5 сентября 1917 г.
В заседании в Соборной палате под председательством высокопреосвященного Евлогия, архиепископа Волынского, присутствовало 99 членов Отдела, список с собственноручной записью которых при сем прилагается.
Заседание открыто было следующею речью председателя:
Отделу о богослужении проповедничеству и храме поручается великая задача благоустроения важнейшей части церковной жизни православного богослужения. Богослужение — это высшее проявление церковной жизни, так сказать, душа и сердце ее. Здесь проявляются и догматические верования и здесь же находят свое отражение и запросы нравственные. Богослужение — это великий живой символ веры нашей, не в логических формулах и определениях, а в живых образах в действиях, в звуках и красках. Оно с тем вместе неисчерпаемый источник нравственного воодушевления. Недаром храм как сосредоточение церковной жизни у нас обычно принято называть церковью. Богослужение затем есть высокая священная поэзия христианского сердца, полная духовной красоты. Однако все это великое христианское сокровище, все открытое в богослужении великое богатство его духовного содержания в весьма значительной степени удалено от верующего сердца. Эта великая священная книга часто запечатана семью печатями и недоступна для многих. Многие православные христиане плохо знают и мало понимают православное богослужение. Мне кажется, что задача работ нашего Отдела и должна именно состоять в том, чтобы приблизить к пониманию верующих содержание христианского богослужения, сделать его дорогим достоянием сердца, облегчить путь, через который свободно вливалась бы в душу христианина его благодатные струи, устранить препятствия к тому, чтобы каждый желающий свободно мог черпать из богатого и полного источника богослужения все благопотребное для спасения верующего, облегчить возможность каждому желающему жить в его священной атмосфере. И вот здесь прежде всего имеет весьма важное значение самый строй и порядок богослужения; как во всякой постройке важнейшим делом является ее план, как вообще порядок является душою всякого дела, так точно и порядок или, как принято называть, Устав имеет первое главное значение. Действительность жизни говорит нам о большом расстройстве в уставной части или стороне церковного богослужения. Церковный Устав в своем целом носит на себе печать глубокой идеи и представляет стройное целое, но мы знаем, как он исполняется в настоящее время в церквах. Иногда в исполнении Устава получается нечто изуродованное на почве всевозможных его урезов и сокращений, полное отсутствие каких-либо общих руководящих начал.
Отсюда и замечается и повсюдное разнообразие в применении Устава, и полный произвол в руководствовании им, и полный беспорядок в церковном богослужении. Имеет также большое значение затем и самый текст и язык богослужения. Основным требованием в этом отношении является мысль о том, чтобы все богослужение доходило до ума и сердца христианина. Таким образом, возникает вопрос об исправлении церковно-богослужебного текста, а также о приближении его к нашей родной речи, о возможности перевода священно-богослужебных книг на русский язык и т. д. Немаловажное значение имеет также вопрос о церковном пении и церковно-богослужебном чтении. Вопрос о церковном пении — целая наука, и здесь также открывается обширное поле — обследование этого предмета в нашем Отделе. Затем <Под>отдел о церковном проповедничестве: какова должна быть церковная проповедь. Как известно, в вопросе о церковной проповеди многое требует обсуждения, остается неразрешенным и оставляет желать лучшего. Положение дела о церковной проповеди до последнего времени было печальное. Проповедь далеко не являлась обязательною, неотъемлемою частью нашего богослужения. Она являлась как бы лишь украшением его, как бы каким-то сладким блюдом на сытном обеде и произносилась часто по книжке и тетрадке, а в не живом слове. Затем остановить должен на себе внимание вопрос о храме, его архитектуре, иконописи и живописи, о нашем церковном искусстве, о церковной старине. И здесь весьма желательно установить прочное начало, дабы устранить всяческий произвол и искажение в этой области, восстановить строгий церковный стиль. Что касается материала, который мог бы послужить пользою при изучении вышеозначенных вопросов, то мы далеко не можем похвалиться богатством такового. Из всех предсоборных организаций, которые предшествовали настоящему Церковному Собору, лишь немногие дают материал для наших суждений. Так в 1905 году вопрос, подлежащий суждению Отдела, во всей своей полноте не останавливал на себе внимание членов Предсоборного присутствия, о нем высказывались лишь вскользь. Даже и в представленных в Предсоборное присутствие отзывах преосвященных означенный вопрос затронут не широко и не разносторонне. В Предсоборном Совете был выделен Отдел о вере и богослужении, и по сему вопросу имеется несколько докладов, таковы напр[имер] доклады профессора Карабинова, Кудрявцева, Скабаллановича, преосвященного Арсения Новгородского.
