Протокол № 20

2 ноября 1917 г.

Заседание происходило в Актовом зале Московской духовной семинарии под председательством преосвященного Митрофана, епископа Астраханского, и было открыто им в 6 ч[асов] 5 м[инут] вечера.

Из 260 лиц, записавшихся в члены Отдела, в заседании присутствовали 95 человек, список коих при сем прилагается.

I. Слушали предложение преосвященного председателя — выполнить как можно лучше и скорее важное и трудное дело рассмотрения выработанного Предсоборным Советом законопроекта о высшем церковном управлении в России, для чего начать теперь — применительно к очередной 2-й ст. этого законопроекта — с вопроса о том, принять ли двухпалатную систему (т. е. Священный Синод и Высший Церковный Совет) или однопалатную (Синод) и затем уже перейти к вопросу: о составе и круге дел одной или каждой из двух названных палат — в виду же несомненного влияния на выработку этого законопроекта практики православно-восточных Церквей и особенно Константинопольской — предварить обсуждение первого вопроса заслушанием доклада проф[ессора] Ив[ана] Ив[ановича] Соколова о высшем церковном управлении Константинопольской и других автокефальных Православных Церквей Востока.

II. Члены Отдела соглашаются с предложением преосвященного председателя и просят проф[ессора] Ив. Ив. Соколова приступить сейчас же к докладу.

III. Проф[ессор] Ив[ан] Ив[анович] Соколов, указавши на нелегкость выступления при теперешних тяжелых условиях с подробным обстоятельным докладом и заявивши, что его доклад будет иметь характер исторической справки, сообщил следующее. Свою высшую административно-судебную власть в Церкви Константинопольский Вселенский Патриарх разделяет с Священным Синодом митрополитов, постоянно при нем состоящих. Так было и в византийскую эпоху этой Церкви, когда Патриарший σύνοδος предоставлял как бы поместную автокефальную Церковь в лице ее представителей — иерархов. Византийский Патриарх был председателем этого «божественного и священного собрания преосвященных архиереев», а последние — его членами. Патриарх открывал и закрывал заседания Синода, предлагал предмет для обсуждения, руководил прениями и проч. Когда Патриарший византийский престол был вакантным, то Синод сам по себе не мог решить ни одного важного дела; он мог производить только предварительное рассмотрение и обсуждение крупных текущих дел, но окончательное их решение, подлежащее исполнению, совершалось уже при Патриархе. В числе членов Патриаршего синода состояли преимущественно архиереи ближайших к Константинополю епархий, которые и приглашались Патриархом для более или менее продолжительного исполнения обязанностей синодальных членов. Затем в Синоде заседали те епархиальные архиереи, которые по тем или иным причинам временно находились в Византии, (ἐνδημοῦντες) жили на покое (σχολαζοντες), не имели возможности выбыть в свои епархии вследствие войны или народных восстаний (χρηματίσαντες). В синодальных заседаниях принимали участие и остальные восточные Патриархи, если они находились в Византии, а равно бывшие Константинопольские Патриархи. Минимальное число членов синода должно быть не менее трех, кроме председателя, но в актах Патриаршего Синода византийской эпохи встречаются указания на присутствие и до тридцати членов. За невозможностью присутствовать на заседании Синода, каждый его член имел право назначить своего местоблюстителя в лице епископа или сообщал Синоду свое мнение посредством грамоты. Кроме архиереев, как постоянных и канонических членов, в Синоде присутствовали и высшие патриаршие чины (πατριαρχικόι άρχοντες), которые делали доклады Синоду, представляли справки по делам, иногда с разрешения членов Синода, высказывали свои мнения по обсуждаемым вопросам, но не имели решающего голоса в синодальных постановлениях. Наконец, в силу тесного союза в Византии Церкви с государством в Синоде присутствовали — без права голоса — гражданские чиновники как представители правительства (δεσποτικοί άρχοντες), но лишь в том случае, когда в Синоде решались дела, касавшиеся и государства (учреждение епархий, брачные дела, суд над вредными для общества сектами и т. п.).

