Протокол № 2

13 (26) августа 1918 г.

Заседание было открыто в 9 ¾ ч[асов] вечера в актовом зале гимназии в Скорбященском монастыре. Председательствовал высокопреосвященный Евдоким, архиепископ Северо-Американский. Присутствовало 27 членов.

Председатель в своем вступительном слове выразил то чувство удовлетворения, с каким он открывает работы нового Отдела, нужда в котором давно сознавалась на Соборе. Присутствующих членов Отдела он приглашал не распространяться много о важности и красоте единения церквей, а заняться прямо практическими вопросами и, прежде всего, распределить между собою работы по составлению докладов об отдельных церквах, англиканской, старокатолической и римско-католической.

Проф[ессор] А. И. Бриллиантов сообщил сведения о работах Петроградской Комиссии по старокатолическому вопросу. Учрежденная в 1893 г. Комиссия была преобразована в 1903 г. и успела обменяться несколько раз своими мнениями с старокатолической роттердамской комиссией. В 1914 г. должен был получиться ответ от старокатоликов на последнее мнение.

Л. К. Артамонов рассказал о недавней своей беседе в Москве с католическим ксендзом, который сообщал о широкой пропаганде католичества и, между прочим, высказал, что Собор должен образовать особую Комиссию по вопросу о соединении церквей с участием представителей других церквей. Из этого видно, что даже самая мысль о настоящем Отделе вышла из каких-то кругов вне Собора.

Председатель удостоверяет, что мысль о необходимости для Собора заняться вопросом об отношении к другим церквам явилась у него независимо от всяких посторонних внушений. Еще задолго до настоящего времени им подано было заявление Собору об учреждении постоянного Совещания для сношения с епископальною церковью.

Проф[ессор] И. П. Соколов высказывается по вопросу о задачах работы Отдела. Мысль о единении всех последователей Христа, составлявшая предмет первосвященнической молитвы Господа, всегда жила в сознании Церкви Вселенской, выражаясь и в молитвах о единении и в миссионерских подвигах. И выражающий сознание Поместной Русской Церкви настоящий Собор останется верным разуму Церкви Вселенской, если заявит о своем желании и готовности послужить посильно делу восстановления христианского единения, нужда в котором особенно чувствуется в переживаемое время. Однако, со стороны практической осуществимости этой желанной цели здесь приходится делать различие между инославными исповеданиями. Представляется, напр., делом совершенно безнадежным предпринимать в настоящее время какие-либо шаги по отношению к Римской Церкви, так как доселе эта Церковь не обнаруживала искреннего искания единения с Православною Церковью в истине, а властолюбиво домогалась лишь подчинения себе Православной Церкви, сохраняя сама все свои ново-провозглашенные догматы. Иначе обстоит дело с двумя другими западными Церквами, англиканской и старокатолической. Это Церкви дружественные нам. Обе они в лице своих лучших представителей не раз заявляли и свое уважение и симпатии к восточной Церкви, как верной хранительнице учения и преданий Вселенской Церкви, и свое желание теснее сблизиться с ней и прийти к единению. Со старокатолической Церковью у нас ведутся официальные сношения о соединении, обещающие успешное завершение дела. Здесь найдена и общая почва для разрешения спорных вопросов — учение и предание Вселенской Церкви периода вселенских Соборов. Англиканская Церковь стремится к сближению с нами. В Англии и Америке работает специальное общество Англиканско-Православная Ассоциация с целью лучшего взаимного знакомства, укрепления и развития симпатии и подготовления единения. Шесть лет тому назад основано с подобною же целью и русское Общество ревнителей единения англиканской Церкви с Православною. Такое взаимное настроение подает надежду на то, что в атмосфере взаимного понимания и симпатии, на основе уважения к заветам Церкви Вселенской удастся, с помощью Божиею, благополучно преодолеть трудности и достигнуть единения. Настоящий Всероссийский Церковный Собор мог бы оказать содействие благому делу подготовления единства, если бы с своей стороны благословил труды и усилия деятелей в этой области. На Отделе же лежит обязанность выработать соответствующее постановление. С этою целью полезно было бы назначить особую комиссию.

Н. И. Остроумов говорит о замечающемся в западных церковных обществах движении к единению. Даже в римском католичестве, если не среди иерархии, то, по крайней мере, среди народа обнаруживается стремление подойти к православным. Особенно сильно стремление к сближению у англикан и старокатоликов. Англикан интересует вопрос о признании их иерархии.

Э. М. Витошинский предлагает пригласить в Отдел представителей других исповеданий, очень интересующихся всем, что происходит на Соборе. Комиссии считает нужным образовать особые для каждого исповедания.

