Протокол № 24

26 февраля (11 марта) 1918 г.

Заседание состоялось с 6¼ до 8¼ час[ов] вечера в актовом зале семинарии под председательством Серафима, епископа Челябинского, в составе 20 членов Отдела, расписавшихся на прилагаемом листе.

По открытии заседания председательствующий преосвященный Серафим заявляет, что рассмотрению Отдела подлежит вопрос о викарных епископах и о выработке для них инструкции. Засим он оглашает пять основных пунктов составленной им инструкции для викарных епископов и предлагает обсудить эти пункты.

Проф[ессор] И. М. Громогласов отмечает, что мысль о желательности преобразования викариатств в самостоятельные епархии, по-видимому, встретила сочувствие Отдела в предыдущем заседании, когда обсуждался этот вопрос. С этого вопроса и нужно начать суждения в настоящем заседании. Нужно обсудить, как Отдел смотрит на викариев: как на нечто желательное или как на переходную ступень к самостоятельности епархии, подлежит ли этот институт сохранению или упразднению.

Преосвященный Вениамин Симбирский высказывается за уничтожение викариев и за учреждение новых епархий, если будут изысканы необходимые средства. Лучше прямо идти к расчленению епархий без этой промежуточной инстанции.

Преосвященный Кирилл Тамбовский рассказывает, что к нему на днях на Соборе обратились прихожане одного села Московской епархии с просьбою, чтобы кто-либо из владык отслужил в их селе. Преосвященный считает этот факт характерным, так как он свидетельствует о потребности народа видеть литургическую полноту богослужения. Факт этот свидетельствует также, что есть положения, когда без викарных епископов не обойтись. Жизнь сама выдвинула этот институт и если он не предусмотрен канонами, то это указывает лишь на необходимость добавления канонов. Исключить из церковной жизни помощника епископа вряд ли возможно, особенно при наших многолюдных епархиях и при наших пространствах. Я, говорит преосвященный, 6 лет был викарием и думаю, что это была необходимая школа для самостоятельного служения. С благодарностью вспоминаю своего руководителя — митрополита Антония. У верующих всегда была и будет потребность жить полнотою богослужебной жизни, видеть архиерейское служение. Один архиерей не будет в состоянии дать это утешение епархии. Когда я был викарным, нас, викариев, митрополит Антоний посылал по епархии не для ревизий, а служить и проповедовать. И действительно, приходилось совершать по 3 службы в день. Требовать этого от самого митрополита невозможно. Итак, во многих пунктах России викарии необходимы, без них обойтись нельзя. Вот в Москве 5-6 своих епископов, а все же ищут епископа для служения. Речи о том, что необходимо уничтожить викариев, поднялись потому, что в некоторых местах без нужды открывали кафедры викариев и потом не давали им никакого дела. Бывало, что даже для служения викарному не отпускались рипиды, если он во время службы не совершал рукоположения. И все же Казань, Харьков, Тифлисскую митрополию представить без викариев совершенно нельзя. Где викарии требуются для богослужебной полноты, там они необходимы и для дел епархиальных. Не секрет, что, когда епархиальные епископы назначаются из лиц, не бывших ранее викарными, там епархией правит секретарь. И это понятно. В консисторском производстве было много тонкостей, на одной бумаге нужно было писать «утверждается», на другой — «исполнить». Секретарь подсказывал эти тонкости неопытному архиерею, а отсюда недалеко и от подсказывания по существу дела. Бывало, что и резолюции писались не самим архиереем, который их только подписывал. У тех, кто прошел школу викариатского служения, особенно под опытным руководством, этого быть не могло. Викариатство — подготовка, каждый самостоятельный епископ должен готовить себе преемника, делиться с ним опытом, преданиями. Говорят, что епископ-ученик унижается в своем достоинстве. Но унижения тут нет. Даже Доля самостоятельности в известной области дел почти когде везде предоставляется викарию. А когда правящий отсутствует, викарный правит епархией под общим надзором правящего. Мы можем желать, чтобы епархии дробились на более мелкие, но от пожелания до осуществления — далекая дистанция. Но даже и при разделении епархий в каждой из них останется до 1 миллиона душ православных, поэтому даже и в этом случае придется сохранить викарных. А в столицах без викариев не обойтись.

