Протокол № 31

17 /30 августа 1918 г.

Заседание состоялось в Скорбященском монастыре, в зале женской гимназии с 6 до 8 час[ов] вечера под председательством Преосвященного Старицкого Серафима в присутствии тринадцати (13) членов Отдела, расписавшихся на особом листе, при сем прилагаемом.

1. Прочитан и принят протокол предыдущего заседания № 30.

2. Преосвященный Председатель сообщил, что положение о Миссионерском Институте во Владивостоке, как оказалось по справке, уже принято, уже принято Отделом и потому к пересмотру его ныне оснований не имеется.

ПОСТАНОВЛЕНО: принять к сведению.

3. Заслушан письменный доклад начальника Иерусалимской миссии архимандрита Леонида о положении, нуждах и желательном устройстве миссии (см. дело Отдела № 6 «О Иерусалимской миссии»).

Дополнительно на предложенные Председательствующим вопросы, о. Леонид сообщил, что по полученным им сведениям, учреждения Миссии целы, кроме Яффского сада и что английское правительство не встречает препятствий к возвращению Миссии и продолжению ее деятельности, насельники и насельницы обителей частью живут на местах, а 200 насельниц в Александрии, общины опрвдывают себя своими трудами, Миссии принадлежит огромное имущество, вносящее на содержание Миссии до 25000 руб[лей] и сверх этого продукты натурою, в общем, Миссия владеет 20 участками земли, неудобство владения заключается в том, что так релиниозные общины по местным законам не имеют прав юридического лица, то имущество Мисси закрепляется частью за настоятелем, частью «за паломниками» и на основании Закона о вакуффах.

Затем были оглашены опроектированные архиепископом Северо-Американским правила по устройству Миссии (см. тоже дело) и постановление Подотдела о внешней миссии об Иерусалимской миссии (при сем прилагается).

ЕПИСКОП ЧИСТОПОЛЬСКИЙ АНАТОЛИЙ указал, что сообразно с выслушанными положениями  намечается, по его мнению, такой план устройства Миссии: 1) Начальник Миссии является представителем Патриарха Всероссийского пред Иерусалимским, Александрийским и Антиохийским Патриархами и Архиепископом Синайским, 2) цель существования Миссии определяется так: а) духовное окормление паломников, б) представительство Православной Российской Церкви, в) сближение туземного населения с русским, г) содействие по мере возможности научным задачам, д) противодействие инославной пропаганде и е) содействие работам по археологии.

В дальнейшем суждении были приняты положения: а) что начальник Миссии должен быть обязательно в сане епископа, как то было во время начальствования Кирилла епископа Мелитопольского, примером сему, как указал архимандрит Леонид, может быть Церковь Румынская, представитель коей будет в сане епископа, б) что необходимо ходатайствовать о том, чтобы русской миссии был дан один день в неделю для совершения богослужения и Гроба Господня, о чем просить Святейшего Патриарха Тихона войти в сношение с Патриархом Иерусалимским. По сему пункту проф[ессор] Тураев указал, что такое ходатайство, в виду бывших примеров, безнадежно, в) в состав членов Миссии должны быть посылаемы Священным Синодом лица с полным богословским образованием и, по возможности, с знанием греческого, арабского, французского и английского языков. Эти могли бы заняться разработкой научных вопросов, связанных с Палестиной и  вопросов, для которых явится материал в связи с пребыванием названных лиц на Православном Востоке. По мысли, высказанной проф[ессором] Тураевым, ученое монашество, извергаемое в настоящее время в России силою текущих событий из центров, где созидалась богословская наука ,могло бы найти приложение своим силам в Палестине, г) в управлении миссией начальниц ее пользуется правом приглашения всех в ней служащих, кроме лиц будущего ученого братства, назначаемых Священным Синодом, д) все ассигнования на Миссию должны направляться на ее имя, е) вопрос о взаимоотношениях между Миссией  и Палестинским обществом оставить открытым, ж) просить Святейшего Патриарха предоставить один из Московских монастырей для Иерусалимской миссии, с назначением настоятелем ее Начальника Миссии; в этом монастыре будут подготовляться будущие работники Миссии, в нем же они могут находить себе и отдых после работы в Миссии, Настоятель Миссии, приезжая ежегодно в Москву для доклада по делам Миссии, может ближайшим образом руководить управлением монастырем. На содержание Миссии ежегодно отпускается 70000 руб [лей] золотою валютою.

ПОСТАНОВЛЕНО: в соответствие с приятными положениями, изготовить доклад и проект «Положения об устройстве Иерусалимской миссии» и просить Соборный Совет внести это «положение» на уважение Церковного Собора.

5. Слушали прилагаемое при сем заявление проф[ессора] Б. А. Тураева об усиливающейся сектантской пропаганде, путем раздачи листков и газет «Призыв», принимаемых простецами за православные.

ПОСТАНОВЛЕНО: Просить Миссионерский совет при Святейшем Синоде принять меры к изданию листков и брошюр среди православного населения, жаждущего духовной пищи.

Председательствующий Серафим, епископ Старицкий

Делопроизводитель подпись.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 337. Л. 183–184. Машинопись.