Протокол № 3

12 сентября 1917 г.

Заседание происходило с 10 ч[асов] утра до 2 ч[асов] дня под председательством высокопреосвященного Тверского и в присутствии расписавшихся на прилагаемом при сем листе членов Отдела.

По открытии заседания по предложению высокопреосвященного председателя постановлено вести занятия Отдела в порядке последовательного рассмотрения постановлений бывшего 16–23 июля с. г. Всероссийского съезда представителей от православных монастырей с параллельным рассмотрением постановлений Предсоборного Совета и его Отдела о монастырях и монашестве.

После сего было оглашено первое постановление Съезда представителей от монастырей (§ 1) — о неприемлемости организации обителей в форме союза. При обсуждении этого постановления были высказаны два мнения. По одному мнению, современные условия государственной и общественной жизни настоятельно требуют, чтобы монастыри были объединены в союз, который должен иметь главною своей целью не защиту материальных и др. интересов обителей, а содействие им и поддержку в деле внутреннего возрождения и обращения их в крепкий оплот веры в стране. По другому мнению, монастыри могут объединяться лишь на христианской почве и объединение по типу профессиональных и иных союзов с их борьбою за свои права и пр. не отвечает духу и идеалам истинного иночества. Духовное единение между обителями фактически уже существует в общности задач и обетов всех монашествующих, внешнее же единение в целях духовной и материальной взаимопомощи успешнее может быть достигнуто действием проектируемых особых монашеских органов управления монастырями. С другой стороны, союз обителей бессилен сам по себе дать им защиту от испытаний, тем более что, как это было и в прежние тяжелые моменты в жизни Церкви, истинный инок не решится искать защиты от испытаний и преклонится пред ними как волей Божией. Защиту монастырям и всей Церкви может дать одна сильная церковная власть, которая, возвысив свой авторитетный голос, смело восстала бы против разных современных увлечений, в том числе и государственных. Собор должен утвердить православие и выдвинуть такую власть.

Постановлено: признать неприемлемою организацию русских православных монастырей в форме союза.

Оглашаются постановления Монашеского съезда о выделении во всех областях церковного управления дел монашеских и монастырских в ведение особых во главе с епископами монашеских управлений (§ 2) и о включении в организацию особого монастырского церковного управления всех без исключения русских православных монастырей и архиерейских домов (§ 3). Часть присутствующих возражает против выделения монашеских и монастырских дел в особое управление, считая последнее слишком громоздким для небольшого сравнительного числа монашествующих (около 11 000) в России, и против включения в систему особого монастырского управления архиерейских домов как имеющих своеобразное устройство и положение в церковном управлении, малочисленных по составу монашествующих и получающих средства на свое содержание большею частью не от монастырей. Другая часть находит то и другое необходимым, полагая, что выделение монастырских и монашеских дел в особое управление вызывается самым своеобразием этих дел и простым соображением пользы от привлечения к делу компетентных в нем лиц, а исключение из ведения органов монастырского управления, во главе которых будут находиться епископы, одних монашествующих при архиерейских домах не имеет за себя достаточных оснований.

Постановлено по вопросу об управлении монастырями принять следующие положения: «Церковное управление монастырями выделяется в особое во главе с епископом управление в форме выборных советов и съездов из монашествующих лиц» (ср. VI Вселенского Собора пр[авило] 41).

Ставятся на обсуждение постановления съезда об учреждении в каждой епархии для управления монастырями и монашеством особого монашеского совета при епархиальном епископе, о председателе этого совета, о числе всех его членов, о членах по назначению епископа и по избранию епархиального монашеского собора и численном их соотношении, о сроке полномочий и порядке переизбрания выборных членов и представительстве в совете от настоятелей монастырей и мужских и женских монастырей (§§ 4, 5, 6, 7 и 8). При обмене мнений высказываются следующие соображения.

Образование монашеского совета при епархиальном епископе, отдельного от пресвитерского при нем совета, даст монашествующим свободу распоряжаться своими силами и средствами соответственно задачам иночества, приблизит монашество к епископу, окруженному теперь исключительно белым духовенством и мирянами и редко входящему в непосредственное общение с насельниками подведомственных ему монастырей, и устранит от участия в монастырском управлении белое духовенство, которое глубоко отличается от монашества, не может вполне понимать его и неприязненно к нему относится.

Обособления монастырей от общеепархиального управления не должно быть, так как между монашествующими и белым духовенством имеется весьма много точек соприкосновения и всем им угрожают одни и те же опасности. Обособление ослабит монастыри в борьбе с этими опасностями и, кроме того, повредит им в том отношении, что лишит их возможности пользоваться опытом и знанием членов пресвитерского совета по делам монастырского управления, особенно по делам хозяйственным.

Епархиальному монашескому совету целесообразнее усвоить совещательный характер и постоянное председательствование в нем предоставить одному из членов совета по усмотрению епископа. Епископ утверждает постановления совета и в нужных случаях лично председательствует в нем.

Ввиду неодинаковых условий жизни городских и пустынных монастырей и особенностей монастырей женских в составе совета должны быть представители от городских и пустынных мужских и женских монастырей.

Епископ должен назначать членами совета только монашествующих лиц. Члены совета по назначению епископа и по выбору епархиального монашеского съезда получают полномочия на 4 года. До истечения этого срока состав не может быть обновляем путем переизбрания. При членах совета должны быть кандидаты.

Постановлено: 1) В каждой епархии для управления монастырями и монашеством должен быть учрежден особый совещательный монашеский совет при епархиальном епископе. 2) Председатель этого совета назначается епископом из состава членов совета, в нужных случаях в совете председательствует сам епископ. 3) В состав совета входят члены исключительно из монашествующих лиц в числе, определяемом епархиальным монашеским съездом в зависимости от местных условий; одна треть членов назначается на 4 года епископом и остальные избираются на тот же срок епархиальным монашеским съездом; в составе совета имеют быть представители от мужских и женских монастырей, как городских, так и пустынных, причем не менее половины их должны быть из числа настоятелей и настоятельниц; к членам совета по выборам на одинаковый с ними срок избираются кандидаты. 4) Поручить высокопреосвященному председателю и делопроизводителям редактировать эти положения.

Председатель Серафим архиепископ Тверской

Секретари Ст. Волобуев

Делопроизводитель Н. Туберозов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 370. Л. 6–8 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 373. Л. 3–5. Машинопись. Копия