Но за недостатком времени доклады эти не обсуждались в общем собрании членов Предсоборного Совета. К сожалению, я не могу ознакомить членов Отдела с материалами о богослужении, если таковые и имеются, выработанными Московским совещанием — съездом объединенного духовенства и мирян. Материалы эти как будто не изданы.
Прот[оиерей] Цветков. Вопросы о богослужении за краткостью времени совсем не затрагивались на Совещании объединенного духовенства и мирян.
Мы, продолжал председатель, можем пользоваться и всяческим литературным материалом по теме или другим из указанных вопросов. Я хочу, чтобы собрание обменялось своими мыслями относительно планов наших будущих занятий. Может быть, благоугодно будет Отделу остановиться на обсуждении вышеупомянутых предметов и, соответственно их содержанию, распределиться в работах по подотделам или группам.
Свящ[енник] Сироткин предлагает выделить особый подотдел для обсуждений по вопросам о храме и церковной архитектуре, которому предстоит ознакомиться с имеющим глубокую ценность материалом. Этому подотделу, по его мнению, должно дать определенную задачу обследования церковной архитектуры.
Г[осподин В. К.] Недельский. Высокопреосвященный председатель справедливо указал, что богослужение есть важнейшая часть проявления христианской жизни. Это действительный символ христианской веры, источник святых вдохновений и пробуждений христианской жизни. Это тот источник жизни, почерпая из которого, слабый духом и отягченный грехом человек может восходить от земной юдоли к небесному отечеству. Высокопреосвященный председатель в порядке постепенности на первом плане для обсуждения в Отделе ставит церковный Устав. Но да будет позволено высказать мне свои соображения, которые, может быть, будут идти в ущерб логической последовательности в вопросе о порядке занятий в нашем Отделе. Логическая последовательность, соблюдаемая в предложении порядка обсуждения вопросов, высказанном председателем, может быть нарушена. Я считаю отрадным предзнаменованием в работах Отдела то, что на очередь к обсуждению здесь поставлен вопрос и о проповеди. Проповедь церковная в настоящее время не имеет того значения, которое принадлежало ей на заре христианской жизни и должно принадлежать и ныне, и всегда. Проповедь в богослужении, говоря словами председателя, ныне стала сладким блюдом, утратив свое первичное значение. Но она — одно из необходимых обильных и питательных явств той духовной трапезы, которая предлагается в богослужении православному христианину. И как ни умилительно стремиться сохранить богатую, но для многих не вполне доступную высокую поэзию христианского богослужения в целом, приблизить ее к пониманию масс, на деле это, однако, кажется, быстро не может быть осуществимо. Так, если мы возьмем вопрос о церковном Уставе, то увидим при разработке его, что вопрос о нем весьма сложен требующий продолжительных работ и многочисленных справок. Вопрос о церковном богослужебном языке еще более сложен, и разработка его более продолжительна. Тем более, если Собору угодно будет признать, что церковно-богослужебный язык нуждается не только в исправлении, но и совершенно новом переводе, хотя бы и на тот же славянский язык. Продолжительны будут работы и по всем другим вопросам, предлагаемым здесь и относящимся к богослужению и храму. По моему убеждению, то, что должно отвечать современным животрепещущим вопросам церковной жизни, и должно быть поставлено на первую для обсуждения и разработки очередь. Если в церковной и общественной жизни наблюдается много нестроений, то это потому, что жизнью выдвигается потребность новых идей, новых убеждений. Эти новые убеждения высказывают и по ним ведут народные массы люди, часто мало сведущие в области церковного веро- и нравоучения и практической церковной жизни. Свои убеждения они высказывают в светских собраниях и митингах. Только силы людей облагодататствованных, высоко просвещенных в церковном отношении, не проявляют той энергии, того героизма, которые вызываются потребностями настоящего момента. Освященный Собор не может не считаться с этим явлением. Сейчас же, по моему мнению, должны быть мобилизованы все учащие силы Церкви на проповедь, отвечающую современным течениям жизни. Учительство церковное — это призыв народной совести, которая не утратила отзывчивости ко всему святому. Если бы такая проповедь громко раздалась и была живою, выходила от горячего пастырского сердца, если бы к ней привлечены были и мирские силы, то, несомненно, она заставила бы переоценить те ценности, которые несут за собою хаос и разрушение жизни. Если пропустится время для таких проповеднических выступлений, то после проповедников не станут слушать. Когда грозит стране великая опасность, то проповедническое апостольское слово должно раздаваться громче, оно должно огненною речью звать к покаянию, умиротворению и братству. По всему вышеизложенному г[осподин] Недельский прежде всего предлагает заняться вопросом о проповедничестве.