Преосвященный Вениамин Симбирский. Я согласен с преосвященным Кириллом, но только с тою оговоркою, что если самостоятельный епископ посвятит свое время епархиальным делам, а не будет ездить по епархии, то он никогда ее не узнает. Тех приходов, которые посетил мой викарий, а не я, я и не знаю. А у викария может быть субъективная точка зрения, почему иногда приходится скептически относиться к его заключениям. Засим, в Отделе на предыдущих заседаниях неоднократно заявляли, что институт викариев неканоничен. Я бы хотел слышать от ученых, действительно ли это так. И если окажется, что институт каноничный, то я присоединяюсь к преосвященному Кириллу.

Преосвященный Павел Никольско-Уссурийский. Всякое правило имеет исключение. И таким исключением должны быть викарии при митрополитах. Вообще же викариатства должны упраздняться. Путь подготовки к самостоятельности — полусамостоятельное управление. Викариатства существующие должны постепенно переводиться на положение полусамостоятельных.

Епископ Гавриил Барнаульский. У умного правящего и дурак умнеет, а у глупого — и умный глупеет. Подготовка достигается не тем, чтобы быть в подчинении у правящего, а особой пастырской школой. Митрополит Антоний был хорошим руководителем, а, например, в Томской или Оренбургской епархиях правящие епископы сами не делают и другим делать не дают. На Волыни в бытность там нынешнего митрополита Антония викарии правили каждый своим уездом самостоятельно. Так можно устроить и в других епархиях, даже столичных. Викариатство — институт неканоничный, отживший.

Председательствующий. Вопрос здесь разбирается принципиально, поэтому я просил бы не касаться отдельных личностей. По-видимому, не встречает возражений общее положение, что епархии должны делиться на более мелкие. Но нельзя не согласиться, что некоторые епархии не могут обойтись без викарных епископов. С исторической точки зрения вопрос о викариях — спорный. Преосвященный Антоний Харьковский давно уже утверждает, что викарии — институт неканонический, латинский, но серьезных доказательств у него нет. Нельзя доказать, что древность знала нынешних викариев, — хорепископы, это нечто иное. Но доказать, что у епископов не было помощников, также нельзя. Надо ставить вопрос принципиально — нужны или не нужны викарии.

Преосвященный Гавриил Барнаульский. Воспоминания о покойном митрополите Антонии не будут содействовать возрождению Церкви. Нужно вопрос о викариях рассматривать в связи с общецерковной реформой. Семинарии, консистории — все это западничество у нас не удалось. Мы от греков взяли веру и к их обычаям должны вернуться.

Преосвященный Тихон Уральский. Викарные архиереи нужны, мешает лишь уродливое отношение к ним. Викариатство — хорошая школа, особенно в епархиальном городе. Бери дело и читай — дело само покажет. А засим — поездки по епархии. Нужно только уладить отношения между епархиальными и викарными епископами. Консистория всегда сумеет представить правящему епископу любое распоряжение викария как неладное. И если бы правящие относились к викарным с любовью, то викарии безусловно были бы необходимы. Но я не согласен со специализацией, ограничением круга деятельности викариев. Дают им просфорен, псаломщиков, это все равно, как если бы ученый специализировался на ножке комара. Узкая специализация — недостаток и в медицине. Вследствие специализации у викарных почти всегда страдает административная сторона. А дело взаимных отношений между правящим и викарным губит посредствующая среда. Викарному, особенно в отдаленных епархиях, нужно предоставить больше самостоятельности. В первые века христианства епископ, хотя молодой, напр[имер], апостол Павел, а ему вся власть дана. Викарии нужны, но их должно обставить известными правами. А теперь викарный не становится самостоятельным, даже если правящий уезжает, так как он должен угадать желание правящего, угодить ему в решении дел. И таким образом, епископ на всю жизнь приобретает нерешительность. А известно, что лучше ошибка, чем нерешительность.

Преосвященный Кирилл Тамбовский. Преосвященный Гавриил (Барнаульский) возражал не против викариев, а против ненормальных отношений между правящим и викарным епископами. Это возражение — не против института, а против его применения. Надо упорядочить взаимные отношения. Путь к этому — съезды епископов. Надо этот последний вопрос выделить обсудить в епископском собрании. Конечно, желательно разделение епархий, однако, хотя бы сам архиерей лично и готов был довольствоваться малым содержанием, при нем должна быть канцелярия, а теперь и суд. Расходы на все это непосильны не только уезду, но иногда и епархии. В таких городах, как Петроград, необходимо несколько викариев.

