Протокол № 29

20 марта 1918 г.

Заседание состоялось в Духовной семинарии в помещении Архиерейской столовой с 5 до 8 ½ ч[асов] под председательством Высокопреосвященного Платона, митрополита Херсонского и Одесского в присутствии 25 членов Отдела, расписавшихся на особом листе, при сем прилагаемом.

1. Заслушан и одобрен протокол предыдущего собрания.

2. Заслушано рассмотренное подотделом о внешней миссии представление Высокопреосвященного Евсевия, архиепископа Приморского и Владивостокского о передаче Сеульской духовной миссии и ведение таковой же. Подотдел предлагает нижеследующее Положение о Сеульской Корейской заграничной православной миссии:

1) Сеульская корейская заграничная Православная миссия передается в ведение Японской миссии, сохраняя свою самобытность и свое наименование. Цель Сеульской православной миссии — обращение в христианство корейцев — японских подданных; свою проповедь и богослужение миссия отправляет на народном корейском языке.

2) Сеульская Православная миссия возглавляется особым начальником — епископом, носящим титул епископа Кеотского, помощника Начальника Японской миссии.

3) Средства, ассигнуемые или изыскиваемые на месте на Сеульскую Православную миссию, расходуются исключительно по своему назначению, т. е. на просвещение корейцев-христиан, содержание начальника, миссионеров учителей и прочих служащих Сеульской православной миссии.

4) Проповедь Слова Божия среди корейцев ведется через корейцев-миссионеров и катехизаторов. Проповедники из православных японцев, командируемые или проживающие в Корее, направляют свою проповедь на обращение японцев в христианство, как родных своих по крови и языку, среди же корейцев проповедуют лишь по соглашению с начальником Сеульской православной миссии и по крайней к тому нужде.

Высокопреосвященный Председатель предлагает обсудить вопрос о положении Сеульской миссии.

Преосвященный Павел Никольско-Уссурийский указывает, что Сеульской миссией из Владивостока очень трудно управлять. Этому делу ставится много политических препятствий, а главное, на миссию нет средств. Затруднительно и сообщение с Сеулом. Против присоединения Корейской миссии к Японской возражаю сами корейцы, опасающиеся, что этим будет передано японцам еще одно средство для окончательного покорения и обезличения Кореи. Однако, наши русские тяжелые обстоятельства и крайняя беднота вынуждают согласиться на соединение Сеульской миссии с Японской, но при сохранении за ней, хотя незначительных личных преимуществ, отмеченных в одобренном подотделом положении.

Высокопреосвященный Председатель ставит на голосование Положение о Сеульской Корейской заграничной Православной миссии.

Положение принято единогласно.

ПОСТАНОВИЛИ: Положение о Сеульской Корейской заграничной Православной миссии передать Соборному Совету для представления Священному Собору.

3. Отдел обсуждал определение съезда духовенства и мирян Тверской епархии, подписанное Преосвященным викарием епархии о закрытии епархиальной миссии, переданное на обсуждение Священного Собора.

Высокопреосвященный Председатель предлагает принять нижеследующую резолюцию:

Заслушав определение съезда духовенства и мирян Тверской епархии, подписанное викарием ее Преосвященным Иоанном, еп[ископом] Старицким о том, что при настоящих условиях, когда в каждом приходе каждый священник будто является уже миссионером в особой миссии, по его мнению, нужды нет и что поэтому епархиальную миссию решено совсем упразднить и ассигнование на нее прекратить, IX Отдел Священного Собора постановил:

1) выразить крайнее сожаление по поводу проявленного съездом духовенства и мирян Тверской епархии и ее викарием, Преосвященным Иоанном, епископом Старицким, незнания современных задач и неотложной необходимости усиления в данное время специальной епархиальной миссии, особенно в такой епархии, как Тверская, где по отчету епархиального миссионера и свидетельству местного Епархиального братства сектантство, неверие и безбожие растет всюду и обуревает приходы;

2) просить Св[ятейший] Синод указать духовенству и мирянам Тверской епархии и ее викарию еп[ископу] Иоанну на превышение ими власти, выразившееся в закрытии ими миссии, вопреки общим распоряжениям Высшего церковного правительства об организации ее по всем епархиям России;

3) просить Св[ятейший] Синод напомнить духовенству, мирянам и викарию Тверской епархии, Преосвященному Иоанну, что право назначения и увольнения епархиальных миссионеров принадлежит не съездам епархиальным и не викариям епархий, а самому Св[ятейшему] Синоду и, наконец,

4) просить Св[ятейший] Синод сделать зависящее от него распоряжение о немедленном восстановлении и усилении епархиальной миссии в Тверской епархии, предписав местной епархиальной власти изыскать средства на содержание Тверской епархиальной миссии из общеепархиальных сумм.

Резолюция принята единогласно.

