Протокол № 25

16 (29) августа 1918 г.

Заседание происходило в зале Скорбященского монастыря под председательством высокопреосвященного Кирилла, митрополита Тифлисского, в присутствии 18 членов, согласно прилагаемому списку; началось в 6 час[ов] вечера.

М.Ф. Глаголев делает сообщение о прохождении на Соборе докладов Отдела: 1) о школьном преподавании Закона Божия и 2) о внебогослужебном, внешкольном религиозном просвещении народа.

Первый доклад возвращен Собором в Отдел для общей переработки, и Отделу предстоит вопрос, в каком виде вновь внести его на Собор. Из второго доклада Собором приняты 12 статей; статью 7-ю поручено Отделу разработать вновь, а ст. 14–18 отложены до выяснения вопроса об органе управления школьно-просветительным делом Церкви.

Председатель предлагает к обсуждению ст. 7-ю доклада о внешкольном просвещении народа.

Ст. 7-я. «Прихожане, не имеющие начальных познаний в Законе Божием, обязываются к прослушанию внешкольного курса по очереди, определяемой в самом приходе».

Ввиду того, что этой статьей вводится обязательное научение верующих истинам веры, по примеру оглашения или катехизации в Древней Церкви, профессор В. А. Керенский делает доклад об оглашении и в современных западных инославных церквах. Доклад при сем прилагается.

Термин «κατήχησις», соответствующий русскому слову «оглашение», имеет глубокую древность. Им выражается двоякого рода мысль: во-1-х, извещение о чем-либо громким голосом, во-2-х, сообщение о чем-либо в общих выражениях, доступных пониманию всех или, по крайней мере, многих людей. В приложении к делу церковного воспитания указанный термин употребляется для обозначения устной передачи каких-либо мыслей в противоположность письменной передаче тех же истин и при том истин элементарных, в противоположность истинам глубоким. Из языческой древности указанный термин был перенесен и в Христианскую Церковь. Словом katechumenen первоначально именовались язычники, переходящие в христианство, более или менее уже познакомившиеся с истинами христианской веры. Этим они отличались от лиц, происшедших от христианских родителей, которые приступали к таинству Крещения и которые носили наименования competentes. После подготовления катехизируемые — оглашенные (katechumenen) — обыкновенно знаменовались на лбу крестом, на них священники налагали руки и читали некоторые молитвы, после чего они получали наименование христиан, но не верующих, каковое наименование им усвоялось только после принятия таинства Крещения. Можно считать несомненным, что в Апостольской Церкви лица катехизируемые, предназначенные к таинству Крещения, как лишенные еще Св. Духа, не вводились в глубины христианской веры. Даже на последней ступени своего духовного развития пред таинством Крещения они признавались как бы младенцами веры, о чем можно судить по тому, что и при молитвах, читаемых за них или по поводу их, слово «аминь» произносили не они, но другие верующие, уже получившие таинство Крещения. Из истории крещения евнуха царицы эфиопской (Деян. VIII. 30–40), сотника Корнилия (Деян. Х. 34–43) и начальника тюрьмы в Филиппах (ХVI. 30–32) можно предполагать, что катехизация заключалась в кратком изложении главных моментов возникновения и истории царства Божия на земле, или Церкви Христовой, и признания оглашаемым преподанных ему истин, после чего обычно совершалось крещение.

