Протокол № 26

7 декабря 1917 г.

Заседание происходило в 3 часа 25 мин[ут] дня до 5 часов вечера в епархиальном доме, в комнате № 1.

Под председательством высокопреосвященного Тверского присутствовали расписавшиеся на прилагаемом при сем листе 7 членов Отдела и по особому приглашению настоятельницы женских монастырей г. Москвы, Страстного — игумения Нина, Скорбященского — игумения Нина и Казанского Головинского — игумения Евгения.

В заседании рассматривались прилагаемые к сему протоколу §§ 41–105 общей сводки постановлений Отдела и предложенные председателем нижеследующие дополнительные статьи:

К общим положениям о внутреннем строе монастырской жизни

1. В тех монастырях, где положено по недостатку средств, чтобы насельницы содержались личным трудом, т. е. приобретали обувь и одежду на свои средства, надлежит настоятельницам озабочиватъся, дабы постепенно их обители переходили в общежительный строй, в особенности обладающие земельными угодьями.

2. Живущие в обителях должны выполнять послушания, какое кому назначено настоятельницей, и не предпринимать даже духовных подвигов по своей воле сверх положенных уставом, дабы не впасть в самомнение и самоугодие.

3. Послушницы и монахини могут быть увольняемы в отпуск для свидания с родными, но не ежегодно и не во время полевых работ.

К отделу о старчестве

Старицами в женских обителях называются преуспевшие в духовной жизни инокини, которым поручается назидание сестер, как вновь поступающих в монастырь, так и воспринятых ими от св. Евангелия при пострижении в мантию. Они должны быть более или менее знакомы с Словом Божиим, отеческими творениями и правилами св. отец.

К правилам о дисциплине

1. Для совершающих проступки насельников обители нужны и исправительные меры. Настоятелю надлежит прибегать к этим мерам без гнева, с внимательным рассмотрением вины, с благоразумною строгостью, но и с справедливостью и кротостию. Прежде всего должно вразумить виновного о его вине и потом употребить епитимию, дабы он принял ее не как бич, а как врачевство и поощрение к лучшему.

2. Обычай ставить за проступки на поклоны требует духовного рассуждения. И начальник, и виновный не должны смотреть на это как на наказание. Молитва, по существу своему, есть и должна быть представляема действием благотворным, а не карательным. Ставить на поклоны при братии также не должно с мыслью уничижения и постыжения: молитва есть действие священное и не должна быть представляема действием постыдительным. Должно ставить на поклоны с тем, чтобы нарушивший свою обязанность просил от Бога прощения и помощи к своему исправлению. Это должно делать без многих свидетелей, чтобы он удобнее мог молиться, без смущения. Если настоит нужда поставить кого на поклоны при братии, то надлежит внушить ему и братии, что это не для уничижения его, но чтобы и прочие, видя его покаяние, призвали ему помощь Божию к исправлению (мит[рополит] Московский Филарет).

3. Для того, кто погрешает употреблением полученного дохода не на истинные нужды и благотворение, а на издержки бесполезные или противные умеренности и воздержанию, средства исправления можно искать в орудии греха его. Надлежит отнять у него часть достающегося ему дохода и отдать нищим или, смотря по надобности, всю его долю дохода удержать в руках казначея, а ему вместо денег, на счет их доставлять потребные вещи (митр[ополит] Московский Филарет).

4. В качестве исправительных мер могут также употреблены быть удаление от общей братской трапезы на один или несколько дней, а в случаях немалой важности и безысходное заключение в келии от одного до трех дней с постом до вечера.

5. Проступки не однажды возобновляемые или немаловажные, особенно лиц, не пользующихся доверием начальства, должны быть по рассмотрению настоятеля записываемы в особую книгу. Учащение или важность проступков приводят настоятеля к решимости донести о них епархиальному начальству.

6. Наказание насельнице должно еще состоять: а) во внушении настоятельницей, б) во внушении в присутствии старших сестер, в) в лишении права ношения мантии, рясы и камилавки, г) в назначении другого низшего послушания, на черные труды и д) в удалении из монастыря.

