27 ноября 1917 г.
Заседание происходило в Соборной палате, под председательством преосвященного Митрофана, епископа Астраханского, и было открыто им в 5 ч[асов] 30 м[инут] вечера.
Из 260 членов присутствовали 51 человек.
Преосвященный председатель. §§ проекта об избрании Патриарха более инструкционного характера, а не законодательного; желательно скорейшее их рассмотрение.
§§ 15, 16 и 17, а также примечания 1 и 2 к § 17 приняты в изложении проекта, с заменой слова: «митрополитов» словом «членов», слов: «града Москвы» словами «Московской епархии» и с исключением слов «девятилетнего состава»:
«§ 15. Патриарх избирается Собором, состоящим из архиереев, клириков и мирян.
§ 16. По освобождении Патриаршего престола старейший из присутствующих в Синоде членов немедленно дает знать о том по телеграфу всем епархиальным архиереям.
§ 17. Священный Синод совместно с Высшим Церковным Советом, по освобождении Патриаршего престола, в нарочитом своем заседании постановляет о созыве Собора для избрания Патриарха в трехмесячный срок со дня освобождения престола и оглашает свое постановление во всеобщее сведение посредством синодального послания.
Примечание 1. Если трехмесячный срок созыва Собора падает на дни Великого поста или на Пасхальную седмицу, то созыв Собора отлагается до дня Преполовения.
Примечание 2. Если необходимость избрания Патриарха совпадает со временем действования очередного Собора, то избрание Патриарха совершается на этом Соборе, с привлечением в состав Собора установленного на сей предмет представительства от Московской епархии».
При обсуждении § 18, по поводу указания преосвященного председателя на чрезмерное число членов Собора в проекте от Москвы, И. М. Громогласов заметил, что Патриарх — Московский архиерей, поэтому необходимо больше избирателей от Москвы.
Граф Д. А. Олсуфьев. От Москвы должна быть половина членов Собора Московской епархии, другая половина — от уездов.
А. И. Покровский. Число членов Собора от Московской епархии должно быть соразмерно с числом всех членов Собора.
Преосвященный председатель. Лучше представительство определенное, постоянное по своему численному составу. Можно установить такое избрание: от Москвы 3 клирика и 6 мирян и от Московского уезда 1 клирик и 2 мирянина, в прочих же 12-ти уездах Московской епархии избираются по 1 клирику и по 2 мирянина от 2-х уездов вместе, а всего от Московской епархии — 30 человек.
П. Б. Мансуров. Число членов Собора от Константинополя — преобладающее, по сравнению с числом их от остальной области.
И. М. Громогласов. По предположению Отдела о епархиальном управлении, архиерей будет избираться всеми клириками и равным числом мирян.
В. П. Шеин. Отдельное представительство, по проекту, от военных округов и флота излишне. Представительство от университетов должно быть заменено представительством от высших учебных заведений вообще.
Л. К. Артамонов. В военных округах мало войск. Не нужно отдельное представительство от армии, флота и учебных заведений.
§ 18 принят в следующем изложении:
«§ 18. В состав чрезвычайного Собора входят: все правящие епископы Российской Церкви, все члены Высшего Церковного Совета, по одному клирику и по два мирянина от каждой епархии, за исключением Московской, в которой избираются: от града Москвы три клирика и шесть мирян и от Московского уезда — один клирик и два мирянина, в прочих же двенадцати уездах Московской епархии избираются по одному клирику и по два мирянина от двух уездов вместе; протопресвитер Большого Успенского собора; настоятели: монастыря Валаамского, Саровской и Оптиной Пустыни; протопресвитер военного и морского духовенства; по два представителя от каждой духовной академии; по одному представителю от православных преподавателей каждого университета и Академии художеств и один представитель от православных членов Академии наук».
По поводу примечания 1 к § 18 И. М. Громогласов заметил, что передача голосов совершенно чужда канонам.
Примечание это принято с поправкой преосвященного председателя в нижеследующем изложении, а примечание 2 — в редакции проекта:
«Примечание 1. В случае невозможности принять личное участие на избирательном Соборе епархиальные архиереи передают свой голос викарию или клирику в священном сане, о чем и поставляют в известность Священный Синод.
Примечание 2. Удовлетворение членов Собора прогонными деньгами и суточным содержанием производится за счет епархий и учреждений».
Л. К. Артамонов. А представительство от единоверцев?
