Протокол № 20

17 ноября 1917 г.

Заседание происходило с 3 час[ов] 25 м[инут] дня до 5 час[ов] вечера в епархиальном доме, в комнате № 1.

Под председательством высокопреосвященного Тверского присутствовали расписавшиеся на прилагаемом при сем листе 12 членов Отдела.

Собранию была предложена на рассмотрение следующая составленная высокопреосвященным председателем сводка положений Предсоборного Совета и Съезда представителей от монастырей.

I. Образовательные учреждения для монашествующих

1. Для будущего самого монашества необходимо озаботиться о подъеме религиозного просвещения и общего образования среди насельников обителей. В священный сан должны посвящаться иноки, получившие некоторое образование в миру или прошедшие курс учения в монастырской школе.

2. Для просвещения монастырской братии надлежит: 1) еженедельно вести при помощи сведущих лиц религиозно-нравственные и богословские беседы для всех насельников; 2) учредить в лаврах и больших монастырях особые общеобразовательные школы для пополнения образования иноков и послушников; 3) устроить там же школы для монахов и иеродиаконов, которые предназначаются к посвящению в иеромонаха и иеродиакона; и 4) в каждой епархии, если окажется возможным по местным условиям, основать в одном или нескольких монастырях также общеобразовательные школы для иноков и послушников, в которые бедные и малые обители могли бы посылать учиться свою братию. Об организации таких школ и об изыскании средств на их содержание должен заботиться епархиальный монашеский совет.

3. Кроме того, для неграмотных и малограмотных монастырских насельников (и насельниц) соответственно их возрасту и способностям следует устраивать занятия по обучению начаткам веры, церковно-гражданской грамоте и церковному пению.

4. В целях поддержания духовного просвещения среди братии каждый монастырь должен иметь свою библиотеку из книг духовно-нравственного содержания, аскетических и святоотеческих и снабжать ими в должной последовательности насельников монастыря. В библиотеке желательно иметь сочинения богословского, церковноисторического, проповеднического и назидательного содержания. Важно, чтобы библиотекарем был монах развитой, могущий следить за выходом духовной литературы и с благословения настоятеля выписывать новые книги и разумно предлагать их братии для чтения. В выборе книг для чтения должны участвовать духовники и старцы, если таковые имеются в обители.

5. Для развития проповедничества в среде иеромонахов весьма необходимо кроме приобретения для библиотек творений св. отцов и известных в России проповедников обучать более способных иеромонахов выразительному и толковому чтению этих проповедей. Нельзя допускать, чтобы иноки, не просматривая и не изучая проповедей и творений, которые им назначены для чтения за богослужениями, являлись на свое послушание. Хорошее, выразительное чтение может вполне заменить иногда живое слово, а потому для обучения таковому, за неимением учителей среди монашествующих, дозволительно приглашать их со стороны.

6. Каждая епархия, имеющая несколько обителей, должна стремиться к устройству в одном из монастырей на началах общежития богословской монашеской школы для подготовки проповедников, учителей и миссионеров, с курсами по прикладным знаниям для приготовления руководителей по разным отраслям этих знаний.

II. Миссионерско-просветительная деятельность монастырей

1. Служение монастырей мирскому населению, как то: богомольцам и жителям окружной местности, может совершаться не только в духовном и материальном отношениях, но и в просветительном, выражаясь прежде всего в истовом, уставном совершении богослужения, в духовничестве и старчестве, где последнее имеется, в проповедничестве во время богослужений, в совершении молебных пений и крестных ходов, в устройстве внебогослужебных бесед для народа и в бесплатной раздаче брошюр и листков религиозно-нравственного характера, а также в устройстве школ.

2. В дни наибольшего стечения народа в обители, при встречах и проводах чтимых икон, во время храмовых торжеств и прочих празднеств, начальствующие в монастырях обязаны озабочиваться произношением народу проповедей живым словом, за литургией — после причастного стиха, и за всенощной — после первой кафизмы, и летом около собора, если весь народ не вмещается в храме, а также устройством внебогослужебных бесед в монастырской ограде, а для этого при неимении проповедников из монашествующих приглашать епархиальных миссионеров, их помощников и лучших приходских священников в округе. Предметами бесед могут быть не только религиозно-нравственные вопросы, но и описание празднуемого события и изложение истории обители.

3. Желательно, чтобы в больших обителях, а также в каждой епархии были образуемы из монашествующих кружки или братства проповедников, члены которых могли бы предлагать богомольцам и братии живое слово и внебогослужебные собеседования. По приглашению епархиального монашеского совета эти проповедники должны посещать в праздничные дни известные монастыри и проповедовать богомольцам.

4. Желательно, чтобы более обеспеченные монастыри, подражая обителям, широко развившим свою издательскую деятельность, посвятили часть своих сил на издательство религиозно-просветительных листков, брошюр, книг, календарей и журналов для распространения их в народе. Забота об осуществлении означенного издательства ложится на епархиальный и всероссийский монашеские советы.

5. В местностях, зараженных сектантством, расколом и иноверием, просветительная деятельность монастырей должна носить миссионерский характер.

6. Некоторые монастыри, расположенные среди инородческого населения, должны посвятить себя преимущественно благовестническому служению, а другие могут иметь специально-миссионерский характер и заводить училища, преследующие миссионерские задачи.

7. Для распространения среди населения книг религиозно-нравственного содержания, икон хорошего Строгановского письма и предметов религиозного обихода устраиваются во всех монастырях иконно-книжные лавки.

8. При всех монастырях должны быть церковно-монастырские школы с ремесленным обучением, одноклассные или двухклассные, смотря по средствам монастыря. При неимении среди братии учителей специальной подготовки таковые приглашаются со стороны. Размер вознаграждения учителя стоит в зависимости от местных средств.

По обсуждении настоящей сводки постановлено: 2-е положение главы об образовательных учреждениях для монашествующих принять с дополнением в п. 4 слов «школы для иноков и послушников, в которые бедные и малые обители могли бы посылать учиться свою братию» словами «с тем чтобы учащиеся по окончании учения возвращались в свои монастыри»; положение 6-е той же главы ввиду трудности осуществления содержащегося в нем требования опустить; остальные положения сводки принять в предложенной редакции.

Председатель Архиепископ Серафим

Секретарь Архимандрит Гурий

Делопроизводители Н. Туберозов, П. Протопопов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 370. Л. 106–108 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 373. Л. 154–156 об. Машинопись. Копия