Протокол № 2

4 сентября 1917 г.

Заседание было открыто в 6 часов вечера 4 сентября 1917 г. под председательством председателя Отдела высокопреосвященного Назария, архиепископа Херсонского. На заседании присутствовало 32 члена по списку, при сем прилагаемому.

А. СЛУШАЛИ и утвердили протокол первого заседания Отдела.

В. Согласно постановления предшествующего заседания СЛУШАЛИ и затем входили в обсуждение представления Святейшего Синода Поместному Собору о необходимости возбудить пред Временным правительством ходатайство, во-1-х, об отмене закона о передаче церковно-приходских, второклассных и учительских церковных школ в отпуске казенных средств к школам того же типа Министерству народного просвещения и, во-2-х, о приравнении церковно-приходских школ в отпуске казенных средств к школам того же типа Министерства народного просвещения.

Пред чтением означенного представления СЛУШАЛИ:

1. Предварительное слово высокопреосвященного председателя о важности предмета, подлежащего рассмотрению Отдела, и о неотложной необходимости подвергнуть обсуждению в первую очередь вопрос о церковно-приходских школах и отстаивать право Церкви учить детей вере и благочестию.

2. Речь протоиерея П. И. Соколова, изложившего историю вопроса о передаче церковно-приходских школ в ведомство Министерства народного просвещения, с выяснением того, что привело Святейший Синод к решению обратиться с означенным представлением к Поместному Собору.

С. После чтения представления СЛУШАЛИ речи:

1. Протоиерея П. И. Соколова о том, что теряет Церковь вследствие передачи церковно-приходских школ Министерству народного просвещения. Кроме 37 тысяч школ (считая в том числе начальные, второклассные и церковно-учительские), в ведомстве Святейшего Синода имеются для нужд этих школ капиталы и дома в общей сложности на сумму до 6 миллионов; причем о многих капиталах в актах, по коим они завещаны, есть указания и оговорки о том, что они завещаны специально на церковно-приходские школы. То же и о домах имеются такие оговорки: «Если церковно-приходская школа перестанет существовать, то дом должен быть передан туда-то». В Петрограде имеется дом, выстроенный без пособия от казны, в котором помещается центральное управление церковными школами, двухклассная школа, издательская комиссия и проч[ее], стоимостью до 1 миллиона руб., и капитал в 1 миллион руб., которым обеспечено его содержание. Кроме того, в Алупке имеется климатическая колония, сооруженная и надлежаще оборудованная тоже без пособия от казны и могущая вмещать до 100 учащихся в церковно-приходских школах, нуждающихся после болезни или вследствие переутомления в отдыхе и климатическом лечении. Имеется капитал до 300 тыс[яч] руб., пожертвованный на колонию для туберкулезных учителей и учительниц церковно-приходских школ. Все это показывает, какую невознаградимую потерю для Церкви влечет за собой передача церковно-приходских школ Министерству.

2. Речь протоиерея П. И. Сербинова о том, что вопрос о передаче по закону 20 июня с. г. церковно-приходских школ Министерству необходимо осветить по существу. Следует установить, говорит ли этот закон лишь о передаче кредитов, отпускавшихся на нужды церковно-приходских школ, или о передаче также и самых имуществ, домов, капиталов, принадлежащих школам. Вопрос этот обсуждался в совете алуштинской школы, которою заведовал оратор. Школа прекрасно оборудована на пожертвованный Стахеевым капитал и считается лучшей школой в Таврической губернии. По приезде со Всероссийского съезда духовенства и мирян оратор передал имущество школы приходу. Когда был издан закон 20 июня, то школьный совет занялся обсуждением этого закона и единогласно решил, что этот акт говорит не о передаче имуществ, а лишь об отказе от кредитов. Здание и имущество — это собственность прихода.

3. Речь священника С. В. Нежинцева (первая) о том, что для разрешения вопроса необходимо иметь в виду закон о созыве Поместного Собора, по второй статье которого все учреждения, находящиеся в ведении Св. Синода, остаются и впредь в его ведении до тех пор, пока не будут выработаны новые законы. Следовательно, сохраняются и такие учреждения, как епархиальные училищные советы.

4. Разъяснение протоиерея П. И. Соколова, указавшего предыдущему оратору, что в приведенной статье имеются в виду общие учреждения Св. Синода, но не школы.