Решение синодальных дел производилось большинством голосов присутствовавших на заседании архиереев. При всяком решении непременно предполагалось, что оно составлено согласно учению православной Церкви, по церковным канонам и постановлениям. Задача деятельности Патриаршего Синода заключалась вообще в рассмотрении и исследовании необходимых предметов веры и Церкви, всякий раз как это вызывалось потребностями общего значения и характера. В частности круг деятельности Патриаршего Синода обнимал следующие предметы: 1) составление новых постановлений, когда действующее каноническое право не представляло точного и определенного закона, когда необходимо было развить, дополнить и изменить прежние постановления, по руководству основного канонического кодекса греко-восточной православной Церкви; 2) наблюдение за чистотою христианского учения; 3) наблюдение за церковной дисциплиной и принятие мер, необходимых для ее поддержания и сохранения; 4) признание действительности выбора и хиротонии митрополитов, архиепископов и епископов; 5) возвышение епископий на степень архиепископий и митрополий; 6) избрание и перемещение митрополитов и епископов, по требованию канонической необходимости; 7) соединение двух или многих епархий в одну; 8) производство суда: а) в первой инстанции по обвинениям и жалобам клириков и мирян на митрополитов, по жалобам митрополитов на свой клир, на подчиненных ему епископов и на других митрополитов, по обвинениям и жалобам на самого Патриарха; б) во второй инстанции по апелляциям на суд митрополитов. В случае судебного процесса против Патриарха постановление Синода восходило на утверждение императора. На его же утверждение восходили и те важнейшие постановления Синода, которые касались общества и государства и нуждались в приобретении значения государственного закона. Таково, в общих чертах, было устройство византийского Патриаршего Синода.

После падения Византии в 1453 году, Священный Синод при Константинопольском Патриархе сохранил свое значение и прежний круг деятельности. В бератах, которые выдавались турецкими султанами каждому вновь избранному Патриарху Константинополя, неизменно признавались полномочия и Священного Синода, наряду с правами Патриарха, который и в султанский дворец являлся для представления падишаху всегда в сопровождении архиереев — членов Синода. В частности, в патриарших бератах повелевается, чтобы Патриархи, в силу установившейся в Церкви традиции, признанной и султанскими фирманами, «исполняли касающиеся их престола дела совместно с заседающим в столице Синодом митрополитов», причем никто не должен ничего предпринимать для отмены этого традиционного распоряжения, Синоду (и представителям народа) принадлежит избрание Патриарха, он же разделяет с Патриархом и все труды по управлению. «Управление делами греческого народа, говорится в бератах, доходами Патриархии и всем, находящимся в связи с установленными обычаями их религии, не позволяется ведать одному только Патриарху, но возлагается и на Синод митрополитов. Так как за все денежные долги Патриархии ответственным является Синод, то и печать, находится у Синода. Посему печать, принадлежащая Константинопольскому синоду, должна быть вручена избранным из его состава митрополитам». Далее, синоду вместе с Патриархом предоставляется право избирать митрополитов, архиепископов и епископов, которым султан и выдает, после соответствующего письменного удостоверения, представленного в Порту, свой берат о церковно-гражданских правах и преимуществах; Синод под председательством Патриарха низлагает архиереев с кафедры. Затем, никакая жалоба со стороны турецких властей против архиереев не имеет значения, если предварительно она не подлежала расследованию и утверждению со стороны Патриарха и Синода; если же каким-нибудь образом случится, что по жалобе на архиереев будут изданы соответствующие фирманы, без предварительного письменного отношения Патриарха и синода, то такие фирманы, какую бы дату ни имели, не должны считаться действительными. Патриарх и Синод имеют безусловное право отлучать от Церкви с целью исправления или наказания, причем никто не должен вмешиваться в их религиозные дела. Всякий раз, как Патриархи и митрополиты других стран желают прибыть по своим делам в Константинополь, то они не иначе могут исполнять здесь эти дела, как с предварительного разрешения Патриарха и Синода. Турецкое правительство должно принимать во внимание все письменные отношения, исходящие от Патриарха и синода и имеющие их печать, а равно должно благосклонно принимать всякое их определение или решение, касающееся их религии.