Если от апостольской Церкви перейдем к двум последующим векам существования Христианской Церкви, то увидим, что и в это время катехизация верующих не была поставлена более или менее хорошо. Видно это и из того, что даже и в это время не существовало специальных лиц, занимавшихся обучением лиц, желающих вступить в Церковь, и из того, что главной школой обучения оглашаемых истинам христианской веры служило богослужение, к которому одни допускались в большей мере, другие в меньшей. Пополнение того, что оглашаемые получали при богослужении, они приобретали дома от частных лиц, а не от специальных катехетов. Катехеты как особый институт упоминаются в первый раз в Климентинах и Апостольских постановлениях, происхождение каковых документов относится к концу второго и началу третьего веков. К этому времени устанавливается и классификация катехизируемых, так как различаются четыре класса их: 1) audientes (слушающие), genuflectentes (приклоняющиеся), competentes (просящие) и rudes (не просвещенные). И в это время продолжительность катехизации, однако же, точно не была определена, так как была различна в зависимости от старания и способностей оглашаемых. Иногда она продолжалась два года и даже более лет. Оглашение блажен[ного] Августина продолжалось восемь месяцев, а св. Маррина, который уже десяти лет вступил в число оглашаемых, — 8 лет. Некоторые считались катехизируемыми до глубокой старости, так как принимали крещение, будучи старцами, другие, как, например, св. Константин Великий, до самой смерти. Первые более или менее ясные указания на совершение обучения катехизируемых, или, что то же, оглашаемых, можно находить в Иерусалимской Церкви у Евферия и св. Кирилла Иерусалимского в первой его катехизической беседе. Из этой его беседы можно видеть, что катехизируемые обучались символу веры, и кроме того, им предлагались особые катехизические беседы, по всей вероятности, содержащие в себе объяснение Символа веры. Десятисловие, можно предполагать, не входило в содержание обучения катехизируемых. Потом, судя по сочинению блаж[енного] Августина «De rudibus catechisandis», к Символу веры как материалу обучения катехизируемых были присоединены 10 заповедей, и при том, так как эти заповеди в ХVIII гл[аве] указанного сочинения блаженного Августина поставлены в число flagellaris praеcepta (заповеди наказания), можно предполагать, что обучение 10 заповедям предназначалось преимущественно для лиц с антиморальным поведением. Из свидетельств Цезаря Арльского, Фауста Регимского и Ферранда к Фумгенцию Руспенскому можно видеть, что с VI в. к Символу веры и 10 заповедям при обучении оглашаемых присоединяется еще молитва Господня, первоначально предназначаемая только для взрослых, а потом, после отделения таинства Миропомазания от таинства Крещения, и для детей. В последующее время, приблизительно с VII века, содержание обучения катехизируемых еще более расширяется: им предполагаются исторические данные из Христианской Церкви и моральные наставления, в силу чего при изложении указанного материала употребляется троякий метод: narratio (повествование), interrogatio (вопрос и ответ), adhortatio (наставление). Первый метод narratio прилагается к историческому материалу, предлагавшемуся катехизируемым, второй interrogatio — к догматическому материалу и третий adhortatio — к моральному. Самый акт оглашения сопровождался различными знаками, наприм[ер], заклинанием, вложением соли на язык оглашаемого, помазанием его освященным елеем и проч[ее].

Так было до IX века, как об этом свидетельствуют некоторые сохранившиеся от указанного времени проповеди. В Средние века, с развитием папской системы, в содержание обучения катехизируемых вошло учение о семи Таинствах, что, несомненно, объяснялось тем обстоятельством, что средневековое папство, несомненно, придавало большое значение и указанному учению. Сохраняемое для молодых людей таинство Миропомазания, а следовательно, и катехизация в Средние века заменяется тайной исповедью, так как при посредстве ее священник мог оказывать более сильное влияние. Протестанство, отделившись от римского католичества, сохранило оглашение в том виде, как это было в Римской Церкви, но потом начало производить радикальные реформы в изложении материала для катехизируемых, вошедшего потом в Малый катехизис. Здесь хотя удержаны: 1) Десятисловие, 2) Символ веры, 3) Отче наш, 4) учение о Таинствах, но изложены в духе строго лютеранском, наприм[ер], учение о грехе как радикально извратившем духовную природу человека, об оправдании одною верою без добрых дел, о различении между законом и Евангелием и учение затем о трех таинствах: Крещении, Евхаристии и Покаянии в смысле строго лютеранском. То же самое следует сказать и о реформатстве, с тою лишь особенностью, что, так как реформатство довольно существенно отличается от лютеранства в понимании Церкви, признавая за ней значение не только как за духовно благодатным, но и как за юридическим институтом, то оно в содержании материала для оглашенных, приступающих к таинству Евхаристии, удержало необходимость содержания и церковной дисциплины. Что же касается контингента лиц, подвергающихся катехизации, то он во всех западных Церквах — римско-католической, старокатолической, протестантской и англиканской — один: это дети почти совсем неграмотные, всех сословий и состояний, которых их родители обязываются посылать в воскресные и праздничные дни в храмы, где их после прочтения вечерней молитвы местный священник просвещает истинами веры, содержащимися в катехизисе. Когда засим дети достигнут должного возраста, изучат Символ веры, молитву Господню и 10 заповедей, их представляют епископу для конфирмации восприемник или восприемница. Эти же последние вместе с тем представляют епископу список приведенных к нему лиц, составленный и подписанный священником, и если епископ соглашается совершить конфирмацию, последняя совершается. Что касается того, чему должен учить священник лиц конфируемых и в каком виде, то и в этом почти все указанные Церкви согласны: Символу веры, молитве Господней и 10 заповедям в форме вопросов и ответов оглашаемых (Das allgemeine Gebetbuch, und die Vollziehung der Sacramente, und anderer Gebräuche und Ceremonien der Kirche, nach dem Gebrauch der Vereinigten Kirche von England und Irland. 1862. S. 208–214).