4. Заслушано внеочередное заявление подотдела о необходимости немедленного ассигнования на Камчатскую миссию двадцать тысяч в год по нижеследующему расчету:

1. Гижинский стан — свящ[енник] 1000 р[ублей], 1-й псал[омщик] —300 р[ублей], 2-й — 200.

2. Палланский

3. Наяханский

4. Дрансинский

5. Леснеовский

6. Карагинский

7. Коряжский

8. Марковский

9. Кичигинский

10. Пенжинский

11. Ново-Мариинский

12. Иоасафовский

Всего 12 миссионерских станов требуют содержания — 18 000 рублей.

Начальник Камчатской духовной миссии Камчатский епископ получал до сего времени из специальных средств Св[ятейшего] Синода всего 2000 руб[лей].

Таким образом, для существования Камчатской духовной миссии в нестоящем полном ее составе необходимо в общей сумме 20 000 руб[лей].

Преосвященный Нестор, епископ Камчатский и Петропавловский доложил Отделу, что указанное ассигнование крайне необходимо, так как нищета камчатского населения не позволяет надеяться на местные средства для содержания миссии.

Преосвященный Председатель предлагает признать неотложным ходатайство об ассигновании 20 000 р[ублей] на Камчатскую миссию, составить незамедлительно об этом доклад и передать его Соборному Совету на предмет Соборного обсуждения совместно с ходатайством о заграничных миссиях.

Предложение принято единогласно.

5. а) Отдел заслушал доклад Преосвященного Павла, епископа Никольско-Уссурийского об открытии во Владивостоке миссионерского института и предложенные на обсуждение восемь основных пунктов о названном институте такого содержания:

1) Миссионерский Институт учреждается во Владивостоке как центре язычества, находящегося в пределах дальневосточных областей России, равно и в смежных странах с Россией — Китае, Японии и Кореи, с целью образования практически и теоретически подготовленных деятелей в противоязыческих миссиях, указанных дальневосточных областей и стран (Указ Св[ятейшего] Синода от 31 мая 1910 г. № 7557 и постановление Иркутского миссионерского съезда в авг[усте] – сент[ябре] 1910 г.).

2) Миссионерский институт есть высшее духовно-учебное заведение, преследующее не только цели образовательные, но и воспитательные в благовестническом духе, в каковое заведение поступают лица не старше 30 лет, окончившие средне-учебные заведения всех ведомств при условии глубокого влечения к миссионерскому служению и выполнения данного обещания подчиняться всем воспитательным и ограничительным правилам миссионерского института (§§ 6, 12 и 16-й Положения о Миссион[ерском] институте).

3) Студенты Миссионерского института в количестве 30 человек одновременно состоят слушателями Восточного института, в коем на утренних лекциях каждый изучает языки английский и один специальный (китайский, японский, монгольский или корейский), равно историю, географию и этнографию стран Дальнего Востока, на вечерних же лекциях в общежитии миссионерского института, помещающегося в собственном здании бывшего подворья Корейской миссии студенты изучают курсы: а) религии Дальнего Востока, б) Благовестничество и в) Свящ[енное ] Писание.

Подробную программу вечерних курсов имеет разработать Миссионерский совет в Москве, применительно к Положению, составленному епископом Павлом Никольско-Уссурийским.

4) Все студенты миссионерского института ежегодно на летние каникулы командируются для практического изучения языка и быта народа в соответствующие миссии (по специальностям), где они поступают в распоряжение начальников Миссий и обязаны представить к 1-му сент[ября] в Миссионерский институт отчет о своих занятиях, равно и отзыв начальника Миссии об успешности исполнения возложенных им поручений и о поведении студента во время командировоки. При переходе на III курс студенты представляют к 1-му окт[ября] письменную работу /род кандидатской на заданную Советом института тему, оценка коей вносится в диплом.

5) По окончании Миссионерского института студенты получают диплом, каковой сохраняет права высшего учебного заведения только на службе в духовном ведомстве и особый нагрудный знак, рисунок коего и положение имеет разработать Совет миссионерского института поступают н службу в миссии дальневосточные в качестве миссионеров и в подготовительные заведения в качестве преподавателей.

6) Во главе Миссионерского института стоит Ректор в сане епископа и в звании начальника Корейской миссии, при коем имеет Совет Миссионерского института, состоящий, помимо ректора, из благочинного и секретаря Института, лиц монашествующих с высшим богословским образованием, обязанных совместно с ректором вести преподавание на вечерних курсах Миссионерского института.

7) Совет Миссионерского института составляет расписание вечерних лекций, переводит студентов с курса на курс, отправляет их в командировки, увольняет малоуспешных или непригодных по настроению к миссионерскому служению, задает темы для сочинений и т. п. — на основании своих журнальных постановлений, утверждаемых Епархиальным Преосвященным.

