Протокол № 25

24 июля (6 августа) 1918 года

Заседание состоялось под председательством высокопреосвященного Иоасафа, архиепископа Коломенского, в Епархиальном доме, в комнате № 5, в 6 час[ов] 20 мин[ут] вечера.

В заседание прибыли девять членов Собора, расписавшихся на прилагаемом при сем листе.

1. По открытии заседания был оглашен и утвержден протокол предшествующего заседания.

2. Засим высокопреосвященный председатель предложил собранию выслушать принятый Отделом в последнем заседании и во вторую сессию Собора и внесенный уже в Соборный Совет доклад о восстановлении чина диаконисс ввиду того, что текст этого доклада был принят в заседании Отдела, чрезвычайно малочисленном по составу присутствовавших членов.

Избранный докладчиком по указанному вопросу прот[оиерей] Т. П. Теодорович оглашает доклад о диакониссах и приложенный к этому докладу древний чин посвящения диаконисс. При чтении доклада прот[оиерей] Теодорович предлагает в разделе VII, в п[ункте] «а» выпустить слова: «диакониссы наблюдают за поведением женщин и детей» и вместо них поставить: «наблюдают за поведением молящихся». Указание на одних женщин (без упоминания о мужчинах) особенно неудачно, потому что женщины меньше всего нуждаются в том, чтобы кто-либо следил за их поведением в церкви.

Предложение это Отдел принимает единогласно.

При чтении древнего чина посвящения диаконисс прот[оиерей] Д. В. Рождественский предлагает передать этот чин для рассмотрения в Отдел о богослужении. Там есть специалисты, которые могут дать очень ценные указания по этому вопросу.

Высокопреосвященный председатель объясняет, что чин этот приложен к докладу о диакониссах лишь в качестве исторической справки, а Собор, если восстановит институт диаконисс, то сам уже передаст этот чин для рассмотрения в богослужебный Отдел или, может быть, поручит этому Отделу выработать новый чин для посвящения диаконисс.

Прот[оиерей] Теодорович заявляет, что следовало бы, по обычаю, доклад о диакониссах предварить несколькими словами, и предлагает Отделу принять составленное им введение к докладу (которое при сем прилагается).

Предложение это Отдел единогласно принимает.

Засим Собрание переходит к рассмотрению вопроса о постах.

Прот[оиерей] П. А. Миртов оглашает последнюю формулировку резолюции по этому вопросу (см. л. 167).

Высокопреосвященный председатель объясняет, что Отдел вошел в рассмотрение вопроса о постах ввиду поступивших с мест многочисленных заявлений о невозможности исполнять в настоящее время посты и просьб ослабить постовую дисциплину. Практически дело это обстоит так. Многие из верующих раньше, а теперь в особенности, не соблюдают постов. В Прибалтийском крае, напр[имер], даже духовенство ест в пост скоромную пищу. Почти во всем западном крае употребляется так называемый Польский пост – это <когда> постятся даже в Великий пост с молоком. Так что в настоящее время, несомненно, постовая дисциплина сильно ослаблена. Вот на это обстоятельство нельзя закрывать глаза, а надо выяснить, как надо относиться к нарушениям устава о постах Церкви.

Прот[оиерей] Миртов: «При рассмотрении этого вопроса Отдел признал возможным в некоторых случаях несколько ослабить постовую дисциплину. К этому побуждали следующие соображения. Во-первых, тяжелое положение России в продовольственном отношении – наступившая страшная дороговизна жизни и голод. Во-вторых, соображения душепопечительного характера. Ведь в настоящее время многие верующие нарушают посты, через это ослабляется их связь с Церковью. Согрешивши в малом, они начинают погрешать против заповедей Св. Церкви и во многом другом и нередко уходят от Церкви. Между тем, нарушать посты часто заставляет их житейская нужда. И вот если бы они нарушили пост не самовольно, а с разрешения своего духовника, то связь их с Церковью не так сильно была бы ослаблена, и через это, может быть, многие из верующих остались бы в ограде Церкви».

Прот[оиерей] А. Ф. Преображенский: «В 1906 году вопрос об ослаблении постов в смысле разрешения некоторых родов пищи поднимался в Священном Синоде Константинопольской Церкви и тогда, при Иоакиме I, как можно было судить по некоторым сведениям, проникавшим в греческую церковную печать, вопрос этот принял направление в смысле некоторого послабления – так, предполагалось позволить есть яйца, молоко, сметану (даже сгущенное кислое молоко). Таким образом, этот вопрос даже в Греции, там, где он не имел такого острого значения, как у нас, и то направлялся к разрешению в смысле частичного ослабления, вероятно, вследствие заявления пастырей, что верующие тяготятся продолжительностью и строгостью постов. Мы, пастыри, кому приходится исповедовать верующих, знаем, как часто исповедующийся заявляет, что все готов исполнить, а соблюдать постов не могу. И многих верующих это тяготит, а священники затрудняются давать разрешение, за отсутствием указаний со стороны высшей церковной власти».

Прот[оиерей] Д. В. Рождественский: «Вопрос, который мы решаем сейчас, не имеет жизненного значения. Теперь, чтобы есть скоромное и разрешения-то никакого не надо. Все равно, несмотря даже на анафему, сейчас будут есть все, что только попадется и что можно достать, не разбирая – скоромное ли то будет или постное. Вот, наприм[ер], мы теперь даже конское мясо едим, а прежде это считалось нечистою пищею, еще большим грехом, чем есть молоко в Великий пост. Интересно решить два вопроса: как исторически сложилось, что монастырский устав о посте навязан мирянам, и к нам, русским православным, применяется тот устав, который был выработан в другой стране и удобен в совершенно других условиях жизни. Так, в церковном уставе о посте указаны смоквы, финики и пр., а не говорится ни об огурцах, ни о картошке. По уставу в первые три дня первой недели Великого поста не позволяется вкушать никакого растительного масла и даже вообще горячей пищи. Как это возможно, положим, для самоедов, организм которых привык к жирам? У нас, в Русской Церкви, нет своего собственного устава о постах, и следовало бы его составить заново».

