Протокол № 28

16 ноября 1917 г.

Заседание происходило в Соборной палате под председательством преосвященного Митрофана, епископа Астраханского, и было открыто им в 5 ч[асов] 30 м[инут] вечера.

Из 260 лиц членов Отдела в заседании присутствовали 76 человек, список коих при сем прилагается.

I. Слушали предложение преосвященного председателя приступить к обсуждению очередной статьи из синодального законопроекта о круге дел подведомственных Высшему Церковному Совету, которая обозначена под литерой «г» и читается так: «дела из области… ревизии и контроля (рассмотрение отчетов о состоянии епархии в подлежащей части, ревизии областных и епархиальных учреждений, отчетность в сметных суммах по табели доходов и расходов из общецерковного фонда и вообще, все дела, проходящие теперь чрез Контроль при Св[ященном] Синоде».

Эта прочитанная председателем статья принимается Отделом без всяких изменений.

II. Слушали предложение председателя обсудить следующую статью под литерой «д» о церковно-правовых делах Высшего Церковного Совета.

Означенная статья гласит:

«Ведению и распоряжению Высшего Церковного Совета подлежат дела из области… церковно-правовой (например, дела по вопросам, связанным с отношением Церкви к государству, ее правами и привилегиями и вся так называемая юрисконсультская часть)».

По этой статье высказались: В. В. Радзимовский, юрисконсульт при Министерстве исповеданий, внесший следующую письменную редакцию ее: «Составление заключений по возникающим в делах церковного управления юридическим вопросам, а также представительство церковных установлений на суде и в других государственных и общественных учреждениях, в которых по закону допускаются поверенные для представления письменных или словесных объяснений, и вся так называемая юрисконсультская часть».

2) А. В. Васильев, заявивший, что надо исключить из статьи слова: «вся юрисконсультская часть». Последняя должна или войти в часть Канцелярии Св. Синода, или быть отдельной частью, но подчиненной и Синоду, и Совету.

3) Преосвященный председатель высказывается, что дела Церкви по защите ее прав и привилегий должны быть выделены в область дел, подлежащих ведению совместного заседания Синода и Совета. При этом преосвященный внес и соответственное свое письменное предложение, а именно: «Дела по защите прав и привилегий Церкви принадлежат совместному заседанию Синода и Совета».

4) А. А. Салов, предложивший учредить юрисконсультскую часть при Святейшем Патриархе как председателе обоих этих высших учреждений, подобно тому, как ранее юрисконсульт был при обер-прокуроре.

5) В. В. Радзимовский, согласившийся с предложением преосвященного председателя. Тогда преосвященный председатель предлагает членам Отдела принять означенную статью в редакции г. Радзимовского с оставлением начальных слов «церковно-правовой», каковая и принята Отделом по голосовании. Таким образом принятая статья читается так:

«д) церковно-правовой (составление заключений, по возникающим в делах церковного управления юридическим вопросам, а также представительство церковных установлений на суде и в других государственных и общественных учреждениях, в которых по закону допускаются поверенные для представления письменных или словесных объяснений, и вся так называемая юрисконсультская часть).

III. Слушали предложение преосвященного председателя перейти к рассмотрению круга дел, подведомственных Священному Синоду применительно к синодальному законопроекту, начав обсуждение статьи законопроекта под буковой «а». Означенная статья читается так:

«Ведению и распоряжению Священного Синода подлежат дела иерархическо-пастырского характера, относящиеся преимущественно ко внутренней жизни Церкви, т. е. из области а) вероучения (например, охранение текста Св. Писания, наблюдение по поручению Собора за установлением текста и переводов его, разрешение к печатанию книг, издаваемых “по благословению Священного Синода”, как то: Св. Писания — с толкованием или без оного, принятых Церковью вероучительных и нравоучительных книг, а также и сборников церковных правил, одобрение с вероучительной стороны учебников и учебных пособий по богословским предметам в средних и низших духовно-учебных заведениях и по Закону Божию в светских, сношение по делам веры с другими автокефальными Церквами, миссионерские дела и др.)».

