Протокол № 20

23 ноября 1917 г.

Заседание открыто заместителем председателя преосвященным Пахомием в 5 ч[асов] 20 м[инут] вечера в комнате № 2. Присутствовали сорок три (43) члена, расписавшиеся на прилагаемом листе.

I. Оглашен протокол 18-го заседания, бывшего 16 ноября.

II. Преосвященный Пахомий предложил вниманию Отдела доклад, составленный им с целью указать на неправильности в чтении евангельских зачал от Луки и на необходимость устранить происходящее от сего нарушение Устава согласованием его указаний с древней практикою и практикою восточных церквей.

Объяснив самое происхождение нарушения устава о чтении евангельских зачал при переходе от Матфея к Луке в период, следующий за Воздвижением, преосвященный указал на правильную практику Греческой и Румынской Церквей, поддерживаемую соответствующими мерами вроде издания специальных правил-таблиц, печатания глав при Евангелиях и самих Евангелий в порядке церковных чтений (апракос). Присоединяя свое мнение к аналогичному начинанию г[осподина] Мироносицкого («Церк[овные] вед[омости]» за 1916 г. № 9), преосвященный попутно отмечает нарушения Устава и в чтении Апостола и заключает приглашением Отдела к признанию необходимым от лица Собора предложить клирикам Православной Русской Церкви читать евангельские и апостольские зачала по Уставу, сообразуясь с его указаниями и с особым «сказанием» и достигая этого при помощи рекомендуемых правил-таблиц и употребления недавно изданного Св. Синодом Евангелия в порядке чтений.

При открывшемся обмене мнений были высказаны следующие соображения:

1) о полной приемлемости внесенного преосвященным предложения как приближающего русскую церковную практику к практике Греческой Церкви, имеющей весьма удобно изданное Евангелие с воскресными недельными, великопостными и другими чтениями, с пасхальной таблицею и указателем для всех воскресных дней на целый год (о. Параскевов) и в виде ожидаемой от применения Евангелия «апракос» пользы для Церкви в смысле правильного и стройного чтения зачал (высокопр[еосвященный] арх[иепископ] Димитрий);

2) об опасности соблазнов для раскольников и сектантов, могущей быть от переиздания в другом виде, и, следовательно, от изменений богослужебных книг Евангелия и Апостола (о. Волков, еп[ископ] Андроник, г[осподин] Зверев, о. архим[андрит] Паисий);

3) о допустимости лишь перепечатки и приложения к Евангелию таблиц, без поощрения полной беззаботности и невнимательности к Уставу и читаемому евангелисту (о[тцы] Чельцов и Добровольский);

4) о желательности в целях практически-педагогических издания Евангелия на воскресные дни на русском языке для воспитания сознательности православной паствы (о. Секундов), на славяно-русском языке и, кроме Евангелий воскресных, еще и на службы святым, со стихирами и чтениями в эти же дни из Апостола (о. архим[андрит] Паисий);

5) о достаточности ясного предписания справляться с указаниями Устава и разъяснения о порядке чтений (и опусканий) зачал Матфея и перехода к чтению зачал Луки (еп[ископ] Андроник и проф[ессор] Карабинов), а также и отмены сбивающего указания гласов (проф[ессор] Карабинов).

После историко-литургической справки проф[ессора] Карабинова о порядке чтения Евангелий единогласно приняты:

а) формулированное преосвященным пожелание об исправлении помещаемого в конце богослужебного Евангелия указателя евангельских чтений путем согласования его с началом зачал Евангелия от Луки, т. е. введения особого счета Лукиных зачал;

б) о напечатании предварительно пересмотренных и где нужно исправленных особыми примечаниями таблиц Эммануила Глизония;

в) проф[ессора] Карабинова — предложение об удобовразумительном изложении устава о чтении Евангелия пред «сказанием» и

г) об издании на слав[янском] и русск[ом] яз[ыках] утренних и литургийных воскресных и праздничных Евангелий с тропарями.

III. Отдел заслушал подробно мотивированный доклад-предложение о. проф[ессора] Прилуцкого о том, чтобы комиссии, которая должна начать по поручению Собора работы по пересмотру богослужебно-уставного дела, была передана на тщательное рассмотрение и книга Требник; три вида его и отдельные части надлежит привести в согласие между собою, исправить речения, недостатки в структуре чинопоследований и дополнить новыми, вызванными жизнью последованиями.

Внесенное о. Прилуцким после ряда исторических справок о чинопоследованиях и поставленное на голосование пожелание о том, чтобы чинопоследования частного богослужения были обставлены иначе, а некоторые, соответственно особому их глубокому смыслу и значению, выполнялись истово и торжественно, принято Отделом единогласно.

О. прот[оиереем] Цветковым высказано было пожелание об установлении известного минимума для последований частного богослужения, которое в условиях приходских требоисправлений является громоздким и утомительным, по заявлениям самих прихожан.

Проф[ессор] о. Прилуцкий, указывая на глубокий смысл обрядовой стороны и поэтическую красоту текста последований, предлагает требовать самого внимательного к ним отношения; проф[ессор] Карабинов признает возможным сокращение последований Причащения, Крещения и Елеосвящения «страха ради смертнаго», но в то же время считает желательным умелое комбинирование частного богослужения с общественным, когда того требуют нужды прихода, напр[имер], вполне естественно соединение отпевания с утреней.

IV. О. Волковым сделано заявление, поддержанное А. И. Июдиным, о запрещении изданной по благословению Св. Синода книги Феофана Прокоповича о крещении.

Заседание закрыто в 8 ч[асов] 50 м[инут] вечера.

Председатель епископ Пахомий

Члены

Секретарь

Делопроизводители Николай Кедров

М. Смирнов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 299–300 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

Запись к протоколу № 20