Устройство священного Синода Константинопольской Церкви без существенных перемен сохранялось до Патриарха Самуила I (1763–1768 гг.). В виду господствовавших в прежнее время злоупотреблений этот Патриарх испросил у султана Мустафы III хатти-шериф (высочайшую грамоту), повелевавшую, чтобы патриаршая печать была разделена на четыре части, из коих одною должен владеть Патриарх, а остальными — три архиерея из почетных, «дабы Патриарх впредь не мог, без ведома и согласия Синода, утверждать никакого дела церковного или гражданско-народного, не мог и возводить кого-либо на митрополию или посылать архиерея в епархию без общего мнения и синодального определения». Затем, при этом Патриархе митрополиты Ефеса, Ираклии, Кизика, Никомидии, Халкидона и Деркона были назначены постоянными членами Синода, с правом участвовать вместе с Патриархом в решении всех дел церковн[ых] и гражданских, лишь изредка, с разрешения Церкви, имея возможность отлучаться из Константинополя в свои епархии для духовного наблюдения за паствами. Эти митрополиты получили наименование геронтов, а потом и ефоров, с правом и братски помогать епархиальным архиереям в церковном управлении, предстательствовать за них пред Церковью и содействовать в сношениях по финансовым делам. Постепенно титул «геронта» стал усвояться двенадцати, первым по каталогу, митрополитам Константинопольского престола (Кесарии, Никеи, Фессалоники, Тырнова, Адрианополя и Амасии), которые преимущественно и состояли членами Священного Синода, со включением и архиереев, временно и случайно находившихся в Константинополе. Так возник в церковном управлении Константинопольского Патриарха «геронтизм», оценка значения которого и теперь является для некоторых ученых спорным пунктом.

Геронтизм существовал в Константинопольской Церкви вплоть до введения ныне действующих общих канонизмов, составленных в 1858–1860 годах и имеющих в своем составе и особый «Устав об устройстве Священного Синода». В виду этого устава, Священный Синод состоит из двенадцати митрополитов, действует под председательством Константинопольского Патриарха и, по господствующему издревле и установившемуся обычаю, «всегда» рассматривается как духовная власть [для] всех православных христиан, находящихся под управлением Константинопольского Патриарха. Круг деятельности Синода определяется таким образом. Он прилагает всякую заботу и попечение о всех духовных делах христиан, согласно с священными канонами, как то: о перемещениях и назначениях архиереев на вакантные кафедры, общем улучшении, сохранении и благоустройстве находящихся в патриархате монастырей и существующей на острове Халки богословской школы. Он внимательно охраняет православных христиан от вредного постороннего влияния в области религиозно-нравственных отношений, заботится о назначении в епархии достойных священников для проповеди слова Божия народу, издает и распространяет книги и руководства религиозно-нравственного содержания, необходимые для возвышения просвещения среди клира и народа, — пользуясь для напечатания их своею типографией. Синод по делам епархиального управления сносится с местными архиереями, которые и отвечают непосредственно ему, причем никто посторонний не может вмешиваться в дела и права, принадлежащие духовной власти Синода. Синод (вместе с Патриархом) дает разрешение архиереям Константинопольского престола являться в случае необходимости в Константинополь, всеми силами защищать несправедливо преследуемых кем бы то ни было клириков, наблюдает за жизнью и поведением клира, достойных поощряет соответствующими средствами и наградами, а недостойных порицает и наказывает, заботится о безбедном существовании заштатных и лишенных средств Патриархов и архиереев; наблюдает, чтобы в епархиях не рукополагались клирики неученые и недостойные и учреждались церковные эпитропии из образованных духовных лиц для поддержания среди духовенства и народа церковной дисциплины, а равно духовные училища для обучения готовящихся к священнослужению и для детей духовенства; Синод заботится об учреждении в столице и других городах женских институтов и детских приютов, печется об открытии и благоустройстве филантропических заведений. Синод делает представления Патриарху в том случае, если он нарушает свои духовные права и обязанности, а равно вместе с народным советом ходатайствует пред Портой об отставке Патриарха, когда он не принимает их советов и указаний.

Взаимные отношения Синода и Патриарха в уставе определяются следующим образом. Всякое деяние Синода, происходящее без ведома и присутствия Патриарха, — признается недействительным, но и всякое деяние, исходящее от лица одного только Патриарха, также является недействительным. Всякое решение Синода, постановленное большинством голосов в полном заседании его членов, Патриарх обязан принять и исполнить. Затем, Патриарх, как высший духовный началовождь и глава всего подчиненнаго Константинопольскому престолу клира, должен братски, с любовью и без всякаго лицеприятия относиться ко всем членам Синода и подавать в этом добрый пример; обязан поддерживать на заседаниях Синода должное благочиние, для славы Церкви, и не позволять произносить речи неприличныя и соблазнительныя, несоответствующия высокому назначению Синода и архиерейскому сану, являясь в этом отношении добрым для всех примером, — работать совместно с Синодом беспристрастно и без личного интереса, всегда имея ввиду общее благо Церкви и народа и защищать их всеми силами. В свою очередь, члены Синода должны уважать и чтить по достоинству Патриарха, как духовнаго началовождя Церкви и народа, подчиняться его благоразумным советам и указаниям. Если кто-либо из членов Синода станет резко говорить против Патриарха и подрывать уважение к нему, то в первый раз он кротко увещевается Патриархом; во второй раз получает выговор от Синода и, наконец, подвергается соответствующему наказанию. Всякое оскорбление, нанесенное Патриархом одному из членов Синода за его мнение на синодальном заседании, считается оскорблением всех членов Синода. Но и Синод in corpore[1] должен воздавать Патриарху подобающее уважение. Если член Синода имеет необходимость явиться к какому-либо из правительственных лиц, то должен испросить на это разрешение Патриарха; в противном случае ему делается братское увещание со стороны Патриарха, во второй раз делается замечание в синодальном присутствии, и, наконец, принимаются иные меры для того, чтобы привести его к повиновению уставам Церкви.