Единоверческий священник П. М. Волков. Нужно бы представительство от единоверческих съездов.
Преосвященный председатель. Мы не обособляем единоверцев, а они обособляются. Представительство от них пока преждевременно. Когда пройдет проект о единоверии, везде будут сделаны соответствующие поправки.
При обсуждении §§ 19–22 граф Д. А. Олсуфьев возбудил вопрос, не следует ли установить, что первое заседание избирательного Собора считается состоявшимся только при определенном числе собравшихся (кворум)?
Преосвященный председатель. Надлежало бы установить, что первое заседание считается предварительным, для взаимного ознакомления и обмена мнений.
В. П. Шеин. Не лучше ли такое изложение: первое заседание пред приступом к избранию является организационным.
Принято предложение В. П. Шеина об изложении § 19 после § 22.
Преосвященный председатель. § 21 (или 20, по новой нумерации) следовало бы исключить, а § 20 (или 19, по новой нумерации) изложить так: «Первое заседание считается состоявшимся при всяком числе собравшихся участников Собора. В сем заседании, по проверке полномочий, председатель оглашает порядок и правила избрания Патриарха, а равно и условия, коим должны удовлетворять предлагаемые к избранию».
И. М. Громогласов. Я возражаю против избрания Патриарха исключительно из архиереев; Константинопольский Патриарх Фотий был из мирян, Российский Патриарх Иоасаф II был из архимандритов Троице-Сергиевой лавры.
П. Д. Лапин. Избрание Патриарха исключительно из архиереев совершается в Константинопольской, Сербской и Румынской Церквах. В Российской и Александрийской Церквах были случаи избрания из архимандритов.
П. Б. Мансуров сообщил исторические сведения об избрании Константинопольского Патриарха Фотия.
Преосвященный председатель. Каноны и церковное сознание не позволяют избирать мирян в Патриархи, духовные же лица вообще, а не только архиереи, могут быть избираемы.
А. И. Покровский. Историческая практика Церкви в пользу расширения круга избираемых.
П. Д. Лапин. Общее положение церковной дисциплины — не допускать мирян к избранию в Патриархи.
Преосвященный председатель. Следовало бы установить, что в Патриархи может быть избираем всякий архиерей, независимо от срока службы, и всякое лицо в священном сане, удовлетворяющее каноническим требованиям и по своим нравственным и административным способностям и по образованию отвечающее высокому положению и сану Патриарха. Часть 2-ю § 20 (или 19, по новой нумерации) желательно изложить в виде примечания.
§§ 19–22 (по новой нумерации) приняты в следующем изложении:
«§ 19. Первое заседание считается состоявшимся при всяком числе собравшихся участников Собора. В сем заседании, по проверке полномочий, председатель оглашает порядок и правила избрания Патриарха, а равно и условия, коим должны удовлетворять предлагаемые к избранию.
§ 20 исключен.
§ 21. В Патриархи может быть избираем всякий архиерей и всякое лицо в священном сане, удовлетворяющее каноническим требованиям и по своим нравственным и административным способностям и по образованию отвечающее высокому положению и сану Патриарха.
§ 22. В том заседании, в котором Собор приступает к указанию имен возможных кандидатов на избрание в Патриархи, каждый член Собора на особом листе пишет, согласно решению Собора, одно или несколько имен и в закрытом конверте подает председателю.
Примечание. Почему-либо не оказавшиеся на этом заседании ко времени подсчета голосов не имеют права возражать на состоявшееся без их участия постановление».
§§ 23 и 24 приняты в следующем изложении, с перестановкой одного на место другого.
«§ 23. Председатель обязан предложить Собору об исключении из списка имен тех кандидатов, которые письменно или устно заявят ему о своем отказе от этого права.
§ 24. Председатель Собора с помощью присутствующих членов Священного Собора и Высшего Церковного Совета вслух всех производит подсчет голосов и составляет список указанных имен».
§§ 25 и 26 приняты в изложении проекта:
«§ 25. По составлении и окончательном объявлении списка никто не имеет права просить об исключении своего имени из списка и отказываться подвергаться дальнейшему голосованию.
§ 26. Из составленного председателем списка Собор, путем поочередного голосования каждого имени или путем подачи записок с тремя именами, избирает трех кандидатов в Патриархи».
При обсуждении § 27 С. П. Руднев находил желательным для признания избранным в кандидаты единогласие или получение более половины голосов, причем в течение одного дня должно производиться голосование только одного кандидата.