5. Речь Я. А. Синеокова о том, что вопрос не имеет такой остроты, чтобы стоило протестовать по поводу передачи школ, лишь бы последние обязательно давали детям и религиозное образование чрез преподавание Закона Божия. Вопрос следует разрешать со стороны тех материальных средств, которыми будет располагать церковно-приходская школа. Если школ Министерству не дадим, то сами должны будем дать средства; если же школы будут черпать средства из Государственного казначейства, то пусть переходят в ведение государства. Но имущество их должно остаться в ведении прихода, и школа будет находиться под контролем прихода, который будет стараться устроить так свою школу, чтобы в ней давалось православно-христианское воспитание.

6. Разъяснение высокопреосвященного председателя, указавшего предыдущему оратору, что при существующей тенденции сделать Закон Божий необязательным предметом для преподавания не может быть уверенности в том, что в начальных школах, в случае передачи их, будут обеспечены и задачи религиозно-нравственного образования и воспитания. Все будет зависеть от личности учащего и его взгляда на задачи школы.

7. Речь генерала Л. К. Артамонова о том, что вопрос о церковно-приходских школах подробно выяснен был и на Всероссийском съезде духовенства и мирян, и в Предсоборном присутствии. Выяснилось, что передача школ вызывает тяжелые последствия. Министерство не скрывает, что оно не считает преподавание Закона Божия в школах обязательным, и поэтому при передаче не будет обеспечено в школе влияние религиозного воспитания. Передача церковно-приходских школ Министерству изъемлет из рук приходского духовенства влияние на воспитание детей. Министерство само будет назначать учителей, и может случиться, что будет назначен или неправославный, или неверующий. Выяснилось также, что передача школ выгодна для учителей, так как в министерских школах лучше оплачиваются труды учителей и предоставляется им право на пенсию. Дебатировался и вопрос о передаче имущества. Выяснилось, что за передачей школ должна последовать и передача школьных зданий. На Всероссийском съезде духовенства и мирян было решено, что церковно-приходские школы должны остаться в ведении и под контролем Церкви и прихода, а учителя церковно-приходских школ, как выполняющие одни и те же функции с учителями школ министерских, имеют и юридическое, и моральное право на одинаковое с ними содержание и пенсионное обеспечение. Оратор считает, что церковно-приходская школа является прабабушкой всего нашего образования, и вместе с тем указывает, что в школе много язв, ее разъедающих и обусловленных главным образом недостатком у нее материальных средств. Школа была в запущении и забросе. Но теперь, оставляя ее в приходе, мы ставим ее в лучшее положение, так как приход сам будет участвовать в ее устроении. Церковно-приходская школа почему-то считалась одним из орудий в руках старого правительства и подозревается, что может стать орудием контрреволюции. На самом деле это немыслимо при выборном начале, установленном для духовенства, и при том контроле прихода, под которым будет действовать школа.

8. Указание высокопреосвященного председателя на значение религиозно-нравственного влияния церковно-приходских школ. По сообщению одного известного высокопреосвященному председателю мирового судьи, в течение двух-трех десятков лет ведшего запись о том, какие школы прошли лица, подвергавшиеся суду, оказалось, что прошедшие церковно-приходские школы давали наименьший % преступности.

9. Речь проф[ессора] Н. М. Абрамова о том, как разрешался дебатируемый вопрос на съездах, и о том, что школы возможно и необходимо сохранить в ведении прихода. Вопрос о церковно-приходских школах есть вопрос острый. К сожалению, на епархиальных съездах во многих местах вопрос о сохранении церковно-приходских школ встречен был мирянами до некоторой степени отрицательно. Это объясняется недостатками постановки обучения в школе, необходимостью тратить на нее средства приходских церквей и необеспеченностью материального положения учащих, которое будет улучшено при передаче школ в ведомство Министерства народного просвещения. На эту приманку пошли, забывая внутреннюю сторону значения школы. Но опасность удаления Закона Божия из школы заставила призадуматься. Интересно, конечно, иметь единую школу, но ведь, проводя принцип единой народной школы, школы однообразного типа, Министерство народного просвещения не мешает, а широко поддерживает всякую частную инициативу в деле просвещения. И вот, становясь на эту точку зрения, если каждый имеет право открывать свою школу, при условии, конечно, что она не будет действовать в ущерб общественным и государственным интересам, то почему такая организация, как приход, не может иметь своей школы, почему приход должен отдать свою школу Министерству. Народ начал понимать значение церковно-приходских школ. Один из приходских советов, где оратор состоит председателем, он, давая Министерству церковно-приходскую школу, постановил открыть другую — приходскую.

10. Речь Я. А. Синеокова (вторая) о том, что при обсуждении вопроса о церковно-приходских школах упускают из виду малочисленность этих школ сравнительно с министерскими. На одну церковно-приходскую приходится пять-десять министерских. Почему нужно заботиться о сохранении религиозно-нравственного воспитания только в одной церковно-приходской школе? Желательно, чтобы Закон Божий преподавался во всех школах. Всех учителей, которые будут преподавать вопреки религии, приход не потерпит и погонит.

