Протокол № 3

7 сентября 1917 г.

Заседание происходило под председательством архиепископа Харьковского Антония в присутствии заместителей Председателя — епископов: Пермского Андроника и Челябинского Серафима и 31 других членов Отдела, расписной лист коих прилагается к сему протоколу. Заседание продолжалось с 10 час[ов] утра до 2 час[ов] 30 мин[ут] дня с 15 мин[утным] перерывом.

Предметами занятий Отдела были:

1) Сообщение проф[ессора] М. Н. Васильевского о религиозном уповании московских беглопоповцев, прошение коих обсуждалось на предыдущем заседании по статье в «Мисс[сионерском] обозрении» «Беглопопцы в 1914 году» (№ май–июнь 1915 г.);

2) Чтение протоколов №№ 1 и 2 предыдущих заседаний и в связи с ним избрание двух секретарей из членов Отдела;

3) Обсуждение ст[атьи] 1 Положения о единоверии или православном старообрядчестве;

и 4) Вопрос о приглашении в Отдел представителей от Мосовского единоверческого общества и от миссионеров.

1) Сообщение М. Н. Васильевского Отделом постановлено принять к сведению.

2) По прочтении делопроизводителем Отдела Н. М. Гринякиным протоколов № № 1и 2, протокол № 1 принять Отделом без исправлений. По протоколу № 2 архиепископом Председателем в п[ункте] 3, раздел А, во 1-х, слова «церковной обособленности» предложено изменить на «церковно-бытовой обособленности» и в том же п[ункте] 3, раздела Б, во 1-х, слова «его (т. е. единоверческого церковно-бытового уклада жизни) держится и православное простонародие» дополнить словами «в лучшей его части».

Засим, прот[оиерей] С. Шлеев вносит словесное предложение: можно ли поручать секретарские обязанности (см[отри] Протокол № 1 п[ункт] 2) делопроизводителю Н. М. Гринякину, который, по выражению о. С. Шлеева «всю свою жизнь писал Протов единоверческого епископства» и может быть пристрастным в порученном ему деле, и затем прот[оиерей] С. Шлеев, в доказательство своей мысли указывает на то, что в протоколе № 2 дано делопроизводителем субъективное освещение оснований у первой (А) и у второй (Б) группы ораторов и что к основаниям последней (второй) группы ораторов прибавлено то, чего не говорилось в заседании, а именно, в п[унктах] 3 и 4.

Члены Отдела Д. А. Несмеянов, Т. М. Гаранин и свящ[енник] А. И. Ловцов протестуют против такого заявления о. С. Шлеева и утверждают, что они, именно говорили на заседании то и в том смысле, что и в каком смысле значится в протоколе в п[унктах] 3 и 4 (лит[ера] Б).

Делопроизводитель Н. М. Гринякин, получив от архиепископа Председателя разрешение на слово, заявляет, что, во-1-х, протокол составлен на основании только того, что происходило и говорилось на заседании, во-2-х, заявление о С. Шлеева несправедливо и неосновательно, как это видно из протеста вышеозначенных членов Отдела и носить характер публичной клеветы и дифамации, что на заседаниях Отдела не должно быть допустимо и в 3-х, протоколы, предварительно окончательной их редакции для того и читаются на заседании, чтобы выступавшие с речами ораторы и другие члены Отдела могли открыто и свободно внести в них свои исправления по существу или редакции без заподозреваний делопроизводителя в тенденциозности и тем более личных оскорблений его. Засим, делопроизводитель Н. М. Гринякин просил архиепископа Председателя на будущее время оградить его (делопроизводителя Гринякина) от подобных личных и оскорбительных со стороны о. С. Шлеева выпадов.

По обмене мнений по содержанию протокола № установлено, что он вполне соответствует по мысли и редакции тому, что говорилось на заседании.

В виду, однако, происшедшего недоразумения, архиепископом Председателем предложено в помощь назначенному делопроизводителю Отдела и согласно его желанию, во избежание каких-либо подозрений по адресу делопроизводства в субъектизме при редакции протоколов избрать секретаря или двух из членов Отдела. На заседании предложено было взять на себя труд секретаря Отдела прот[оиерею] С. Шлееву, но он отказался. После сего решено было избрать двух секретарей: одного от православных и одного от единоверцев. По открытому голосованию единогласно избранными оказались от православных М. Н. Васильевский и от единоверцев — М. П. Смирнов.