Л. К. Артамонов. Для признания избранным в кандидаты необходимо большинство двух третей голосов.
Преосвященный председатель. При обязательности двух третей голосов, выборы очень затянутся и могут окончиться ни в чью. Голосование всех кандидатов желательно в одном и том же однородном составе Собора, а не так, как предложил С. П. Руднев.
§§ 27, 28, 29 и 30 приняты в изложении проекта, с исключением слова: «архиерея» в § 28 и с заменой слова «Москвы» в § 30 словами: «Московской епархии»:
«§ 27. Избранными в кандидаты признаются три, получившие каждый, во-первых, не менее половины всех голосов и, во-вторых, наибольшее количество оных сравнительно с другими избранниками.
§ 28. Старшинство между получившими равное количество голосов определяется жребием. Если же от этого зависит включение или невключение в число трех кандидатов на Патриаршество, то получившие одинаковое количество голосов подвергаются повторному голосованию.
§ 29. Если при одном голосовании никто не будет избран или если избранных окажется недостаточно, то вышеуказанным порядком (26) в первом случае происходит новое голосование, а во втором — дополнительное (причем записки подаются с одним или двумя именами, смотря по надобности).
§ 30. Имена избранных трех кандидатов заносятся в порядке числа полученных голосов в особое Соборное деяние, которое подписывается всеми участвовавшими в Соборе архиереями, членами Высшего Церковного Совета и, по желанию, представителями Московской епархии».
Преосвященный председатель. Способ избрания, указанный в § 31, применяется в Константинопольском и других восточных патриархатах.
Граф Д. А. Олсуфьев. Если один кандидат получил очень большое число голосов, а два других значительно меньшее, то избрание должно совершаться или жребием или по постановлению Собора.
А. И. Покровский. Порядок избрания Патриарха должен быть тот, который был применен к избранию нынешнего Всероссийского Св. Патриарха; того же мнения я держался в Комиссии. Важнейшее решение следует предоставить всему Собору, а не исключительно епископам. В Константинопольской Церкви миряне совершенно устранены от избрания Патриарха, в Русской же Церкви этого не было. Нужно избирать Патриарха из трех кандидатов жребием на Соборе.
Князь И. С. Васильчиков. Нельзя колебать порядок, только что примененный при избрании Патриарха. § 31 должен быть изложен согласно с мнением А. И. Покровского или же так: «Собор устанавливает порядок избрания Патриарха из трех кандидатов».
П. Б. Мансуров. Сами апостолы указали порядок избрания, когда избирался двенадцатый апостол. В Греческой Церкви жребий не применяется, а в Русской применялся несколько раз при избрании архиереев и даже при избрании Патриарха. На меня произвело сильное впечатление нынешнее избрание Св. Патриарха, когда старец вынимал жребий. В заключительном акте избрания лучший способ — жребий, а до этого акта можно предоставить особые права епископам.
Затем П. Б. Мансуров описал избрание Константинопольского Патриарха Иоакима III.
Граф Д. А. Олсуфьев. Следует или пользоваться исключительно жребием в течение всего избирательного производства, или же совершенно отказаться от избрания жребием. Согласно с мнением князя И. С. Васильчикова, нужно предоставить Собору установление способа избрания Патриарха из трех кандидатов.
С. П. Руднев. Надлежало бы предоставить епископату единогласное избрание; если же нет единогласия, применять жребий.
Единоверческий священник П. М. Волков. У старообрядцев австрийского согласия Московский архиепископ избирался недавно по жребию. Если единогласия епископов не последовало, избрание Патриарха должно производиться на Соборе по жребию.
Архимандрит Иларион. Применение жребия к избранию двенадцатого апостола, вместо Иуды, относится только к апостолам. Согласно с мнением графа Д. А. Олсуфьева, нужно или ко всему избирательному производству применять жребий, т. е. все предоставлять воле Божией, или же совершенно не пользоваться жребием. Епископам должно быть присвоено особое значение (34-е прав[ило] Апост[ольское]). Весь Собор намечает кандидатов, а епископы выбирают Патриарха.
Высокопреосвященный Димитрий. Нынешнее избрание Патриарха свидетельствует против мнения графа Д. А. Олсуфьева. Все радовались избранию Св. Патриарха Тихона, хотя он был не первым кандидатом. Жребий избавляет епископов от ответственности пред народом. Нужно и впредь сохранить жребий для избрания Патриарха из трех кандидатов, после молитвы из книги Деяний по поводу избрания апостола Матфея. И в этом случае, по-видимому, Совещание Епископов может воспользоваться своим правом отменять постановления Собора.