11. Речь прот[оиерея] Е. И. Бекаревича об отношении к церковно-приходским школам на Всероссийском съезде духовенства и мирян. На этом съезде ясно выяснилось два отношения к церковно-приходским школам. В секции съезда, работавшей по вопросу об этих школах, духовенство отстаивало их; крестьяне, учителя и церковные старосты откололись; они ожесточенно нападали на школу; эта группа откололась даже официально и выбрала себе особого председателя. Это вызвано было не религиозным направлением школы, а недостатками ее учебного строя. Необходимо изменить самое название «церковно-приходские школы», их учебную программу, ввести в школьный курс преподавание утилитарных знаний и изыскать средства для содержания школы, не обременяя приход.

12. Разъяснение высокопреосвященного председателя, указавшего предыдущему оратору, что по § 13 особой главы в проекте приходского устава о просвещении населения предоставлено вводить в приходской школе ремесла, полеводство, садоводство, огородничество и т. п.

13. Разъяснения прот[оиерея] П. И. Соколова по поводу речей предыдущих ораторов. По вопросу о том, будут ли отобраны здания и имущества, принадлежащие церковно-приходским школам, категорического ответа нельзя дать. В Училищном совете при Св. Синоде совещались с юристами и на основании их заключений стали на такую почву, что разрешение вопроса зависит от собственников зданий, каковыми состоят храмы, братства, попечительства; так что с собственниками Министерство и должно считаться. Приход же прав юридического лица не имеет. По частным сведениям, готовится законопроект, по которому здания будут переданы Министерству. Но ведь некоторые здания находятся в таких местах (например, в женских монастырях, в оградах церквей), где хозяином может быть только монастырь или священник.

Относительно утверждения одного из ораторов того, что прихожане изгонят недоброкачественного учителя, следует сказать, что это — безнадежная мечта. Ведь приход может распоряжаться школой только тогда, когда школа будет собственностью церковного прихода, когда в ее учебной программе будет установлено обязательное преподавание Закона Божия. В церковно-приходской школе священник стоит во главе ее, и преподавание Закона Божия — обязательно. В школе светской ни священник, ни приход не могут иметь никакого влияния в смысле той или другой постановки обучения Закону Божию и религиозного воспитания вообще. Кроме того, религиозное воспитание создается не одним преподаванием Закона Божия, а всем строем школьной жизни, образом жизни учащего, посещением храма Божия. Такой религиозной настроенности в светской школе не будет.

Чем же церковно-приходская школа будет жить? Так как церковно-приходская школа кроме религиозно-нравственного воспитания давала и общеобразовательные сведения, то государство и приходило ей на помощь. Мы не против контроля со стороны Министерства народного просвещения. Что касается программ, то государство неоднократно убеждалось в одинаковости их с программами министерской школы. Ничего нельзя иметь против общественного контроля. У нас уже и вводится контроль прихода. Что касается полезных знаний, то за последние годы в церковно-приходских школах вводилось сельское хозяйство и другие знания. Вообще, момент отобрания школ выбран в высшей степени неблагоприятный и несвоевременный. Ведь школа только что встала на путь несомненного расцвета, о чем свидетельствуют уже, между прочим, и огромные ассигнования на нее — 34 милл[иона] Говорили, что церковно-приходская школа обирает приход. Но церковно-приходские школы получали (на 37 тысяч школ) от монастырей и церквей около 3 миллионов, не более, чем даже земство дает. Итак, откуда же взять средства? Несомненно, что и впредь, как и до сих пор, найдутся благотворители; а на содержание учащих несомненно даст правительство. Потом появятся волостные земства. В них приходы будут представлять крупные единицы. Когда школой будет заведовать приход, то есть тот же народ, тогда он же и настоит на том, чтобы его школе давали средства.

14. Речь архимандрита Виссариона о том, как исторически развивались церковные и земские школы, и о том религиозно-нравственном значении, какое имели церковно-приходские школы, благотворно влиявшие на характер преподавания и в земских школах. Под влиянием церковно-приходских школ усилилось в земских религиозное направление. Нужно употребить все меры к тому, чтобы церковные школы остались в противовес светским школам. Вопрос о средствах для церковно-приходских школ — вопрос трудный. Возлагать слишком большие надежды на церкви, монастыри и приходы — рискованно. Приход истощен. Монастыри также не могут дать. Лучше изыскать какой-либо другой источник для их содержания, помимо прихода, церквей и монастырей.

