Протокол № 26

17 (30) августа 1918 г.

Заседание открывается в притворе храма Скорбященского женского монастыря в 6 ч[асов] 20 м[инут] вечера под председательством высокопреосвященного Кирилла, митрополита Тифлисского, в присутствии 18 членов Отдела, список коих при сем прилагается.

Председатель напоминает, что на предыдущем заседании члены Отдела высказывались за необходимость поучения истинам веры детей до первой исповеди и испытания пред этой исповедью в их познаниях. Некоторые члены Отдела признавали желательным производить это испытание при более торжественной обстановке; поэтому на обсуждение ставится вопрос, нужна ли эта торжественность испытания.

Свящ[енник] В. А. Беляев признает желательной некоторую торжественность, хотя теперь и не подходящее для нее время. Начальствующих и чужих лиц не нужно приглашать. Священник в особо назначенный день Рождественского поста собирает в церковь детей прихода, по очередям; приглашает родственников и приходский совет, совершает Литургию, затем идут в школу, и там он производит испытание детей и делает им наставление. Потом в один из праздников производится исповедь и Причащение. Эта публичность, естественно, вызовет соревнование родителей и побудит их более заниматься своими детьми.

А. В. Авдиев, напротив, полагает, что можно бы обойтись и без публичного испытания, которое не есть педагогическое средство. Достаточным показанием для священника познаний детей в делах веры было бы их участие в богослужении. Если испытание детей и нужно, то не как обычный экзамен.

Председатель разъясняет, что выражение — экзамен, испытание — употребляются здесь за неимением других подходящих слов; но всем понятно, что испытание детей должно производиться не в обычной форме школьного экзамена, и понимается лишь как необходимость доказательства познаний детей.

Преосвященный Геннадий. Для обучения детей надо разделять на группы и иметь в деревне инструкторов, которые бы играли, беседовали и занимались с детьми, а священник только наблюдал и по временам проверял их. Для испытания можно сделать детский праздник, и тогда это не будет для детей страшным экзаменом. Перед исповедью вовсе не следует делать испытания.

Председатель. Но поверка знаний и дает право на исповедь. Это обязанность каждого христианина.

М. Ф. Глаголев предлагает для поверки и первой исповеди два срока: один весной, приуроченный ко дню св. Кирилла и Мефодия, другой в один из дней праздника Рождества Христова. Ход дела мог бы быть такой: священник по списку назначает детей для занятий. Занятия идут весь Рождественский пост дома и в храме. Проходится круг необходимых молитв, но на испытании нельзя строго требовать всего пройденного: в день исповеди священник задает лишь краткие вопросы детям. Исповедь должна быть общая, которая теперь уже принята, и происходит между Утреней и Обедней. Затем Причастие, а после хорошо бы чем-нибудь наградить всех детей. Церковь в этот день следует украсить. Родителям нужно объяснить значение покаяния и Причащения.

Высокопреосвященный Кирилл высказывается против общей исповеди. Исповедь должна иметь личное значение для каждого ребенка.

Свящ[енник] В. А. Беляев. Некоторых смущает слово «экзамен», но первая исповедь и бывает экзаменом: умеет ли креститься, молится ли, не сердится ли и пр. Исповедь должна быть личная, а не общая. Дети в деревне далеко не чисты: почти каждый ворует, дерется, обманывает; с каждым нужно говорить отдельно.

П. Б. Мансуров. Здесь заметно желание облегчить исповедь. Но все облегчающее в этом деле — это католическое. Нужна полная серьезность. Первая исповедь должна вызывать благоговейный страх, сознание своей греховности.

М. Ф. Миклашевский. Испытание пред исповедью должно быть торжественным. После испытания каждому ребенку следует дать на память молитвенник или Евангелие. Исповедь должна быть не общая, а личная, серьезная. Дети должны к ней готовиться и провести хотя дня два говения.