Председатель заявляет: я признаю остроту и неотложность вопроса о проповедничестве, но в то же время думаю, что работы по всем предложенным мною вопросам должны вестись параллельно. Вопросы должны разрабатываться предварительно в подотделах и по мере их разработки вноситься в общее заседание Отдела, а по обсуждении здесь — восходить затем для окончательного решения на Поместный Собор. Поэтому я предлагаю теперь разделиться на подотделы или группы.
Июдин. Прежде чем делиться на группы, нужно высказаться по вопросу о таком делении. На мой взгляд, на первом плане должен быть поставлен вопрос о проповедничестве. Святые отцы заботились о проповеди прежде и больше всего. Мы далеко отступили от этих забот в настоящее время. Нужно всеми мерами восстановить живое проповедническое слово. Я представитель деревни (крестьян) и скажу, что здесь наблюдается полное омертвение народных масс в отношении веры, Церкви и богослужения. Жители деревни не язычники, но и не христиане. Сельские пастыри мало проповедуют или и совсем оставляют паству без живой проповеди, забывая слова святого Златоуста о необходимости проповеди. Живого слова, которое имело место в Церкви первенствующих времен, ныне у нас нет. Сборников святоотеческих проповедей в церквах не имеется, а между тем в этих сборниках содержатся живые и редкостные проповеди. Итак, надо дать народу живую проповедническую святоотеческую литературу. Святой Иоанн Лествичник, насколько я помню, поучает, что в церковной жизни на первом плане должна быть проповедь. Но один сельский батюшка не может вести проповеди. В больших сельских приходах священник бывает нередко гостем и в своем собственном доме и семье: все время он отдает на требоисправления и совершение церковных служб. Вот почему на дело проповеди следует призвать все христиански просвещенные силы деревни. Духовную пищу проповеди надо взять из творений святых отцов. В источниках, которыми окормляется современная деревня, в школе и церкви нередко нет ничего по многим вопросам веры и жизни. Так, поселяне ничего не знают о загробной жизни, картина Страшного суда признается какой-то смешной, и в церквах она обычно занимает место на паперти. После того как сердца верующих людей зажжены будут проповедью, следует обратить внимание и на церковно-богослужебный язык, разъяснить его. Насколько я понимаю, в жизни я слышал, что русские люди потеряли свободный русский язык. В наших учебных заведениях наибольший процент малоуспешности, как я наслышан и как это ни странно, обнаруживается именно по предмету русского языка, и в правописании, и в произношении мы нередко искажаем наш родной язык («Багародица» вместо «Богородица»). Славянский перевод церковно-богослужебных книг вечен. Он более, чем русская речь, умилителен. Умилительные церковные песнопения, переведенные с славянского языка на русский, не могут дать должного настроения душе молящегося. Говоря о живописи, оратор замечает, что распространенная ныне в православных храмах современная итальянская живопись в своем роскошном виде вместо настроения нередко дает отвращение, и поэтому должна бы была быть даже изгоняемой из православных храмов.
Кашменский обращает внимание к порядку дня и говорит, что мы затрачиваем много времени на выслушивание очень содержательных речей, но ничего не решили в том порядке обсуждения вопросов, который был предложен высокопреосвященным председателем, и потому просит вернуться к этому порядку.
Шарко заявляет, что в церковно-богослужебном Уставе нужно отменить чтение псалмов, а взамен того ввести поучение и разъяснение богослужения, а равно усилить церковное пение. Если в сводах здания нет связей, то оно не прочно и плохо. Так и в богослужении: проповедь живого слова, эта существенная часть богослужения, ныне задавлена и мало или и совсем не слышится, проповеди нет. Как представитель казачества я заявляю желание делегировавших меня на Собор обществ, что проповедь должна соединяться с паломничеством. Казаки выражают желание устраивать религиозные паломничества из села в село.
(Председатель прерывает оратора.)