15. Речь П. А. Разумова о том, что независимо от школы, к какому бы ведомству она ни принадлежала, она, как родитель, сумеет внушить своим детям до четырнадцатилетнего возраста ту религию, которую он считает истинной и сам исповедует.

16. Речь П. А. Маршана об особом положении православно-приходских школ в Прибалтийском крае. Православные жители Прибалтийского края на своих приходских собраниях, благочиннических съездах и на епархиальном съезде (латышская и эстонская секции) внесли резолюцию, что существующие православные школы в крае местные общества передают в Министерство народного просвещения с тем, чтобы Министерство предоставило местным обществам право выбора учащих в православных школах, а именно: во вспомогательной школе не менее одного православного учащего, а в православных одноклассных и двухклассных школах не менее двух учащих, и чтобы преподавание в этих школах всех предметов, кроме русского языка, велось на родном языке учащихся.

17. Речь Тимофеева о том, что на Всероссийском съезде духовенства и мирян выяснилось тяжелое материальное положение церковно-приходских школ и что следует изыскать средства, чтобы поднять школу.

18. Речь А. А. Васильева с возражениями протоиерею Бекаревичу. О. Бекаревич говорил, что крестьяне на Всероссийском съезде духовенства и мирян шли против церковно-приходских школ. Если это и так, то обобщать этого нельзя. В Сибири школы церковно-приходские ничуть не хуже, чем министерские. Учителя в них стоят на такой же высоте, как и в министерских. Народ это ценит. Поэтому в Тобольской епархии в первую очередь заполняются церковно-приходские школы, а не министерские. На Тобольском епархиальном съезде вследствие сочувствия крестьян постановлено сохранить церковно-приходские школы.

19. Разъяснение высокопреосвященного председателя, что церковные старосты на съездах возражали против церковно-приходских школ из-за расходов церквей на школы, так как бюджет наших церквей не велик.

20. Речь высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Рижского, об особом положении церковных школ в Прибалтийском крае. Школы находятся в заведывании Министерства народного просвещения и Святейшего Синода. Такая двойственность в положении школ Прибалтийского края заставляет желать изменения в положениях этих школ. Преосвященный оратор предлагает в одном из следующих заседаний огласить в Отделе доклад, внесенный по поводу этого в Училищный совет при Святейшем Синоде.

21. Речь священника С. В. Нежинцева (вторая) о том, что церковно-приходские школы следует сохранить и отстаивать их нужно твердо, без всякого малодушия и уступчивости. Во Владивостоке имеется руководимая оратором двухклассная школа, устроенная на общественные средства. Школа первая в епархии и оценивается выше министерских. В настоящее время Совет рабочих и солдатских депутатов требуют передачи школы. Оратор телеграфировал во Владивосток, чтобы школу не отдавали.

22. Речь преосвященного Сильвестра, епископа Омского, о том, как созидались школы церковно-приходские и школы министерские в Полтавской губернии. Гражданская школа являлась результатом известного гражданского акта; назначались средства, назначался учитель и созидалась школа. Как возникала церковно-приходская школа? Батюшка получал распоряжение об устройстве школы. Что ему делать? Говорит с церковным старостой, поговорит с прихожанами. Часть средств не без трений получит от прихожан, часть — от их храма; строит школу. Появляются прекрасные здания для школы, в то время как для причта часто нет удобных помещений. Созидание церковно-приходских школ есть дело подвига духовенства, дело его необычайно самоотверженной деятельности. Передача церковно-приходских школ наносит тяжкую обиду и духовенству, и народу.

23. Прот[оиерея] И. В. Корчинского, возражающего протоиерею Бекаревичу по вопросу об отношении к церковно-приходским школам мирян на Всероссийском съезде духовенства и мирян.

Д. По окончании обсуждения большинством всех против трех голосов ПОСТАНОВИЛИ:

1. Просить Поместный Собор ходатайствовать пред Временным правительством о сохранении церковно-приходских школ в ведении Церкви и об уравнении служащих в этих школах в окладах содержания и в праве на пенсию со служащими в министерских школах.

2. Расширить программы в церковно-приходских школах до объема программ министерских школ.

3. Поручить президиуму пересмотреть представленный Святейшим Синодом текст обращения Поместного Собора к Временному правительству по вопросу о возвращении церковно-приходских школ в ведение Церкви.

Заседание закончилось в 9 часов вечера.

Архиепископ Назарий

Протоиерей П. Соколов

В. Добронравов

Секретарь Отдела В. Антонинов

Делопроизводитель Отдела Мих. Павлов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 393. Л. 24–29 об. Рукопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 393. Л. 16–23. Машинопись. Копия. Подписи отсутствуют.