Прот[оиерей] Т. П. Теодорович. На испытании детей должны присутствовать члены приходского совета. Все должны смотреть на это, как на дело серьезное. Но нельзя соединять исповеди с испытанием, чтобы перед исповедью не осталось в душе ребенка неизбежной горечи испытания. Очень слабых в познаниях не следует вовсе допускать к испытанию, а священник, конечно, знает таких заранее. Исповедь не должна быть общая, а непременно личная.

Прот[оиерей] Н. А. Преображенский. Перед исповедью вся семейная и церковная обстановка должны содействовать соответствующему настроению: но этого нельзя достигнуть в Рождественский пост, поэтому первую исповедь лучше делать в Великий пост. Пред исповедью должно быть не испытание, а беседа, если дети будут растроганы, то этого и довольно.

Председатель. Испытание должно иметь большее значение. Мы уже согласились, что дети пред первой исповедью должны иметь некоторый обязательный круг знаний, и это должно быть известно их родителям, и потому необходима систематическая подготовка ко дню исповеди. Может случиться, что иные дети не будут допущены к исповеди, и родители этим будут побуждаться больше заботиться о религиозном просвещении своем и своих детей.

Прот[оиерей] Н. А. Преображенский. Я не представляю себе отказа от исповеди и не хотел бы соединять первую исповедь с экзаменом. Священник должен знать всех детей и заранее может устранить очень слабых. Идя на экзамен, дети должны быть уверены в своих знаниях.

Прот[оиерей] П. Е. Крутиков высказывается также против связи исповеди с экзаменом, ибо нужно согласиться с отказом от исповеди по испытанию. Но оглашение необходимо, потому что есть дети заброшенные, которые ничего не знают, только оно должно стоять независимо от исповеди. Первая исповедь должна вызывать чувство благоговейного страха, ее и следует оставить такою и поставить серьезно, а потому не должно делать общею. Особенно не должно быть лишения приобщения по недостатку познаний в вере.

Председатель разъясняет, что испытание может происходить за неделю или за две до исповеди, а приобщать детей можно вовсе без исповеди.

М. Ф. Глаголев. По-моему, можно соединить в один день испытание и исповедь. Я думаю, что в детях 7-8 лет исповедь не должна вызывать никакого страха, и поэтому с ней не должно соединяться никаких прещений. Исповедь не должна быть страшна вообще: в прежние времена она производилась даже во время домашней беседы. Для ребенка она должна давать радость, а не огорчение, тем более, что дети грешат больше по непонимаю, чем по испорченности.

А. В. Авдиев. Признано ли Отделом, что нужно требовать пред исповедью испытание детей? Я не могу примириться, чтобы ребенка за незнание молитв не допускали к исповеди. Он может не знать молитв, но уметь разбираться в том, что хорошо и что худо.

Высокопреосвященный Кирилл. Когда родители или семья приводят ребенка, он непременно знает столько же, сколько другие дети. Случаи отказа от исповеди будут очень редки. Но общество церковное и сам ребенок должны иметь сознание права принадлежности его к Церкви.

Прот[оиерей] В. И. Синцов. Говорят о страхе и радости при исповеди. По-моему, она не достигнет своей цели, если при ней не будет священного трепета. К этому ребенка подготавливает уже мать. У него должно быть сознание греховности. Отсюда и чувство страха. Когда же он покается и получает прощение, делается чувство радости. Недопущение к исповеди должно быть очень редко. Бывают дети дички, которые робеют на испытании: к ним надо отнестись снисходительно. Но священник их знает заранее и не допустит к испытанию, а к исповеди надо допускать, иначе могут быть уколы самолюбию родителей.

Н. Ф. Миклашевский. Испытание должно быть раньше исповеди, за неделю или две, и после него нужно дать всем Евангелие, чтобы никого не обидеть. На испытании нужно больше обращать внимание не на знание, а на степень религиозного сознания и церковного расположения. Однако ничего незнающего не следует допускать к исповеди, только сказать об этом следует родителям после испытания и наедине.