Гр[аф] Олсуфьев. Мы решаем вопросы, что делать нашему Отделу, с чего начать нашу работу, но при этом мы оказываемся совершенно не приготовленными к поставленным вопросам. Кропотливой технической работы нельзя ожидать от многочисленного по своему составу Собора. Собор от нас ждет обработанных докладов. Здесь похоже на то, что бывает в думских учреждениях. Дума открывается, а управа не представляет ей докладов. Святейший Синод не дал даже материала для наших работ, как же нам начать дело? Прежде всего, я заявляю, что нам нечего торопиться. Собор должен быть длителен не менее года. Пробел недостатке материала и нашей неподготовленности должен быть восполнен. Нужно начинать работу по вопросам готовых докладов. Отдел должен дать известное поручение образуемым комиссиям. Прежде же всего между нами должен быть обмен мыслей по общим вопросам, и вопросы в заседаниях Отдела должны обсуждаться после докладов компетентных по каждому из них лиц. Если мы затрагиваем широкие вопросы, то ужели мы считаем себя компетентными в их решении? Где среди нас композиторы Кастальские, Рахманиновы? Где архитектор[ы] Покровские, Щусевы и др[угие]? Где знатоки церковной живописи, церковного рукоделия, вышивания? Где специалисты всех этих работ? Их нет. Итак, необходимо нам восполнить свой Отдел специалистами по всем указанным вопросам. Должны быть особые докладчики по возбуждаемым вопросам, мы имеем право воспользоваться приглашением в нашу среду специалистов. Нужна кооптация. Мы должны просить приглашаемых специалистов сделать нам доклады и, выслушав их, выносить общие постановления и предлагать Отделу окончательную разработку тех или иных вопросов. К чему, напр[имер], мы должны стремиться в вопросе о церковном пении? К демократизации: «Пойте Господеви, пойте разумно, а не безумно». Так и везде и во всем. Итак, разбившись на подотделы, мы должны пригласить к участию в наших работах специалистов, иначе работы наши будут случайными.
Председатель. Если мы теперь же разделимся на подотделы, то они и выработают доклады, по которым в пленарном заседании откроем прения, сделаем затем известные постановления и внесем их на Собор. При этом по Уставу мы имеем право кооптации специалистов. Конечно, практическое осуществление наших пожеланий потребует продолжительного времени. Огромная, напр[имер], работа предстоит по вопросу о церковном Уставе.
Прот[оиерей] Цветков ставит на очередь вопрос об упорядочении домашней молитвы. Устава этой молитвы нет. Есть в обращении православных мысли и изречения на каждый день, заимствованные из книг Священного Писания и святоотеческих творений, но нет общего устава домашней молитвы. Необходимо иметь домашнюю богослужебную книгу, заключающую в себе избранные псалмы, тропарь святому дня, утреннюю и вечернюю молитву и т. п. Если будет благоугодно, то подотдел мог бы заняться выработкою подобной книги, может быть выработан особый ритуал домашнего богослужения. Напр[имер], в настоящее время в домах совершенно вышли из употребления так называемые кадильницы, которые я встречал в одном семействе, употребляющем их при домашней молитве, производя каждение по комнатам ежедневно. На это необходимо должно быть обращено внимание.
Председатель. Я понимаю важность вопросов о домашней молитве, но в то же время полагаю, что вопрос о ней есть вопрос Требника.
Цветков. Требник предполагает церковное, а не домашнее богослужение.
Волков. Здесь некоторые ораторы поднимали вопрос о необходимости оживления и углубления церковной проповеди в духе любви. Это вопрос не новый. Не было времени, когда бы он не возбуждался, и Святейший Синод и епархиальные преосвященные всегда призывали пастырей Церкви к делу проповеди, но, очевидно, есть причины иного порядка, почему вопрос о проповеди находится ныне в столь печальном положении.
Голунов. Мы обсуждаем вопрос, с чего начать нашу работу. Так как есть работы Предсоборного Совета, то мне кажется, что, заслушав их, мы и должны приступить к их обсуждению.
Олсуфьев. Что до работ Предсоборного Совета, то их должно всячески приветствовать и воспользоваться ими в трудах нашего Отдела.
