«1. Замещение вакансий членов причта в женских монастырях производится епархиальным архиереем по предварительном изъявлении согласия настоятельниц сих монастырей на предположенное назначение.

2. Монастырские причты, в составе которых имеется два и более священника, обязаны совершать ежедневно положенное уставом богослужение.

3. Время совершения церковных служб и порядок их, поскольку этот порядок вообще может быть изменяем или не определен уставом и обычаями данного монастыря, устанавливаются по взаимному соглашению настоятельницы и старшего священника.

4. Совершение монастырским причтом треб по приходу, где таковой имеется, ни в каком случае не должно причинять ущерба монастырскому богослужению или в чем-либо нарушать его порядок. Требы по монастырю причт обязан совершать по первой просьбе настоятельницы.

5. Церковная служба должна быть совершаема монастырскими причтами с должным благоговением, чинностью и благолепием, истово, молитвенно и по возможности с соблюдением установленных для отправления служб в мужских монастырях требований (ст. 46, 47, 48, 49, 50, 52, 53, 54, 55, 58, 59, 61, 62 и 63 общего положения).

6. Во время богослужения сестры, прислуживающие в алтаре, подчиняются распоряжениям служащего священника.

7. Священники имеют долг назидать монахинь и других насельниц монастыря поучениями за богослужением.

8. Члены монастырского причта не должны вмешиваться во внутреннюю монастырскую жизнь.

9. Настоятельница в своих отношениях к священнослужителям обязана неуклонно соблюдать подобающее их сану уважение и соблюдение такого же уважения внушать сестрам и другим насельницам обители.

10. Члены монастырских причтов обязаны относиться к настоятельницам с подобающим им как начальницам монастырей уважением и в своей деятельности, касающейся круга ведения настоятельниц, сообразоваться с их волей.

11. Члены причта могут посещать монахинь в их келиях лишь с разрешения настоятельницы.

12. В случае отпуска члены монастырского причта должны сами и за свой счет приискивать себе с согласия настоятельницы заместителей для временного исправления обязанностей по совершению богослужений и треб. В случае же внезапной и тяжкой болезни члена причта или внезапной болезни кого-либо из его близких, когда для члена причта возникает необходимость в немедленном отпуске, заместитель его приглашается монастырем за монастырский счет.

13. Благочиннический надзор и руководство монастырскими причтами, поскольку дело касается исполнения ими обязанностей по приходу, где таковой имеется, и личного поведения, принадлежат окружно-епархиальному благочинному.

14. В целях сохранения надлежащих взаимоотношений между членами причтов и настоятельницами монастырей на благочинных монастырей возлагается особое попечение об устранении всех возникающих между причтами и настоятельницами недоразумений.

15. Квартирные помещения членов монастырского причта должны быть вне монастырской ограды. Если жилища причта находятся вдали от монастыря, то для временного пребывания и отдыха причта между церковными службами отводится по возможности особое помещение в монастыре.

16. Всякие пожертвования и денежные вклады, как в пользу монастыря, так и в пользу причта на вечное поминовение, должны поступать чрез монастырское начальство.

Процентные бумаги и другие капиталы, доход с коих поступает на содержание причта, помимо записи в опись монастырского имущества и в клировые ведомости ежегодно должны быть записываемы в монастырские приходо-расходные книги под особою статьею «причтовый капитал», скрепляемой подписью под ней членов причта. При описи вкладов на вечное поминовение должно быть точно обозначено, от кого, когда и за поминовение каких лиц поступили вклады.

17. Причтовый капитал должен храниться вместе с монастырским, и пользоваться этим капиталом заимообразно для каких-либо целей причт может только с согласия монастырского начальства и разрешения епархиальной власти».

Присутствующие в заседании настоятельницы женских монастырей вносят предложение о дополнении оглашенного положения правилами относительно пользования монастырями и монастырскими причтами доходами от совершаемых в монастырях заказных служб и треб и процентами с вкладов на вечное поминовение.