Преосвященный Ефрем Селенгинский. Едва ли можно говорить об уничтожении викарных епископов. Этот институт имеет важное литургическое и подготовительное значение. Надеяться на быстрое дробление епархий нельзя, тормозом к этому всегда будет необходимость устройства епархиального административного аппарата. Теперь предполагаются различные епископские съезды, на которые будут уезжать из епархий правящие епископы. Кто же в их отсутствие будет управлять епархией? Здесь указывалось на существование неприязненных отношений между правящим и викарным. Причина этого — столкновение самолюбия. Но викарий в данном случае должен поступиться своим самолюбием. Бывает, что правящий предоставляет викарию лишь служить в своей домовой Церкви, но бывает и наоборот, что викарий фактически правит епархией. В Сибири есть ряд викариатств с особым назначением — миссионерских. Так, в Иркутской епархии с 1862 г. было викариатство Селенгинское, которое прекрасно оправдывало свое миссионерское назначение. Таких викариатств нельзя уничтожать. Без епископа миссия падает. Вообще надо давать викарным определенную сферу деятельности. Последним циркуляром Св. Синода все мелкие дела переданы викарным — это хорошо.

Преосвященный Александр Вологодский. Институт викарных епископов необходим особенно для начинающих. Сначала молодой епископ в епархии — как в темном лесу. Викарный может обратиться за указаниями к епархиальному архиерею, а если бы он сразу был сделан самостоятельным, то за указаниями он невольно обратился бы к секретарю или к члену консистории и оказался бы в зависимости от них.

Преосвященный Вениамин Симбирский. Бывают иногда такие викарные, что не с открытым сердцем идут к своему правящему архиерею. Другие, наоборот, проявляют мало инициативы, ждут указаний по всякому поводу. Об одном из таких викариев покойный митрополит Антоний сказал: «Хорош викарий, но мало проявляет инициативы».

Преосвященный Павел Никольско-Уссурийский. Я не согласен с мыслью преосвященного Ефрема о необходимости миссионерских викариатств: ничто не мешает преобразовать их в самостоятельные епархии. Расселение викариев по управляемым ими городам также не достигает цели. Им нужно дать больший авторитет, большие права, сделать их полусамостоятельными.

Проф[ессор] И. М. Громогласов. О канонической стороне рассматриваемого вопроса можно сказать, что названия «викарий» каноны не знают, но, по существу, епископы-помощники известны и из канонов, и из истории. Некоторые епископы еще при жизни приуготовляли себе заместителей. Но если бы мы даже убедились, что для данного института прецедентов нет, то все же, раз этот институт выдвигается жизнью, его надо создать. В данном же случае неустранимых канонических препятствий для создания института викариев нет. Мы все, по-видимому, согласны, что желательно пойти по пути территориального сокращения епархий, при коем устранялась бы надобность в викариях. Но здесь справедливо указывалась уже и сложность вопроса о разделении епархий и недостаток средств, и трудное переходное время. Значит, разделение епархий может совершиться лишь постепенно и притом длительно, а по некоторым епархиям, напр[имер], по Петроградской, Московской, викарии всегда будут необходимы, даже если эти епархии ограничатся пределами одного города. Поэтому говорить сейчас об уничтожении института викариев преждевременно. А раз викарии будут, они должны обладать определенным кругом полномочий, причем этот круг может определяться либо по принципу предметному (некоторые дела, иногда незначительные — «ножка комара», как здесь выражались), или по принципу территориальному, т. е. в смысле предоставления им всей власти в данном районе под общим руководством правящего епископа. Нам и нужно высказаться по этим положениям.

Далее голосуется первый вопрос — о желательности преобразования крупных епархий в мелкие — и принимается единогласно. Засим последовательно голосуются последующие намеченные в предыдущих прениях вопросы, и проект основных положений о викарных епископах принимается Отделом в следующей редакции:

«1. Существующие ныне епархии полежат сокращению в своих пределах, причем, где к тому представится возможность, викариатства постепенно преобразовываются в самостоятельные епархии.

2. В качестве первой ступени к этому в ведение викариев выделяются известные части епархий, в коих они под руководством правящего архиерея управляют на правах самостоятельных епископов, причем правящий архиерей и помимо этого может давать викарию и другие поручения.

3. В столичных и иных епархиях, где это окажется нужным, в ведение викариев выделяется определенный круг дел по усмотрению правящего епископа.

4. Викариатские кафедры замещаются Св. Синодом по представлениям правящего епископа.

5. Викарии получают содержание из местных источников, в размере, определяемом Св. Синодом.

6. Викарии, по возможности, состоят настоятелями монастырей».

Председательствующий Серафим, епископ Челябинский

Секретарь

Делопроизводитель Е. Петровский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 252. Л. 226–229 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы. Рукописные вставки.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 254. Л. 183–186 об. Машинопись. Копия.