Проф[ессор] Кудрявцев. Я не вижу конца и края нашим рассуждениям. Я люблю во всем систему, но когда вижу, что нами овладевает страсть к системе, и в заседаниях Отдела, и на самом Соборе, то готов отсюда уехать. Я замечаю: когда организуются Отделы, то в них желают обнять вопросы и вширь, и вглубь. В Отделах готовы решать не только принципы, но чуть ли не вопросы о том, в каком объеме изучать французский язык в школе… Это путь, с которого мы никогда не выберемся на правильную дорогу. Нужно исходить из того, что составляет форму и содержание. Форма сама по себе значения не имеет, наш Отдел старается о содержании, и притом о содержании самом важном, ибо богослужение — это самоважнейшая часть христианской веры, потому что оно касается совершения таинств. Неотложными вопросами я считаю вопросы церковного строя, я предлагаю их выдвинуть на первый план, иначе у нас не хватит ни времени, ни сил для работы. Надо помнить, что нам надо подготовить вопросы о формах церковной жизни для Собора. Вопрос о содержании нужно несколько отодвинуть и дальше. Собрания Отделов по вопросам о строе должны быть чаще, а о содержании — реже. Вторая моя мысль, чтобы строго отличать главнейшие основы от подробностей, которые очевидно не могут быть разрешены на Соборе. Если бы удалось создать формы и осуществить их в жизни, то, может быть, они дали бы возможность обнаружиться на местах творческим силам. В-третьих, не нужно изобретать вопроса. Первая задача Отдела — о каждом вопросе должны быть представлены основания, почему вопрос вносится на обсуждение, чем он мотивирован, равно обсудить о каждом вопросе, какой материал он имеет за собою и представляется ли вопрос назревшим? Напр[имер], епархиальный съезд выдвинул тот или иной вопрос, но ни сам съезд, ни епархиальный епископ не вынесли по нему определенного решения. Известный вопрос нужно взять и профильтровать его: должны быть только для неотложных вопросов выносимы решения. Это один из самых важных моментов нашего Отдела. Подотдел подготовит материал, представит мотивированно, что вопрос действительно неотложен, и если доводы будут признаны важными, то вопрос включается в Отдел и затем, по разработке, докладывается далее Собору.
Кашменский снова говорит о порядке занятий, согласно планам, намеченным председателем, предлагает принять названные в этом плане подотделы, расширить их включением предложений о[тца] Цветкова. Все упомянутые в плане председателя подотделы необходимы, если взглянуть на них с точки зрения проф[ессора] Кудрявцева. Отдел о церковно-богослужебном Уставе самоважнейший, вопросы о языке, чтении, пении и т. д. — все это вопросы самые необходимые и всеми признанные. К ним следует присоединить еще вопрос о богослужебной дисциплине. Ныне наблюдается в храме полное отсутствие дисциплины. Молящаяся мысль расхолаживается, когда мы видим частное хождение по нужде и без нужды в святой алтарь даже церковных сторожей в их не всегда благоприличных костюмах, когда мы наблюдаем нередко шумную торговлю церковными свечами, сбор денег в церковные кружки и тарелки старостами и длинной вереницей других лиц. Все это влияет на рассеянность молящихся, создает известное настроение. Лично я скажу о себе, что с умилением наблюдал порядок богослужения, существующий в Александро-Невской лавре. Оратор настаивает на необходимости образования особого подотдела о храмовой дисциплине.
Председатель ставит на голосование вопрос, угодно ли Отделу согласиться с указываемою им программою подотделов?
Проф[ессор] Булгаков спрашивает, какое поручение дается подотделам — узкое или широкое?
Проф[ессор] Кудрявцев объясняет, что по каждому вопросу должна быть предварительная справка, кто вносит вопрос, какие мотивы побуждают к его внесению, это предоставляется на благоусмотрение Соборного Совета, и если вопрос признается неотложно важным, он получает дальнейшее движение, если не важен, то отпадает.
Председатель. Если будем ждать, пока Соборный Совет скажет нам свое слово, пройдет долгое время, я полагаю, что Отдел наш компетентен сам по себе в суждении по вопросу, какими предметами нам заняться и какие отложить. Я говорю, что положение о церковно-богослужебном Уставе, церковно-богослужебном языке, пении и чтении не были еще рассмотрены в Предсоборном Совете, как равно и вопросы о храме.
Богданович снова просит огласить, какие есть уже готовые доклады по вопросам, и заглавие докладов председателем оглашается.
Председатель предлагает конструировать подотделы о церковном уставе, богослужебном языке, церковном пении и чтении, проповедничестве, храмовой архитектуре и иконописи и также об упорядочении домашнего богослужения и храмовой дисциплине.
Богданович заявляет, что так как о церковном Уставе есть ранее изготовленный доклад, то не признается ли возможным огласитьего в общем заседании.
Председатель заявляет, что оглашение и подробный анализ доклада — дело подотдела.
Возбуждается вопрос, не лучше ли, не разбиваясь на подотделы, избрать особых докладчиков по каждому вопросу.
Председатель заявляет, что докладчики по вопросам будут поставлены в затруднение, так как не имеют под руками разработанного материала. После этого заявления собранием признаются желательными и необходимыми подотделы церковно-уставной, о богослужебном языке, церковном пении и чтении, проповедничестве.
