Протокол № 21

3 (16) апреля 1918 г.

Началось в 7 ч[асов], окончилось в 8 ч[асов] 45 м[инут] вечера, под председательством высокопреосвященного Иоасафа, архиепископа Можайского и Коломенского, присутствовали семь членов Отдела, список которых с их подписями при сем прилагается.

1. Слушали: протокол предыдущего заседания Отдела от 26 марта (8 апреля) сего года за № 20.

Постановили: утвердить протокол означенного заседания.

2. Слушали представленный протоиереем Т. П. Теодоровичем протокол заседания подотдела о церковной дисциплине для разработки вопросов о священнослужителях и клире от 19 марта (1 апреля) сего года, заключающий в себе сведения о группировке отнесенных к этому подотделу вопросов и намеченных докладов по ним для общих заседаний Отдела.

Постановили: приложить означенный протокол подотдела к протоколу настоящего заседания Отдела.

3. Слушали: а) заявление комиссии по вопросу о диакониссах с объяснениями по поводу выработанного ею проекта доклада в Священный Собор о восстановлении чина диаконисс и б) самый проект означенного доклада, распадающегося на 9 статей (заслушанные заявление и проект доклада при сем прилагаются особо).

При обсуждении проекта доклада в него были внесены некоторые изменения. Докладчиком на Соборе по вопросу о диакониссах был избран протоиерей Т.П. Теодорович, с его на то согласия.

Постановили: назначив докладчиком на Соборе по вопросу о диакониссах прот[оиерея] Т. П. Теодоровича, внести незамедлительно в Священный Собор для рассмотрения, если окажется возможным, до перерыва соборных занятий, следующий доклад:

Священному Собору Православной Российской Церкви

Отдела о церковной дисциплине

Доклад

по вопросу о восстановлении чина диаконисс

I. В Русской Православной Церкви учреждается чин диаконисс применительно к тому виду, в каком он существовал в древней Церкви.

II. Диакониссами называются девы и однобрачные вдовы в возрасте не моложе 40 лет, давшие обет целомудрия и пожизненного служения Церкви Христовой, по тщательном испытании их познаний и жизни, посвященные епископом и причисленные к клиру.

Примечание. Епархиальный епископ может в исключительных случаях посвящать и более молодых дев и однобрачных вдов, а также замужних женщин, ради подвига воздержания прекративших брачное и совместное сожительство с мужьями по обоюдному согласию.

III. Посвящение диаконисс совершается епархиальным епископом или по его личному усмотрению, или по ходатайству настоятеля прихода применительно к древнему чину (изданному Гоаром, еп[ископом] Порфирием и проф[ессором] Дмитриевским, вкратце изложенном в Синтагме Властаря, см. приложение к сей статье).

IV. Обычная одежда диаконисс должна отличаться однообразием и скромностью цвета и покроя. Отличительной одеждой диаконисс служит мафорий – покрывало белого цвета, одеваемое на голову и ниспадающее на плечи. Богослужебной одеждой их является орарь, возлагаемый на шею, причем оба конца его спускаются вперед под мафорием.

V. Служение диаконисс есть подвиг безмездный, хотя они могут получать пособие в случае необходимости из средств, изыскиваемых приходом, но не из доходов прочих членов причта.

VI. Диакониссы по самому званию своему состоят членами приходских собраний и советов с решающим голосом.

VII. Под руководством священнослужителей диакониссы служат: 1) храму Божию и 2) приходу.

1) Служение их храму состоит в сохранении порядка и чистоты в нем. В частности диакониссы:

а) Присутствуя за богослужением, наблюдают за поведением в храме женщин и детей, помогают подносить детей к причащению, услуживают при крещении детей и взрослых женщин и вообще во всем содействуют поддержанию порядка при богослужении;

Примечание. В отсутствии псаломщика диакониссы могут исполнять его обязанности.

б) Во внебогослужебное время они заботятся о сохранении чистоты в храме, в особенности в алтаре, о содержании в исправности священных облачений и церковной утвари и вообще содействуют благолепию храма Божия.

2) В приходе служение диаконисс состоит в выполнении поручений священнослужителей, главным образом в отношении женщин и детей. В частности диакониссы:

а) не имея права на богослужебное церковное учительство (гомилию), помогают священнослужителям в учительстве частном (в катехизации) в доме, в школах и в храме во внебогослужебное время и всячески содействуют распространению религиозно-нравственной литературы;

б) помогают священнослужителям в заботах и трудах по призрению сирот и вообще в делах благотворительности: содействуют в изыскании на это средств, посещают квартиры бедных и больных и несут службу в приходских благотворительных учреждениях;

в) содействуют священнослужителям в руководстве приходскими церковницами, кружками сестер и женскими обществами религиозного характера.