Преосвященный председатель по прочтении доклада ставит вопрос о необходимости оглашения верующих в нашей Церкви.

М. Ф. Глаголев заявляет, что необходимость оглашения у нас уже принята Собором: оно устанавливается ст. 3-й и 7-й доклада; между тем, статья 3-я уже принята, а ст. 7-ю Собор лишь поручил разработать Отделу. В Церквах католической и протестантской оглашение, как видно из доклада профессора Керенского, производится епископом, у нас это невозможно, и оно должно совершаться священником. Подвергать оглашению надо детей перед первою исповедью и юношей и девиц пред вступлением в брак.

Преосвященный председатель. Оглашению должны подвергаться только те, кто не получил научения в школе.

М. Ф. Глаголев. Принято, что занятия вероучением будут в школе, но чтобы они вели к цели, необходима поверка или экзамен. Его надо приурочить к первой исповеди детей. Священник следит, кто из детей прихода должен приступать к первой исповеди, назначает для этого время — лучше всего Рождественский пост. Дети в возрасте 7–9 лет собираются в храм, священник спрашивает их необходимые первые молитвы: Во имя Отца, Трисвятое, Отче наш, Богородице и Ангелу-Хранителю и довольно. Символ веры и заповеди не нужно. Потом он дает детям наставление, в котором подготовляет их к сознательному причащению. С возрастом поучение веры расширяется, и пред вступлением в брак требования должны быть большие. Когда жених приходит заявлять о своем намерении вступить в брак, он уже знает, что должен сдать экзамен. Теперь можно требовать от жениха и невесты знания Символа веры, заповедей и священной истории Ветхого и Нового завета. Испытание должно обставляться некоторой торжественностью, как для детей, так и для юношей. Сообразно с этими предположениями ст. 7-ю доклада можно было бы изложить так: «Всякий отрок и отроковица, приходящие в первый раз к таинству Покаяния и после него к Св. Причащению, должны быть испытаны священником во святом храме пред Господом в знании молитв, при этом священник преподает оглашаемым назидание из начатков веры и жизни христианской. Всякий юноша или девица, хотящие приступить к Таинству Брака, должны быть испытаны священником в святом храме пред Господом в знании молитв, Символа веры, заповедей, Закона Божия и блаженств евангельских, а также священных событий Ветхого и Нового завета».

В. А. Керенский поддерживает мысль, что оглашение должно производиться при торжественной обстановке.

Протоиерей А. Г. Альбицкий (не член Отдела) заявляет, что все эти вопросы: когда оглашать, в каком возрасте, что требовать — относятся к Отделу о церковной дисциплине. Обязать к этому может приходской устав, а не Отдел о Законе Божием. Задача нашего Отдела — научить, как преподавать Закон Божий.

Преосвященный председатель. Научить, как преподавать Закон Божий, — это дело съездов законоучителей. Собор дает общие положения о научении народа вере, поэтому и Отдел смотрит на вопрос научения шире, чем на способ преподавания. Соприкосновение Отделов неизбежно, и Собор поручил это нашему Отделу по связи со ст. 7-й нашего доклада. Теперь выясняется, что оглашение должно быть перед первой исповедью и браком. Нужно установить, когда, каким путем и в каком объеме следует производить научение вере и испытание.