Свящ[енник] Беляев недоуменно вопрошает, как понимать Подотдел о чтении и пении, чем он будет заниматься, он может только говорить, что в церквах должно быть хорошее чтение и пение, а в действительности этого нет.
Один из членов Отдела ставит вопрос об архитектуре и заявляет, что первоначальная редакция этого Отдела была о церковных древностях, кто-то затем обобщил эту редакцию вопрос о храме вообще. Есть ли необходимость в особом подотделе об архитектуре храма?
Проф[ессор] Карабинов. Вопрос о храме был выставлен профессором Кудрявцевым, может быть, у него имеются дополнительные соображения? Какие вопросы предлагает он ставить для решения в этом подотделе?
Проф[ессор] Кудрявцев заявляет, что он внес только редакционную поправку в первоначальный текст Отдела, который звучит как-то неэстетично. Что до вопросов о храме, то их у меня очень много, напр[имер], о церковной живописи, дух которой, утративший свою церковность, необходимо восстановить: должен быть особый тип храмовой живописи.
Олсуфьев. Если вопрос о церковном искусстве подан, то зачем сводить его в узкие рамки. Если мы говорим о гибели памятников архитектуры, которая замечается давно, то это признак невежества со стороны тех, в чьем ведении находятся означенные памятники. Подвалы Ростовских палат были загрязнены, забросаны мусором и заставлены бочками с капустой, а между тем на стенах этих подвалов открыты были знаменитые художественные фрески. Гибель архитектурных и художественных памятников нередко происходит и от ревности не по разуму. Любви к искусству следует приучать людей с ранней поры и с возраста. В семинариях должны быть особые кафедры архитектуры и церковного искусства. Я недоумеваю, почему профессор небрежно отнесся к вопросу о приглашении специалистов в Отделы? Я решительно не понимаю, как может быть обсуждаем вопрос людьми некомпетентными без руководства специалиста.
Проф[ессор] Булгаков. Вопрос о богослужении самый важный в группе тех вопросов, которые должны возбуждаться на Соборе. И тем большую трезвость должны мы соблюдать при его обсуждении в Отделе. В частности, вопрос о церковном искусстве наитруднейший для разрешения даже со стороны специалистов-художников. Они доселе не могут найти настоящего религиозного стиля в своих работах. Вопросы должны возбуждаться лишь самые необходимые, самые бесспорные. На Соборе не должно быть черновой работы. Мы только учимся соборности. Мы исполним задачу Собора, если ответим на самые основные элементарные вопросы и лишь поставим на очередь к обсуждению другие более широкие: с ними мы будем иметь дело в учреждении, действующем в междусоборное время, или отложим их до следующего Собора.
Председатель. Отдел, несомненно, разделившись на подотделы и продолжая свою работу, оставил бы ценный материал для следующего Собора. Вопросы, возбуждаемые в Отделе, не должны откладываться обсуждением.
Протопр[есвитер] Шавельский заявляет, что, по его мнению, упускается из вида два обстоятельства. Нельзя загромождать Собор обилием вопросов. Необходимо считаться с тем, что Собор не может быть длителен, прежде всего, он не имеет материальных на это средств. День Собора обходится около 18 000 р. Между тем Собор не получил от правительства еще ни одной копейки. Если лишь часть вопросов будет разрешена Собором, то и это будет иметь великую важность. Нестроения, замечаемые в богослужении, для меня виднее, чем для кого-либо другого. В нашей армии священники с разных мест нашего обширного отечества и привносят в богослужение местные обычаи и порядки. Богослужение необходимо упорядочить. Проповедь находится в ужасном состоянии. Мы должны давать в проповеди ответы на жизненные вопросы. Наиважнейшим является также и вопрос о храме, но в этом вопросе могут сталкиваться многие противоречивые воззрения (пример Федоровского Царскосельского собора). Во всех вопросах следует обращать внимание самое существенное на то, что требуется жизнью, остальное можно пройти вскользь. Поэтому вопрос о храме, архитектуре и живописи нельзя считать неотложным.
Богданович на основании речи председателя и ораторов делает практическое предложение об образовании тех только подотделов, по которым имеются обстоятельные доклады. Доклады в дальнейшем могут поступать скоро. В противном случае образуемые подотделы могут работать впустую.
Кашменский заявляет, что необходим подотдел об архитектуре и живописи. Кто ныне производит в храмах архитектурные и живописные работы? Малограмотные мастера под наблюдением несведущих в этих вопросах членов церковного причта.