3) По обсуждению (продолженному со 2-го заседания) 1 ст[атьи] «Положения о единоверии или православном старообрядчестве» высказалось 18 ораторов. Во взгляде на особый церковно-бытовой уклад жизни у единоверцев ораторы разделились так же, как и на предыдущем заседании, при чем одни из них отстаивали 1 ст[атью] (определение единоверия) в редакции Предсоборного Совета, подробно разъясняя и углубляя своими доказательствами мысль, что у единоверцев действительно имеется свой особенный церковно-бытовой уклад в жизни домашне-семейной и в практике богослужебной и что этот уклад не только способствует удержанию членов единоверия в Православии, но даже и привлекает в единоверие из раскола, при чем указывали, что самое название единоверцев «православные старообрядцы» как характерное для их церковно-бытового уклада, им поручено защищать на Соборе Нижегородским Единоверческим Съездом.

А другие указывали, что выражение 1 п[ункта] «Положения о единоверцах» будто бы живущих своим особым церковно-бытовым укладом не соответствует в настоящее время действительности, что большинство из «характерных» черт единоверческого церковно-бытового уклада составляет принадлежность широкого православного крестьянства по местам Руси ,что в старообрядчестве, несмотря на его строгий церковно-бытовой уклад, а может быть, даже и благодаря переоценке этого уклада над духом христианства, близость к рационалистическому сектантству несомненна и доказывается фактами, что выражение п[ункта] 1 «церковно-бытовой уклад» не относится к признакам символьной церкви и само название единоверцев «православные старообрядцы» нельзя обосновать на «Писании». При этом архиепископ Антоний, епископ Андроник, епископ Серафим, священник Альбицкий и А. Г. Куляшев внесли свои формулировки определения единоверия взамен 1-го пункта Положения: 1) архиепископ Антоний: «Единоверческое общество есть совокупность православно-старообрядческих приходов, находящихся в недрах Православной Русской Церкви и охраняющих древне-русский церковно-бытовой уклад и совершающих церковную службу по старопечатным книгам».

2) Епископ Андроник: «Единоверческое общество есть приход в недрах Православной Русской Церкви, который при единстве веры и общецерковном управлении совершает богослужебные чинопоследования по книгам, изданным при первых пяти российских патриархах (со строгим сохранением церковно-бытового уклада жизни)».

3) Епископ Серафим: «Единоверцы суть чада единой Святой Соборной  и Апостолькой Церкви, кои с благословения Церкви при единстве веры и управления, совершают богослужебные чинопоследования по книгам, изданным при первых пяти Российских патриархах, при строгом сохранении церковно-бытового уклада».

4) Священник Альбицкий: 1. Старообрядчество, приемлющее по благословению Православной Церкви священство и таинства и сохраняющее православную веру, есть Общество Православной Церкви. 2. Оно совершает Богослужение по книгам до Большого Московского Собора 1667 г. и сохраняет церковно-бытовой уклад, современный тому времени».

5) А. Г. Куляшев: «Единоверие есть то христианское общество, которое, входя в состав Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, отправляет свое богослужение по книгам пяти российских патриархов».

Приняв во внимание, что вопрос окончательно и исчерпывающе не выяснен, решено: голосование пункта 1 Положения Предсоборного Совета об единоверии и предложенных редакций определения произвести на следующем заседании, продолжив обсуждение того же вопроса до границ, вполне его исчерпывающих.

4) По возбужденному некоторыми членами Отдела вопросу о приглашении на заседания Отдела представителей от Московских единоверцев и от миссионеров, на справку были прочитаны ст[атьи] 82 и 90 «Устава» Собора. В виду возникшего недоразумения (нужно ли для такового приглашения в Отдел предложение за подписью не менее 30 лиц) архиепископ Председатель взял на себя труд лично доложить  и получить разъяснения по сему делу в Совете Собора.

Председатель Отдела А[рхиепископ] Антоний

Члены

Секретарь Отдела М. П. Смирнов

Делопроизводители: Н. Гринякин

                                    Н. Виноградский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 364. Л. 5–7 об. Машинопись.