С обсуждением означенной статьи выступили следующие ораторы:

1) Проф[ессор] И. М. Громогласов, высказавшийся за то, что одобрение Священным Синодом учебников по Закону Божию придает им исключительно большую ценность: нечто в роде символических книг, и если уж это «одобрение» оставить без изменения, то надо сюда прибавить и курсы высших учебных заведений. При этом проф[ессор] внес предложение, чтобы совсем устранить из статей закона одобрение учебников по закону Божию в ограждение авторитета самого же Священного Синода и в интересах осторожности, и если уже это одобрение очень нужно, то предоставить его не непосредственно Синоду, а каким-либо подчиненным его органам.

2) А. В. Васильев, присоединившийся ко взгляду проф[ессор] Громогласова, так как могут быть недосмотры, каковые и падут на голову Синода.

3) Прот[оиерей] П. И. Соколов, не нашедший никакого неудобства для Св. Синода в означенных очень важных делах. В последнее время много расплодилось пособий по религиозным вопросам, и Синоду необходимо дать свое одобрение книгам только вполне православным. Если и прежде при однопалатной системе и малом числе членов Синод исполнял это дело, тем более это возможно, когда будут две палаты по 12 членов в каждой, причем, в случае нужды, это рассмотрение учебников можно поручить и одному члену Синода.

4) Епископ Андроник, заявивший, что нам необходимо иметь книги для обучения наших детей, одобренные высшим церковным авторитетом Священного Синода.

5) Граф Олсуфьев, сказавший, что только можно говорить о способе этого одобрения. В Министерстве народного просвещения есть учебный отдел, ничто не мешает учредить и при Синоде такой отдел, который под руководством какого-либо епископа и будет исполнять это дело.

6) Преосвященный председатель епископ Митрофан, заявивший, что дело воспитания детей существенное и важное. Если и прежде при множестве дел Синод не устранялся от этого дела обучения, то здесь особенно ясно выразилась забота высшей церковной власти об отеческом воспитании юношества в духе православного сознания. Теперь же большая часть дел отошла от Синода, а он сам состоит из 12-ти иерархов. Им не трудно будет взять по учебнику каждому. Книга же со словами «По благословению Священного Синода» приобретает особенное значение. Оберегать дело религиозного воспитания — это существенная задача Синода.

7) А. В. Васильев, находивший, что это будет цензура по существу. Она может быть и необходима, но тут — вопрос: будет ли эта цензура предварительная, или нечто последующее? Если это предварительное дело, то оно очень громоздко, ибо книг может поступать слишком много, и если пропущен плохой учебник, например по изложению, то будут нарекания. Я бы предложил одобрять учебники профессорской коллегии семинарии и академии, а также Учебному отделу при Высшем Церковном Совете, и только в случае сомнений и затруднений принимает дело сам Синод.

8) П. Б. Мансуров высказывает, что никакого стеснения свободе печати не будет, так как печататься может все, но для церковных людей важно, чтобы дети учились по тем книгам, какие одобрил Священный Синод.

9) Проф[ессор] И. М. Громогласов, сказавший, что он стоит за то, чтобы не на каждом учебнике был штемпель «С благословения Священного Синода». Лучшее Синод может благословлять и одобрять, но не на всякой учебной книге должно быть одобрение, хотя на ней и не будет, может быть, и запретительного креста. Это то среднее, что не может быть благословляемо как исключительно хорошее и запрещаемо как безусловно еретическое должно быть молчаливо допускаемо каким-нибудь подчиненным Синоду органам. Ошибки и недосмотры всегда возможны, и Синод должен от этого воздержаться, но, конечно, право Священного Синода — наблюдать за вероучением.

10) Преосвященный Митрофан Астраханский, заявивший, что лучше не допускать совсем некоторых учебников, чем фискалить и запрещать уже распространившиеся книги. Запрещенный плод сладок, и мы знаем, что запрещенные докторские диссертации особенно привлекали внимание и распространялись. Лучше предупредить худое дело в начале, чем бороться с последствиями.