Затем высокопреосвященный Димитрий описал вступление на Константинопольский Патриарший престол Иоакима III после Константина V.
Л. К. Артамонов, признавая необходимым сохранение примененного ныне порядка избрания жребием, сослался, в пользу этого порядка, на мнение народа, который на словах и в письмах по поводу избрания Св. Патриарха Тихона высказывался так: «Вот это, действительно, Богом избранный Патриарх, Владычица его указала».
В. П. Шеин. От добра добра не ищут; жребий — это смиренномудрие пред Божественным Промыслом. Предпочтение одного из трех делается Божественным Промыслом, пред которым все должны благоговейно преклониться.
Т. Г. Суринов. Жребий согласуется с психологией русского народа: вера еще не погасла. Всем нравится жребий, все одобряли порядок избрания Св. Патриарха Тихона. Нам нельзя это отменять. Господь жребием Сам указует избранника.
Граф Д. А. Олсуфьев. Возможен такой случай: определится преемник Патриарха особо выдающийся — светоч Церкви. Неужели его будут избирать жребием?
П. Б. Мансуров. Если избрание единодушное — жребия не нужно. Должно быть два голосования: общее и епископов.
А. И. Покровский. Каждый из трех кандидатов получает не менее половины голосов. Если голосование даст кандидату три четверти голосов или более, он должен признаваться избранным в Патриархи, и жребия не нужно.
С. П. Руднев. Следовало бы установить, что для признания избранным в Патриархи кандидат должен получить три четверти голосов епископов, независимо от получения трех четвертей голосов на Соборе.
Граф Д. А. Олсуфьев. С этим я согласен.
П. Д. Лапин. Для признания избранным в Патриархи нужно простое большинство голосов, при равенстве же голосов должен применяться жребий. Епископскому избранию необходимо предоставить больше значения.
Преосвященный председатель. Наши суждения протекают под впечатлением избрания Св. Патриарха Тихона, несколько мистическим, и под влиянием общей радости по случаю возглавления Русской Церкви Патриархом. Но я думаю, что не меньшая радость будет и тогда, когда из открытых Царских врат выйдет старейший иерарх и возгласит имя избранного епископами на св. престол. Член Собора И. И. Соколов говорил, что так избирается Патриарх в Константинополе и получается сильное впечатление. В Русской Церкви способы избрания были разные: Патриарх Иосиф, например, был назначен, хотя избран был другой. Мы живем в ужасное время — необходимо отнестись более спокойно к вопросу о порядке избрания Патриарха. Следует предоставить установление порядка избрания Патриарха из трех кандидатов тому Собору, который нарочито составится по сему делу. На каждом Соборе будут свои настроения. Если определится желаемый всеми кандидат, его и выберут без жребия. Говорят, что епископы не изберут получившего большинство голосов, но это какое-то недоверие к епископам. Напрасно предположение, что епископы против народа.
Преосвященный председатель поставил на голосование три предложения: 1) избрание жребием; 2) избрание епископами и 3) предоставление способа избрания Собору, нарочито составившемуся по сему делу.
А. И. Покровский, возражая против третьего предложения, заметил, что надлежит составить определенный закон, а не давать Собору как бы чистый лист бумаги.
Преосвященный председатель указал, что возражение А. И. Покровского касается существа дела, а не мотивов голосования.
При голосовании третье предложение отвергнуто. Затем принято следующее предложение, внесенное графом Д. А. Олсуфьевым и А. И. Покровским: если кандидат в Патриархи получит три четверти голосов на общем заседании Собора и три четверти голосов на собрании епископов, то он признается избранным на Патриарший престол.
Преосвященный председатель указал, что в предложении этом предусмотрен случай исключительный, а потому необходимо проголосовать и два первых предложения.
П. Б. Мансуров напомнил указание высокопреосвященного Димитрия на право Епископского Совещания отменять постановления Собора, следовательно, и право отвода нежелательного кандидата.
Отвергнуто предложение избирать Патриарха из трех кандидатов тайным голосованием одних епископов и принято избрание жребием.
Преосвященный председатель объявил заседание закрытым.
Председатель Епископ Митрофан
Делопроизводитель С. Голощапов
ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 220. Л. 446–451 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.