Преосвященный председатель. Итак, по мнению Отдела церковное общество должно иметь уверенность, что все его члены имеют необходимые познания в пределах веры; это сознание необходимо и самим членам общества. Исходя из этого, мы установили, что необходимо в известное время удостовериться в этом. Первый такой срок — это первая исповедь детей. Перед ней необходимо оглашение или поучение детей вере. Оно делается родителями или вообще в семье под наблюдением священника. Потом происходит испытание в знании веры. Говорили о торжественной обстановке его, об участии епископа, благочинного, приходского совета, родителей и других лиц. Священник объявляет список детей, по группам, которые должны сдать экзамен, совершает Литургию в присутствии родителей и опрашивает детей в их познаниях. Круг знаний детей может быть различен; в одних семьях весьма обширен, дети других семей могут ничего не знать; такие должны хотя бы уметь разобраться в церковной обстановке, иконах, уметь креститься и т. п. По вопросу о цели испытания все признавали, что оно должно создавать в детях надлежащее настроение, но одни говорили, что это настроение должно быть радостное, другие полагают, что исповедь есть акт покаяния и должна соединяться с благоговейным страхом. О результатах испытания одни говорили, что и при полном незнании нельзя лишать детей права исповеди и всех нужно допускать к ней, другие признают возможным не допускать незнающих к исповеди (но не к причастию), а иные, что слабых не допускать к испытанию, а к исповеди допускать.

Засим председатель ставит на голосование следующие вопросы:

1) Признает ли Отдел необходимым испытание детей в их познаниях православной веры?

ПОСТАНОВЛЕНО: испытание детей в познаниях веры необходимо.

2) Когда следует производить такое испытание?

ПОСТАНОВЛЕНО: испытание производить перед первой исповедью детей.

3) Нужно ли перед этим производить оглашение или научение детей?

ПОСТАНОВЛЕНО: прежде испытания необходимо произвести научение детей.

4) Кто делает такое научение?

ПОСТАНОВЛЕНО: научение вере производят родители под руководством священника.

5) Допустимы ли помощники священнику в деле научения?

ПОСТАНОВЛЕНО: помощники священнику в деле научения детей желательны.

6) Необходимо ли присутствие епископа на испытании?

ПОСТАНОВЛЕНО: присутствие епископа на испытании не обязательно.

7) Обязательно ли присутствие посторонних лиц: благочинных, приходских советов и пр.?

ПОСТАНОВЛЕНО: присутствие посторонних лиц не обязательно.

8) Кто производит испытание?

ПОСТАНОВЛЕНО: испытание производит главным образом священник.

9) В собрании детей или наедине производится испытание?

ПОСТАНОВЛЕНО: испытание производится в собрании детей.

10) Нужно ли при испытании присутствие родителей?

ПОСТАНОВЛЕНО: испытание производится в присутствии родителей или близких людей.

11) Нужно ли пред испытанием совершать богослужение?

ПОСТАНОВЛЕНО: испытание производится после молебна или Литургии.

12) При недостаточности познаний допускать ли детей к исповеди?

ПОСТАНОВЛЕНО: допускать к исповеди и недостаточно знающих, но священник побуждает родителей к успешному научению их детей к следующей исповеди.

13) Всех ли детей известного возраста допускать к испытанию или более слабых устранять заранее?

ПОСТАНОВЛЕНО: допускать к испытанию всех детей, достигших возраста первой исповеди.

14) Нужно ли заранее определять программу знаний детей?

ПОСТАНОВЛЕНО: круг знаний детей точно определять не нужно, но дети должны обнаружить на испытании знание самых основных истин веры, нравственности и церковной жизни.

15) Допустима ли общая исповедь детей?

ПОСТАНОВЛЕНО: первая исповедь детей должна быть не общая, а отдельная для каждого ребенка.

Заседание закрывается в 9½ час[ов] вечера.

Председатель Митрополит Кирилл

Делопроизводитель Н. Сперанский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 396. Л. 191–194 об. Машинопись. Копия. Подписи — автографы.