Из обмена мнений выясняется, что в настоящее время в женских обителях не существует ни общих правил, ни однообразной практики относительно употребления доходов от служб и треб. В одних монастырях принят тот или иной порядок раздела доходов между причтами и монастырями, в других этими доходами пользуются одни причты. Проценты с вкладов на вечное поминовение делятся между монастырями и причтами лишь в тех случаях, когда такой раздел особо оговорен вкладчиком.

Настоятельница Скорбященского монастыря игумения Нина полагает, что следовало бы предоставить монастырям право на ту или иную часть доходов от служб и треб, совершаемых в монастырских храмах с участием сестер монастыря.

Настоятельница Головинского монастыря игумения Евгения считает нужным установить, чтобы проценты с вкладов на вечное поминовение, если назначение этих процентов не оговорено вкладчиком, делились между причтами и монастырями в равных частях, так как в совершении поминовения наравне с причтами участвуют певчие и другие сестры.

В соответствии с высказанными суждениями высокопреосвященный председатель предлагает дополнить положение о причтах при женских обителях следующими статьями:

«1. В тех женских обителях, где духовенство получает жалованье от монастыря, раздел тарелочных и кружечных сборов устанавливается существующими правилами (которые должны быть утверждены монастырским благочинным), предъявляемыми членам причтов при определении их к обителям для сведения под расписку.

2. В тех женских обителях, где духовенство содержится на проценты со специального капитала или получает достаточное обеспечение от имеющегося при обители прихода, причтам всецело принадлежат проскомидийные сборы; молебные же, панихидные и другие сборы разделяются по существующим в обителях правилам.

3. В случае поступления вкладов без определенного указания, в пользу кого, причта или монастыря, должны поступать с них проценты, последние подлежат разделу в равных частях между причтом и монастырем».

Постановлено: принять положение о причтах при женских монастырях в оглашенном изложении с дополнением предложенными высокопреосвященным председателем статьями и препроводить это положение в Соборный Совет для приобщения к ранее представленному Отделом проекту общего положения о монастырях и монашествующих.

IV. По желанию присутствующих в заседании настоятельниц женских монастырей высокопреосвященный председатель ставит на обсуждение вопрос о предоставлении настоятельницам монастырей права быть заведующими церковно-монастырскими школами.

Председатель Училищного совета при Священном Синоде прот[оиерей] П. И. Соколов разъясняет, что по существующему положению о школах церковноприходских, второклассных и церковно-учительских заведующими этими школами могут быть только священники. Но в некоторых случаях делались изъятия из этого правила и заведование церковно-монастырскими школами поручалось настоятельницам монастырей. Училищный совет интересовался возбужденным вопросом, но не мог решить его в пользу настоятельниц в форме общего правила, так как среди них есть лица недостаточного для заведования школами образования.

Высокопреосвященный председатель предлагает внести в Священный Собор в порядке ст. 134 Устава Собора предложение о дополнении находящегося на рассмотрении Собора положения о монастырях и монашествующих следующею статьею: «В школах при женских монастырях заведующими ими могут быть по желанию и с разрешения епархиального архиерея обладающие достаточным для того образованием настоятельницы обителей».

Постановлено: принять предложение председателя.

V. Оглашается выписка из протокола Священного Собора от 18 (31) июля 1918 г. о передаче в Отдел о монастырях и монашестве для дополнительного обсуждения ст. 6 доклада названного Отдела о положении для монастырей и монашествующих.