7. В дознаниях и следствиях над настоятельницами, производимых благочинными, должны участвовать одна монахиня и настоятельница другого монастыря по назначению епархиального архиерея. По окончании следствия или дознания все дело должно быть прочтено обвиняемой и подписано ею по листам.

Постановлено:

1. Сделать в тексте постановлений следующие изменения и дополнения:

а) в начале § 41 слова «Признавая общежитие, согласно иноческим обетам, наиболее высокой и наиболее удобной для спасения формой иноческой жизни, Отдел полагает» исправить на «Общежитие согласно иноческим обетам признается наиболее высокой и наиболее удобной для спасения формой иноческой жизни, а потому…»;

б) в § 45 слова «ощущение Бога» заменить словом «богообщение» и опустить дальнейшие слова «и удовлетворяло религиозные искания»;

в) в конце § 48 прибавить слова «и настоятельницы»;

г) примечание к § 49 опустить;

д) опустить примечание к § 53;

е) опустить в § 55 слова «в сознании, что иеродиакон есть только служитель иеромонаха»;

ж) в конце § 58 после слов «пения Херувимской песни» добавить «совершения евхаристического канона»;

з) в § 59 исключить слова «На обязанности ризничего монастыря лежит назначение чередных служащих, сообщение им распоряжений настоятеля о порядке, роде и времени совершения богослужений на тот или иной день и наблюдение за исполнением этих распоряжений»;

и) в § 85, в пункте «б» исключить слова «посреди ее»; в п. «е» вместо «в праздничные и полиелейные дни» поставить «в праздничные, полиелейные и прочие дни, когда не положены земные поклоны»; в подразделении 3-м пункта «и» после слов «исключая “Приидите” и трисвятое в самом начале утрени, на которых принято только совершать трижды крестное знамение» вставить «после великого славословия и на литургии» и дальнейшие слова «так же как» заменить словами «а равно как»; в подразделении 4 того же пункта после слов «знаменуются однажды крестным знамением» вставить «пред “Единородный Сыне”, Херувимской песнью и»; в подразделении 6 того же пункта опустить слова «кроме воскресных и праздничных дней, суббот и полиелеев, в которые эти поклоны оставляются»; в подразделении 10 этого пункта в начале вставить «на первой и девятой песни в начале каждого канона на припевах» и слова «при каждом повторении» исправить на «при каждом окончании»; и в подразделении 14 вместо «один поясной поклон» поставить «один земной поклон в будни»;

i) в § 92 опустить «и подрясников»;

к) в § 95, пункт «в» оставить слова «Чтение жития дневного святого признается необходимым» и опустить все остальное; в п. «д» исключить слова «почему-либо»; в п. «е» пред словами «посещаются всею братией» вставить «обязательно» и в п. «ж» в выражении «произнесением Иисусовой молитвы» исправить слово «произнесением» на «творением»;

л) непосредственно вслед за § 105 поместить особыми параграфами предложенные председателем дополнительные к правилам о монастырской дисциплине статьи — 1 (§ 10б), 2 (§ 107), 3 (§ 108), 4 (§ 109) и 5 (§ 110).

2. а) §§ 45, 46, 47, 48, 49, 51, 52, 53, 54, 57, 58, 60, 61, 62, 73, 74, 76, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 90, 92, 93, 94, 97, 99, 100, 101, 103, 104, 105, 106, 107, 109, 110 признать подлежащими исполнению в женских монастырях и ссылки на эти §§ поместить в соответствующих местах в особой главе о названных монастырях.

б) Предложенные председателем 6[-ю] и 7[-ю] дополнительные статьи о дисциплине, а равно и все дополнительные статьи, относящиеся к отделам о внутреннем строе монастырской жизни и о старчестве, внести в подлежащие рубрики особой главы о женских монастырях.

Председатель Архиепископ Серафим

Делопроизводители Н. Туберозов, П. Протопопов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 370. Л. 128–130 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 373. Л. 186–188 об. Машинопись. Копия