Священник А. А. Попов замечает, что испытание брачующихся должно производиться пред приходским советом. Занятия с детьми лучше в Рождественский пост. Надо созывать детей в праздники днем, заранее объявлять об этом за богослужением, называть детей по особому списку по очереди деревень. Программа обучения самая простая: Трисвятое, Отче наш, Богородице.

Священник В. А. Беляев. Все эти предположения неосуществимы на деле. Нельзя все возлагать на священника — у него много дел и он не успеет в короткое время научить никакого деревенского 7-летнего ребенка вере. Это обязаны сделать родители, а священник только побуждает их к этому и в свое время спросит с них: есть ли на ребенке крест, умеет ли дитя креститься и т. п. Молитвы в 7 лет дети не выучат; довольно, если они умеют креститься, делать поклоны, различают иконы и умеют ориентироваться в церковной обстановке.

Н. И. Остроумов (не член Отдела, с разрешения председателя). Научение Закону Божию нужно поставить организованно. На первом плане стоит пастырь, который должен жить жизнью своих прихожан, — он и начинает научение Закону Божию. Но в больших приходах священник не идет всюду сам. Сначала он собирает детей из ближних деревень по списку в церковь и здесь обучает их. Если в храме неудобно, хотя можно устроить сидения, то следует приспособить сторожки, богадельни. Священника может заменить дьякон или псаломщик, прихожане. Труднее с дальними деревнями. Туда священник приезжает в назначенные дни или посылает члена прихода. Помещением для обучения может служить крестьянская изба, хотя бы по очереди. После первых шагов обучения, сделанных священником, дальнейшую работу можно поручать родителям, а священник должен только проверять. Программой для испытания детей пред исповедью должны быть первые молитвы: во имя Отца, и Сына и Св[ятого] Духа, Трисвятое, Отче наш, Богородице, Царю Небесный. Кроме того, дети должны уметь различать иконы: Иисуса Христа, Божией Матери, святых и разбираться в обстановке храма.

Священник А. Г. Альбицкий относительно испытания брачующихся замечает, что прежде священники приглашали их к себе и учили, но с появлением школ этот старый обычай исчез. В старообрядческой местности дети до исповеди знают начальные молитвы и «Достойно есть». Это известно по школе. Можно добиться, чтобы родители обучали детей таковым молитвам, потому что теперь школы и большинство родителей обучены. Священник не может обучать сам детей в отдаленных деревнях, куда он редко попадает, там найдется грамотный прихожанин, который и заменит его.

Священник В. А. Беляев. Священник не может заниматься с детьми в воскресный день: много треб, молебнов, день занят до ночи, и вообще невозможно начинать обучение вере священнику. Начальное религиозное воспитание идет от матери, корни его в семье. Если говорят, что матери сами не просвещены, то священник должен их учить, а не детей. Требовать знания молитв до 7 лет невозможно. В этом возрасте доступно только предметное знание, и детям доступны только такие молитвы, как «Господи, помилуй», «подай Господи» и т. п.

А. В. Авдиев. Я боялся, что Отдел не справится с возложенной на него Собором задачей. Так и выходит. Говорить о научении Закону Божию шестилетнего ребенка невозможно. Закон Божий должен иметь значение воспитательного средства, а не быть предметом обучения. Никакой программы для детей до 7 лет не должно быть. По изучению молитв нельзя судить о том, хороший ли это христианин или нет. Я предлагаю воздержаться от детального обсуждения вопроса об оглашении детей.

Н. Ф. Миклашевский. Я хочу отметить острую восприимчивость детей в возрасте 4–5 лет. В самое короткое время они выучивают молитвы и даже Символ веры. В деревнях лучше начать подготовку к исповеди с родителей и родственников. У евреев начинают обучение детей истинам веры с 3 лет, и они воспринимают их. Наших детей следует начинать обучать с 5–7 лет чрез матерей и родных. Священники должны придти к ним на помощь, говорить с ними в церкви вместо проповеди, при целовании креста, и говорить о заповедях, о любви к ближнему, а не о молитвах. При исполнении треб в деревнях священник созывает детей и их родителей, научает их и, уезжая, поручает старшим продолжать это.

