Протокол № 21

22 ноября 1917 г.

Заседание происходило с 3 час[ов] 25 мин[ут] дня до 5 час[ов] вечера в епархиальном доме, в комнате № 1.

Под председательством высокопреосвященного Тверского присутствовали расписавшиеся на прилагаемом при сем листе 16 членов Отдела.

I. Рассматривается предложенная высокопреосвященным председателем сводка положений Предсоборного Совета и Всероссийского съезда представителей от монастырей о благотворительной деятельности обителей:

Благотворительная деятельность монастырей

1. Чтобы благотворительность монастырей не была случайная, а постоянная, обдуманная, определенная и являлась следствием общего сознания, что она входит в число обязанностей монастыря наравне с постами, молитвенными подвигами и служениями, необходимо каждому монастырю, рассчитав свои средства и определив потребности местности, установить ежегодный расход на все виды благотворительности, определенной заповедями Христа Спасителя.

2. Монастырская благотворительность должна выражаться: а) в обеспечении приюта и ухода за престарелыми и больными иноками своей обители, б) в призрении и лечении престарелых и больных иноков тех обителей, где не может быть устроено своих богаделен, по распоряжению епархиального монашеского совета, который должен изыскивать средства на содержание в одном из монастырей епархии этой богадельни, в) в устройстве лазарета с аптекой для заболевающих иноков и послушников, г) в устройстве, где возможно, такого же приемного покоя и аптеки для удовлетворения нужд богомольцев и местного населения, д) в устройстве приюта для сирот при церковно-монастырской школе, е) в учреждении убежища для инвалидов, убогих и престарелых из мирян и ж) в устройстве странноприимных домов.

3. Монастыри должны приходить на помощь населению во время народных бедствий — голода, войны и повальных болезней, а также помогать семьям заключенных в тюрьмах, кормить нищую братию и одевать нагих.

4. Для того чтобы в монастырях были иноки, знакомые с уходом за больными, желательно, чтобы каждая епархия или целый митрополичий округ организовали в одном из хорошо обеспеченных монастырей, где имеется своя больница, периодические фельдшерские курсы для иноков.

5. Деятелями в монастырских благотворительных учреждениях должны быть иноки (или инокини), и послушание их следует организовать так, чтобы они могли посещать богослужение.

По обмене мнений постановлено в положении втором провести различие между обязательными для монастырей видами благотворительности и только желательными, осуществимыми при наличии у монастырей известных средств и условий, для чего его редактировать следующим образом: «Монастырская благотворительность должна выражаться в заботах о помощи своим насельникам и мирскому населению. Каждый монастырь обязан обеспечить приют и уход своим престарелым и больным инокам. Если монастыри не могут устроить своих богаделен и лазаретов, то распоряжением епархиального монашеского совета изыскиваются средства на учреждение общих для всех монашествующих епархии богадельни и лазарета в одном из монастырей епархии. Желательно устройство, где возможно: а) приемного покоя и аптеки дли удовлетворения нужд богомольцев и местного населения, б) приюта при церковно-монастырской школе для сирот, в) убежища для инвалидов, убогих и престарелых из мирян и г) странноприимных домов». Остальные положения принимаются без изменений.

II. Рассматриваются переработанные высокопреосвященным председателем положения Предсоборного Совета и Всероссийского съезда представителей ученого монашества 7–14 июля с. г. об ученом монашестве:

1. Несмотря на существование в России двух различных видов монашества, так называемого ученого и простого, монашество едино в силу единства иноческой жизни.

2. Все ученые иноки должны состоять в числе братии какого-либо монастыря; иноки, подвизающиеся вне обители, должны находиться в живом общении с братией своей обители, проживая в ней в свободное время летом и содействуя ее деятельности.

3. Среди монастырей могут быть выделены монастыри с особым учено-миссионерско-просветительным назначением, в числе братии которых были бы ученые монахи. Настоятелями таких монастырей должны назначаться архиереи.

4. Образованные иноки желательны и в числе братии обителей общемонастырского типа для просветительной работы среди насельников монастыря и мирского населения. Образованные иноки, не оставляя просветительной деятельности среди мирян, должны выполнять свой долг перед всем иночеством и обратить особое внимание на подъем просвещения среди монастырских насельников.

При обсуждении этих положений внимание собрания останавливается прежде всего на вопросе о том, каким образом ученые иноки могут осуществлять требование о вступлении в братию какого-либо монастыря (положение 2), причем одни полагают необходимым, ввиду возможности отказа монастырей от приема ученых иноков в случае лишь единоличной просьбы их об этом, издать особое распоряжение, запрещающее таковые отказы, или же предоставить зачисление иноков в монастыри усмотрению власти, с разрешения которой совершается их пострижение; другие же находят, что ученые иноки должны поступать в братию монастырей в обычном порядке еще до пострижения. Затем обмен мнений касается замещения должностей настоятелей в монастырях с особыми учено-миссионерско-просветительными задачами (положение 3) и возлагаемой на образованных иноков обязанности заботиться о просвещении необразованной части насельников своего монастыря (положение 4). Большинство собрания высказывается за назначение настоятелями учено-миссионерско-просветительных монастырей соответствующих назначению последних иноков, хотя бы они и не были в сане архиерея, и не соглашается с высказанным одним из членов опасением, что возложение на одного из рядовых членов братии просветительной миссии по отношению к другим членам может внести разделение в среду братии и создать неудобное положение для самого инока-просветителя.

Постановлено: принять приведенные положения в предложенной редакции, за исключением положения 3-го, в котором исправить заключительные слова «настоятелями таких монастырей должны назначаться архиереи» на «настоятелями таких монастырей должны назначаться иноки, соответствующие специальные задачам монастыря».

Председатель Архиепископ Серафим

Секретари Архимандрит Гурий

Делопроизводители Н. Туберозов, П. Протопопов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 370. Л. 110–112. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 373. Л. 159–161. Машинопись. Копия