8. Подробное Положение о Миссионерском институте во Владивостоке имеет составить Миссионерский совет в Москве, каковой озаботится и изысканием средств на Миссионерский институт и способов к скорейшему осуществлению проекта о названном институте.

ПОСТАНОВИЛИ: одобрить предложенный проект миссионерского института во Владивостоке на основании вышеуказанных восьми пунктов и поручить Миссионерскому Совету в Москве представить в Священный Синод как пересмотренное Советом Положение о Владивостокском миссионерском институте (копию коего препроводить в Совет), так равно и свои соображения о способах и средствах для скорейшего проведения в жизнь означенного проекта.

6. Отдел предложил обсуждение законопроекта об устройстве Американской мисси.

Приняты Отделом нижеследующие статьи Положения:

6) Алеутская и Северо-Американская епархия включает в себя все православные приходы и общины, с их храмами, молитвенными домами, часовнями, монастырями, кладбищами и религиозно-просветительными и благотворительными учреждениями, какие только находятся и образованы русскими людьми в пределах Аляски, Канады, Соединенных Штатов, Мексики, Бразилии, Аргентины, Австралии, на островах Гавайских, Филиппинских и Полинезии.

7) Вследствие огромности занимаемого пространства, разнообразия географических, национальных, политических и социальных условия и в соответствии с историческим ходом развития своего, Алеутская и Северо-Американская епархия-миссия расчленяется на ряд отдельных, связанных между собою, епархий и администраторств.

8) Епархии, входящие в состав Алеутской и Северо-Американской, суть следующие:

1. Алеутская и Северо-Американская с кафедрою в г[ороде] Нью-Йорке, обнимает все приходы и храмы в пределах т[ак] наз[ываемой] Новой Англии и штатов Нью-Йорка и Нью-Джерси; во главе ее стоит Преосвященный с титулом Правящего архиерея.

2. Канадийская и Винипегская включает все приходы и храмы, находящиеся в Канадийских владениях Великобритании с кафедрою в городе Виннипеге;

3. Аляскинская и Ситхинская обнимает все приходы, храмы, миссионерские станы и часовни, находящиеся на полуострове Аляска и прилегающих Алеутских, Прибыловых и других островах; кафедра в г[ороде] Ситхе на острове того же имени.

4. Лонг-Айландские и Бруклинские (для православных сиро-арабов), в которую входят все сиро-арабские приходы и общины: кафедра в г[ороде] Бруклине на о[стро]ве Лонг-Айланд.

5. Пенсильванийская и Питтсбургская для заведывания приходами и храмами в штатах Пенсильвания, Огайо, Иллинойс и Мичиган; кафедра в г[ороде] Питтсбурге.

6. Средне-Американская и Миннеапольская для приходов и храмов в штатах Миннесота, Висконсин, Канзас, Миссури, Небраска, Дакота, Монтана, Юта и Айова; кафедра в г[ороде] Миннеаполисе.

7. Калифорнийская и Сан-Францисская для приходов Тихоокеанского побережья о островов, включая и Австралию. Кафедра в г[ороде] Сан-Франциско (для сербов преимущественно).

9. Администраторствами являются округи, еще не развившиеся в отдельные епархии, но имеющие определенный круг приходов и общины с ярко выраженным национальным. Таковы суть: в пределах Соединенных Штатов.

1. Филадельфийское администраторство для албанцев и македонцев православных; управление сосредоточено в г[ороде] Филадельфии, Пенс[ильвании]. 2. Нью-Орлинское для греков южных штатов Америки; средоточие управления в г[ороде] Нью-Орлеане в пределах Южной Америки. 3. Буэнос-Айресское для русских православных в аргентине и Бразилии с средоточием управления в городе Буэнос-Айресе в пределах Канады. 4. Реджайнское для румынских церквей и приходов с управлением в городе Реджайна, провинции Саскачеван. 5. Торонтийское для болгарских приходов и церквей с центром управления в городе Торонто, провинции Онтарио и 6. Мексиканское для сиро-рабов в Мексике.

Примечание. Заведывание администраторствами поручается достойным архимандритам или даже протоиереям впредь до возможности устроения сих в виде правильно организованных епархий.

10. Алеутская и Северо-Американская епархия-миссия управляется на основе правил окружного управления с созывом епископов, составляющих ее епархии, а также администраторов (последних с совещательным голосов) чрез каждые 3 года.

11. Каждая из Американских епархий управляется в церковно-административном, епархиальном, приходском, миссионерском, монашеском, учебно-воспитательном и других отношениях по законам, выработанным и принятым настоящим поместным Всероссийским Собором.

Примечание 1: отступления от сих законов делаются в исключительных только случаях, вызываемых особенностями жизни и быта различных народностей, входящих в состав миссии, а также особенностями местного гражданского законодательства.