Так как общие канонизмы уничтожили геронтизм и эфорию, которые обеспечивали привилегии некоторым почетным архиереям, то в силу новаго устава каждый митрополит Константинопольскаго престола получил одинаковое со всеми право быть членом священнаго Синода. Новые члены назначаются на срок в два года, в преемственном порядке, с возобновлением ежегодно половины личного его состава (12 архиереев). Только те архиереи, которые от начала хиротонии не провели среди своей паствы полных пяти лет или перемещены раньше трех лет, не могут наравне с остальными быть членами Синода: предварительно требуется исполнение указаннаго срока пребывания их в епархиях. В Патриархии составлен специальный каталог всех митрополитов, разделяющий их на три класса, каждый из коих заключает по одной трети всего числа их. За три месяца до окончания срока каждого года, Патриарх вместе с Синодом избирает по этому каталогу по два лица из каждаго класса, именно первого по списку и последнего, вызывает их для замещения выбывающих из состава Синода митрополитов. Отказываться от участия в Синоде могут только иерархи преклоннаго возраста. О пребывающих новых членах Синода Патриархия уведомляет Порту. Что касается их предшественников, отбывших свой срок деятельности в Синоде, то они обязаны без промедления оставить столицу и возвратиться в свои епархии. Остаться в Константинополе они могут лишь с разрешения Патриарха и Синода, на определенный срок, о чем и сообщается Порте. Во время пребывания в Константинополе в звании синодальных членов, митрополиты, ежегодные доходы которых в епархиях не превышает 50.000 гросиев (ныне 4000 р.), получают из синодальной казны ежемесячное денежное вспомоществование. В случае смерти кого-либо из синодальных членов в первый год его пребывания в Синоде, его заменяет непосредственно за ним следующий по каталогу и остается в Синоде до истечения двухлетняго срока своего предшественника; а если смерть случится во второй год, тогда и немногие месяцы должны зачисляться в срок очереднаго кандидата.

Все члены Синода являются равными между собою по голосу и правом в исполнении синодальных дел, так что между ним нет никакого различия или превосходства, например в зависимости от высоты разряда архиерейской кафедры; преимущество наблюдается только относительно места в заседании и хоростасии (места стояния за патриаршим богослужением), согласно с составленным в Патриархии официальным каталогом епархий. Синод заседает три раза в неделю. Он имеет первого и второго секретаря — клириков, назначаемых Патриархом и Синодом. Первый секретарь, а в его отсутствие второй, — управляет делами канцелярии Синода, представляет Патриарху и Синоду прошения на имя Церкви и другие документы, составляет протоколы заседаний. Секретарь не имеет права голоса в заседаниях и не принимает участия в рассуждениях, если Синод не предложет ему высказаться о каком-либо предмете. Второй секретарь помогает первому и назначает занятия писцам. Первый секретарь, прослужив пять лет, является кандидатом на митрополичью кафедру; второй секретарь должен для этого прослужить в канцелярии семь лет. Синодальные документы снабжаются шестисоставною печатью, части которой находятся у шести митрополитов, а ключи у Патриарха. По назначению Патриарха, в здании Патриархии отводится помещение, чтобы в нем, в случае необходимости, экстренно собирался Синод с ведома Патриарха, и частным образом рассуждал о делах, не позволяющих устраивать заседания вне Патриархии. Синод имеет свое казначейство для производства необходимых расходов.