Примечание. Желательно, чтобы диакониссы, особенно сельские, знакомили женщин прихода с основными необходимыми знаниями по гигиене, домашнему и сельскому хозяйству.

VIII. Девы и однобрачные вдовы, желающие принять звание диаконисс, но не достигшие установленного возраста или не имеющие надлежащих познаний, допускаются к исполнению их обязанностей со званием церковниц без посвящения, но с правом входить в алтарь с благословения настоятеля.

IX. Слушали: сделанный проф[ессором] А. И. Карабиновым перевод с греческого древнего чина поставления диаконисс (Гоар, Eucologia, p. 218, — по рукописям VIII-IX и XI вв).

Постановили: приложить к вышеприведенному докладу следующий чин поставления диаконисс.

«По еже совершитися св. возношению и отверзтися вратом, прежде еже реши диакону «Вся святыя», приводится хотящая поставлятися ко архиерею и возглашая «Божественная благодать», преклоняющей ей главу, возлагает руку свою на главу ея и творя кресты три молится сице:

Боже Святый и Всесильный, иже рождением по плоти от Девы Единородного Твоего Сына и Бога нашего освятивый женский пол, и не мужем токмо, но и женам даровавый благодать и наитие Св. Духа, Сам и ныне, Владыко, призри на рабу Твою сию и призови ю в дело служения Твоего и ниспосли ей богатый дар Св. Твоего Духа. Сохрани ю в православной Твоей вере и непорочнем житии, во благоугождении Тебе выну свое служение совершающую. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно Аминь.

И по амине творит един от диакон молитву тако.

Миром…

О свышнем…

О мире…

О архиепископе нашем (имя рек), о священстве, заступлении, пребывании, мире, здравии его и о деле руку его Господу помолимся.

О проручествуемой ныне диакониссе и о спасении ея Господу помолимся.

Яко да человеколюбец Бог нескверно и непорочно служение дарует ей Господу помолимся.

О благовернейшем и боголюбезнейшем царе нашем Господу помолимся.

О избавитися…

Заступи, спаси…

И внегда совершатися сей молитве от диакона, епископ имея подобне руку на главе поставляемыя, молится тако:

Владыко Господи. Иже божественным советом жен посвятивших себе, якоже подобает служити святым Твоим домом не отревающий, но сих в чине служителей приемый. Даруй благодать Св. Твоего Духа и рабе Твоей сей, восхотевшей посвятити Ти себе, благодать во еже исполнити служение, якоже даровал благодать служения Твоего Фиве, юже призвал еси в дело служения. Подаждь и сей Боже неосужденно пребывати во свв. Твоих храмах, пещися о своем житии, паче же о целомудрии, и совершенну рабу Твою, да представши судищу Христову, достойное благого жития улучит воздаяние.

Милостию и человеколюбием Единородного Твоего Сына, с ним же благословен еси и прочая.

И по амине облагает выю ея низу мафория диаконским орарем, оставляя напреди оба конца (его). И тогда стояй на амвоне диакон глаголет – Вся святыя и прочая.

По еже причаститися ей Св. Тела и Св. Крови подает ей архиепископ св. потир, его же приемлющи поставляет на св. престол».

М. Властаря (л. б. гл. XI)

Над диакониссой следует творить, за исключением немногого, то же, что и над диаконами. Следует, чтобы она приводилась к св. престолу покрытая мафорием, края которого свешиваются наперед. По возгласе «Божественная благодать» поставляема не преклоняет колен, но только голову; архиерей, возложив на нее руку, молится о том, да совершит она дела служения своего безукорительно, проявляя целомудрие и честное житие, и да пребывает во свв. храмах, но не повелевает служить ей Свв. Тайнам, или вручить ей рипиду, как бывает при поставлении диакона. Затем архиерей возлагает на шею ей под мафорий диаконский орарь так, чтобы концы его свешивались наперед. Во время же причащения она причащается Свв. Таин после диаконов. Затем она принимает потир от рук архиерейских, но никому не преподает Свв. Таин, а тотчас же поставляет его на св. престоле.

Председатель Отдела архиепископ Иоасаф.

Делопроизводитель М. Струженцов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 244-246 об. Машинопись. Подлинник. Подписи присутствуют.

Приложение:

Доклад по вопросу о восстановлении чина диаконисс