11) Проф[ессор] Б. В. Титлинов — слово «одобрение» заменить словом «рассмотрение». Что касается того, чтобы светские школы не пользовались неодобренными учебниками, то это другой вопрос — церковно-гражданского характера, и Синод к ним своих требований предъявлять не может.

12) Епископ Андроник сказал, что в данном случае нужно не рассмотрение, а именно «одобрение», так как православные христиане желают учить детей именно по одобренным руководствам и освященным авторитетом Синода для всех, кто хочет учить детей именно православному учению.

13) Протоиерей Соколов, заявивший, что учебников по Закону Божию не так-то много, их не тысячи, не сотни, а много — десятки. Есть различные способы выражения или, лучше сказать, степени одобрения; обычно их две: «допускается и одобряется». Доселе действовал закон, запрещавший в светских школах употребление учебников, не рассмотренных Синодом. Закон этот не отменен и сейчас. Кроме того, Синод обращал внимание не только на то, чтобы в учебнике не было ересей, но и на то, чтобы книга была изложена точным и вообще приличным языком.

14) А. В. Васильев, сказавший следующее: представьте, что кто-нибудь во Владивостоке написал книгу религиозного содержания и желал бы, чтобы она введена была в школах. Этот автор при предварительной цензуре должен посылать ее в рукописи на предварительный просмотр в Синод, находящийся в Москве, — какая непроизводительная трата времени и какая задержка всякому творчеству. Ведь понимают же что-нибудь в этом деле коллегии профессоров академии или преподавателей семинарии.

Список ораторов исчерпан.

При последовательном затем голосовании означенной статьи с словами «одобрение с вероучительной стороны учебников и т. п.» — она принята громадным большинством.

IV. Слушали предложение преосвященного председателя — обсудить дополнение архимандрита Илариона к той же статье «об охранении текста Св. Писания».

Архимандрит Иларион говорил, что Синод должен охранять канонический состав священных книг, но подлинники — греческий, еврейский и латинский — это еще научная проблема, и ее нельзя ставить под контроль Синода. Например, установление первоначального текста по переводам Вульгаты, 70-ти и др. имеет свою длинную историю. Поэтому означенный оратор внес такую поправку: «Охранение текста и состава (канона) книг Св. Писания и наблюдение, по поручению Собора, за их переводом».

По предложенной архимандритом Иларионом поправке высказались следующие лица.

1) Проф[ессор] Рыбинский, заявивший, что если дело идет о научных исследованиях, то право наблюдения Синода будет, в сущности, veto на всякое научное исследование, составляющее задачу для всякого экзегета. Если же дело касается церковного употребления, то надо внести поправку: «установление текста для богослужебных целей».

2) Епископ Андроник, предложивший дополнение: «Установление общепринятого в Церкви текста».

3) Прот[оиерей] Соколов. Должно быть установление «общепринятого текста».

4) Проф[ессор] Рыбинский, предложивший изменить редакцию означенного места так: «охранение текста».

5) Высокопреосвященный Антоний заявляет, что приходится вносить в текст и изменения, ибо в последнее время вкрались в наш текст Библии протестантские мысли. Далее, председатель ставит на голосование вопрос: надо ли изменять редакцию синодального законопроекта?

Громадным большинством предложение принято.

Преосвященный председатель голосует формулу архимандрита Илариона и дополнение к ней епископа Андроника, каковая и принимается.

Кроме того, был председателем поставлен на голосование вопрос: не устранить ли из статьи излишние слова «по поручению Собора»?

Означенное предложение принято.

V. Слушали предложение преосвященного председателя — обсудить дальнейшие положения синодального законопроекта той же статьи: «сношения по делам веры с другими автокефальными Церквами…»

Означенные положения приняты с добавлением выражения «чрез Патриарха».