Такова сущность действующаго в Константинопольской Церкви устава о Священном Синоде. К сказанному нужно добавить, что недостатком этого устава признавалась частая смена синодальных членов, которые выбывают из состава Синода и ежегодно, и через каждое двухлетие. Вследствие подвижности состава, в Синоде могут и не быть опытные члены. Иерархи, имеющие двухлетний опыт синодальной деятельности, заменяются новыми членами, мало знакомыми с направлением и делами центральной церковной администрации, — тогда как интересы Церкви требуют присутствия в Синоде и постоянных членов, опытных и последовательных администраторов, руководящих и других в осуществлении основных задач церковнаго управления. Ввиду этого Патриарх Григорий VI (1867–1871) предполагал изменять устав о Синоде таким образом, чтобы половина его состава (шесть) состояла из постоянных членов, митрополитов ближайших в[2] столице епархий. Но преждевременное оставление патриаршей кафедры помешало Патриарху Григорию осуществить свой проект. Взамен того, он вел в практику назначение членов Синода по принципу αριστίνδην[3]. Сущность нововведения состоит в предоставлении Патриарху права вызывать в синод некоторых членов не по руководству действующаго каталога епархий, а по своему избранию — в зависимости от личных достоинств и административной опытности тех или иных митрополитов, дабы удержать их в Синоде сверх обычнаго двухлетняго срока и сделать до некоторой степени постоянными своими сотрудниками по управлению церковными делами. Эта практика соблюдалась и в последующее время, причем Синоду принадлежало право опротестовать выбор Патриарха.

Наряду с Священным Синодом, разделяющим вместе с Вселенским Патриархом труды высшаго управления и суда, в Константинопольской Церкви существует и другое административное учреждение — народный постоянный смешанный Совет. Тогда как начало Патриаршаго Синода скрывается в глубине веков, народный смешанный совет возник в Константинопольской церкви лишь в силу общих канонизмов, составленных в 1858–1860 годах. Народный смешанный Совет состоит из двенадцати членов, четырех архиереев и восьми мирян. Председателем его должен быть один из духовных членов, первый в ряду четырех, и назначается Патриархом чрез посредство особой патриаршей грамоты. В Совете может присутствовать Патриарх, когда здесь рассматриваются предметы большой важности, причем он является сюда или по собственному желанию или по приглашению Совета. В этом случае Патриарх принимает на себя и обязанности председателя. Все члены смешанного Совета несут обязанности в течение двух лет, причем, по требованию канонизма, из его состава ежегодно выбывают шесть очередных членов и заменяются новыми. Духовные члены Совета берутся из личного состава Священного Синода, по избранию Патриарха и синодальных членов. Что касается светских лиц, то они избираются особым образом. Именно, когда приближается срок удаления из состава совета очередных его членов (обыкновенно это бывает Великим постом), Патриарх своей грамотой извещает православных жителей Константинополя и его окрестностей, чтобы каждый приход отдельно от других или совместно с одним или двумя другими избирали своего представителя для участия в предстоящем избрании новых членов Совета. Всех представителей от Константинопольских приходов (ныне их 44) должно быть 26. Приходские представители избираются из людей почетных и честных, без различия национальности, пользующихся общим уважением соприхожан и давних подданных султана. В назначенный день представители являются в патриархию. Здесь, под председательством Патриарха, устраивается общее собрание, на котором присутствуют митрополиты-члены Синода, все члены народного Совета и избранные представители от приходов. Всякий член избирательного собрания пользуется правом предложить своего кандидата в Совет. В частности, кандидаты, желающие быть членами Совета, должны принадлежать к постоянным жителям Константинополя, издавна состоять в подданстве Оттоманской Империи, быть свыше 30-летнего возраста, иметь опытность в общественных делах и пользоваться уважением греческого народа и доверием турецкого правительства. Имена намеченных в избирательном собрании кандидатов заносятся в особый каталог. Затем, по большинству голосов, подаваемых тайно, из намеченных кандидатов избираются члены совета, о чем и составляется протокол. Избранные члены Совета, как светские, так и духовные, представляются турецкому правительству на утверждение, после чего и приступают к исполнению своих обязанностей в течение двух лет. Что касается митрополитов, то и они избираются по возможности на двухгодичный срок, но если срок их пребывания в Синоде закончится ранее исполнения указанного периода, то вместе с ним прекращается их деятельность и в Совете, куда назначаются члены из новых синодальных архиереев. При избрании новых членов совета, как духовных, так и светских, требуется, чтобы кандидатами не выступали такие лица, которые только что закончили срок своей деятельности в этом учреждении. Бывшие члены совета могут быть кандидатами в совете лишь по истечении двух лет после выхода из его состава. А с другой стороны, согласившиеся принять на себя обязанности членов Совета, не могут отказаться прежде минования двухлетия, за исключением случаев крайней необходимости. Если же случится выход какого-либо члена из Состава совета по совершенно уважительной причин, а также в случае смерти, то замена его новым членом производится Патриархом, Синодом и Советом, без участия выборных от Константинопольских приходов депутатов, — о чем Патриарх и доводит до сведения турецкого правительства. Такой член Совета может быть потом избран и на следующий период. Члены обязаны являться на очередные заседания Совета. Если кто-либо из них встретит препятствия для этого в течение времени свыше месяца, то обязан уведомить об этом председателя, в противном же случае должен или отказаться, или быть заменен другим. Отпуск дается членам Совета лишь на двухмесячный срок, а кто будет отсутствовать более этого периода, тот заменяется новым членом. Светские члены Совета не получают вознаграждения за свои труды и несут их даром, ради блага Церкви и народа. Совет имеет при патриархии свою канцелярию, где и происходят его занятия. При советской канцелярии состоят первый и второй секретари, а также писцы.

