Протокол № 25

12 (25) февраля 1918 г.

Заседание происходило под председательством митрополита Харьковского Антония в присутствии 16 членов Отдела, расписной лист коих прилагается к сему протоколу, и продолжалось с 6 до 8 ½   ч[асов] вечера.

Предметом занятия заседания, согласно постановлению Священного Собора на пленарном его заседании 12-го февраля 1918 г. было редакционное исправление представленных Священному Собору в докладе о Единоверии Старообрядчестве пунктов Положения о единоверии, начиная с 4-го. для согласования их с принятым на Священном Соборе 2-м п[унктом], по коему учреждаются единоверческие епископы с правами не самостоятельных, а лишь зависимых от правящих епархиальных православных епископов.

По воспроизведении принятого Священным Собором текста п[унктов] 2 и 3 Положения о Единоверии, митрополит Председатель предложил высказать по редакции п[ункта] 4-го. По обмене мнений Отделом принято предложение А. Г. Куляшева, что было бы соответственным п[ункту] 2-му Положения, принятому Священным Собором и более планомерным в конструкции Положения сделать перестановку в п[унктах] сего Положения 4 и 5, т. е. 5 поставить на место 4-го, а 4-й на место 5-го.

По обсуждении заисм вопроса о возможном перередактировании п[ункта] 5 Отделом была принята редакция, предложенная епископом Челябинским Серафимом и видоизмененная митрополитом Антонием, а именно, п[ункт] 4: «Епархиальные архиереи для возможно полного церковного единения между единоверием и православием имеют такое же архипастырское попечение о религиозной жизни единоверческих приходов, как и о прочих приходах, находящихся в пределах их епархий, могут посещать при обозрении своих епархий единоверческие приходы, служа в них по принятому в единоверческих церквах Уставу, точно также и единоверческие епископы, посещая единоверческие приходы, с благословения правящего Архиерея, посещают и православные приходы, служа в них по принятому там чину, и затем дают отчет правящему епископу по всей поездке».

ПОСТАНОВЛЕНО: Положение это поставить в докладе пунктом 4-м.

По пункту 4-иу, представленного в докладе Положения, или 5-му, по принятому Отделом перемещению пунктов, принята редакция митрополита Антония в следующем виде: п[ункт]  5 «Единоверческие епископы участвуют на Поместных Соборах Православной Русской Церкви в числе, определяемом Уставом Собора».

Преосвященный Серафим, предлагая проекты редакций 4 и 5 пунктов Положения, настаивал на именовании учреждаемых епископов не «единоверческими», а особыми, подчиненными епархиальному архиерею, епископами по управлению единоверческими приходами и просил занести это в протокол заседания (что и делается) в виду намерения своего выступить по сему вопросу на пленарном заседании Священного Собора.

По 6-му пункту Отделом принята редакция, предложенная прот[оиереем] С. Шлеевым, в таких выражениях: «п[ункт] 6 Кандидаты в единоверческие епископы избираются на съезде представителей единоверческого клира и мирян под председательством правящего епископа, который акт избрания со своим отзывом вносит на утверждение Высшей Церковной власти. Избранные единоверческие епископы поставляются Православными и единоверческими епископами».

Предварительно принятия этой редакции по возбужденному ею обмену мнений, митрополит Председатель голосовал вопрос, «желательно ли участие православных в избрании единоверческого епископа». Большинство голосов (10 против 6) вопрос был решен отрицательно. Преосвященный Серафим и А. Г. Куляшев заявили о своем особом по сему предмету мнении.

В 8 ч[асов] вечера митрополит Антоний оставил заседание, передав председательство Преосвященному Серафиму.

Приняв председательство, Преосвященный Серафим предлагает проект новой редакции п[унктов] «Положения», начиная с 7, с исключением из них того, что говорится о «единоверческих епархиях», так как по п[ункту] 2 Положения единоверческих епархиальных епископов не допускается. Предлагалась такая редакция:

П[ункта] 7-го — «При единоверческих епископах на общих основаниях существуют благочинные и при них благочиннические советы».

П[ункта] 8-го — «Делая взносы на свои нужды, единоверцы не освобождаются от сбора на общие нужды всей Православной Российской Церкви, а единоверческие причты данной епархии —  на местные духовно-учебные заведения и сословные благотворительные учреждения».

П[ункта] 9-го — «Во главе приходов стоят приходские собрания и советы на общих основаниях»

П[ункта] 10-го — «Все штатные священно-служительские и церковно-служительские места в единоверческих приходах замещаются по выбору приходских общин, с утверждения единоверческого епископа, ол чем последний доводит до сведения правящего епископа»

П[ункта] 11-го — «В целях благоустроения и укрепления единоверия, предоставляется единоверцам право собираться на епархиальные, окружные и Всероссийские единоверческие съезды под председательством, в первом случае — своего архиерея, во втором и третьем — под председательством епископа, указанного или Священным Синодом или Святейшим Патриархом».

П[ункта] 12-го — «Окружные и всероссийские съезды обсуждают вопросы о нуждах единоверия и вчиняют ходатайства об учреждении в той или иной епархии единоверческих епископов и изыскивают средства на содержание как их, так и канцелярий при них».

Возражений против проект[а] редакций не было. Преосвященный Серафим предлагает затем на обсуждение п[ункт] 13 (и 14 по докладу). Некоторые члены Отдела заявляют о своем сомнении по вопросу о том, входит ли в задание настоящего заседания Отдела пересмотр редакции означенного пункта. Урочное для заседания время (в виду «военного положения» в Москве) истекало. Преосвященный Серафим снимает с обсуждения этот вопрос и закрывает заседание.

Председатель М[итрополит] Антоний

И заменивший его: Серафим, епископ Челябинский

Секретарь проф. М. Васильевский

Делопроизводитель Н. Гринякин

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 364. Л. 60–61 об. Машинопись.