VI. После того как преосвященный председатель проголосовал всю означенную статью с внесенными в нее членами Отдела поправками, проф[ессор] А. И. Покровский стал убедительно просить о безусловно необходимом внесении в начале этой статьи очень важных и хорошо выраженных пунктов из проекта Предсоборного Совещания, именно: § 173 под буквами «а» и «б». Означенные пункты читаются так:

«На обязанности Святейшего Синода лежит…

а) высший надзор и попечение о нерушимом сохранении догматов веры и православном их истолковании в смысле учения Православной Церкви;

б) о соблюдении в строгости апостольских, соборных и отеческих постановлений, священных преданий и обычаев, освященных Вселенскою Церковью».

При голосовании пункт «а» был принят Отделом единогласно, а пункт «б» отвергнут 27-ю голосами против 19-ти.

Таким образом, вся рассмотренная статья с предваряющим ее общим положением приняла такую окончательную редакцию:

«Ведению и распоряжению Священного Синода подлежат дела иерархическо-пастырского характера, относящиеся преимущественно ко внутренней жизни Церкви из области:

а) вероучения (высший надзор и попечение о нерушимом сохранении догматов веры и правильном их истолковании в смысле учения Православной Церкви, охранение текста и состава (канона) книг Священного Писания, наблюдение за установлением общепринятого в Церкви текста и переводами его, разрешение к печатанию книг, издаваемых по благословению Священного Синода, как то: Священного Писания с толкованием или без оного, принятых Церковью вероучительных книг, а также и сборников церковных правил; одобрение с вероучительной стороны, учебников и учебных пособий по богословским предметам в средних и низших духовно-учебных заведениях и по закону Божию в светских, сношение чрез Патриарха по делам веры с другими автокефальными Церквами, миссионерские дела и др.)».

VII. Слушали предложение преосвященного председателя начать обсуждение дальнейшей статьи синодального законопроекта под литерой «б» о богослужении.

Означенная статья в синодальном законопроекте читается так:

«б) богослужения (напр[имер], охранение текста богослужебных книг, наблюдение, по поручению Собора, за его исправлением и переводом, благословение на издание этих книг, а также и на печатание вновь составленных или переизданных отдельных служб, чинов, молитвословий, дела по обрядовой стороне богослужения и таинств)».

В означенной статье преосвященный председатель предложил, согласно предыдущей статье, опустить слова «по поручению Собора».

Профессор И. М. Громогласов, высказывается против этого опущения, так как русская история свидетельствует, что не соборное исправление богослужебных книг вызывало печальные явления и даже энергичнейший Патриарх Никон не решался сделать это исправление без Собора.

Архиепископ Антоний предложил, что Синод не должен ожидать соборных поручений, а должен представлять исправленное им на одобрение Собора.

Преосвященный Митрофан предлагает изменить так: «наблюдение за его (т. е. текста) исправлением и переводом и издание их (т. е. книг) с одобрения Церковного Собора».

При голосовании поправка преосвященного председателя принята.

Других добавлений не поступило, и статья, проголосованная целиком, принята в такой редакции:

«б) богослужения (охранение текста богослужебных книг, наблюдение за его исправлением и переводом и издание их с одобрения Церковного Собора, благословение на печатание вновь составленных или переизданных отдельных служб, чинов, молитвословий; дела по обрядовой стороне богослужения и таинств).

VIII. Преосвященный председатель оглашает принятый ранее Отделом пункт «общее наблюдение за состоянием духовного просвещения в Академиях», каковой подлежит включению в круг дел подведомственных Священному Синоду и должен составить особую статью под буквой «в».

IX. Слушали предложение преосвященного председателя обсудить дальнейшую статью синодального законопроекта, которую должно обозначить буквой «г»; эта статья читается так: «в) церковного управления и церковной дисциплины (рассмотрение отчетов о состоянии епархий в подлежащих частях, утверждение избранных архиереев в должности и увольнение их на покой по прошениям с указанием их местожительства на покое, отпуски архиереев из епархии и вне России на срок свыше месяца, распоряжения по вызову архиереев для присутствия в Священном Синоде, согласно установленному на сей предмет порядку, вызов духовных лиц на чреду священнослужения и проповедания слова Божия, утверждение в должности, а равно и увольнение от нее протопресвитера военного и морского духовенства и протопресвитера Большого Успенского собора, назначение и увольнение начальствующих лиц и служащих в подведомственных Священному Синоду учреждениях, а также настоятелей монастырей, непосредственно подчиненных Св. Синоду, учреждение штатных монастырей, общее руководство и высший надзор за монастырями и монашествующими, а также за учеными и учебными заведениями лиц монашествующих, дисциплинарные дела единоверия, разрешение в потребных случаях недоуменных вопросов по погребению или браковенчанию, сокращение сроков епитимий и увещаний)».