Заседания народного Совета происходят два раза в неделю. Дела рассматриваются в порядке их поступления в канцелярию Совета, за исключением дел неотложных, требующих решения вне очереди. Всякое собрание, имеющее две трети членов, признается законным. Во время рассуждения можно, в случае необходимости, пользоваться и голосованием, причем решение дела происходит согласно мнению большинства; в случае равенства голосов перевес принадлежит стороне, имеющей голос председателя.

Обязанности народного смешанного совета заключаются в следующем. Он должен наблюдать за финансово-экономическим состоянием народных школ, больниц и различных благотворительных учреждений греческого народа, заботиться об их удовлетворительном состоянии и контролировать их доходы и расходы. Для непосредственного заведывания народными школами и остальными общеполезными народными учреждениями в отношении их финансово-экономического положения, народный Совет назначает ефоров и епитропов (попечителей) избирая их из среды почтенных и способных единоверцев, преданных интересам народа и пользующихся доверием правительства. Эти попечители утверждаются в своем звании Патриархом. Народный Совет обязан ежегодно рассматривать и проверять отчеты этих епитропов по финансово-экономическим делам и высказывать о них свое суждение. Далее, ведению народного Совета подлежит денежная отчетность православных храмов в Константинопольской архиепископии. Ближайшее наблюдение за их доходами принадлежит также епитропиям, назначенным или избранным, которые при участии приходского духовенства и ведут церковное хозяйство. Но ежегодно епитропии должны представлять отчеты о своей деятельности в народный Совет, который также контролирует их и проверяет правильность расходования церковных сумм. Затем, в Константинопольском патриархате имеется большое число ставропигиальных монастырей, подлежащих непосредственному ведению Патриарха, помимо власти местных архиереев, и делающих определенные денежные взносы в патриархию на нужды всей Церкви. Подчиняясь в духовном отношении Патриарху, ставропигиальные монастыри представляют свои экономические отчеты в народный Совет, который и контролирует их. Если возникнут какие-либо недоразумения относительно доходов монастырей по тем или иным статьям, то совет обязан расследовать их и представить Патриарху свое заключение. На обязанности народного Совета лежит ряд дел судебных по завещаниям и о наследстве. Если между наследниками возникает спор об имуществе, им отказанном, или о правильности завещания, то, по их желанию, дело может восходить на рассмотрение народного Совета, если тяжущиеся недовольны судом местных архиереев, которые в силу привилегий, данных султанами греческому духовенству, также пользуются правом судебного разбирательства дел по завещаниям. В этом случае народный совет является уже второй судебной инстанцией. В положении же первой инстанции Совет оказывается тогда, когда тяжущиеся принадлежат к Константинопольской архиепископии. Когда в народный Совет представляются завещания христиан, составленные по узаконенной форме и удостоверенные архиереями, то Совет делает распоряжение о приведении их в исполнение и входит в соответствующие сношения с гражданскими властями, охраняя при этом права наследников и устраняя споры между ними; спорные дела относительно брачного приданого, предбрачных даров, земельных пожертвований и т. п. также рассматриваются народным советом. Народный Совет принимает участие в расследовании и жалоб, которые представляются христианами против своих архиереев по обвинению в преступлениях гражданского рода. По этому пункту в канонизмах сказано, что обвиняемый архиерей вызывается в Константинополь, если подавшие на него жалобу станут настойчиво просить суда. Если представленные против него обвинения будут духовного свойства, то суд производится Патриархом и Синодом, а если обвинения будут вращаться в области гражданских отношений, тогда Патриарх и Синод назначают комиссию из четырех архиереев и четырех светских членов смешанного Совета, которые, оценив совместно показания обеих сторон, должны письменно донести Патриарху и Синоду свое мнение относительно обвинения. В уставе смешанного Совета содержатся и такие предписания относительно его обязанностей: «Члены народного Совета обязаны обращать внимание на то, чтобы Патриарх прилагал всякое попечение и ревность к прекрасному устройству всех расположенных в империи (турецкой) и принадлежащих православным святых мест, к прекрасному управлению их имуществом… Каждый из членов народного смешанного Совета, как и всякий православный христианин, известившись о случившихся уклонениях священного клира, обязан сообщить о них Патриарху и Священному Синоду, дабы были приняты необходимые меры».

