Протокол № 28

24 августа (5 сентября) 1918 г.

Заседание происходило в зале Скорбященского монастыря, под председательством высокопреосвященного Кирилла, митрополита Тифлисского, в присутствии 20 членов Отдела и одного члена Собора не из Отдела, согласно прилагаемому списку; открылось в 6½ ч[асов] веч[ера].

Преосвященный председатель делает сводку мнений, высказанных членами Отдела по вопросу о научении истинам веры всех христиан, после первой исповеди.

Признавалось всеми, что оглашение или научение обязательно должно производиться для всех верующих от начала их сознательной жизни до смерти. Главным лицом в этом деле научения должен быть священник — или сам лично, или через его сотрудников-клириков, родителей и посторонних лиц. Объем обязательных для верующих знаний указан в наших богослужебных книгах, в Псалтири следованной, в чине готовящихся к причащению. По этому указанию всякий верующий должен знать молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», Символ веры. Другой программы знаний, кроме этой церковной, не требуется. Постепенно, с возрастом, религиозное сознание расширяется, и мы должны расширять познание истин веры параллельно этому расширению. Говорили, что Закон Божий останется в начальной школе, несмотря ни на что; священник будет давать уроки детям и пройдет курс. Не прошедших школу надо научить тому же, что проходится в школе. Сделать это можно при помощи воскресных школ, с полным школьным курсом Закона Божия. Строгой программы в них, однако, не должно быть, и порядок обучения не может быть для всех одинаков и обязателен: священник может пользоваться разными способами научения. Затем признавалось, что священник должен убедиться в знаниях своих пасомых, и что нужно освежать эти знания повторными курсами в разные сроки. При этом иные говорили, что не требуется особого срока для испытания, а священник всегда имеет возможность проверить познания своих прихожан, напр[имер], пред браком, при крещении у восприемников и т. п. Испытание пред браком одни отвергали, потому что брачующимся некогда заниматься Законом Божиим, другие, напротив, настаивали, что пастырь должен знать, сознательные ли они христиане и могут ли воспитывать своих детей в православной вере. Признано, что обучение прихожан одному священнику не под силу и что ему необходима помощь катехизаторов. Таковыми могут быть дьяконы, псаломщики и другие лица. В особенности хотели привлечь к этому делу женщин. О подготовке катехизаторов должен позаботиться приходский совет, о приглашении законоучителей для курса средней школы — епархиальный совет. Наконец, высказывалось мнение о необходимости обучения людей зрелого возраста — свыше 40 лет.

Высказанные на трех заседаниях Отдела соображения об оглашении детей и взрослых и испытании их докладчиком М. Ф. Глаголевым сведены были к 4 положениям, которые и оглашаются в Отделе.

1) В каждом приходе священником или же с согласия его родителями, а также особыми учителями и учительницами веры (катехизаторами), избираемыми священником совместно с приходским советом, должно совершаться оглашение детей, готовящихся к первой исповеди.

2) Всякий отрок и отроковица, приходящие в первый раз к таинству Покаяния и после него к Святому Причащению, должны быть испытаны епископом или священником в св[ятом] храме, пред Господом, в присутствии других детей и родителей, в знании истин веры, нравственности и церковной жизни; испытание сопровождается богослужением и преподанием назидания оглашенным. После испытания оглашенные допускаются к первой исповеди и удостаиваются таинства Причащения.

3) Всякий юноша или девица, хотящие приступить к таинству Брака, должны быть испытаны священником в святом храме, пред Господом, в знании молитв, Символа веры, заповедей Закона Божия и блаженств евангельских, а также священных событий Ветхого и Нового Завета.

4) В каждом приходе по воскресным и праздничным дням в церкви должно совершаться оглашение прихожан всех возрастов чтением житий святых, творений Святых Отцов, толкованием Священного Писания, общим пением молитв и другими, доступными местным силам способами.

Отдел принимает принципиально эти положения и приступает к постатейному рассмотрению их. По обмене мнений и исправлении текста положения принимаются в следующей редакции:

1. В каждом приходе священником и под его руководством родителями, а также особыми учителями и учительницами веры, избираемыми священником совместно с приходским советом, должно совершаться научение истинам веры всех детей, дабы к семилетнему возрасту они могли сознательно приступить к первой исповеди.

2. Всякий отрок и отроковица, приходящие в первый раз к таинству Исповеди, должны быть испытаны епископом или священником во св[ятом] храме, пред Господом, в присутствии других детей и их родителей, в знании доступных их возрасту истин веры, нравственности и церковной жизни; испытание предваряется богослужением и заканчивается преподанием назидания. После испытания дети допускаются к первой исповеди и удостаиваются таинства Причащения.

3. Всякий жених и невеста пред вступлением в брак должны быть испытаны священником в святом храме пред Господом в знании молитв, Символа веры, заповедей Закона Божия и блаженств евангельских, а также священных событий Ветхого и Нового Завета.

4. Научение истинам веры прихожан всех возрастов в каждом приходе должно совершаться преимущественно в храме в богослужебное и внебогослужебное время чтением житий святых, творений св[ятых] отцов, избранных мест Священного Писания Ветхого и Нового Завета с их толкованием, общим пением молитв с объяснением смысла Богослужебных молитвословий и обрядов, и другими доступными местными силами способами.

ПОСТАНОВЛЕНО: означенные положения внести на Собор как дополнение к докладу Отдела (ст. 4–9) о внебогослужебном, внешкольном религиозном просвещении народа.

Докладчиками избраны М. Ф. Глаголев и священник В. А. Беляев.

Заседание закрывается в 9½ час[ов] вечера.

Председательствующий Митрополит Кирилл

Делопроизводитель Н. Сперанский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 396. Л. 201–202 об. Машинопись. Копия. Подписи — автографы.