Протокол № 22

23 ноября 1917 г.

Заседание происходило с 3 ч[асов] 25 м[инут] дня до 5 ч[асов] вечера в епархиальном доме, в комнате № 1.

Под председательством высокопреосвященного Тверского присутствовали расписавшиеся на прилагаемом при сем листе 13 членов Отдела.

I. Рассматриваются редактированные высокопреосвященным председателем положения Предсоборного Совета и Съезда ученого монашества об ученых иноках, составляющие продолжение рассмотренных в предыдущем заседании.

Об ученом монашестве

1. Иноки, состоящие на учебно-педагогическом или ином церковно-общественном служении, обязаны: а) хранить монашескую дисциплину, б) исполнять монашеские молитвенные подвиги в том объеме, какой возможен в их послушании, не считать для себя дозволенным проводить такую же светскую жизнь, как их сослуживцы мирского звания, ибо без этого условия невозможно сохранить монашеские обеты и должное настроение, в) не заменять без крайней нужды монашеского головного убора шляпой, г) не есть мяса и не подстригать бороды и волос, д) уступать первенство за богослужением старшим по посвящению и положению священникам и монашествующим, хотя бы и не получившим образования, и е) в случае освобождения от послушания по учебно-педагогической службе и общественно-просветительной деятельности безропотно удаляться в монастырское братство.

2. В отношении к своим родственникам ученые иноки должны считать для себя обязательным изречение св. Василия Великого на слова св. апостола Павла относительно попечения о родных (1 Тим. 5, 8), в котором он под родными разумеет не родственников по плоти, а родных по духу и сотоварищей по монастырю, причем, однако, нельзя возбранять монахам, получающим содержание, денежно помогать родным.

3. Ученым инокам, состоящим на учебной службе, не возбраняется иногда посещать родных и принимать их у себя, но ни в каком случае не разрешается поселять к себе родственниц и пребывать у родных в течение целых вакаций.

О пострижении в монашество в духовных академиях и пастырских школах

1. Студенты духовных академий и учащиеся в <п>астырских школах, самостоятельно выражающие желание принять монашество, обнаружившие искренность и устойчивость в своем настроении и достигшие 21 года — гражданского совершеннолетия, допускаются к пострижению в монашество, и им отводятся в интернате особые помещения и выдается монашеский стол.

2. С самого начала приготовления к монашеству указанные студенты должны быть под руководством духовных старцев и в каникулярное время пребывать в тех монастырях, где живут эти старцы.

3. Пострижение в монашество совершается, по благословению старца, с разрешения ректора академии или начальника пастырской школы, если они монахи, или епархиального архиерея.

4. Постригаемый по желанию вступает в Иноческое всероссийское церковно-просветительное братство без установленного взноса в это братство во время учения и приписывается к одному из монастырей братства.

5. Братство в случае нужды оказывает помощь постригаемому в сооружении иноческих одежд и изыскании средств для студенческой стипендии.

6. По окончании академического курса ученые иноки в случае желания принимаются в монастыри Иноческого всероссийского церковно-просветительного братства на 1-2 года и более для окончания своих ученых работ, для усовершенствования в богословских познаниях и вообще для иноческой жизни.

Ученые иноки на духовно-учебной службе

1. Монашествующие с высшим богословским образованием имеют право занимать административные и преподавательские должности в духовно-учебных заведениях наравне с прочими лицами, получившими высшее образование.

2. Ученые иноки, состоявшие на административных должностях в духовной школе до издания распоряжения Св[ятейшего] Синода от 18–20 марта 1917 г. (за № 1600), не подвергаются переизбранию.

3. Монашествующие лица не должны встречать препятствий как в деле религиозно-нравственного руководства учащихся, так и в отправлении богослужений и произнесении проповедей в церкви учебного заведения.

4. Иноки, состоящие на духовно-учебной службе, находятся кроме подчинения своему непосредственному начальству по школе еще и в послушании и под руководством местного епископа.

5. Желательно, чтобы монахи-преподаватели имели квартиры при монастыре или в архиерейском доме по указанию и с разрешения епархиального архиерея.

6. Монахи-педагоги пользуются всеми правами на пенсию на общих основаниях.