Народный Совет имеет свое казначейство, доходы которого составляются из обязательных взносов (по тарифу) за документы судебные и административные, выходящие из канцелярии Совета. Постоянный Священный Совет употребляет свою трехсоставную печать, частями которой владеют: одной — четыре члена из архиереев, остальными двумя — восемь светских членов, а ключом — председатель. Все официальные документы, выдаваемые из канцелярии Совета за подписью его членов и с приложением светской печати, должны утверждаться Вселенским Патриархом, в противном же случае не имеют значения.

В заключение необходимо прибавить, что по важнейшим делам, каковы — защита перед турецким правительством прав и привилегий Православной Церкви и греческого народа, составление дополнительных к канонизмам административных уставов, финансовые нужды патриархии и т. п., — созываются под председательством Патриарха общие заседания членов Священного Синода и народного Совета. Но особых узаконений относительно совместных заседаний двух высших административных учреждений Константинопольской Церкви — в общих канонизмах нет.

Обращаясь к другим православным Церквам, необходимо заявить, что и в Церкви Иерусалимской существуют две высшие административно-судебные организации — Священный Синод и смешанный Совет. Совет возник лишь в 1910 году, а Синод есть установление древнее. Назначение и круг деятельности Иерусалимского Синода аналогичны с задачами и обязанностями Синода Константинопольского. Но в его составе есть особенность, именно та, что в Иерусалимском Синоде членами состоят архиереи, архимандриты и даже — в последнее время — великий архидиакон патриархии. Председателем Синода состоит, конечно, Иерусалимский Патриарх.

В Антиохийской Церкви также учреждены Священный Синод и смешанный Совет, причем Синод состоит из одних только архиереев, а круг деятельности Синода и Совета совпадают с назначением этих учреждений в Константинопольской Церкви. В Александрийской Церкви Священный Синод также состоит из одних только митрополитов, под председательством Патриарха. В Александрийской Церкви Священного Совета нет.

И в других поместных Церквах православного Востока (Элладской, Сербской, Румынской) Священный Синод также состоит из епископов, кроме Церкви Черногорской, в которой, как и в Церкви Иерусалимской, по особым историческим обстоятельствам в составе Синода находятся и клирики.

Вообще, в православных Церквах Востока Священный Синод архиереев является учреждением особым и самостоятельным, а наряду с ним во многих Церквах существует смешанный Совет как организация иного порядка и назначения. При этом Синод есть учреждение постоянное, состоящее из одних только архиереев, с наклоном в пользу привлечения постоянных членов, даже при условии применения выборного начала, так как все устройство Священного Синода направлено именно к наилучшему выражению принципа соборности.

IV. По заслушании вышеприведенного доклада проф[ессора] Ив[ана] Ив[ановича] Соколова преосвященный председатель, призвав снова членов Отдела заняться устройством высшего церковного управления в родной Руси, вторично предлагает им считать первым — не встретивший возражений вопрос о том, должна ли у нас быть двухпалатная или однопалатная система высшего церковного управления, и открывает запись ораторов, желающих высказаться по поставленному вопросу.

V. По означенному вопросу в порядке записей в заседании высказались следующие 4 оратора:

1) Проф[ессор] Ф. И. Мищенко. Я держусь того взгляда, что разделение должно быть на дела, подлежащие ведению одних епископов, и дела, обсуждаемые и решаемые ими совместно с клириками и мирянами. Но практичнее образовать одно учреждение с двумя разнохарактерными заседаниями, созываемыми по роду подразделенных дел одним и тем же председателем. Это удобнее, во-1-х, потому, что один Председатель, во-2-х, все епископы-участники Синода участвуют при этом условии и в Совете, а при другом положении вещей — только часть их участвует в Совете, причем у одних епископов дела очень много, а у других мало; удобнее, в-3-х, и в материальном отношении.