Следующий оратор предлагает отклонить образование такового подотдела. Церковь ныне погибает от внутренней неурядицы. Защитники подотдела возбуждают вопросы, которые могли бы быть решены разве в Академии художеств. Многолюдное собрание не может браться за решение столь важных и специальных вопросов, которые предлагаются Отделу. Решение их в собрании всегда будет тормозиться. Понятны подотделы о богослужебном Уставе, церковно-богослужебном языке. Они вызываются существенными потребностями времени. Решение вопросов, возбуждаемых в этих подотделах, — прямое дело Собора. Чтобы ознакомиться со стилем, характером церковной живописи, следует пригласить предварительно специалистов: Глобу, Трубецкого и др., предварительно так или иначе вырешить вопрос в частной беседе.
Свящ[енник] Сироткин настаивает на необходимости образования подотдела об архитектуре и живописи на том основании, что в указанной области Церкви грозит существенная опасность. В церковном искусстве уже <не>редко выдвигается модернизм. Собор должен сказать свое твердое решающее слово о том, чтобы в этой области впредь не было уклонений от твердо установленного порядка. Если отклонять образование подотдела по финансовым соображениям, тогда никакая предстоящая Собору работа не может быть исполнена в совершенстве.
Председатель говорит, что труды подотдела об архитектуре и живописи были бы небесполезны и его работы пригодились бы в будущем. Вопрос лишь о том, найдется ли среди членов Отдела достаточное количество лиц, готовых заниматься в образуемом подотделе; если их достаточно, то подотдел должен быть образован.
Июдин. Церковь в опасности. Вопрос об архитектуре и живописи может ждать своего решения. У голодного, говорит пословица, хлеб на уме, и потому в первую очередь должен быть поставлен вопрос о проповедничестве.
Арх[иепископ] Димитрий. Мы все компетентны при вопросе об архитектуре и живописи. Мы православные, но вера наша выражается вовне, следовательно, и в архитектуре, и живописи, и храме. Собор, конечно, не должен заниматься охраной памятников старины, но Собор должен вынести решение о принципиальном вопросе, отсюда вывод прямой — необходим подотдел об архитектуре и живописи.
Председатель предлагает вопрос на окончательное голосование, и большинством 31 голоса против 27 Подотдел об архитектуре и живописи принимается.
Прот[оиерей] Цветков. Образованием подотдела об упорядочении домашнего богослужения мы могли бы протянуть руку примирения нашим старообрядцам. У них домашняя молитва, домашнее богослужение упорядочено, и стремление с нашей стороны упорядочить домашнее богослужение являлось бы мотивом к примирению старообрядцев с нами.
Миклашевский предлагает подотделы о домашнем богослужении и храмовой дисциплине, дабы излишне не умножать количество подотделов, соединить в одном.
Свящ[енник] Прилуцкий в вопросе о домашнем богослужении видит два вопроса: во-первых, начертать чин домашней молитвы, это войдет в вопрос об Уставе. Вопрос о храмовой дисциплине имеет двоякий характер — теоретический и практический. Практически он связан с вопросом о приходе, а теоретически — об Уставе, и поэтому предлагает вопросы о домашней молитве и храмовой дисциплине отнести к Уставному подотделу.
Гр[аф] Олсуфьев предлагает вопросу о домашней молитве уделить особое внимание. Живя среди раскольников, говорит оратор, я наблюдаю, какое могучее значение имеет в их среде вопрос о домашней молитве. Вопрос о храмовой дисциплине и домашней молитве относится к Уставному подотделу.
Один из членов Отдела просит настойчиво разрешить вопрос о храмовой дисциплине. Все правила этой дисциплины, когда-то практиковавшиеся в наших храмах, ныне забыты, и отсутствие храмовой дисциплины производит большой соблазн среди молящихся. В католических костелах дисциплина образцовая, и в этом отношении нам остается учиться у католиков.
Преосв[ященные] Пахомий и Димитрий заявляют: мы совершенно забыли о храмовой дисциплине, с нею потеряли знакомство архипастыри, пастыри и миряне, что можно наблюдать ныне за ежедневным богослужением. Как должно войти в храм, когда положено класть поклоны, креститься, — на все это не обращается должного внимания. В церковную практику нередко входят неправославные обряды. В воскресные дни богомольцы нередко опускаются на колени, кладут земные поклоны и т. д., между тем, было время, когда на все это обращалось строгое внимание. Храмовая дисциплина — неотъемлемая принадлежность православного богослужебного чина. Забвение ее повело к вторжению в церковь неприемлемых православием обрядов и чина. Архиепископ Московский Августин некогда доносил Святейшему Синоду о том, что привезен и поставлен в храм гроб князя Голицына, весь обложенный розами, пред которым молящиеся опускаются на колени.