Протоиерей В. И. Синцов. Г[осподин] Миклашевский не знает условий жизни священника. Обучать детей при исполнении треб невозможно. И возраст первого испытания нельзя установить. Если школа близко — и в 7 лет знают молитвы, если далеко — и в 12 не знают. Объем знаний для детей к первой исповеди должен быть самый малый. Механического знания не нужно. Детям нужно дать понятие о Боге, что Он всесильный, все знает, всех любит и проч[ее], а молитвы выучить — только «Господи, помилуй», «Слава Тебе Господи», и может быть «Отче наш», «Царю Небесный». Предлагаю ст. 7-ю нашего доклада изложить в такой редакции: «Для того чтобы верующие христиане побуждались к оглашению себя истинами Христовой веры, Церковь допускает их к Св. Причащению под условием знания молитв первоначальных и Символа веры. Единственным или, вернее, более достигающим своей цели средством, является постановка дела совершения исповеди в приходе, и именно: а) для детей через установление особых дней говения и совершения для их причащения особых Литургий и б) для взрослых же только авторитет приходского священника как духовного Отца, связанного теснейшим образом со своею паствою духовно, каковая связь может быть достигнута прежде и больше всего чрез внимательное, терпеливое, без малейшей поспешности совершение самого священнодействия (акта) Исповеди».

Н. И. Остроумов отмечает необходимость связать религиозное воспитание с храмом. Хорошим средством для этого служит общее пение, при помощи которого дети и взрослые чрезвычайно легко выучивают молитвы. Его нужно ввести во всех храмах.

Протоиерей Т. И. Теодорович. Первую исповедь нельзя приурочивать непременно к 7 годам. Если исповедовать в 9 лет, то от детей можно и требовать больше. Я не умаляю значение семьи в научении детей вере, но руководить этим должен священник. Он научает детей, когда посещает дома прихожан. Пред обедней и Всенощной он приглашает детей и беседует с ними и этим помогает семье. Следует воспитывать и взрослых. В Холмской епархии мы с большим успехом применяем общее пение как средство религиозного научения. Однако главное значение в этом имеет семья.

Преосвященный председатель. Итак, по-видимому, все признают катехизацию обязательной для всех верующих. С раннего возраста все должны быть научены истинам веры, но в известные сроки каждый должен дать доказательства своих познаний. Первый такой срок — это первая исповедь детей. В это время требуется minimum познаний: маленький христианин должен уметь сделать крестное знамение, положить поклон, разобраться в обстановке храма, иметь понятие о Боге Вездесущем, милосердном, о Его любви к людям, уметь обратиться к Богу с краткими молитвами — прошения, благодарения и славословия; если можно — знать молитву «Отче наш», «Богородице» и все начало. По условиям места и обстановки воспитания круг знания может измениться, и из молитв можно требовать иногда лишь знания «Господи, помилуй», «Слава Отцу и Сыну», «Подай, Господи» и т. п. Дело обучения детей — обязанность священника. Но ему принадлежит высшее попечение и наблюдение, а самое обучение ребенка должно идти в семье: она приготовляет его к исповеди. Священник должен наблюдать и за старшим поколением и требовать от него знания истин веры. Когда и как научит пастырь детей и взрослых — это его дело: и за требой, и при посещении домов прихожан; может собирать детей, бывая в деревне; обучать может и лично, и чрез других лиц; следует применять общее пение и другие способы научения. Когда же придет время первой исповеди, должно быть произведено испытание детей при особой обстановке.

Изложенное преосвященным председателем относительно катехизации детей принимается Отделом в качестве общего материала для доклада Собору по этому вопросу.

Заседание закрыто в 9½ ч[асов] вечера. Следующее заседание назначается на 17 (30) августа в 6 ч[асов] вечера.

Председатель Митрополит Кирилл

Делопроизводитель Н. Сперанский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 396. Л. 177–183 об. Машинопись. Копия. Подписи — автографы.