Высокопреосвященный председатель напоминает членам Отдела, что ст. 6 доклада возвращена в Отдел для дополнения ее определенным указанием возраста, в каком может быть разрешаемо пострижение в монашество. С своей стороны председатель находит, что не следовало бы уменьшать установленный ныне для пострижения мужчин 30-летний возраст. В древнее время, когда не было воинской повинности, св. отцы могли брать к себе для воспитания в монашеских подвигах даже детей и постригать своих воспитанников в любом возрасте, если они были того достойны. В современных же условиях жизни желающий принять постриг должен предварительно или освободиться от воинской повинности, или отбыть ее, а последнее он может исполнить приблизительно лишь к 30 годам. Но и вне отношения к воинской повинности 30-летний возраст предпочтительнее более раннего, так как к этому возрасту ищущий монашества едва успеет пройти необходимый искус и достигнуть требуемой духовной зрелости. Равным образом, принимая в соображение необходимость достижения той же духовной зрелости, нельзя считать, как показывает опыт, поздним и 40-летний возраст, установленный для пострижения женщин.

А. Н. Овсянников присоединяется к мнению высокопреосвященного председателя.

Архимандрит Гурий полагает, что вопрос о воинской повинности должен быть изъят из обсуждения, ибо само собою понятно, что нельзя будет постригать лиц, не покончивших счеты с этою повинностью. Отделу следует принять во внимание только условия внутреннего развития человека и соответственно с ними определить возраст, в каком нужно постригать. Очевидно, что этот возраст должен быть менее 30 лет, так как требуемые для пострижения духовная зрелость и настроенность могут быть и бывают ранее этого возраста. Древняя Церковь не знала ограничения пострижения возрастом в 30 лет, и даже Русская Церковь в сравнительно недавнее допетровское время допускала пострижение ранее этого возраста. Этим примерам нужно последовать и теперь, предоставив определять время пострижения каждого лица духовникам, старцам, настоятелям и епархиальным архиереям в зависимости от духовной зрелости этого лица.

Иеромонах Дионисий признает необходимым считаться с вопросом о воинской повинности. Монашество не может быть мыслимо вне государства, а живя в государстве, оно не может отказываться от исполнения обязанностей по отношению к нему. Было бы недостойно для монашества, если бы его сделали средством к уклонению от несения обязанностей к государству. Необходимо поэтому разрешать пострижение только в таком возрасте, какой исключал бы подозрение в уклонении постригаемого от исполнения воинской повинности. Таким возрастом является 30-летний. Соображения, приводимые в пользу более раннего возраста, не могут быть приняты, потому что монашеские обеты можно исполнять и до принятия пострига. Для лиц ученых и учащихся в духовных академиях можно не устанавливать определенного срока, предоставив пострижение их усмотрению епархиального архиерея, ибо эти лица благодаря дисциплине ума, соединенной с дисциплиной воли, скорее других ищущих монашества достигают надлежащей духовной зрелости и им легче других получить разрешение на постриг от военной власти без исполнения воинской повинности.

Архимандрит Кронид предлагает понизить возраст, в котором разрешается пострижение, для мужчин до 25 и для женщин до 35 лет.

Игумения Головинского монастыря Евгения указывает, что запрещение постригать женщин ранее 40-летнего возраста установлено только в 1873 г. вследствие одного частного случая; до этого же времени допускалось пострижение послушниц и в более раннем возрасте.

Протоиерей П. И. Соколов считает нужным установить возрастные границы для пострижения, но не так строго, чтобы их нельзя было преступать. Пострижение в более раннем возрасте в допетровское время объясняется тем, что тогда люди росли в благочестии и скорее крепли нравственно. В настоящее же время обстановка, в какой воспитывается монашество, крайне неблагоприятна для правильного нравственного его развития. Поэтому можно установить как общее правило, чтобы пострижение мужчин не совершалось ранее 30-летнего возраста, и в то же время предоставить епархиальным архиереям право делать исключения из этого правила для лиц, хотя и не достигших этого возраста, но окрепших нравственно и могущих понести иго Христово.

Дальнейшее обсуждение вопроса откладывается до следующего заседания.

Председатель Отдела о монастырях и монашестве Архиепископ Серафим

Делопроизводитель Н. Туберозов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 370. Л. 177–182. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 373. Л. 390–395. Машинопись. Копия.