Протокол № 27

22 августа (4 сентября) 1918 г.

Заседание происходило в зале Скорбященского монастыря, под председательством высокопреосвященного Кирилла, митрополита Тифлисского, в присутствии 18 членов Отдела и 3 членов Собора не из Отдела, согласно прилагаемому списку; началось в 6½ ч[асов] веч[ера].

Читается протокол двух предыдущих заседаний и принимается Отделом.

Ввиду того, что вопрос об оглашении и испытании детей с 7-летного возраста рассмотрен Отделом, преосвященный председатель ставит на обсуждение вопрос о научении истинам веры детей школьного возраста. Испытание юношей и девиц пред вступлением в брак одобрено Отделом; теперь вопрос, как использовать для научения их время от 7 до 16 и 18 лет, где и как обучать их истинам веры.

Священник В. А. Беляев в дополнение к докладу проф[ессора] В. А. Керенского об оглашении в Западных Церквах делает сообщение о том, как смотрит на это наша Православная Церковь. В следованной Псалтыри изложены требования, которые должно предъявлять в знании истин веры к грамотным и неграмотным христианам. Необходимо знание Символа веры и молитвы «Богородице Дево». Но нет указания, что эти требования относятся к брачному возрасту. В Псалтыри обязательные знания связаны с таинствами Покаяния и Причащения. По мнению В. А. Беляева, возраст 16 и 18 лет неподходящий для испытания в вере. Детей с 7 лет надо учить как и где окажется возможным. В брачном возрасте надо устраивать повторительные курсы, хотя бы необязательные; но пред исповедью и причащением требовать знания молитв; это и побудит молодых людей к повторительному курсу. На этих курсах должна проходиться не школьная программа Закона Божия, а следует знакомить с предметами веры наглядно, по иконостасу и по храму; напр[имер], указывая на икону Божией Матери говорить то, что относится к Божией Матери. Тогда знания будут связаны с предметами и никогда не забудутся, а христианин будет стоять в храме более сознательно, чем теперь. Учителями являются в этом возрасте уже не родители, а священники. Священник ездит в деревни и собирает детей в храме, по расписанию часов; посещают курсы дети, прошедшие школу, которые более нуждаются в научении вере, потому что нынешняя школа отвращает от веры; с не прошедшими школу надо заниматься особо. Для того чтобы пройти курс Закона Божия по синодальной программе, достаточно заниматься три года по три часа в неделю.

Прот[оиерей] В. И. Синцов. Я думаю, что если школа будет безрелигиозна, организацией обучения Закону Божию должен озаботиться приход — священник и приходский совет. Священник должен убедиться, знают ли дети Закон Божий в возрасте 13-14 лет, когда они оканчивают школу; к этому времени и надо приурочить испытание. Если же ждать брака, то многие ускользнут от его наблюдения: в брак вступают не все или на стороне, иные уходят из семьи. Да пред браком все мысли и заботы не о Законе Божием.

М. Ф. Глаголев. Мы приняли положение о научении истинам веры детей. Теперь пред нами вопрос о научении всех христиан после детского возраста. Следует различать прошедших и не прошедших школу; всеобщее обучение, если и будет, то не сразу, и долгое время будет много необученных. В начальной школе Закон Божий останется, несмотря на требования правительства. Если же его изгонять из школы, обучение Закону Божию можно возложить на родителей, на катехизаторов под руководством священника. Труднее обучение в объеме курса средней школы; но начало уже сделано: епархиальные советы (во Владимирской и Московской епархиях) организуют такое обучение в храмах и для этого приглашают за плату особых законоучителей. Здесь же могут получить религиозное научение и те, которые желают иметь его в более широком объеме религиозно-философского курса. Это о прошедших школу. Не должны оставаться без научения вере и не прошедшие ее. Здесь два вопроса: об обучении и об испытании. Обучение должно быть для всех в пределах не меньше курса начальной школы и должно производиться при помощи катехизаторов. Пред вступлением в брак священник должен убедиться, могут ли жених и невеста воспитывать своих будущих детей в Законе Божием. Однако лишать таинства брака незнающих курса не следует. Может быть, в таком случае не следует требовать полного курса школы, но испытание все же нужно производить. Далее следует обучать и людей старше брачного возраста. Для таких надо устраивать оглашение между утреней и обедней, а в городах после вечерни. В Архангельской епархии делаются чтения и наставления вместо запричастного стиха. Таким образом, для обучения вере население можно разделить на 4 группы: 1) городское, прошедшее и не прошедшее школу, 2) сельское школьное и внешкольное, 3) в добрачном возрасте и 4) в после брачном возрасте.

