Протокол № 29

13 (26) марта 1918 г.

Заседание открыто было замещающим председателя Пахомием, епископом Черниговским в 5 час[ов] 20 мин[ут] вечера в комнате № 1 Епархиального дома. На заседании присутствовал 21 ч[еловек], собственноручно расписавшихся на прилагаемом листе.

I. По открытии заседания делопроизводителем Отдела Н. И. Кедровым оглашен был и принят к утверждению протокол заседания Отдела от 8 марта за № 26-м.

II. Замещающим председательствующего предложено продолжить постатейное рассмотрение проекта положений, выработанных Подотделом о церковном пении, для доклада оных Священному Собору, начиная с 4-го пункта 1-й главы положений. Рассмотрением в заседании Отдела закончены были главы 1-я (начиная с 4-го п[ункта]) об осмогласии и 2-я о духовно-музыкальных сочинениях. Отделом по обмене мнениями выработаны следующие редакции рассмотренных пунктов. Редакция пунктов, выработанная Подотделом о пении:

«4. Собор считает настоятельно необходимым издание отдельными книгами рекомендуемых в п. 3 осмогласных распевов в мелодически выправленной редакции всех изменяемых и неизменяемых песнопений годового круга богослужений.

Примечание. Редактирование и издание мелодий общецерковных осмогласных распевов должно быть сделано центральным церковно-певческим органом при Высшем церковном управлении. Заботы же о записи, изучении и издании местных распевов во всем их объеме возлагаются на епархиальные церковно-певческие советы под смотрением центрального певческого органа.

5. Осмогласные напевы могут исполняться за церковными службами как одногласно, так и хором в двух, трех и более голосных изложениях.

6. Собор считает наиболее приличествуюшим осмогласным напевам такое многоголосное изложение их, при котором основная мелодия сохраняется неизменно, соблюдаются все законы осмогласия и обрисовываются наличные черты национального церковно-песенного искусства. Что же касается музыкально-технической стороны многоголосных изложений церковных песнопений, то отдается предпочтение трехзвучным гармониям.

7. Собор допускает как обработку существующих церковных напевов, так и составление последних по законам осмогласия, с более свободным применением музыкально-технических средств.

8. Собор выражает горячее желание, чтобы песнотворцы и певческие деятели прониклись усердием и отнеслись с полным вниманием к музыкальной обработке и исполнению за церковными службами изменяемых песнопений (стихир, канонов, антифонов, тропарей и кондаков), доныне затеняемых песнопениями неизменными и вообще весьма слабо представляемых на клиросе, тогда как они, будучи по существу нарочитыми, собственно непосредственно относятся к данным церковным празднествам и службами, и не только опущение в большей части, но и исполнение их в певчески необработанном виде и нетщательное ведение к обезличению празднеств и служб. Вместе с тем, через изъятие из церковных служб изменяемых песнопений, составляющих едва ли не все содержание богослужебных книг, утрачивается для верующих огромная доля многовековой православной церковной поэзии, исчезают дары творческого вдохновения великого сонма святых песнотворцев.

II. О духовно-музыкальных сочинениях

1. Духовно-музыкальными сочинениями Собор считает те церковно-хоровые произведения, в которых песнотворец кладет в основу своей работы не определенную и точную мелодию одного из существующих церковных распевов, а создает собственную музыку на текст богослужебного песнопения.

2. Собор разрешает употребление за церковной службой духовно-музыкальных сочинений при условии: а) чтобы они не нарушали цельности и логического смысла текстов церковных песнопений, а общим характером своих мелодий и музыкальных построений отвечали изложенным в пункте 6-м музыкально-техническим требованиям; б) чтобы в практике клироса им предпочитались бы обработки осмогласных и вообще церковных распевов.

Примечание. Все существующие духовно-музыкальные произведения пересматриваются центральным церковно-певческим органом в целях определения их пригодности или непригодности к церковному употреблению, и составляется список произведениям, допустимым при богослужении для сведения и руководства певческих деятелей и органов наблюдения за состоянием и ведением церковного пения. Такие списки составляются и вновь выходящим произведениям и повременно объявляются во всеобщее сведение чрез помещение их в общецерковном печатном органе или в отдельных брошюрах.

3. Собор совершенно запрещает исполнение за церковной службой концертов, написанных в свободном стиле западной светской музыки, в формах, неизвестных до конца XVIII века русскому церковному пению. Концертные произведения могут исполняться лишь вне храма как наглядное пособие к лекциям по истории русского церковного пения и в других просветительных целях.