Примечание 2: Начальники администраторств в отношении управления своими округами подчиняются: Реджайский и Торонтийский — Канадийскому епископу, а Филадельфийский, Нью-Орлинский и Буэнос-Айресский — Нью-Йоркскому архиепископу, Мексиканский — Бруклинскому епископу.

12. При каждом преосвященном учреждается местное Духовное правление, а при правящем архиепископе — центральное духовное правление, объединяющее деятельность всех правлений и администраторств.

13. Святое миро и антиминсы епархиальные Преосвященные получают от окружного епископа, также и администраторы.

14. Пособие от Священного Синода Российской церкви и православного Всероссийского Миссионерского общества, предназначенное на содержание всех епархий и администраторств получается в Епархию-Миссию чрез посредство Окружного архиерея.

15. Годичные отчеты по состоянию администраторств и епархий (представляемые не позже м[есяца] февраля каждого года), наградные списки, сношения с Высшим чиноначалием Церкви совершаются чрез посредство Центрального правления и Окружного архиерея.

Примечание: Окружное правление имеет право делать и свои заключения, которые и представляются с документами в Священный Синод (§ 64 и 73) Устава православного всероссийского миссионерского общества).

16. Окончательное увольнение миссионеров из миссии подлежит утверждению Центрального правления.

17. Руководство в сношениях с иноверцами и установление каких-либо, более или менее постоянных отношений к иноверным обществам и учреждениям усвояется во всей епархии — Миссии центральному правлению и последние совершаются не иначе, как с ведома и согласия Окружного епископа, которому вообще принадлежит решение важнейших недоуменных вопросов по управлению всеми епархиями и администраторствами, входящими состав епархии – миссии.

18. Право юридического лица принадлежит преимущественно Центральному правлению во главе с Окружным архиереем, но сообразно местным условиям допускаются исключения, подлежащие каждый раз особому обсуждению.

19. Каждый епархиальный Преосвященный и каждый администратор употребляет свою особую должностную печать с усвоенною христианскою эмблемою и надписью на русском и местном языке: печать епископа.

20. Представительные грамоты выдаются за печатью и подписью епархиальных епископов.

21. Высшие и средние духовно-учебные заведения находятся при главенствующем в Америке архиерее. Ведению же его подлежат Свято-Тихоновский монастырь и Пенсильвании с убогим домом имени муч[еника] Максима Сандовича, также Покровский женский монастырь в штате Вермонт с сиротским приютом имени прот[оиерея] Александра Товта и руководство общемиссийными религиозно-просветительным[и] и благотворительным[и] обществам[и] (Православное общество взаимопомощи, ревнитель Православия и др.).

22. Каждая епархия по очереди и старшинству посылает в Центральное правление по одному представителю от духовенства и от мирян, сроком на один год и с содержанием на средства своей епархии.

23. Центральное правление устанавливает размер обложения епархий на предмет содержания центральных учреждений (семинарии, эмигрантского дома, приюта, издательства и т. п.).

24. Один из Преосвященных епархии-миссии участвует в Священном Синоде Российской церкви и один из священников в Миссионерском совете при высшем церковном Управлении (§ 56) по установленной очереди.

25. В пособие на содержание Северо-Американской епархии-миссии предоставляется, на правах подворья, один из московских монастырей.

26. Миссонеры, не имеющие возможности получить пенсии по Аляскинским штатам в своих пенсионных правах приравниваются к миссионерской внутренней миссии.

Содержание всей Северо-Американской Православной епархии миссии исчисляется в таких цифрах:

На Центральное Духовное правление с архиепископом — 12800

На 6 епархиальных Преосвященных с их Правлениями — 48000

На 6 администраторств с их Канцеляриями — 10800

На Училищный совет, семинарию и типографию  — 37200

На вспоможение монастырям и приютам — 6000

На 7 духовных подготовительных школ — 42000

Пособия эмигрантским домам — 9000

На разъезды, пенсии, прогоны миссионерам и пособия — 37500

На содержание духовенства (считая на 600 приходов)  — 1080000

А всего в год на епархию-миссию — 1283300 (золотою валютою).

27. В знак сыновнего почтения к Церкви–Матери, в Православных храмах Северо-Американской епархии возглашается имя Святейшего патриарха Московского и всея России и уже вслед затем имя главы Американской Церкви и местного Преосвященного.

7. Высокопреосвященный Председатель предлагает Отделу назначить ряд заседаний для обсуждения разработанных законодательных предложений об Иерусалимской миссии и Аляскинской миссии.

ПОСТАНОВИЛИ: назначить заседание для обсуждения сих вопросов во вторник 27 марта в 5 ч[асов] веч[ера] в Духовной семинарии.

Председатель митрополит Платон

Секретарь М. Кальнев

Делопроизводитель Н. Варжанский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 337. Л. 155–160-об. Машинопись.