Отделом ПОСТАНОВЛЕНО:

1) в означенной статье слова «утверждение и увольнение протопресвитера Большого Успенского собора» изъять, так как Успенский собор должен находиться в ведении Святейшего Патриарха;

2) выражение «назначение и увольнение начальствующих лиц и служащих в подведомственных Священному Синоду учреждениях», согласно принятому в предыдущем заседании положению, заменить следующим выражением: «назначение, согласно предварительно-выработанному в соединенном заседании Синода и Совета списку кандидатов начальствующих лиц в подведомственных Священному Синоду учреждениях, а равно назначение начальствующих лиц духовного сана и в учреждениях, подведомственных Церковному Совету, назначение служащих в подведомственных Священному Синоду учреждениях и утверждение в должностях лиц духовного сана, начальствующих в различных епархиальных учреждениях». Слова «назначение и увольнение настоятелей монастырей» вызвали обсуждение — куда же будет Синод увольнять на покой епископов, если у Синода не будет своих монастырей, так как ставропигиальные монастыри должны перейти в ведение Патриарха.

Архимандрит Вениамин заявил, что Синод может просить епархиальных архиереев дать приют епископам, уходящим на покой.

Архиепископ Антоний предложил, чтобы Синод назначал настоятелей всех монастырей, так как есть монастыри, напр[имер] Святогорский и другие, которые принадлежат не одной, а многим епархиям, потому что туда ходят богомольцы из разных мест.

Архиепископ Кирилл тоже предлагает сохранить за Синодом прежнее право назначения и увольнения настоятелей монастырей.

Архиепископ Вениамин заявил, что необходимо подождать до решения этого вопроса в Монашеском отделе.

П. Б. Мансуров выразил ту мысль, что решение нашего Отдела свяжет Монашеский отдел.

Проф[ессор] А. И. Покровский сказал, что нет оснований изымать монастыри из подчинения местному епископу, а можно выделить только монастыри ставропигиальные.

Архиепископ Антоний заметил, что в каждой епархии Синод назначает некоторых лиц, напр[имер] секретаря консистории, ректора семинарии и проч., и это не считается нарушением прерогатив епархиального архиерея.

Архиепископ Димитрий сказал, что нам не следует отступать от канонов, которые нарушаются изъятием монастырей от местного епископа.

Затем, преосвященный председатель голосует поступившие предложения.

1) Сперва — архимандрита Вениамина: «отложить до решения монашеского съезда».

Означенное предложение архимандрита Вениамина отвергнуто.

2) Архиепископа Антония: «утверждение настоятелей и настоятельниц всех монастырей, в том числе и ставропигиальных».

Это предложение архиепископа Антония принято Отделом.

X. При продолжении чтения и обсуждения дальнейших положений означенной статьи к словам «учреждение штатных монастырей» архиепископом Сергием внесена поправка, именно: вместо слова «штатных» — «новых» (монастырей), каковая поправка и принята Отделом.

XI. В дальнейшем вызвало обсуждение положение статьи «Сокращение сроков епитимий и увещаний», по означенному положению высказались:

1) И. Ф. Иорданский, предложивший эти внутренние, интимные вопросы отнести к ведению Патриарха как личности, а не Синодальной коллегии.

2) Архиепископ Вениамин считает, что это дело местного епископа.

3) Проф[ессор] А. И. Покровский выясняет, что здесь разумеются дела апелляционные.

При голосовании — оставить ли это в ведении Синода или Патриарха — принято, чтобы сокращение сроков епитимий и увещаний было отнесено к ведению Патриарха.