Председатель голосует вопрос о храмовой дисциплине, который и принимается собранием, со включением его в Уставно-богослужебный подотдел.
Затем одним из членов Собора вносятся несколько слов о заданиях подотделов: о том, чтобы они не усугубляли своих работ, не расширяли вопросов, а выносили практическое разрешение их применительно к современным жизненным потребностям.
После сего делопроизводителем Отдела Н. Кедровым оглашается протокол первого, организационного заседания Отдела от 31 августа, который единогласно, без всяких поправок, и принимается собранием.
В дальнейшем заседании Отдела происходит обмен мнений по разным вопросам, между прочим, прежде всего о поминовении членов Собора за богослужениями. По заявлению некоторых членов Отдела, хотя и есть циркулярное распоряжение о поминовении, но оно, однако, не выполняется во всех церквах. На местах оно даже не получено многими причтами. Некоторыми это распоряжение было понято так, что поминовение должно было совершаться только один раз, в самый день открытия Поместного Собора, 15 августа. Отдел поручил преосвященному председателю войти по этому вопросу с заявлением в Соборный Совет и просить, чтобы чрез Святейший Синод было сделано циркулярное распоряжение о поминовении за богослужениями Поместного Собора ранее Святейшего Синода повсеместно.
Проф[ессор] Кудрявцев говорит, что Собор совершает некоторые чинопоследования, и совершение их не может, конечно, служить образцом. Устав должен вводить норму, иное дело — сокращение Устава, которое нередко извращает самый смысл чинопоследования. Канон, например, является основою молебного пения, между тем, он выпускается за молебнами; лучше пропустить акафист, нежели канон. Прокимен перед чтением Апостола чтец нередко пробурчит, аллилуарии никогда и нигде не поются, за исключением разве Литургии в Великую субботу.
Некоторыми вносится предложение, чтобы Отдел выделил из сведущих лиц комиссию, которая организовала бы совершаемые на Соборе и по чину Собора моления.
Преосв[ященный] Пахомий заявляет, что преосвященному Андронику, епископу Пермскому, поручено составить прошение для ектений о Соборе.
Некоторые члены выразили пожелание, чтобы Соборный Совет сделал циркулярное распоряжение чрез Святейший Синод об особом молении за Собор во всех церквах путем опубликования этого распоряжения в «Церковно-общественном вестнике».
Преосв[ященный] Пахомий по вопросу аллилуариях и прокимне поддерживает мнение профессора Кудрявцева. О панихиде и молебне говорит, что эти богослужения являются сокращением утрени, а в чинопоследовании утрени главнейшею частью является канон.
Прот[оиерей] Цветков заявляет, что молитвы, читаемые на Литургии, относящиеся до войны, являются чрезвычайно устаревшими. Там нет совсем выражений о нашей греховности, о попущении Божием, которым явилось для нас, православных, война; вместо этого там выражения явно горделивые: «неправедно возсташа на ны» и т. п. На Московском епархиальном съезде духовенства поднимался вопрос о том, нельзя ли чрез Святейший Синод дозволить епархиальным преосвященным разрешать пастырям Церкви самим составлять эти молитвы и таким образом проявить некоторую инициативу. Но члены Московского епархиального съезда убоялись обращения к Синоду с означенной просьбою. Необходимо далее, по заявлению о. Цветкова, составить и новые молитвы, применительные к настоящему времени.
При этом оратору было замечено, что проект о составлении таких молитв уже существует.
Преосв[ященный] Димитрий говорит о том, что следует упорядочить и самую форму молебна. Скольким святым положено Уставом совершать молебен одновременно? Только лишь четырем. А ныне нередко число это увеличивается до неопределенности, и священнослужитель, совершающий молебен, нередко забывает святых, не может перечислить их поименно и обращается с вопросами к певцу или псаломщику о том, какому святому еще заказан молебен. То же самое подтвердили о. Сироткин и некоторые другие члены Отдела.
После изложенного обмена мнений заседание Отдела было закрыто председателем в 8½ часов вечера.
Председатель архиепископ Евлогий
Епископ Пахомий
Секретарь: Георгий Булгаков
Делопроизводители: Николай Кедров
М. Смирнов
ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 6–16 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.