Высокопреосвященный председатель: «Действительно, наш устав о постах приспособлен для южных стран. Греки говорят, что у них поститься легко – вышел к морю, и все можно достать, а кроме того, маслины в большом употреблении. Но в северных странах этот устав неприменим. Некоторые дикари употребляют в пищу только рыбу, даже без хлеба; как же можно заставить их поститься в Великий пост?»

Прот[оиерей] А. Ф. Преображенский замечает, что в греческих монастырях даже на Афоне монахи употребляют в пищу мясо.

Прот[оиерей] Т. П. Теодорович предлагает мысль прот[оиерея] Рождественского о новом уставе о постах изложить во введении к докладу Отдела.

Прот[оиерей] П. А. Миртов предлагает составить такое введение. В нем будет сказано, что Православная Русская Церковь не имеет своего устава о постах, принятый теперь у нас способ пощения – греческий, что составление такого устава вызывается требованиями жизни и крайне желательно, а сейчас, пока такого устава, приспособленного к условиям русского быта, нет, и ввиду чрезвычайно тяжелых условий настоящей жизни Отдел признает возможным ослабление в некоторых случаях постовой дисциплины.

Прот[оиерей] Т. П. Теодорович возбуждает вопрос о том, как надо понимать ослабление постовой дисциплины – в отношении времени или же родов пищи, и какие в этом случае надо установить нормы.

Высокопреосвященный председатель предлагает указать в резолюции, что облегчение поста может выражаться или в сокращении времени пощения, или в разрешении некоторых родов пищи. Но о последнем следует упомянуть лишь в общей форме, а не указывать, какие именно роды пищи можно разрешить употреблять в пост. Не говорить, положим, что разрешается вкушать молоко, яйца и т. д. Это надо сделать во избежание возможных укоров, напр[имер], со стороны старообрядцев.

Прот[оиерей] П. А. Миртов предлагает новую резолюцию о постах, составленную им на основании высказанных в настоящем собрании мнений.

Резолюция эта, после некоторых поправок редакционного характера, принимается Отделом в следующем виде:

«Верный духу апостольских преданий Священный Собор Православной Российской Церкви благоговейно и неизменно чтит все посты, как упоминаемые 69-ым ап[остольским] правилом, так и посты, вошедшие в практику Церкви позднее силой обычая, но по соображениям душепопечительного характера и во внимание к тяжелым условиям жизни находит возможным предоставить пастырям Церкви право ослаблять постовую дисциплину в отношении родов пищи и продолжительности пощения и даже ввиду исключительных народных бедствий, наприм[ер] голода и эпидемий, освобождать свою паству от обязательного соблюдения постов».

Засим высокопреосвященный председатель сообщает, что Собором передан на совместное обсуждение редакционного Отдела и Отдела о церковной дисциплине вопрос о праве женщин участвовать в благочиннических советах.

И. М. Громогласов заявляет, что вопрос этот едва ли полезно будет решать на настоящем собрании. Необходимо подготовить материалы – навести справки из соборных определений касательно круга дел благочиннических советов, вообще необходимы подготовительные изыскания, а сейчас рассуждения будут носить чисто случайный характер.

Прот[оиерей] Миртов заявляет, что Собором вопрос этот предрешен. Собор уже принял, что женщины не могут участвовать в судебно-административных учреждениях, нап[ример] в Епархиальном совете. И если мы признаем, что благочиннический совет, где могут рассматриваться дела о проступках членов клира, является учреждением судебно-административным, то, конечно, женщины в благочиннические советы допущены быть не могут.

С этим мнением Отдел соглашается и постановляет: сообщить о сем через высокопреосвященного Иоасафа пред[седателю] редакционного Отдела С. Г. Рункевичу.

Прот[оиерей] Суворов просит в ближайшем заседании Отдела рассмотреть вопрос о праве женщин входить в алтарь.

Прот[оиерей] И. М. Громогласов, по просьбе собрания, соглашается прочитать по этому вопросу доклад.

Следующее заседание назначается в понедельник 30 июля (12 августа). На повестку назначено: 1) доклад проф[ессора] Громогласова «О праве женщин входить в алтарь» и 2) доклад третьего подотдела «О молитве за мертворожденных детей».

Председатель архиепископ Иоасаф.

Делопроизводитель А. Полянский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 272-274 об. Машинопись. Подлинник. Подписи присутствуют.

[Проект резолюции Св. Собора о постах]

Верный духу апостольских преданий Священный Собор Православной Российской Церкви благоговейно и неизменно чтит все посты, как упоминаемые 69-м ап. правилом, так и посты вошедшие в практику Церкви позднее силой обычая, но, по соображениям душепопечительного характера и во внимание к тяжелым условиям жизни находит возможным предоставить пастырям Церкви право ослаблять постовую дисциплину в отношении родов пищи и продолжительности пощения и даже, ввиду исключительных народных бедствий, напр[имер], голода и эпидемий, освобождать свою паству от обязательного соблюдения постов.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 276. Рукопись. Подлинник. Подписи отсутствуют. На верхнем поле «А», на нижнем поле «Б».

Приложение:

Доклад по вопросу о восстановлении чина диаконисс