Председатель находит приглашение представителей других Церквей преждевременным и высказывает, что члены Отдела сначала должны придти сами к согласию между собою.

А. В. Васильев выражает пожелание, чтобы в архиве Св. Синода были наведены справки о том, что сделано доселе в наших сношениях с другими Церквами.

Председатель разъясняет, что можно затребовать нужные документы, но если бы даже это оказалось затруднительным, нужные сведения могут быть сообщены сведущими членами Отдела, в частности об американской англиканской Церкви он может дать подробный материал.

Проф[ессор] В. А. Керенский находит мысль о соединении с Римско-католической Церковью в настоящее время нелепою. Не говоря уже о том, что Католическая Церковь стремится лишь к порабощению других Церквей, ее учение в некоторых пунктах носит скорее языческий, чем христианский характер. Таковы, напр., догмат о непогрешимости папы, включающий в себя мысль об обоготворении папы, и догмат о непорочном зачатии Девы Марии, также включающий мысль об обоготворении Богоматери. Другое дело соединение с старокатоликами и англиканами. Со старокатоликами соединение возможно в недалеком будущем. Но и здесь это дело нелегкое. Во-первых, в старокатолицизме есть особенности, укоренявшиеся в нем в течение нескольких веков. Другая причина — неразработанность самой православной догматики и невыясненность таких понятий, как о кафолической Церкви, об искуплении. Третья причина — пренебрежительное отношение старокатолических ученых к православной богословской науке.

Э. М. Витошинский говорит, что нужно различать единение и соединение. Соединение с Римско-католическою Церковью в настоящее время невозможно. Нужно сначала установить единение между Церквами, и именно между народными массами Церквей, а не между богословами.

Проф[ессор] И. П. Соколов возражает против предлагаемого словоупотребления, считая его не отвечающим существу дела и могущим привести лишь к недоразумениям. Единение это именно последняя цель, которой хотят достигнуть, то состояние, которое должно наступить после соединения, а не наоборот. Может быть, предшествующий оратор разумел под единением то, что правильнее будет назвать сближением.

Председатель обращает внимание на практическую необходимость заняться вопросом об отношении к другим церквам в виду натиска инославия. Католики не дремлют и ведут широкую пропаганду. В Америке папский Нунций в Вашингтоне вызывал его самого на свидание с целию вступить в соглашение. В Галиции во время занятия ее русскими войсками шла усиленная пропаганда униатства в православных приходах. Митрополит Андрей Шептицкий из своего заключения рассылал послания с призывами к Риму. На всем юге России ведется пропаганда. Еще большего натиска можно ожидать после заключения мира. В Америке православные вкраплены в епископскую массу и им приходится сталкиваться на каждом шагу с епископалами и задаваться вопросами об отношении к епископальной церкви.

Проф[ессор] В. А. Керенский замечает, что в деле единения одних платонических пожеланий и попыток сближения недостаточно, а нужна серьезная и упорная ученая работа.

Епископ Симон высказывает, что во взаимном отчуждении и предубеждении между исповеданиями много виноваты неумеренные обличители. Так, миссионеры положили большие преграды между православными и старообрядцами, когда при каждом случае топтали в грязь старообрядчество. Надо обратить внимание и на наши книги. В Кирилловой книге о латинянах говорится в очень резком порицательном тоне. В наших учебниках католикам приписывается то, чему они вовсе не учат. Католиков обличают за индульгенции, а между тем и у нас иерусалимский Патриарх за деньги дает разрешительные грамоты от всех грехов. Нужно исправить и очистить наши книги.

А. В. Васильев выражает пожелание, чтобы был составлен перечень разностей между Церквами и рекомендует обратить внимание на католиков поневоле, т. е. чехов, на мариавитов и униатов.

Л. К. Артамонов указывает, что к соединению Церквей побуждает необходимость бороться с общим врагом — неверием. Высказываясь за сближение в том смысле, в каком говорилось другими ораторами, он предлагает выработать несколько тезисов о целях работы и определить, с какими Церквами желательно сближение.

Председатель, резюмируя все сказанное, говорит, что создание Отдела о соединении Церквей оказалось делом и нужным и полезным, и что Отдел должен работать.

В заключение, по предложению председателя, собрание решает рассматривать вопросы о единении с каждою Церковью особо. Представить доклад об американской епископальной Церкви взял на себя председатель высокопреосвященный архиепископ Евдоким, — о старокатоличестве — проф[ессор] В. А. Керенский, о римско-католицизме — проф[ессор] И. П. Соколов.

Заседание окончилось в 11 ½ час[ов] вечера.

Председатель

Делопроизводитель Г. Левицкий

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 495. Л. 3–5 об. Машинопись. Подпись делопроизводителя.