2) Преосвященный Кирилл, архиепископ Тамбовский и Шацкий, поддерживает противоположную мысль, высказываясь за две палаты. Есть, несомненно, дела только епископской компетенции. Мы в согласительной комиссии именно и заняты разграничением дел для нашего Собора. И без этого разграничения не обойдемся и для Синода. Можно бы было приветствовать мысль Фед[ора] Ив[ановича] Мищенко об одном Синоде с двумя разнородными заседаниями, если бы могли внедрить в народное сознание их существенное различие. Между тем, и акты сакраментальные и послания вероучительные, с одной стороны, и хозяйственные распоряжения, с другой, — все это будет для народного сознания совершенно одинаковыми актами единого Священного Синода. Мы произведем, таким образом, смуту в народном сознании, которая скажется очень вредно для иерархии и для народного православия. Говорят, что темный наш народ будет просвещен, и под этим углом просвещения рассматривают пользу от однопалатной системы. Но здесь — маленькая ступень к протестантизму, и становиться на этот путь крайне опасно. Нет, пусть дела мирские, хозяйственные, просвещения ведает смешанный совет, состоящий не только из епископов, но и клира и мирян. Церковные же дела должны подлежать учреждению, состоящему из одних архиереев. Эти именно дела, как мы видели из сегодняшнего доклада и как говорит история, всегда ведали только архиереи. Что же касается указания на то неудобство спроектированной двухпалатной системы, что одна часть архиереев будет заниматься делами только в одном учреждении, а другая — в обоих учреждениях, то таковое можно устранить учреждением очереди для архиереев в их занятиях в смешанном Совете. Итак, для сохранения авторитета иерархии и православия народа теперь необходима двухпалатная система.

3) Проф[ессор] А. И. Покровский. Несомненно, к поставленному вопросу наипрактичнее всего подходить исторически из примера Св. Синода в Константинопольском патриархате. Мы выслушали интересный доклад Ивана Ивановича. Но этот доклад все же нуждается в нек[оторых] дополнениях и разъяснениях. Σύνοδος ενδημουσα не идеал, каковым его представил нам докладчик; он составлялся случайно из своих те[4] домашних подчиненных Патриарху или приехавших искать его милости, суда и т. п. Этот Синод не был поэтому полным настоящим Собором, а Собором домашним или, лучше сказать, собранием б[олее] или м[енее] зависимых от Патриарха людей. Здесь — Синод при Патриархе как его исполнительный или совещательный орган. У нас же при возглавлении всей Церкви Собором, независимым от Патриарха, должно быть наоборот: Патриарх — при Синоде как исполнительном органе Собора и как сокращенном или малом Соборе. Ведь и в Константинопольской Церкви неканоничность Патриаршего Собора с течением времени была заменена и потребовала его реформы. Такой реформой была первоначальная реформа Патриарха Самуила в конце XVIII в., по которой был более строго и точно установлен состав Синода и в него введены даже миряне, а затем, в XIX в. был учрежден Совет, которому долго противились и Патриархи и геронты. И я думаю, что у нас Синод, возглавляемый, конечно, Патриархом и являющийся исполнительным органом Собора — этого законодательного органа, — должен строиться так же, как и Собор. Так как мы уже признали, что Собор должен состоять из епископов, клира и мирян, то такой же состав должен быть и Синода — этого малого Собора. Поэтому в однопалатной системе больше логики и последовательности. Но по церковно-каноническим соображениям нужно выделить область чисто духовных дел πνενματικά, ιερατικά в ведение только иерархов, а потому не велика беда, если учредить и две палаты. Вопрос следует решать в области обычной практичности, со стороны дешевизны. И с этой точки зрения однопалатная система дешевле и удобнее, а теоретически она выдержаннее и последовательнее, чем двухпалатная.

4) Преосвященный Прокопий, епископ Елисаветградский. Меня пленяет система управления и выборов в Константинопольской Церкви. Чувствуется тонкий ум грека, историческая выдержанность исполнять принятые постановления и способность слушаться и подчиняться канонически принятому порядку и постановлениям большинства. Эти черты, достойные грека, к сожалению, у нас отсутствуют. И я, с своей стороны, желал бы последовать системе Константинопольской Церкви — этой матери нашей Церкви.

Председатель Отдела Епископ Митрофан

Делопроизводители С. Голощапов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 220. Л. 256–268 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.


[1] Вписано от руки.

[2] Так в документе.

[3] Вписано от руки.

[4] Так в документе.