Ученые иноки на епархиальной службе

1. Ученые иноки должны для ознакомления со всеми епархиальными делами и управлением проходить все должности начиная с личного секретаря епархиального епископа, члена епархиального управления и кончая членом епархиального монашеского совета, живя в городском монастыре или в архиерейском доме.

2. Желательно, чтобы епархиальные архиереи приучали к епархиальным делам, давая им особые поручения и командировки, и иноков, состоящих на духовно-учебной службе.

3. Ученые иноки привлекаются местными епископами к должностям епархиальных и уездных миссионеров и к проповедничеству в епархии.

4. Личные секретари преосвященных из ученого монашества состоят членами епархиального монашеского совета.

5. Для ученого монашества, предназначаемого к высоким должностям, желательно предварительное прохождение должности настоятеля монастыря. Ученые иноки могут занимать и все остальные монастырские должности.

6. Желательно, чтобы монашествующие лица с высшим духовным образованием допускались к законоучительству во всех светских мужских учебных заведениях.

Постановлено: положения 3-е отдела «Об ученом монашестве» и 4-е отдела «О пострижении в монашество» принять с исключением из первого заключительных слов «и пребывать у родных в течение целых вакаций» и из второго заключительных же слов «и приписывается к одному из монастырей братства»; положение 3-е отдела «Ученые иноки на духовно-учебной службе» исключить; остальные положения всех отделов принять без изменения.

II. Рассматривается согласно постановлению Отдела от 29 сентября с. г. (ст. III протокола № 8) переданное на заключение его отношение Алексия, епископа Сарапульского, в Хозяйственное управление при Св[ятейшем] Синоде от 18 мая с. г. за № 1404 с запросом о том, из каких статей дохода по действующим узаконениям должна отчисляться одна треть в пользу епископа от архиерейского дома и от монастыря, где епископ состоит настоятелем.

По обмене мнений постановлено признать возбужденный настоящим отношением вопрос как не имеющий законоположительного характера не подлежащим обсуждению в Отделе и возвратить отношение по принадлежности.

III. Слушается препровожденное для рассмотрения в Отделе (см. протокол № 12) отношение подполковника Добророльского на имя обер-прокурора Св[ятейшего] Синода от 7 мая с. г. о необходимости принять меры к неотложному преобразованию или упразднению городских, особенно столичных мужских монастырей, обнаруживающих крайний упадок в них монашеской жизни.

По обсуждении этого отношения и относящихся к нему обстоятельств собрание устанавливает, что вопрос о пришедших в упадок городских мужских монастырях имеет большую остроту и что из двух мер, преднамеченных Отделом в отношении подобных монастырей — обращение в женские монастыри или приписка в целях улучшения к наиболее благоустроенным мужским обителям (протокол № 15), более полезною и применимою в данном случае является последняя. Соответственно с этим, постановлено выразить пожелание, чтобы пришедшие в упадок городские мужские монастыри были приписываемы к другим мужским благоустроенным монастырям. Благоустроенными монастырями Отдел считает Почаевскую лавру, Соловецкий, Ново-Афонский и Свято-Горский монастыри и Глинскую пустынь.

IV. По предложению высокопреосвященного председателя обсуждался вопрос об изнесении из монастырей св. икон.

При обмене мнений указывается, что хождение с иконами вне монастырей несомненно приносит большой вред принимающим участие в хождении инокам и послушникам, ставя их часто в соблазнительные условия, но в то же время эти хождения представляют важный источник дохода для многих монастырей, от которого последние не могут отказаться, и, что самое важное, они удовлетворяют религиозной потребности населения и производят на него весьма благотворное влияние. Ввиду этого часть присутствующих считает возможным не прекращать хождений с монастырскими святынями, для соблюдения же должного благоприличия во время них призвать настоятелей к личному наблюдению над сопровождающими святыни монашествующими и послушниками и к назначению в число последних лишь надежных и лучших по поведению лиц. С другой стороны, указывается на отсутствие в большинстве монастырей таких надежных лиц и на предпочтительность совершенного отказа от изнесения икон из монастырей, куда легко могут приходить для молитвы пред святынями имеющие к тому влечение миряне.

Председатель Архиепископ Серафим

Секретарь Архимандрит Гурий

Делопроизводитель Н. Туберозов, П. Протопопов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 370. Л. 114–116 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 373. Л. 163–165 об. Машинопись. Копия