Таким образом, принятая Отделом редакция ст. «г» такова:

«г) церковного управления и церковной дисциплины. Рассмотрение отчетов о состоянии епархий в подлежащих частях, утверждение избранных архиереев в должности и увольнение их на покой по прошениям, с указанием их местожительства на покое, отпуски архиереев из епархии и вне России на срок свыше месяца, распоряжения по вызову архиереев для присутствования в Священном Синоде, согласно установленному на сей предмет порядку, вызов духовных лиц на чреду священнослужения и проповедания слова Божия, утверждение в должности, а равно и увольнение от нее протопресвитера военного и морского духовенства, назначение согласно предварительно-выработанному в соединенном заседании Синода и Совета списку кандидатов начальствующих лиц духовного сана и в учреждениях, подведомственных Церковному Совету, назначение служащих в подведомственных Священному Синоду учреждениях и утверждение в должностях лиц духовного сана, начальствующих в различных учреждениях, а также назначение настоятелей и настоятельниц монастырей (в том числе и ставропигиальных), учреждение новых монастырей, общее руководство и высший надзор за монастырями и монашествующими, а также за учеными и учебными заведениями для лиц монашествующих, дисциплинарные дела, разрешение в потребных случаях недоуменных вопросов по погребению или браковенчанию».

XII. Слушали чтение председателем последней статьи синодального законопроекта, которая должна быть помечена литерой «д».

Эта статья читается так: «пастырского руководства (братское руководство пастырской деятельностью архиереев, пастырское назидание клира и мирян, награждение духовенства и преподание благословения Священного Синода духовным и светским)».

XIII. В означенной статье братское руководство пастырской деятельностью архиереев — пастырское назидание клира и мирян — отнесено Отделом к обязанностям Святейшего Патриарха, ему же предоставлено преподавать благословение духовным и светским лицам.

Таким образом, в статье под литерой «д» осталось принятым одно положение: «награждение духовенства».

XIV. К этим статьям о круге дел подведомственных Священному Синоду архимандрит Вениамин предлагает прибавить: «представление членам Церкви право быть выслушанным в Священном Синоде по интересующим их вопросам веры».

По означенному предложению высказались:

1) Архиепископ Кирилл, заявивший, что желающему можно этого добиться у Патриарха, а Патриарх доложит Синоду, иначе все пойдут в Синод — и сектанты и психопаты и т. п.

2) Преосвященный председатель епископ Митрофан сказал, что если Синод заинтересуется, то сам пригласит их, как напр[имер], имяславцев, которых звали в Синод, но они не шли.

При голосовании предложение архимандрита Вениамина было отклонено.

XV. Слушали предложение преосвященного председателя рассмотреть круг дел совместного ведения Синодального Совета, применительно к синодальному законопроекту, каковой в этом отделе читается так: «в) Круг дел, подлежащих совместному ведению Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Сюда принадлежат дела двух родов: или по положению (смешанного характера), или по исключению (особо важные и трудные).

А) по положению относятся:

1) дела по приведению в исполнение соборных постановлений об открытии новых епархий и приходов;

2) дела по училищам пастырства, миссионерским и им подобным духовно-учебным учреждениям, открываемым при монастырях и монашеских братствах;

3) утверждение новых уставов духовных академий и других духовно-учебных заведений;

4) утверждение в должности ректора духовной академии;

5) присуждение Макарьевских премий;

6) рассмотрение и одобрение представляемых Издательским советом планов церковно-издательской деятельности;

7) рассмотрение проекта отчета о деятельности Священного Синода и Высшего Церковного Совета за весь междусоборный период для представления очередному Поместному Собору;

8) обсуждение подготовительных мероприятий к предстоящему Собору.

Б) По исключению:

Всякое дело, которое Священный Синод или Высший Церковный Совет решит перенести на соединенное заседание, в виду его важности или для придания большей авторитетности церковному решению».

В означенные положения внесены следующие изменения.

В положении 1 к выражению «открытие новых приходов» добавлено «не требующих казенной ассигновки».

В положении 2 изъяты конечные слова «открываемые (т. е. духовно-учебные учреждения) при монастырях и монашеских братствах».