Л. К. Артамонов. Предлагаемые меры к религиозному просвещению народа не достигнут цели. Единственно, где у нас хорошо было поставлено это дело — это в старых войсках, когда священники беседовали с солдатами. Но теперь, когда самый вид священника одиозен, где уж тут собирать детей. Во Франции католичество старается влиять на женщину, которая устойчивее в деле веры. Там обучают детей катехизаторы, и у нас ближайшею помощницею священника в религиозном просвещении детей до школы должна быть женщина. Ей легче проникнуть с благовестием во всякую семью, даже в такую, в которой муж не хочет слышать о Законе Божием. За священниками теперь следят, и трудно обучать Закону Божию и в школе и до школы. И между тем, необходимо учить непременно всех детей. В детском возрасте важно бросить в душу детей семена веры, без борьбы с развращающей школой, и они взойдут. В школьном возрасте во Франции дети тайком собирались в старые церкви, которые там составляют собственность священника, и обучались там в 2-3 смены, по 40 минут в день, мальчики и девочки отдельно. Обучал священник. У нас это сделать невозможно; поэтому нужна походная школа. Священник будет ездить по деревням и собирать там для обучения детей. После школы от 12 до 17 лет дело будет труднее. Я думаю, что скоро не будет ни диаконов, ни псаломщиков, бегут и сами священники. Священник останется один, и ему необходимо подготовить для обучения Закону Божию помощников и лучше всего также женщин. Испытание пред браком не будет принято, особенно теперь, когда молодые люди не хотят слышать о Законе Божием. Лучше по окончании школы. Надо обучать Закону Божию и после брака, и людей зрелых после 40 лет, когда часто происходит перелом в понятиях. Итак, обучение вере должно разделяться на периоды: до школы, в школе, по окончании школы, до брака, после брака и после 40 лет.

Епископ Геннадий вносит поправку к словам Л. К. Артамонова и говорит, что никогда не было так много ищущих мест диакона и псаломщика, как теперь; у него при отъезде на Собор осталось до 50 прошений.

Св[ященник] И. А. Попов. Кто учится в школе, те будут обучаться Закону Божию, и говорить о них лишне. Кто не в школе, с теми нужны особые занятия. Обучавшиеся и необучавшиеся в школе должны иметь знания по Закону Божию и знать Символ веры. Забывшие должны возобновить свои знания и пред браком должны знать молитвы и заповеди. Это нужно требовать как обязательное. Грамотный всегда может выучить молитвы и придет к священнику с готовыми знаниями; с неграмотными нужно будет заняться.

Прот[оиерей] А. Г. Альбицкий. В школьный период дети заняты в школе, и обучаться Закону Божию вне школы им некогда. Этим надо заняться после школы. Для этого следует устраивать воскресные школы для юношей от школьного возраста до 18 лет; с допущением и лиц старшего возраста. В них можно дать 35–40 уроков в год. В 1-й год можно пройти молитвы, во 2-й год — Символ веры, заповеди, таинства и 12 праздников, в 3-й год — священную историю и богослужение.

Пр[отоиерей] С. Н. Щукин замечает по поводу катехизаторов, что их некому содержать. Научить вере — долг священника, и он сможет с этим справиться, занимаясь с детьми хотя бы по 1 часу в неделю или, напр[имер], на первой неделе поста, когда говеют дети, как принято в иных епархиях. Священник посещает каждый дом в приходе раз 10 в год, и в эти посещения может учить детей. Точно установить порядок занятий нельзя, но научить молитвам можно. И деревня не будет так развращена, чтобы нельзя было учить детей Закону Божию.

Прот[оиерей] Н. А. Преображенский не считает возможным возлагать надежд на школу в обучении Закону Божию; она будет даже противодействовать ему, и священник не может ездить по деревням учить детей, потому что они заняты школьными работами. В этом деле нельзя связывать священника ни программой, ни сроком, а надо дать ему свободу в просвещении паствы и только указать наименьшие обязательные для детей познания. Пред браком нужно требовать испытания в знании веры. Это грань жизни человека, и такое требование только возвысит брак, а народу надо привить серьезный взгляд на него. Требовать нужно Символ веры, заповеди Господни и заповеди блаженства.

А. В. Авдиев считает нужным ввести испытание восприемников при крещении и вступающих в брак, теперь восприемник не может прочитать Символ веры, что он должен при крещении по чину. Поддерживать идею воскресных школ, допущения которых можно будет добиться у правительства; но без разделения детей и взрослых.

Программа о. Альбицкого, по мнению А. В. Авдиева, для них не годится. св[ященную] историю нужно поставить на первый год обучения.

А. И. Июдин (не член Отдела). Обучение Закону Божию нужно сделать обязательным для всех до самой смерти. Я видал юношей, в 18 лет восприемников, которые не могли читать «Верую» по книге. Необходимо устраивать повторные курсы Закона Божия года через три, хотя бы на несколько дней, и это постановить от Собора. У лютеран презирают людей, ничего не знающих в Законе Божием.

Преосвященный Геннадий указывает сложность и разнообразие вопросов и их решений при обсуждении общего вопроса о внешкольном просвещении народа. Надо различать задачи и способы осуществления; обучение Закону Божию и воспитание в нем; городских детей и деревенских; школьников и внешкольных; научение и испытание в знаниях. В общем, преосвященный высказывается за предоставление священнику свободы в просвещении прихожан верою; для разработки же частных вопросов считает полезным заняться ими в отдельных комиссиях.

На этом заседание прекращается в 9½ час[ов] вечера.

Председательствующий Митрополит Кирилл

Делопроизводитель Н. Сперанский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 396. Л. 196–199. Машинопись. Копия. Подписи — автографы.