Протокол № 30

19 марта (1 апреля) 1918 г.

Заседание происходило с 4 ч[асов] 20 мин[ут] до 6 час[ов] вечера в доме духовной семинарии.

Под председательством высокопреосвященного Тверского присутствовали расписавшиеся на прилагаемом листе 22 члена Отделов — <XI> о монастырях и монашестве и III об епархиальном управлении.

I. Открывая заседание, председатель объясняет, что настоящее собрание созвано главным образом для пересмотра совместно с членами Отдела об епархиальном управлении выработанной Отделом о монастырях и монашестве системы автономного монастырского управления. Пересмотр этот вызывается принятием Собором положения об епархиальном управлении, в котором устанавливается лишь один орган епархиального управления — епархиальный совет — и не находит себе места предположенный Отделом о монастырях и монашестве другой орган — монашеский совет при епископе, чем разрушается вся система автономного монастырского управления. Следует решить, можно ли оставить в прежнем виде проект о монастырском управлении или его нужно так или иначе согласовать с указанным положением.

Епископ Челябинский Серафим дает справку о составе епархиального совета по принятому Собором положению об епархиальном управлении.

Собрание решает, что ввиду отсутствия в составе епархиального совета представителей от монашества вопрос об управлении монастырями можно считать открытым и решать его по существу вне зависимости от указанного положения.

Оглашаются пункты составленного Отделом о монастырях и монашестве проекта об управлении монастырями. Высокопреосвященный председатель и архимандриты Алексий, Гурий и Матфей дают объяснения.

Архимандрит Алексий высказывается за согласование проекта Отдела с принятым Собором положением, находя, что проведение проекта в настоящем его виде чрез общее собрание Собора едва ли будет возможно. В основу согласования он предполагал бы положить разделение монашеских дел на два разряда: на дела, касающиеся внешней стороны жизни монастырей, каковы дела хозяйственные, административные и т. п., и дела, имеющие отношение к внутренней стороне жизни, каковы дела дисциплинарные и суд. Для ведения делами первого разряда в епархиальном совете надлежит учредить особый стол с монашествующим лицом во главе, которое имело бы в совете право решающего по ним голоса и совещательного по всем другим, не монашеским делам. Для заведования делами второго разряда должен быть учрежден особый совещательный орган при епископе. Дела, разрешаемые этим органом и епископом, передаются для исполнения в епархиальный совет.

Митрополит Платон выражает сомнение в том, чтобы предлагаемое архимандритом Алексием разделение компетенции по монашеским делам между епарх[иальным] советом и монаш[еским] совещ[ательным] органом при епископе достигало своей цели. Епархиальный совет все равно будет вмешиваться во все монашеские дела, не считаясь ни с каким разделением, да и монашеские совещ[ательные] органы будут не везде: одни епископы не найдут для них людей, другие не пожелают с ними считаться. В результате положение останется прежнее. Если уж отступать от проекта, составленного Отделом, то целесообразнее не образовывать отдельный от епархиального совета монашеский орган, а ввести в совет двух представителей от монашества с решающим голосом.

Архимандрит Алексий замечает, что духовенство не согласится на такую пропорцию членов от монашества в епархиальном совете.

Председатель указывает, что введение двух представителей от монашества в епархиальный совет нисколько не подвинет к решению двух главнейших задач в области монастырского управления: создания условий, при которых хотя бы только дела, касающиеся внутренней жизни монастырей, не попадали в руки некомпетентных лиц, а разрешались бы самими монашествующими, и образования при епископе не из монахов органа, который помогал бы ему правильно разбираться в монашеских делах.

Епископ Барнаульский Гавриил подтверждает особую важность этих задач, указывая на лично ему известные многие случаи несправедливого отношения епархиального начальства к монашествующим и непонимания епископами монашеских дел.

Архимандрит Александр предлагает учредить особый монашеский совет при епископе на началах, предположенных Отделом, и вместе установить представительство от монашества в епархиальном совете.

Митрополит Платон на основании выслушанных соображений приходит к заключению, что из настоящего положения нет иного выхода, как возвращение к проекту Отдела об автономном монастырском управлении. Последний является идейно выдержанным снизу доверху и имеет только один недостаток — совещательный характер монашеских советов, ослабляющий их административное значение. Необходимо не останавливаться на полпути и сделать эти органы полномочными.

Председатель ставит на голосование предложения: архимандрита Алексия — об учреждении в епархиальном совете монашеского стола и при епископе монашеского совещания, архимандрита Александра — о создании епархиального монашеского совета и введении в епархиальный совет представителей от монашества и митрополита Платона — об оставлении проекта Отдела в силе, исключив из него определение монашеских органов управления как совещательных.

Постановлено: 1) предложение митрополита Платона принять, остальные предложения отклонить; 2) исключить из 145[-го] и 169[-го] пунктов проекта общего положения о монастырях и монашествующих и соответствующих им 61[-го] и 86[-го] пунктов доклада Священному Собору об этом положении слово «совещательный» в применении к монашеским советам и из пункта 153 положения (= 70[-й] п. доклада) заключительную фразу: «независимо от церковно-епархиального совета»; 3) поручить председателю Отдела войти в Священный Синод с докладом об этих изменениях.

II. Председатель предлагает на разрешение поднятый в предыдущем заседании и отложенный до настоящего собрания вопрос о праве епископов, не имеющих монашеского пострига, быть настоятелями монастырей и пользоваться настоятельскою частью из монастырских доходов.

Постановлено: 1) п. 18-й проекта общего положения о монастырях и монашествующих и соответствующий ему 8-й п. доклада Священному Собору об этом положении дополнить следующим примечанием: «Епископы, не имеющие монашеского пострига, облеченные в рясофор, не могут быть настоятелями монастырей и пользоваться настоятельскою частию из монастырских доходов» и 2) поручить председателю войти в Священный Собор с докладом об этом дополнении.

III. Оглашается прилагаемое при сем предложение епископа Никольск-Уссурийского Павла о включении в общее положение о монастырях и монашестве особого постановления о том, чтобы монашеские мантии делались впредь без шлейфов, но достаточные по размеру для прикрытия всего тела.

Преосвященный Павел в дополнение к предложению заявляет, что постановление указанного в предложении содержания может быть составлено не в форме повеления, а рекомендации.

По обмене мнений собрание приходит к заключению, что в предложенном постановлении нет надобности, так как каждый настоятель монастыря имеет право собственным распоряжением ввести в своей обители ношение укороченных мантий как более соответствующих древней традиции русского монашества.

Постановлено: поручить председателю письменно сообщить преосвященному Павлу о таковом заключении Отдела.

Председатель Серафим архиепископ Тверской

Делопроизводитель Н. Туберозов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 370. Л. 161–163 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 373. Л. 362–364 об. Машинопись. Копия.