В пункте 3 вычеркнуты начальные слова «утверждение новых уставов», каковые отнесены к ведению Собора, а вместо них внесены следующие три положения: «подготовка проектов новых уставов, частичное изменение в действующих уставах духовных академий и других духовно-учебных заведений и разъяснение недоумений при применении статей сих уставов». Первое положение принято в этом заседании, остальные в раннейших.

Пункт 4 изменен согласно принятому в предыдущем заседании положению так: «Утверждение в должности ректора, проректора и профессоров духовных академий».

К статье по исключению пред словами «Священный Синод» внесены слова «Патриарх или» (т. е. или Священный Синод).

Кроме того, в этом же отделе в качестве особых статей внесены следующие положения, принятые Отделом в предыдущих заседаниях, именно:

«Открытие новых духовно-учебных заведений».

«Составление предварительного списка кандидатов на должности начальствующих высших учреждений Православной Российской Церкви, как то: Канцелярии Священного Синода, Синодальной типографии, Архива, а также Хозяйственного управления, Страхового отдела, Свечного комитета и других центральных учреждений финансово-экономического характера».

«Учреждение новых кафедр в духовных академиях».

«Дела по журналам Учебного комитета, Училищного совета, Издательского совета, Синодальной типографии, Архива и других высших центральных учреждений, какие прежде поступали на рассмотрение и утверждение Святейшего Синода».

Наконец А. В. Васильев письменно предложил внести еще заключительную статью:

«Синод и Высший Церковный Совет, каждый в отдельности или совместно, — по принадлежности, разрешают все недоумения и вопросы, порождаемые неполнотой и неясностью законов и соборных определений».

Означенная статья Отделом принята.

Таким образом, круг дел, подлежащих совместному ведению Св. Синода и Высшего Церковного Совета определяется так:

«Сюда принадлежат дела двух родов или по положению (смешанного характера), или по исключению (особо важные и трудные).

А) По положению относятся:

1. Дела по защите прав и привилегий Православной Церкви.

2. Дела по приведению в исполнение соборных постановлений об открытии новых епархий и приходов (не требующих казенной ассигновки).

3. Открытие новых духовно-учебных заведений.

4. Дела по училищам пастырства, миссионерским и им подобным духовно-учебным учреждениям.

5. Подготовка проектов новых уставов, частичные изменения в действующих уставах духовных академий и других духовно-учебных заведений и разъяснение недоумений при применении статей сих уставов.

6. Учреждение новых кафедр в духовных академиях.

7. Утверждение в должности ректора, проректора и профессоров духовной академии.

8. Присуждение Макарьевских премий.

9. Дела по журналам Учебного комитета, Училищного совета, Издательского совета, Синодальной типографии, Архива и других высших центральных учреждений, какие прежде поступали на рассмотрение и утверждение Святейшего Синода.

10. Рассмотрение и одобрение представленных Издательским советом планов церковно-издательской деятельности.

11. Составление предварительного списка кандидатов на должности начальствующих высших учреждений Православной Российской Церкви, как то: Канцелярии Священного Синода, Учебного комитета, Училищного совета, Издательского совета, Синодальной типографии, Архива, а также Хозяйственного управления, Страхового отдела, Свечного комитета и других центральных учреждений финансово-экономического характера.

12. Рассмотрение проекта отчета о деятельности Священного Синода и Высшего Церковного Совета за весь междусоборный период для представления очередному Поместному Собору.

13. Обсуждение приготовительных мероприятий к предстоящему Собору.

Б) По исключению:

Всякое дело, которое Патриарх или Священный Синод, или Высший Церковный Совет найдут нужным перенести на соединенное заседание; в виду его важности или для придания большей авторитетности церковному решению».

Заключительная статья.

«Синод и Высший Церковный Совет, каждый в отдельности или совместно, — по принадлежности, разрешают все недоразумения и вопросы, порождаемые неполнотою и неясностью законов и соборных решений.

Председатель Отдела Епископ Митрофан

Делопроизводители С. Голощапов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 220. Л. 409–419 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.