4. Собор не запрещает исполнения за церковной службой произведений для одного голоса с сопровождением хора, если они написаны на мелодии церковных распевов и представляют или древний ипофонный (подпевательный) способ исполнения пения, или являют манеру пения протопсалмов Великой Церкви (Софии Константинопольской), допускаемую также при канонар<шении>, запеваниях головщика и чисто русских «починах» и «захватах» в стародемественном пении.

5. Собор совершенно запрещает для церковно-певческих произведений прямые заимствования мелодий и музыкальных оборотов мирской песни, но не препятствуют пользованию народными средствами музыкального выражения в виде, например, мелодических оборотов и подголосков, наблюдаемых при исполнении народом священных песнопений в храме, крестных ходах и домашнем кругу.

Примечание 1. Вопрос о повторениях при церковном пении целых речений, отдельных фраз и слов разрешится имеющим быть изданным руководством, содержащим мотивировку этого явления и условия осмысленного допущения его.

Примечание 2. Употребление псалмов, кантов, колядок, духовных стихов и других видов народного демественного пения в храме и при крестных ходах предоставляется разрешению, в зависимости от местных обычаев, епархиальной власти по представлениям местных церковно-певческих советов.

Примечание 3. Собор запрещает употребление певчими при богослужении в качестве парадной одежды польских кунтушей и требует замены их стихарями или имеющим быть установленным для хоров певцов образом одежды».

III. Редакция пунктов принята Отделом. Глава I об осмогласии ст[атья] 4: «Собор считает настоятельно необходимым издание книгами рекомендуемых в п. 3 осмогласных распевов, а равно подобных и самогласных <в> мелодически выправленной редакции всех изменений песнопений годового круга богослужений».

Ст[атья] 5принята в редакции Подотдела.

Статья 6: «Для хорового исполнения осмогласных распевов Собор считает наиболее приличествующим такое изложение их, в котором сохраняется неизменной основная мелодия напева, соблюдаются все законы осмогласия и обрисовываются наличные черты национального церковно-песенного искусства».

Статья 7: «Собор допускает также обработку существующих церковных напевов и составление последних по законам осмогласия и с более свободным применением музыкально-технических средств».

В статью 8 вставлено: после слов «стихир, канонов, антифонов» слово «блажен» и после слов «тропарей и кондаков» слова: «подобных и самогласных». Слова «едва ли не все» заменить словом «главное».

Глава II «О духовно-музыкальных сочинениях». Пункты 1 и 4 принимаются в редакции Подотдела.

Во 2-й пункт под лит[ерой] «А» вставлено: «а) чтобы они были проникнуты строго молитвенным настроением».

Пункт 3 вместо слов «за церковной службой» вставлено слово «в храме» и потому начало этого пункта читается в следующей редакции: «Собор совершенно запрещает исполнение в храме концертов».

После пункта 2 постановлено следующее примечание, перенесенное сюда из статьи 5: «Вопрос о повторениях при церковном пении целых речений, отдельных фраз и слов будет разрешен в пределах, которые будут указаны высшим церковно-певческим органом с изложением мотивировки этого явления».

Пункт 5 принят только в его первой половине, остальное опущено: «Собор совершенно запрещает для церковно-певческих произведений прямые заимствования мелодий и музыкальных оборотов мирской песни».

После пункта 5-го 2-е примечание решено поставить под самостоятельным пунктом 6 и редактировать его в форме Подотдела в следующих выражениях: «Собор вменяет в непременную обязанность приходского духовенства, руководителей пения в народной начальной школе и всех церковно-певческих организаций, как приходских, так окружных, губернских и уездных всемерно заботиться о развитии и самом широком распространении в народе произведений религиозно-народного творчества, как то: псальмы, канты, колядки, духовные стихи, песнопения Богогласника западнорусских изданий Алтайской лепты, демественное народное пение».

Вопрос об употреблении этого рода песнопений в храме и вне храма в зависимости от местных обычаев предоставляется решению церковно-певческих советов при правящем епископе.

Заседание закрывается замещающим председателя в 8 час[ов] 50 мин[ут] вечера.

Замещающий председателя епископ Пахомий

Делопроизводитель Николай Кедров

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 402–404 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы. Пометы в тексте.

Опубликовано: Русская духовная музыка в документах и материалах. Том III. С. 838–841; Поместный собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов о церковном пении… С. 135–141.

Запись к протоколу № 29